УДК 378
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ УПРАВЛЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
© 2010 С. Н. Белова
канд. пед. наук, доц. каф. непрерывного профессионального образования, начальник центра аудита качества образования
e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье рассмотрены ведущие концептуальные идеи управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе. Особый акцент сделан на рассмотрении тенденций и принципов управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе. Раскрываются функции, организационная структура, этапы, механизмы, критерии, показатели и условия эффективности управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе
Ключевые слова: управление становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе, тенденции, принципы, функции, организационная структура, этапы, механизмы, критерии, условия.
Усиление роли высшего профессионального образования в социальноэкономическом развитии страны связано с повышением его качества; приведением содержания образования, технологий обучения и оценивания качества образовательного процесса в соответствие с требованиями современного общества и рынка труда; разработкой механизмов управления, адекватных задачам развития системы высшего профессионального образования. В связи с этим возрастают требования к качеству образования и индивидуального развития современного человека, актуализируется необходимость адекватных изменений в управлении качеством образовательного процесса (на всех его уровнях и во всех звеньях) как способах достижения изменившихся целей, развиваются независимые формы оценивания качества образования.
Однако до настоящего времени в теории и практике высшего профессионального образования (ВПО) остается недостаточно разработанной проблема преодоления узконаправленного оценивания качества образовательного процесса (оценивание в большей степени только результата обучения, игнорирование оценивания качества руководства, качества ресурсов - условий, качества процесса, качества сформированности ключевых компетенций конкурентоспособных выпускников, степени удовлетворенности всех заинтересованных сторон качеством образовательного процесса и др.), создания внутренней системы оценивания качества образовательного процесса и управления ею.
Концептуальные идеи управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса (СОКОП) в вузе как системное описание (абстрагированное воспроизведение) взглядов, ведущих замыслов, определяющих инновационную стратегию процесса управления, его структуру, свойства, признаки и отношения, позволяет представить исследуемый процесс в следующих аспектах:
- методологические ориентиры, включающие ведущие идеи общей теории систем, обучающего менеджмента, системного, процессного, синергетического, субъектно-деятельностного, социочеловекоориентированного, рефлексивного, компетент-ностного, квалитологического подходов к управлению становлением и развитием СОКОП в вузе;
- тенденции, принципы, цели и задачи управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе;
- функции, организационная структура;
- уровни и этапы;
- механизмы;
- критерии оценки и условия эффективности.
Ядром концепции управления становлением и развитием СОКОП в вузе выступают тенденции, зависимые связи и принципы управления развитием исследуемой системы в условиях учреждения высшего профессионального образования. Тенденция (от лат. 1еиёеге - направляться, стремиться) означает направление развития какого-либо явления или процесса и отражает связи между явлениями или процессами, состояниями и свойствами, которые при определенных условиях могут перейти в категорию закономерности [Санкин 2002: 63]. По сути дела, тенденция представляет собой предполагаемую потенциальную закономерность [Кручинин 2006: 101]. Провести границу между тенденцией и закономерностью довольно сложно. Речь может идти об их относительном различии. Общеизвестно, что если установленные зависимые связи не будут подвергаться строгой формализации, качественной и количественной проверке в жестко фиксируемой форме, то, согласно утверждению П.Р. Ату-това, Г.В. Воробьева, М.Н. Скаткина и других (см. [Кручинин 2006: 100]), эти связи не могут быть отнесены к разряду закономерностей и могут изучаться как тенденции. Из этого утверждения следует, что тенденция представляет собой предполагаемую потенциальную закономерность.
Тенденции призваны выражать определенный порядок причинной, устойчивой связи между управляющей и управляемой подсистемами и внутренней природой процесса управления становлением и развитием СОКОП в вузе как системы принятия решений, действий, операций, отношений, коммуникаций, между функциями управления, между внешними и внутренними детерминантами системы оценивания качества образовательного процесса, а также между внешними и внутренними детерминантами управления вышеназванным процессом. Установленные связи позволяют обнаружить механизмы становления и развития СОКОП в вузе и на их основе определить ведущие механизмы управления становлением и развитием названного процесса, в котором изменение одних параметров неизбежно вызывает изменение других. Отображенные в тенденциях связи указывают на общее направление разработки принципов, определяющих наиболее существенные требования к управлению становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе.
Принципы как исходные, основополагающие положения (руководящие методологические идеи и ведущие правила), определяющие управленческую деятельность, отражают внутренние, существенные стороны управления и определяют его эффективность в разных формах, при различном его содержании и организации, то есть являются инструментальным, данным в категориях деятельности выражением управленческой концепции. Они - методологическое отражение познанных законов и закономерностей [Гительман, 1999: 67], выступают в роли знаний о целях, сущности, содержании деятельности, выраженных в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм в процессе управления становлением и развитием СОКОП в
вузе. Таким образом, в принципах находят свое выражение исходные требования, выполнение которых обеспечивает эффективность управления становлением и развитием СОКОП в вузе.
Методологическим ориентиром выявления тенденций управления становлением и развитием СОКОП в вузе, определившим логику разрабатываемой нами концепции, выступают следующие положения:
- опора на общие законы развития и управления, применение их к построению, изучению и управлению становлением и развитием СОКОП в вузе; анализ ситуации, которая побуждает обеспечить становление и развитие системы оценивания качества образовательного процесса, осуществить разработку модели инновационного управления; изучение истории вопроса и обнаружение повторяющихся явлений и устойчивых тенденций; выделение источников становления и развития СОКОП в вузе и факторов, определяющих особенности управления становлением и развитием систем оценивания; выявление ростков нового, перспективного, важного; изучение опыта управления качеством в учреждении ВПО, установление главных, ведущих зависимых связей, которые будут определять становление и развитие системы оценивания качества образовательного процесса в вузе и развитие системы управления качеством в будущем на опыте прошлого при сохранении известной стабильности условий. При этом важно различать всеобщие межсистемные связи, устойчиво наблюдаемые в любых системах различной природы; общие системные, видовые связи, присущие группе систем определённого рода; частные связи, свойственные исключительно только данному типу систем, даже если эта система является частью рода (вида) систем;
- прогноз развития инновационной управленческой системы оценивания качеством образовательного процесса в вузе на основе прошлого опыта, учитывающий ее особенности, уровень и качество;
- опора на опыт настоящего состояния управления СОКОП в вузе, требующая установления стадии развития оценочной системы в данный момент, учёта особенностей преобразуемых ресурсов, наличных движущих сил и источников развития, анализа окружающей среды, выделения перспективных направлений развития.
В установлении тенденций управления становлением и развитием СОКОП в вузе необходимо учитывать следующие теоретические положения:
- управление становлением и развитием СОКОП призвано учитывать специфику управляемого объекта, находящегося в режиме эволюции, то есть перехода из одного состояния в принципиально другое, связанное с качественным изменением элементов, а также с преобразованием взаимосвязей элементов внутри системы и с внешней средой;
- цель как системообразующий фактор управления становлением и развитием СОКОП выступает выражением потребностей и ожиданий потребителей (государства и общества, работодателей, студентов и их родителей, ППС и др.) в адрес вуза и субъектов управления, действует в качестве внешней и внутренней силы по отношению к исследуемой нами инновационной системе управления, способствуя её становлению и развитию;
- управление становлением и развитием СОКОП в вузе детерминируется различным соотношением и взаимодействием внутренних факторов (внутривузовская система менеджмента качества; лидирующая роль руководителя; наличие внутриву-зовской службы оценивания качества образовательного процесса; эффективность системы управления; компетентность управленческого и педагогического персонала в области оценивания качества образовательного процесса и его управления, в том числе его мотивация на создание и реализацию СОКОП; готовность субъектов обра-
зовательного процесса к рефлексивной деятельности в области качества преподавания, реализация инновационных систем оценивания компонентов качества образовательного процесса; внутривузовская система повышения квалификации и др.) и внешних факторов (социальный заказ системе ВПО на макро-, мезо- и микроуровнях, внешнее управленческое воздействие на уровне конкретного вуза и т. д.) при доминирующей роли механизмов самоуправления, самоорганизации и саморазвития;
- самоуправляемая СОКОП не исключает внешнего управленческого воздействия на взаимодействие ведущих элементов процесса обеспечения сбалансированного поступательного развития;
- резонансность управленческого воздействия определяет эффективность становления и развития системы оценивания качества образовательного процесса в вузе.
Тенденции управления становлением и развитием СОКОП устанавливаются на основе выявленных причинно-следственных связей и зависимостей с учётом модельного представления исследуемого процесса управления, а также посредством анализа основных противоречий, возникающих в процессе управления.
Противоречия позволяют определить взаимосвязи различных сторон изучаемой системы управления, объясняют причинную зависимость. Противоречивость процесса управления становлением и развитием СОКОП как отражение диалектического закона единства и борьбы противоположностей указывает на источники и факторы саморазвития, самоуправления, самоорганизации системы оценивания качества образовательного процесса, выводит на признание в исследуемой системе управления взаимно предполагающих и исключающих друг друга факторов.
Управление становлением и развитием СОКОП берет начало с разрешения основного и частных противоречий как источников зарождения процесса развития, возникающего в результате столкновения старого и нового, регрессивного и прогрессивного, сопровождающего переход образовательной системы на качественно новый уровень. Система управления в этом контексте несет ответственность за обоснованный выбор внешних и внутренних механизмов обеспечения становления и развития системы оценивания качества образовательного процесса.
Значительная роль в обосновании тенденций и принципов управления становлением и развитием СОКОП в вузе принадлежит выявлению ведущей, основной тенденции, которая детерминирует все другие, более частные тенденции, задает общую структуру теоретической основы управления вышеназванным объектом, ее категориальный строй, обусловливает приемы и методы исследования.
Таким образом, логика выявления тенденций и принципов, характерных для управления становлением и развитием СОКОП, включает
- изучение и анализ закономерностей развития системных объектов, в том числе социальных систем, к которым принадлежат образовательные и управленческие системы;
- выявление противоречий, теоретическое обоснование связей и зависимостей, тенденций и принципов управления становлением и развитием СОКОП в вузе;
- последующую опытно-экспериментальную проверку выявленных теоретическим путём тенденций и принципов управления становлением и развитием СОКОП в вузе в условиях реальной управленческой деятельности.
Ведущими тенденциями управления становлением и развитием СОКОП являются: направленность процесса управления СОКОП в вузе на опережающее развитие качества человека, позволяющая ориентировать человека на готовность к решению задач-проблем всех уровней и типов (выживание, надежность функционирования, динамика прогрессивного развития) в контексте широкой общекультурной структуры
знаний, обеспечивающих формирование у него целостной и многогранной научной картины мира и человека в нем, в пространстве и во времени (прошлом - настоящем -будущем), включая представления об общечеловеческих целях, ценностях и смысле жизни, о современных концепциях и перспективах развития человеческой цивилизации в целом и собственной страны, системные представления об организации общества (как общих черт, так и национально-этнических особенностей), во взаимосвязи и взаимодействии всех его основных сфер между собой и др.; компетентностно-ориентированная стратегия оценивания, которая предполагает формирование, развитие и оценивание компетенций студентов, выпускников, ППС, руководителей вуза; развитие в образовательном процессе вуза многообразия дискретных систем оценивания качества образовательного процесса, сориентированных на выполнение миссии университета, реализацию стратегии его развития, достижение целей профессионально-личностного развития студентов; ценностно-смысловое взаимодействие всех заинтересованных внешних и внутренних потребителей (руководителей структурных подразделений, преподавателей, сотрудников, обучающихся, абитуриентов, работодателей и др.) в оценивании качества образовательного процесса на основе стратегической траектории качества.
Названные тенденции находят свое выражение в принципах ценностноориентированной направленности управления СОКОП на развитие качества человека; активного и самоуправляемого оценивания; опоры на междисциплинарные знания, профессиональный и жизненный опыт субъектов оценивания и их исследовательскую (поисковую) деятельность; ориентации на рефлексивность, развитие общекультурных и профессиональных ценностей, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и запросов субъектов образовательного процесса; интерактивности и кооперации в образовательном процессе; дискретности и непрерывности в развитии систем оценивания качества образовательного процесса в вузе; развития инновационной системы оценивания качества образовательного процесса; системной детерминации развития инновационной системы оценивания качества образовательного процесса субъектами управления; соответствия внешнего управленческого воздействия с субъектной активностью участников процесса оценивания; единства управления и самоуправления развитием инновационной системы оценивания качества образовательного процесса внешними и внутренними потребителями.
Теоретический анализ и осмысление выявленных тенденций и принципов управления становлением и развитием СОКОП в вузе позволили гипотетически представить управление становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе: определить факторы, цели, задачи, функции, содержание, этапы, механизмы, условия, ресурсы, критерии и показатели (рисунок).
Согласно процессному подходу процесс управления становлением и развитием СОКОП есть система инновационных действий (работ, операций), целью которых является преобразование «входов» процесса в его «выходы» для достижения планируемого результата. «На входе» - маркетинговые исследования требований к качеству человека; требования Минобрнауки России, работодателей и других внешних потребителей; информация о свойствах системы оценивания качества образовательного процесса и стадиях его развития и др. «На выходе» - выпускники вуза, обладающие «портфелем ключевых компетенций»; документация СОКОП (внутривузов-ский стандарт СОКОП в вузе, руководство по качеству, документированные процедуры (внутренние аудиты и др.), информационные карты процессов оценивания, документы по планированию оценивания, организационно-правовые и методические документы и др.) и т.д. (см. рисунок).
Управление становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе
Важную роль в реализации и развитии процесса управления становлением и развитием СОКОП в вузе выполняют ресурсы. Ресурсы, обеспечивающие процесс становления и развития СОКОП в вузе, включают в себя: информационноаналитическое, нормативно-правовое, кадровое, программно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение. Конечная цель управления становлением и развитием СОКОП в вузе состоит в теоретико-методологическом обеспечении качественной подготовки конкурентоспособного выпускника посредством целенаправленного систематического, созидательного взаимодействия структурных компонентов качества образовательного процесса, внутривузовских структур, ППС, студентов, работодателей.
Теоретические и методологические подходы к исследованию проблемы управления становлением и развитием СОКОП в вузе могут способствовать выявлению критериев и показателей эффективности управления становлением и развитием СОКОП. Они позволят определить изменения в направленности управления, в его процессе и результатах.
Критерий системной, стратегической, социочеловекоориентированной и ком-петентностно-ориентированной направленности управления становлением и развитием СОКОП. Показатели - разработка и реализация стратегического плана внедрения системных стандартов качества подготовки конкурентоспособных кадров; создание и реализация инновационной системы оценивания качества образовательного процесса
внутренними и внешними потребителями на основе стратегических ориентиров качества подготовки выпускников; целенаправленная деятельность руководителей структурных подразделений, ППС по созданию системы управления и развития оценочного фонда профессионально-личностного саморазвития обучающихся; коллегиальный характер управления становлением и развитием СОКОП; ориентация на развитие мотивации субъектов образовательного процесса в области системного оценивания качества образовательного процесса, овладение инновационными средствами, технологиями оценивания и управленческой деятельности.
Критерий инновационной направленности развития процесса управления СОКОП. Показатели - полисубъектное диалогическое взаимодействие субъектов управления образовательным процессом; интеграция внешней и внутренней подсистем оценивания качества образовательного процесса; создание и реализация инновационной организационной структуры СОКОП, формирование и реализация управленческих систем интерактивного сотрудничества вуза с потенциальными работодателями по вопросам проектирования профессиональных компетенций студентов и их оцениванию, развитие корпоративности управления, создание и развитие системы оценивания качества образовательного процесса.
Критерий продуктивности управления становлением и развитием СОКОП. Показатели - позитивная динамика качества подготовки кадров; использование инновационных средств, технологий оценивания; готовность субъектов корпоративного управления к принятию внутривузовского стандарта СОКОП и их способность к разработке частных стратегий оценивания и инновационных систем оценивания качества образовательного процесса; создание условий для системного формирования и оценивания «портфеля ключевых компетенций»; удовлетворенность внутренних и внешних потребителей качеством образовательного процесса, системой его оценивания.
Управление становлением и развитием СОКОП предусматривает реализацию системы квалитологических функций управления становлением и развитием СОКОП (проектирование политики качества, планирование качества, обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества, оценку качества).
Новые стратегические потребности обеспечения становления и развития СОКОП порождают необходимость модернизации его организационной структуры управления, которая сопровождается созданием новых структурных подразделений, специальных групп и команд, пересмотром традиционных подходов к проектированию должностного и ролевого репертуара сотрудников. Разрабатывая организационную структуру управления, следует опираться на исходные положения теории формирования адаптивной организационной структуры, а именно: формирование структуры на основе дерева целей развития университета; создание подразделений для решения конкретных проблем или выполнения определенных функций; обеспечение достаточной гибкости, мобильности структуры, способной видоизменяться в зависимости от воздействия факторов внешней и внутренней среды. Вместе с тем гибкость организационных схем взаимодействия предлагаемой организационной структуры должна сочетаться с определенной устойчивостью структуры.
Организационная структура управления СОКОП в Курском государственном университете построена по принципу функционально-временно-целевой структуры. Она включает такие функциональные модули, как совет по качеству научнообразовательной деятельности, центр прогнозирования и стратегического управления университета, центр аудита качества образования, научно-методический совет, институт уполномоченных по качеству ООП, комиссии по управлению качеством, каждый из которых состоит из совокупности элементов, нацеленных на создание условий для эффективного решения задач оценивания качества образовательного процесса и опере-
жающего развития качества человека в процессе управления вузом на разных иерархических уровнях. Данная структура предполагает наличие межфакультетских и межка-федральных структур, предусматривающих интеграцию интеллектуального потенциала вуза и ключевых групп потребителей на региональном рынке: научно-
исследовательских центров, временных творческих групп, корпоративных исследовательских центров, студенческих временно-исследовательских групп. Именно матричная организационная структура открывает возможности для более эффективного использования ресурсов, повышения уровня координации и кооперации деятельности функциональных подразделений, делегирования ответственности и властных полномочий на нижние уровни иерархии, существенного обогащения опыта сотрудников, расширения сферы их деятельности, обеспечения их причастности к решению стратегических задач, востребованности человеческого потенциала персонала во всей его полноте и, кроме того, обладает большей адаптивностью к изменяющейся внешней среде.
Управленческая деятельность, направленная на построение СОКОП в вузе, должна начинаться с идентификации, классификации и описания процесса управления СОКОП, установления последовательности его этапов и взаимодействия между ними. Ведущие этапы управления становлением и развитием СОКОП адекватны логике создания системы обеспечения качества и системы управления качеством. Это, во-первых, проектирование СОКОП (концептуализация, моделирование, программирование), включающее разработку концепции управления становлением и развитием СОКОП, анализ потребностей рынка образовательных услуг, формулировку видения, миссии, стратегии, политики в области качества, доведение политики и стратегии до всех субъектов вуза, внедрение системы обучающего менеджмента, корпоративного проектирования документации управления становлением и развитием СОКОП в вузе, формирование организационной структуры управления становлением и развитием СОКОП, распределение обязанностей, полномочий и ответственности; анализ существующей организации управления СОКОП; определение, классификацию и описание основных процессов управления становлением и развитием СОКОП и видов деятельности. Во-вторых, конструирование, направленное на моделирование личности выпускника КГУ по специальности / направлению, разработку системы измерения основных показателей и характеристик основных процессов и видов деятельности, осуществление процессов, работ и мероприятий системы оценивания качества образовательного процесса. В-третьих, реализация, связанная с разработкой и реализацией мониторинга СОКОП, системой корректирующих и предупреждающих действий, проведением внутренних аудитов и самооценки вуза. В-четвертых, рефлексия, обеспечивающая анализ системы обеспечения качества образования, СОКОП, определение областей для совершенствования; непрерывное улучшение СОКОП, внедрение инновационных процессов в СОКОП.
Ведущими механизмами управления становлением и развитием СОКОП в вузе являются: разработка стратегической траектории качества, концентрация ресурсов на инновационных направлениях оценивания качества образовательного процесса, создание многоуровневой системы внутриорганизационных кластеров качества, формирование у сотрудников вуза «ключевых компетентностей» в области СОКОП через систему внутриорганизационного обучения и повышения квалификации; создания временных творческих объединений под конкретные управленческие проекты, механизмы рефлексии, самообразования, самооценки, самоконтроля.
Опора на системный, процессный, субъектно-деятельностный, синергетический, социочеловекоориентированный, компетентностный, квалитологический, рефлексивный подходы позволяет выделить комплекс условий управления становлением и развитием СОКОП. Первую группу составляют системно-стратегические условия,
включающие направленность инновационного управления на сбалансированную реализацию функций СОКОП, реализацию стратегии системного управленческого взаимодействия, направленность управления СОКОП на опережающее развитие качества человека, применение диалогической стратегии в управлении, обеспечивающей взаимное саморазвитие управляющей и управляемой систем; использование субъект-субъектных методов соуправляемого и самоуправляемого развития управленческой системы. Вторая группа представлена организационно-педагогическими условиями. Это предварительная (опережающаяся) и последующая постоянная подготовка субъектов образовательного процесса к управлению СОКОП, создание целостной технологии управления становлением и развитием СОКОП, разработка и реализация мониторинга качества образовательного процесса, проектирование инновационных средств и технологий оценивания качества образовательного процесса, создание организационной структуры управления, обеспечивающей оценивание качества образовательного процесса как системы. Следующая группа - субъектноличностные условия, связанные с созданием системы мотивационного развития персонала, обеспечением полисубъектного диалогического взаимодействия всех субъектов оценивания, достижением самоуправляемого профессионально-личностного развития субъектов управления на основе полисубъектного взаимодействия, обеспечением готовности субъектов образовательного процесса к принятию внутривузовского стандарта СОКОП и способности к проектированию и внедрению инновационных систем оценивания качества образовательного процесса; развитием рефлексивной позиции субъектов оценивания. И наконец, группа ресурсных условий включает создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности вуза в области управления становлением и развитием СОКОП, подготовку внутривузовских аудиторов, уполномоченных по качеству, развитие «портфеля ключевых компетенций» субъектов оценивания, информационное обеспечение инновационных процессов СОКОП.
Таким образом, моделирование управления становлением и развитием СОКОП на уровне концептуализации побуждает руководителя вуза, руководителей структурных подразделений учитывать условия внутренней и внешней среды, особенности конкурентной системы, определять приоритеты деятельности операциональных систем. Концептуальные идеи выступают в качестве средства определения перспектив развития управленческой СОКОП в вузе, способствуют выбору, применению, рефлексии и улучшению альтернативных инновационных технологий оценивания структурных компонентов образовательного процесса, качества образовательного процесса и всей системы в целом. Они имеет также и прикладное значение, которое заключается в более четком представлении специфики управления таким сложным объектом, как становление и развитие системы оценивания качества образовательного процесса в вузе.
Библиографический список
Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организаций и консультантам по управлению: учеб. пособ. М.: Дело, 1999. 496 с.
Кручинин В., Виноградова И. Рынок образовательных услуг, стратегия расширения // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 97-101.
Санкин Л., Тонконогая Е.П. Управление качеством образования в гуманитарном вузе // Известия Российской академии образования. 2002. № 2. С. 61-72.