УДК 378.02
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ: ХАРАКТЕРНЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
© 2012 С. Н. Белова
канд. пед. наук, доцент каф. непрерывного профессионального образования, e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье охарактеризованы системные свойства управления развитием системы оценивания качества образовательного процесса вузе. Особый акцент сделан на рассмотрении качественного своеобразия исследуемой системы управления, которое определено спецификой объекта - развития системы оценивания качества образовательного процесса в вузе.
Ключевые слова: управление развитием системой оценивания качества образовательного процесса, системные свойства, качественное своеобразие
Управление развитием системой оценивания качества образовательного процесса (СОКОП) является системой, которую отличают следующие свойства:
- целенаправленность, то есть наличие цели и назначения исследуемой системы;
- сложная иерархическая структура, то есть присутствие определенных связей и отношений между частями и элементами;
- эмерджентность, то есть наличие интегративных свойств, не выводимых из известных (наблюдаемых) свойств системы;
- многосвязность элементов, означающее взаимосвязанность подсистем на одном уровне (по горизонтали) и между различными уровнями иерархии (по вертикали);
- сложные, переплетающиеся взаимоотношения между переменными системы, ведущие к тому, что изменение одной переменной влечет за собой изменение других переменных;
- наличие информационных связей между частями и подсистемами управления, а также внешних информационных связей с другими системами;
- определенный круг специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие системы;
- многокритериальность оценки результативности функционирования и развития исследуемой нами системы;
- многократность изменения состава и состояний (изменчивость структуры, связей и элементов состава системы);
- наличие возмущающих факторов, состязательных и конкурирующих сторон, конфликтных ситуаций, возникающих в системе [Афанасьев 1980; Блауберг, Юдин 1973; Гершунский 1998; Каган 1991; Юдин 1978].
Помимо перечисленных свойств, система управления развитием СОКОП обладает свойствами синергичности и мультипликативности. Свойство синергичности представляется в том, что однонаправленность действий в системе приводит к усилению (умножению) конечного результата. Свойство мультипликативности означает, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в системе обладают свойством умножения.
Система управления развитием СОКОП имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.
Перечисленные признаки, как было отмечено выше, отнесены к числу общих системных свойств управления развитием СОКОП.
Однако существует и качественное своеобразие исследуемой системы управления, которое определено спецификой объекта - развитием СОКОП в вузе.
Первое, что надо подчеркнуть: управление развитием СОКОП в вузе является социочеловекоориентированной системой. Ее ядро составляет человек, его потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения, а также основополагающие ценности социальных групп, наиболее значимые для характеристики социокультурного типа общества. Функционирование и развитие данной системы осуществляется в соответствии с изменениями, происходящими в идеологической, политической, социокультурной и других сферах общественной жизни, так как цель и функции СОКОП социально детерминированы. Управление развитием СОКОП в вузе обусловлено общественной потребностью в создании специальных условий для гарантии качества образовательного процесса, постоянного совершенствования качества подготовки конкурентоспособных выпускников вуза, способных и готовых к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, осуществлению самооценивания, профессиональной мобильности, критическому мышлению, разумному риску, умеющих работать самостоятельно и в команде, стремящихся к новому, адаптивных к постоянным изменениям в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, креативных и предприимчивых, сориентированных на решение наиболее значимых социально-экономических проблем, активных инициаторов и производителей инновационных изменений.
Следует помнить, что управление развитием СОКОП есть система педагогическая, представляющая множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. Поэтому управление развитием СОКОП связано с реализацией следующих педагогических задач:
- формированием у субъектов образовательного процесса целостной системы научных знаний о качестве, менеджменте качества, образовательном процессе, его структурных компонентах, уровнях, функций, качестве образовательного процесса, средствах, технологиях его оценивания;
- овладением субъектами образовательного процесса средствами, технологиями оценивания качества образовательного процесса в вузе и системы в целом;
- развитием рефлексивных способностей субъектов оценивания;
- формированием у участников образовательного процесса компетенций инновационной деятельности;
- развитием стремления и способности к самопознанию, самореализации и самоутверждению, а также рефлексивного отношения к процессу и результатам саморазвития;
- созданием в вузе условий для подготовки экспертов, внутренних аудиторов по оцениванию качества образовательного процесса и для вовлечения преподавателей, сотрудников, обучающихся, работодателей в оценивание качества образовательного процесса и научной деятельности.
Решение указанных педагогических задач указывает на необходимость обращения к методологии обучающейся организации в процессе управления СОКОП.
Далее надо подчеркнуть, что управление СОКОП является динамической системой, поскольку объекты оценивания изменяют свое состояние в результате определенных воздействий, что приводит к изменениям в достижении результатов. К тому же
управление СОКОП есть система дискретная, означающая, что изменения состояния СОКОП происходят не непрерывно, а в дискретные (импульсивные) моменты времени, по принципу «от события к событию». Поэтому в процессе управления СОКОП необходимо учитывать это обстоятельство.
Важной характеристикой управления СОКОП является её ценностноориентированная направленность. В современной теории и практике ВПО, а также менеджменте качества общепризнаны идеи построения систем оценивания на принципах TQM, менеджмента качества TR Q 0005, на основе гуманистических ценностей и демократического стиля отношений между субъектами оценивания. Для ценностноориентированной системы управления СОКОП характерны следующие признаки:
- цели управления СОКОП являются личностно значимыми для всех субъектов образовательного процесса;
- в процессе управления СОКОП происходит присвоение и усвоение ценностей;
- управление СОКОП строится на основе гуманистических ценностей, межсубъ-ектного взаимодействия, отношений взаимоуважения, доверия и доброжелательности;
- управление СОКОП направлено на обеспечение условий для повышения качества подготовки конкурентоспособных кадров, на постоянное совершенствование качества образовательного процесса;
- у абитуриентов, студентов, ППС, руководителей структурных подразделений вуза формируется чувство защищенности, комфортности, удовлетворенности в процессе управления СОКОП.
Бесспорно, что управление СОКОП является целостной системой. Она включает структурные компоненты СОКОП (концептуальный, ценностно-целевой, субъектнообъектный, содержательно-операционно-технологический, рефлексивный), где управление обеспечивает их интеграцию в целостную систему и способствует ее развитию.
Концептуальный компонент развития СОКОП раскрывает ведущие концептуальные идеи управления системой оценивания качества образовательного процесса в вузе, позволяет выверить модели, принципы, цели, параметры, критерии, показатели, индикаторы, содержание, технологию оценивания. Подчеркивая существенную значимость данного компонента, мы называем его ядром СОКОП, главным детерминирующим и интегрирующим фактором ее становления и развития. Содержание оценивания определяется системой показателей, которые определяются в соответствии с его концепцией. В нашем случае она имеет социочеловекоориентированную направленность. Поэтому при проектировании модели оценивания выстраивается система показателей, которые служат обеспечению системных целенаправленных изменений.
Основой ценностно-целевого компонента СОКОП является осознание всеми заинтересованными сторонами (руководителями структурных подразделений, ППС, обучающимися, абитуриентами, работодателями и др.) и принятие ими целей, задач, критериев и показателей оценивания качества образовательного процесса. Данный компонент представляет собой совокупность следующих элементов: цели оценивания качества образовательного процесса; присвоение и усвоение ценностей; основания (база) оценивания; принципы оценивания качества образовательного процесса.
Субъектно-объектный компонент заключается в определении субъектов, объектов оценивания, их взаимосвязи и взаимообусловенности. Эффективность управления СОКОП в вузе во многом обусловлена уровнем профессиональной компетентности субъектов оценивания, то есть персонала, который заинтересован в качестве образовательного процесса, вовлекается в систему обеспечения качества и высказывает свое мнение, суждения о различных аспектах образовательного процесса на этапе оценивания.
Основой содержательно-операционно-технологического компонента СОКОП является состав общих задач, которые выполняются субъектами оценивания; уровни оценивания; разработка и внедрение моделей, форм, методов, средств, технологий оценивания качества образовательного процесса в вузе. Этот компонент выполняет роль фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность СОКОП, сопоставимость результатов оценивания качества образовательного процесса с критериями и показателями, воспризводимость оценивания.
Рефлексивный компонент СОКОП определяется наличием внешних и внутренних мотивов, связанных с потребностью в реализации личностно значимых целей оценивания и определяющих способность к рефлексии, оцениванию качества образовательного процесса в вузе. Данный компонент предполагает сформированность аналитической, экспертной, оценочной деятельности, включает в себя разработку и реализацию мониторинга качества образовательного процесса, системы корректирующих и предупреждающих действий, самообследования, самооценки, бенчмаркинга, определение дальнейшего профессионально-личностного саморазвития, областей для улучшения качества образовательного процесса.
Создание целостного образа СОКОП невозможно без описания ее внутренних и внешних связей и отношений. Связи системы чрезвычайно многообразны, поэтому остановимся на наиболее значимых, тех, которые являются системообразующими.
Первостепенное значение имеет проектирование связей концептуального компонента с другими компонентами СОКОП. Совокупность идей, для реализации которых создается СОКОП, составляет своеобразный каркас системы, который впоследствии укрепляется остальными связями и отношениями. Условием эффективного развития СОКОП является целенаправленность содержательных и деятельностных аспектов содержательно-операционно-технологического компонента СОКОП и установления логически непротиворечивых связей между ними и другими компонентами. Следует отметить, что управление обеспечивает интеграцию структурных компонентов СОКОП в целостную систему и способствует развитию этой системы.
Особое внимание следует обратить на создание в вузе благоприятного психологического микроклимата, развитие отношений, интегрирующих субъектов управления в некую общность. С этой целью выстраиваются аксиологические коммуникации системы, определяются пути, формы и способы совместной деятельности и общения, способствующие развитию мотивации субъектов образовательного процесса в области системного оценивания качества образовательного процесса, овладению инновационными средствами, технологиями оценивания и управленческой деятельности. Разрабатывается и реализуется система мониторинга для изучения степени удовлетворенности внутренних и внешних потребителей (руководителей структурных подразделений, ППС, студентов, абитуриентов, работодателей и др.) качеством образовательного процесса и системой его оценивания.
Взаимосвязь и взаимодействие структурных компонентов СОКОП позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами. Нарушение целостности приводит к сбоям в деятельности системы, а затем и к ее распаду. Целостная система СОКОП является, как правило, результатом са-моорганизуемой, саморазвивающейся системы.
Следует не упускать из виду такую характерную черту управления СОКОП, как его нелинейность, означающую, что при изменении одного из элементов структуры системы управления СОКОП другие элементы изменяются не пропорционально, а по более сложному закону. Она предполагает определенную свободу субъектов образовательного процесса в построении инновационных систем оценивания и управления СО-КОП. Это означает, что субъект вправе сформировать индивидуальный «набор» как
традиционных, так и инновационных средств, технологий оценивания, индивидуальный график оценивания, при этом не отклоняясь от общих целей развития системы, ее функций и задач, а также норм и требований качества образования. В системе оценивания качества образовательного процесса в вузе осуществляется взаимодействие многочисленных противоборствующих сил: традиций и новаций, жесткого структурирования и реформирования и др. Их столкновение, как в любой сложной нелинейной системе, может привести к хаосу. Поэтому любые направления развития, навязанные системе извне, могут привести к отрицательному результату. Следовательно, действовать можно только соразмерно с внутренними законами нелинейной системы. Причем для успешного развития исследуемая нами система постоянно должна находиться в неравновесном состоянии для поиска новых точек развития.
Управление СОКОП является открытой системой. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. Для нее характерен обмен информацией между внешней и внутренней средой. Например, критерии и показатели государственной аккредитации позволяют представить интегрированную картину о результатах образования в вузе. Развитие института внешней общественно-профессиональной экспертизы дает возможность вузу объективно увидеть себя «со стороны», лучше понять свои сильные и слабые стороны, выработать рациональную стратегию дальнейшего развития. При высоком уровне развития исследуемая нами система сама может изменять, совершенствовать образовательную среду в вузе, приспосабливая ее к задаче сохранения целостности образовательной системы. Так, результаты самооценки вуза обеспечивают руководство объективной, хорошо структурированной информацией для принятия решений; способствуют выработке осознанных, взаимосвязанных подходов для всех основных аспектов деятельности; предоставляют возможность дополнительного обучения сотрудников через участие в самооценке; содействуют выработке общего видения субъектов управления текущего состояния вуза и его стратегии и др.
Надо особо подчеркнуть, что управление СОКОП есть целенаправленная система. Цель в управлении СОКОП играет роль системообразующего фактора, обеспечивая посредством связей с другими компонентами объединение составных частей системы в единое целое. Так, достижение цели - подготовка выпускников, усвоивших социальный опыт, способных и готовых к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, осуществлению самооценивания, профессиональной мобильности, критическому мышлению, разумному риску, умеющих работать самостоятельно и в команде, стремящихся к новому, адаптивных к постоянным изменениям в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, креативных и предприимчивых, активных инициаторов и производителей инновационных изменений, готовых к работе в высококонкурентной среде, является основанием для определения форм, средств, методов, технологий оценивания качества образовательного процесса на различных уровнях управления.
Управление СОКОП является самоорганизующейся, саморазвивающейся и самоуправляемой системой. Синергетический подход провозглашает невозможность жесткого программирования тенденций развития сложноорганизованных систем, они развиваются в соответствии с собственными тенденциями. Можно лишь способствовать или препятствовать этому развитию. Поэтому проблема управления развитием СОКОП принимает форму самоуправляемого развития. Сущностной характеристикой самоуправляемой системы является делегирование многих полномочий и ответственности за результаты и последствия оценивания самим участникам образовательного процесса. Специфика самоорганизующейся, саморазвиваюшейся и самоуправляемой СОКОП состоит в том, что она побуждает собственную активность и самостоятель-
ность управляемых за счет самооценки, самоконтроля, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает субъектную позицию в образовательном процессе. Безусловно, на управление развитием СОКОП оказывают влияние внешние факторы -мировые, европейские, отечественные тенденции в сфере ВПО, особенности политикоправовых, социально-экономических, технологических процессов, происходящих в стране, социально-экономические, культурные особенности конкретного региона, региональной системы образования, уровень конкурентной среды вуза и др. Однако средства, способы, методы, технологии реагирования на вышеназванные факторы формируются внутри образовательной системы конкретного вуза.
Безусловно, управление СОКОП есть сложная и стохастическая система. Она включает в себя множество подсистем (вуз, факультеты, кафедры, процессы взаимодействия субъектов управления и др.) и одновременно сама входит в качестве составного элемента в системы более высокого порядка, такие как система обеспечения качества образования в вузе, образовательная система, система ВПО, система аккредитации и лицензирования и др.
Таким образом, управление развитием СОКОП в вузе является реальной (по происхождению), социальной и личностной (по субстанциональному признаку), динамической (по признаку изменчивости), открытой (по характеру взаимодействия с внешней средой), вероятностной (по способу детерминации), целенаправленной (по наличию цели), самоуправляемой (по признаку управляемости), развивающейся (по признаку этапного развития), дискретной (по уровню импульсивности), нелинейной (по признаку не пропорциональной изменчивости), социочеловекоориентированной (по ориентации на решение личностно значимых и социально актуальных проблем образовательного процесса), ценностно-ориентированной (по значимости для человека или социальной группы) и педагогической (по наличию структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания и обучения) системой.
Библиографический список
Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 386 с.
Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Знание, 1973. 214 с.
Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века. (В поисках практикоориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 608 с.
Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. Л.: ЛГУ, 1991. 384 с.
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 398 с.