УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
© 2011 С. Н. Белова
канд. пед. наук, доцент каф. непрерывного профессионального образования, начальник центра аудита качества образования
e-mail: fpkkursk@yandex. ru
Курский государственный университет
В статье раскрываются возможности использования информационных технологий в системе оценивания качества образовательного процесса в вузе. Особый акцент сделан на рассмотрении взаимосвязи субъектов и объектов оценивания. В соответствии с выбранными объектами оценивания приведены примеры использования информационных технологий в виде программных средств.
Ключевые слова: информационные технологии, система оценивания качества образовательного процесса в вузе
Среди многочисленных проблем гарантии качества образования в вузе ключевой является проблема создания и развития системы оценивания качества образовательного процесса (СОКОП).
Ее развитие напрямую связано с разработкой и эффективным использованием мультимедийных, компьютерных программ и других информационных технологий. Компьютеризация системы оценивания качества образовательного процесса в вузе позволяет изменить всю систему информационного, программно-методического обеспечения образовательного процесса (поиск справочного материала, осуществление оценивания, обработка результатов оценивания и др.) [Трайнев 2006].
Для того чтобы определить, какими программными материалами необходимо пользоваться в процессе оценивания качества образовательного процесса, важно установить назначение и цели системы оценивания качества образовательного процесса в вузе.
По нашему мнению, она может быть представлена посредством двух подсистем: внутренней и внешней, которые взаимосвязаны, взаимодополняют, взаимообусловли-вают друг друга.
Цели внешней подсистемы оценивания качества образовательного процесса состоят в выявлении:
- соответствия содержания, уровня и качества подготовки кадров требованиям ГОС (ФГОС) ВПО;
- типа и вида образовательного учреждения по показателям государственной аккредитации;
- соответствия критериям общественно-профессиональной аккредитации;
- соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и региональным требованиям;
- гарантии повышенного, элитарного уровня той или иной образовательной программы конкретного вуза.
Цели внутренней подсистемы оценивания качества образовательного процесса в вузе включают поддержание стабильного, высококачественного конкурентоспособного
уровня высшего профессионального образования за счет анализа деятельности высшего учебного заведения и достигнутых результатов относительно модели совершенствования деятельности (критериев, задаваемых извне, или разрабатываемых вузом самостоятельно); определения сильных сторон деятельности вуза и приоритетных направлений совершенствования в области обеспечения качества процессуального аспекта образовательного процесса в вузе (качества планово-огранизационного обеспечения; качества содержания; качества преподавания; качества технологии обучения) и качества результирующего аспекта образовательного процесса в вузе (качества результатов образования; качества подготовки выпускника).
Применительно к образовательному процессу в вузе система оценивания его качества призвана способствовать установлению, обеспечению, улучшению и поддержанию необходимого качества во всех сферах деятельности вуза в соответствии с предъявляемыми требованиями к «качеству результата», «качеству процесса», «качеству образовательной системы» со стороны государства, общества, студентов, родителей, преподавателей, работодателей. Система оценивания качества образовательного процесса в вузе служит его устойчивому (сбалансированному) развитию, обеспечению эффективности инновационной деятельности в области подготовки конкурентоспособных кадров, успешным завоеваниям на рынке труда.
Ведущие ориентиры оценивания качества образовательного процесса в вузе задает концептуальная и нормативно-правовая база оценивания, позволяющая выверить принципы, цели, параметры, критерии, показатели, индикаторы, содержание, технологию оценивания.
Концептуальная база оценивания представляет собой сложную целенаправленную, динамическую систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний, базирующихся на системном, синергетическом, процессном, субъектнодеятельностном, социочеловекоориентированном, квалитологическом, компетентност-ном и рефлексивном подходах. Каждый из подходов выполняет определенный круг задач, но не решает проблемы в целом, что определяет необходимость их комплексной взаимодополняющей разработки.
С точки зрения системного подхода управление становлением и развитием СОКОП является системой, которой характерны следующие сущностные характеристики:
- целенаправленность, то есть наличие цели и назначения исследуемой нами системы;
- сложная иерархическая структура организации управления становлением и развитием СОКОП;
- эмерджентность системы управления становлением и развитием СОКОП -наличие в ней интегративных свойств, не выводимых из известных (наблюдаемых) свойств системы;
- многосвязность элементов управления становлением и развитием СОКОП -взаимосвязанность подсистем на одном уровне (по горизонтали) и между различными уровнями иерархии (по вертикали);
- сложные, переплетающиеся взаимоотношения между переменными системы управления становлением и развитием СОКОП, ведущие к тому, что изменение одной переменной влечет за собой изменение других переменных;
- наличие информационных связей между частями и подсистемами управления, а также внешних информационных связей с другими системами;
- определенный круг специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие системы управления становлением и развитием СОКОП;
- многокритериальность оценки результативности функционирования исследуемой нами системы;
- многократность изменения состава и состояний (изменчивость структуры, связей и элементов состава системы);
- наличие возмущающих факторов, состязательных и конкурирующих сторон, конфликтных ситуаций, возникающих в системе управления становлением и развитием СОКОП.
Исходя из общих свойств и признаков сложных систем, систему управления становлением и развитием СОКОП можно охарактеризовать как реальную (по происхождению), социальную и личностную (по субстанциональному признаку), динамическую (по признаку изменчивости), открытую (по характеру взаимодействия с внешней средой), вероятностную (по способу детерминации), целенаправленную (по наличию цели), самоуправляемую (по признаку управляемости), развивающуюся (по признаку этапного развития). К специфическим свойствам системы управления становлением и развитием СОКОП мы отнесли дискретность (по уровню импульсивности), нелинейность (по признаку не пропорциональной изменчивости), ценностно-ориентированную и педагогическую направленность.
Процессный подход развивает идеи классической теории управления, обогащая их идеями ситуационного и поведенческого подхода. Данный подход позволяет рассмотреть управление становлением и развитием СОКОП как целостный процесс реализации функций СОКОП и функций управления СОКОП, как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования «входов» в «выходы», причем выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение процессного подхода к управлению становлением и развитием СОКОП позволяет рассматривать непрерывность управления, обеспечивающуюся на стыке отдельных процессов в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии. Данный подход применительно к нашему исследованию, во-первых, задает принципы определения управленческих функций, выбора методов их реализации, построения структуры управляющей подсистемы; во-вторых, позволяет считать, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами; в-третьих, раскрывает содержание управления СОКОП как дифференциацию всей деятельности вуза на отдельные взаимосогласованные процессы и постоянное оценивание их и результатов качества образовательного процесса в рамках строгого соответствия принятой в вузе миссии, стратегии; в-четвертых, предполагает определение системы показателей и ее соотношение с выделенными процессами.
Синергетический подход рассматривается как стратегия внутренней системы оценивания качества образовательного процесса в вузе. Он заключается в понимании ее как открытой, сложной самоорганизующейся системы, признании общих законов эволюции такого рода систем. Применение синергетического подхода к управлению становлением и развитием СОКОП означает, что наиболее эффективным методом управления становлением и развитием СОКОП является управление через механизмы самоорганизации, рефлексии. Обращение к синергетическому подходу позволяет нам выявить качественные изменения в поведении системы под влиянием внешней среды, которые носят нелинейный характер.
Специфика субъектно-деятельностного подхода состоит в том, что деятельность рассматривается как важнейшая движущая сила, с помощью которой реализуется процесс перехода системы из одного состояния в другое.
Социочеловекоориентированный подход диктует построение такой концептуальной модели управления становлением и развитием СОКОП в вузе, которая обеспе-
чивала бы эффективную реализацию в образовательном процессе вуза социальных функций ВПО. Данный подход состоит в рассмотрении общества как единства образования и социальности. Кроме того, специфика социочеловекоориентированного подхода в том, что он имеет многомерный характер, вбирает в себя цивилизационный, формационный подходы, историософское и социологическое рассмотрение общества. Это позволяет принимать во внимание «всю сложность и реалистическое многоцветье палитры социальной жизни» [Лапин 2000: 24], исследовать российское общество как противоречивое единство, «содержащее сложные напряжения отношения личности, групп и общества во всех возможных их комбинациях и взаимосвязях» [Там же: 111].
Социочеловекоориентированный подход оперирует определенной моделью качества человека, требованиями общества к человеку с высшим образованием; позволяет рассматривать СОКОП как сложный социокультурный объект, выявлять исторически накапливаемые модели, формы, средства, технологии оценивания, социальные программы оценивания, поведения и общения людей, обеспечивающие передачу социального опыта от поколения к поколению. Он позволяет определить социальные ограничения, которые неизбежно существуют в обществе и обусловливают сопротивление или приятие моделей качества человека, требований к человеку и системе ВПО, нововведений и инноваций в оценивании, управлении СОКОП. При данном подходе в центре внимания находится полисубъектное диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, и характер этого взаимодействия рассматривается как одно из определяющих направлений социальных изменений. С помощью социочеловекоориен-тированного подхода выделяются постоянные, устойчивые основания образования, обусловливающие развитие качества человека и фиксирующиеся как данность.
Квалитологический подход позволяет определить практико-ориентированную тактику внутренней системы оценивания качества образовательного процесса в вузе. Он заключается в использовании идей квалиметрии для технического обслуживания. Данный подход базируется на концептуальных положениях и методах педагогики, теории измерения, теории моделирования и математической статистики, рассмотренных во взаимосвязи. Применение его позволяет провести оценивание на основе качественных и количественных шкал в детерминированных, вероятностных и неопределенных условиях.
Рефлексивный подход служит становлению и развитию системы самоуправления качеством образовательного процесса в вузе. Он предполагает системную рефлексию (самоисследование, самооценивание, самоконтроль) слагаемых качества образовательного процесса.
Компетентностный подход обеспечивает возможность моделирования результатов образовательного процесса и их представления как норм качества подготовки выпускников в вузе на основе компетенций, а также оценку освоения компетенций обучающихся.
Эффективность внутренней системы оценивания качества образовательного процесса в вузе во многом определяется уровнем профессиональной компетентности субъектов оценивания, то есть персонала, который заинтересован в качестве образовательного процесса, вовлекается в систему обеспечения качества и высказывает свое мнение о различных аспектах образовательного процесса на этапе оценивания.
Один из вариантов идентификации субъектов оценивания заключается в рассмотрении их с позиции потребителей качества образовательного процесса: внутренние потребители, прямые внешние потребители и косвенные внешние потребители [Азарь-ева 2006].
К группе внутренних потребителей оценивания относятся абитуриенты; студенты и их семьи; персонал вуза, включая профессорско-преподавательский состав и
учебно-вспомогательный персонал; руководство факультетов, кафедр, других структурных подразделений, обеспечивающих образовательные программы; администрация вуза.
Ко второй группе прямых внешних потребителей оценивания мы относим работодателей; преподавателей, администрацию, учебно-вспомогательный персонал других образовательных учреждений, принимающих выпускников для дальнейшего обучения.
В третью группу косвенных внешних потребителей оценивания входят работающие специалисты-выпускники вуза; инвесторы и спонсоры; представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального национального агентства в сфере образования, государственного органа лицензирования, аттестации и аккредитации; общественность; представители органов законодательной и исполнительной власти.
Оценивание качества образовательного процесса будет объективным, если в нем примут участие все заинтересованные стороны, все три группы субъектов оценивания. Это положение необходимо учитывать при разработке системы оценивания качества образовательного процесса.
Непосредственное влияние на цели оценивания оказывают его объекты. Объект оценивания - это то, что подвергается оцениванию, с чем субъект оценивания взаимодействует и что имеет важность, ценность для достижения качества результатов подготовки выпускников. Следует выделить ряд объектов оценивания и их переменные, которые с точки зрения обеспечения качества образовательного процесса имеют немаловажное значение.
Объекты оценивания также могут быть представлены на разных уровнях: на уровне вуза, факультета, кафедры, основной образовательной программы, рабочей программы, деятельности преподавателя и студента (внутренние объекты оценивания); на уровне взаимоотношения с работодателями (внешние объекты оценивания); на уровне взаимоотношения с работающими специалистами-выпускниками вуза, инвесторов и спонсоров (косвенные внешние объекты оценивания).
Что служит основанием для определения объектов оценивания на названных уровнях?
Для определения компьютерных средств, методов, технологий оценивания необходимо соотнести субъектов оценивания с объектами оценивания (таблица).
Взаимосвязь субъектов и объектов оценивания
Субъекты оценивания Объекты оценивания
Внутренние потребители абитуриенты программы подготовки по специальностям / направлениям
удовлетворенность качеством приема документов, сообщения результатов сдачи экзаменов
удовлетворенность организацией вступительных экзаменов
студенты качество процесса обучения
воспитательная и внеучебная работа со студентами
удовлетворенность качеством организации образовательного процесса, студенческой жизни
качество профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава
качество технологий обучения
персонал вуза, включая профессорско-преподавательский состав и учебновспомогательный довузовская подготовка и прием студентов
проектирование и разработка образовательных программ, УМК
реализация основных образовательных программ (контроль полученных знаний, умений, навыков, способов деятельности)
удовлетворенность преподавателей, сотрудников работой в вузе
квалификация педагогических работников
профессиональная компетентность преподавателя, инновационная направленность его деятельности
качество учебных занятий
проектирование программ дополнительного образования
качество технологий обучения
разработка совместно с работодателями квалификационных требований; компетентностей выпускников
руководство факультетов, кафедр, других структурных подразделений, обеспечивающих образовательные программы довузовская подготовка и прием студентов
распределение ответственности и полномочий
квалификация педагогических работников
профессиональная компетентность преподавателя, инновационная направленность его деятельности
качество учебных занятий
проектирование программ дополнительного образования
качество технологий обучения
научно-исследовательская деятельность
международная деятельность
разработка учебного плана по специальности
проектирование, разработка, реализация образовательных программ, УМК
маркетинговые исследования
управление документацией, записями
администрация вуза управление документацией, записями
маркетинговые исследования
проектирование и разработка образовательных программ
проектирование и разработка УМК учебных дисциплин
разработка совместно с работодателями квалификационных требований; компетентностей выпускников
качество преподавания (квалификация педагогических работников; профессиональная компетентность преподавателя, инновационная направленность его деятельности; качество программно-методического обеспечения учебных курсов, реализуемых преподавателем; качество учебных занятий)
воспитательная и внеучебная работа со студентами
качество технологий обучения
качество реализации основных образовательных программ
Внешние потребители прямые работодатели удовлетворенность качеством подготовки выпускников вуза
качество разработки вариативной части основной образовательной программы
квалификационные требования; компетентности выпускников в стандарте
косвенные работающие специалисты- выпускники вуза удовлетворенность качеством подготовки в вузе
инвесторы, спонсоры маркетинговые исследования
удовлетворенность качеством подготовки выпускников вуза
представители Минобрнауки РФ; общественность и др. качество подготовки (уровень требований, предъявляемых к абитуриентам; соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов; эффективность внутриву-зовской системы обеспечения качества образования; уровень организации научно-исследовательской работы студентов; востребованность выпускников)
содержание и уровень подготовки
воспитательная деятельность в вузе (наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися; организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности)
спектр реализуемых основных образовательных программ
возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и ДПО
научная, научно-техническая деятельность и ее результативность
методическая работа
квалификация педагогических работников
Как только определены объекты оценивания, важно разработать или использовать имеющиеся информационные технологии (ИТ) в виде программных средств.
Так, например, при оценивании качества учебного плана по специальности / направлению подготовки администрация, руководители структурных подразделений пользуются программой GosInsp 9. 03. Данное программное обеспечение позволяет выявить возможные нарушения норматива средней недельной нагрузки, отклонения по циклам дисциплин, отступления от нормативной нагрузки по дисциплинам, отсутствие альтернативных дисциплин в блоке по выбору, заключительной формы контроля по дисциплине при наличии часов в семестре, часов на изучение дисциплины при наличии формы контроля в семестре, превышение нормативного количества форм контроля в году (семестре). Соответственно, если выявляются отклонения, руководители структурных подразделений вносят соответствующие коррективы.
При оценивании качества реализации основных образовательных программ руководители структурных подразделений, преподаватели пользуются предоставляемыми услугами Национального аккредитационного агентства в сфере образования (Интернет-экзамен в сфере профессионального образования, Интернет-олимпиады), а также разрабатывают тестовые задания с помощью MS Exel, Adob Flash, Moodle и других программных средств.
При оценивании степени удовлетворенности качеством работы вуза, качеством организации образовательного процесса и студенческой жизнью могут применяться диагностические компьютерные программы для оперативного опроса студентов и преподавателей, разработанные с помощью программ Microsoft Access, MS Excel. Полученные данные опроса студентов позволяют определить:
- мотивы поступления в учебное заведение и выбора конкретной специальности, что является одним из основных показателей формирующегося отношения к профессии;
- отношение студентов к учебе (интерес к учению, учебные трудности, стремление к высоким результатам, самооценка успеваемости);
- отношения в студенческой среде;
- объективность представления преподавателей об отношении студентов к
учебе;
- оценку своего учебного заведения;
- профессиональные ориентации (представления о будущей работе);
- увлечения и занятия в свободное время;
- значимые стимулы учебной деятельности опрашиваемой молодежи, что подскажет профессорско-преподавательскому составу, какие методы учебной работы и стиль общения со студентами являются эффективными;
- требования, выдвигаемые студенческой молодежью к личности современного преподавателя;
- удовлетворенность студентов своей учебой, обстановкой в вузе; долю неудовлетворенных и разочаровавшихся (они поступили бы в другое учебное заведение или не стали бы никуда поступать вообще). Эти данные косвенным образом говорят о престиже учебного заведения в молодежной среде и могут использоваться для ориентировочного прогноза будущего набора;
- формирующуюся профессиональную позицию - ожидания разных категорий студентов; выявить процент скептиков, утверждающих, что не станут работать по данной специальности, если такая возможность даже представится;
- особенности свободного времени студентов;
- систему жизненных ценностей студентов;
- социально-демографические показатели;
- негативные проявления в деятельности университета;
- пожелания студентов, направленные на улучшение качества образовательного процесса;
- отношение к специальности и занятиям;
- предлагаемые студентами изменения в систему обучения;
- привлекательные и непривлекательные стороны занятий;
- учебное поведение (посещаемость, ведение конспектов, подготовка к зачетам и экзаменам, степень самостоятельности и т.д.);
- оценку полученных за время обучения знаний;
- факторы, препятствующие лучшей учёбе.
Анкетирование преподавателей по компьютерной программе позволяет получить информацию об оценке деятельности студентов; их учебной деятельности; о стимулах учебной деятельности (оптимальных средствах и методах обучения); трудностях преподавательской работы; требованиях к личности преподавателя; оценке уровня подготовки выпускников; мотивах участия в НИР; внешних профессиональных контактах; профессиональных планах; увлечениях и занятиях в свободное время; жизненных ценностях; социально-демографических показателях и др.
Оценивание качества воспитательной и внеучебной работы со студентами может осуществляться также с использованием компьютерных технологий. Программное обеспечение для проведения анкетирования состоит из следующих модулей: an-keta_config.exe - программный модуль настройки анкетирования; anketa.exe - программный модуль проведения анкетирования; anketa.ank - база для анкетирования; anketa.res - база с результатами анкетирования.
Проведение компьютерных социологических опросов позволяет получить результаты, которых достиг вуз в отношении удовлетворенности своего персонала, обучающихся, и разработать соответствующие корректирующие и предупреждающие действия.
Оценивание качества освоения основной образовательной программы осуществляется с помощью рейтинговой системы, которая реализуется автоматизированной компьютерной программой, разработанной с помощью MS Excel.
При контроле и оценке качества образовательного процесса преподаватели используют математические методы с применением существующих прикладных пакетов (от MS Excel до MathCad, Mathlab, Matematika, Statistika, SPSS, Derive и др.).
Таким образом, уровень развития и внедрения информационных технологий, наличие разностороннего программного обеспечения позволяют осуществлять системное оценивание качества образовательного процесса в вузе оперативно и в экономичном режиме, а также управлять качеством образовательного процесса.
Библиографический список
Азарьева В. В. Методические рекомендации по внедрению типовой модели качества образовательного учреждения / В. В. Азарьева, В. И. Круглов, Д. В. Пузанков, В. С. Соболев, В. П. Соловьев, И. В. Степанов, С. А. Степанов, В. В. Ященко. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. 408 с.
Лапин Н. И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: Знание, 2000.
127 с.
Трайнев В. А., Трайнев И. В. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования: обобщение и практика. М.: Дашков и Ко, 2006. 294 с.
У Учены ые затиски• эле к ронн1*й н аучп II ый s-mc урн нал урского го су у^арст^ венного у универси т етл а 2 0 1 1 А№ 2 (18)