Организационная структура системы оценивания качества образовательного процесса в вузе: новое видение
С. Н. Белова (Курский государственный университет)*
В статье обоснована актуальность проблемы становления и развития системы обеспечения качества высшего профессионального образования. Ключевым слагаемым данной системы является система оценивания качества образовательного процесса в вузе. В статье раскрывается описание новой организационной структуры системы оценивания качества образовательного процесса в вузе. Особый акцент сделан на рассмотрении вопроса о разработке реестра процессов и видов деятельности, которые подвергаются оцениванию, нормативно-правовой базы оценивания, технологической карты оценивания качества образовательного процесса в вузе.
Ключевые слова: слагаемые качества образовательного процесса, система оценивания качества образовательного процесса, организационная структура.
The new vision of organizational structure of higher educational process quality assessment
S. N. Belova
(Kursk State University)
The urgency of a problem of becoming and developing higher educational process quality is proved in the article. The higher educational quality assessment is being considered as a main aspect of the quality system. The article is describing the new organizational structure of quality assessment of educational process in higher school. The special attention has been given to the development of the processes register and kinds of activity, which are exposed to the assessment. In addition to that, the legal base of quality system and the technological card of assessment process have been presented in the text. Keywords: a considered of quality educational process, a quality assessment of educational process in higher school, a organizational structure.
В последнее время активно обсуждаются вопросы становления и развития системы обеспечения качества высшего профессионального образования. Актуальность данной проблемы определяется рядом аспектов, основными из которых являются: вступление России в общее европейское образовательное пространство (Болонский процесс), требующее унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг; регулярное проведение с 1992 г. Европейским фондом управления качеством (European Foundation for Quality Management - EFQM) конкурса признания достижений организаций в области качества, с 1997 года проведение Госстандартом России и ВНИИСом конкурса «Российской
премии качества»; с 2001 года проведение Ро-собрандзором и Рособразованием и науки конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» и др.; переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей государственной аккредитации (приказ «Об утверждении показателей и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» от 30.09.2005 № 1938); разработка и внедрение системы качества образовательного учреждения на базе различных моделей системы качества: модели системы менеджмента качества по международному стандарту 180 9001:2000, модели совершенства Европейского Фонда Управления Качеством
* Белова Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования, начальник Центра аудита качества образования Курского государственного университета. Тел.: тел. (84712) 56-18-95. Эл. адрес: [email protected]
(ББОМ) и ее модификации для высшего образования, модели по критериям премии Правительства РФ в области качества, модели по критериям премии конкурса Министерства образования и науки РФ «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», типовой модели системы образовательного учреждения и др. (опыт которых был рекомендован к распространению письмом Федерального агентства по образованию от 09.12.2004 № 676/1216); перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутреннего оценивания качества деятельности образовательного учреждения; создание в Европе набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества, разработанного Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества в сфере высшего образования (ENQA) и введение в обиход высших учебных заведений термина «гарантии качества в образовании».
Согласно стандартов и директив ENQA, обобщенная модель системы качества в вузе представляет собой взаимосвязанные взаимодействующие группы компонентов (слагаемых) к различным аспектам деятельности вуза: ответственность руководства (ENQA 1.1.), менед-жментосновныхпроцессов (ENQA1.1., 1.2.,1.3.), менеджмент ресурсов и обеспечивающие процессы образовательного учреждения (ENQA 1.4., 1.5), измерение, анализ, улучшение, т. е. система оценивания качества образовательного процесса в вузе (ENQA 1.6.), общественная информация (ENQA 1.7.).
Среди вышеназванных компонентов системы качества в вузе ключевым является оценивание качества. Применительно к образовательному процессу в вузе система оценивания его качества призвана способствовать установлению, обеспечению, улучшению и поддержанию необходимого качества во всех сферах деятельности вуза в соответствии с предъявляемыми требованиями к «качеству результата», «качеству процесса», «качеству образовательной системы» со стороны государства, общества, студентов, родителей, преподавателей, работода-
телей. Система оценивания качества образовательного процесса (СОКОП) в вузе служит его устойчивому (сбалансированному) развитию, обеспечению эффективности инновационной деятельности в области подготовки конкурентоспособных кадров, успешным завоеваниям на рынке труда и может быть представлена посредством двух подсистем: внутренней и внешней, которые взаимосвязаны, взаимодополняют, вза-имообуславливают друг друга.
Цели внешней подсистемы оценивания качества образовательного процесса состоят в установлении: соответствия содержания, уровня и качества подготовки специалистов требованиям ГОС ВПО; типа и вида образовательного учреждения по показателям государственной аккредитации; соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям.
Цели внутренней подсистемы оценивания качества образовательного процесса в вузе включают: поддержание стабильного, высококачественного конкурентоспособного уровня высшего профессионального образования за счет анализа деятельности высшего учебного заведения и достигнутых результатов относительно модели совершенствования деятельности (критериев, задаваемых извне, или разрабатываемых вузом самостоятельно); определения сильных сторон деятельности вуза и приоритетных направлений совершенствования в области обеспечения качества процессуального аспекта качества в вузе (качества плановоорганизационного обеспечения; качества содержания; качества преподавания; качества технологии обучения) и качества результирующего аспекта образовательного процесса в вузе (качества результатов образования; качества подготовки выпускника).
СОКОП в вузе базируется на принципах менеджмента качества (TQM): ориентация на потребителя, лидирующая роль руководства, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с поставщиками. Одним из приоритетных принципов TQM является процессный подход. Этот принцип утвер-
ждает, что желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности (в нашем случае, оценивание) и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Понятие процесса получило сейчас новое звучание - это «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы» (Соловьев, 2006: 26). Процессы в вузе планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности. Это приводит к необходимости пересмотра всех жизненно важных процессов вуза, определению целей процессов, лиц, ответственных за эти процессы и документальной регламентации этих процессов.
Первым шагом построения системы оценивания качества образовательного процесса в вузе является определение и классификация слагаемых качества образовательного процесса, основных процессов и видов деятельности, которые будут подвергаться оцениванию и выстраивание так называемого реестра процессов и видов деятельности (табличное описание) или обобщенной карты взаимодействия процессов (графическое описание). При этом под обобщенной картой процессов понимается графическое описание совокупности процессов, видов деятельности, позволяющее определить их укрупненную классификацию, последовательность, точки пересечения и взаимодействия. Качество образовательного процесса, по сложившейся в педагогике традиции, может быть представлено в нескольких аспектах: качество целей и механизма целеполагание (т.е. уровень и обоснованность целей, зафиксированных в нормативных документах и отражающих социальные потребности и личностные интенции); качество содержания (концептуальность, альтернативность и вариативность содержания, соответствие современным тенденциям в развитии культуры и науки, возможность развития и преобразования содержания в самом образовательном процессе); качество программно-методического обеспечения(наличие и доступность современных программно-методических средств, соответствие их структуры и содержания актуальным тенденциям в области развития теории образования); качество
технологического обеспечения (определяет уровень используемых средств поддержки образовательной деятельности, а также использование современных образовательных моделей) (Бермус, 2003: 165).
Для описания структуры качества образовательного процесса могут быть выбраны частные модели: в организационной подсистеме: прогнозирование развития высшей школы, перспективное и текущее планирование подготовки специалистов, размещение подготовки специалистов; в дидактической подсистеме: качество результатов образования (качество подготовки), качество преподавания, качество содержания образования, качество технологии обучения и воспитания (Бордовский, 2001:112-118).
Другим основанием декомпозиции структуры качества образовательного процесса может быть выделение в нем элементов педагогической системы - руководство образовательного учреждения, преподавательский состав, обучаемые, содержание и технологии обучения. И, соответственно, можно выделить в структуре качества образовательного процесса, следующие составляющие: качество планово-организационного обеспечения образовательного процесса (качество руководства); качество содержания; качество преподавания; качество технологии обучения; качество результатов образования (качество образованности и воспитанности личности). Каждый из этих компонентов, в свою очередь, имеет сложную структуру и может быть разложен на ряд составляющих. Первые четыре из них отражают процессуальный, а последний - результирующий аспект управления качеством. Следует сразу оговорить, что такое группирование является достаточно условным, так как результирующую составляющую можно выделить во всех компонентах. Однако подобный подход представляется приемлемым в том смысле, что позволяет установить способ объединения компонентов в общую структуру качества образовательного процесса, определяя, что первые из них являются условиями и средствами обеспечения высокого качества результатов образования. Управление качеством образовательного процесса происходит на основании оценивания по
всем выделенным компонентам, в таком характере их связи проявляется интегративное, системообразующее свойство последнего. Принимая во внимание вышеназванные слагаемые качества образовательного процесса, реестр процессов и видов деятельности, которые подвергаются оцениванию, можно представить следующим образом (таблица 1). В структуре процессов и видов деятельности СОКОП в вузе необходимо выделить ряд процессов, которые образуют инвариантное ядро и подлежат внешнему оцениванию при осуществлении государственной аккредитации. В таблице инвариантное ядро СОКОП отмечено «звездочкой». Вариативное ядро находится в стадии постоянного становления, естественно, что вместе с развитием и совершенствованием системы качества в вузе будут изменяться процессы и виды деятельности, подвергающиеся оцениванию. Этот компонент постоянно пополняется.
Вторым шагом построения СОКОП в вузе является разработка документированной процедуры «Внутренний аудит», нормативно-правовых и организационно-правовых документов (например, «Положение об итоговой и промежуточной аттестации», «Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания качества подготовки студентов» и др.), планов внутреннего аудита, инструкций оценивания и др.
СОКОП в вузе, как составная часть системы качества вуза и системы управления образовательного учреждения должна управляться и поддерживаться соответствующим аппаратом, который обычно называют организационной структурой СОКОП в вузе. Создание организационной структуры СОКОП в вузе, т.е. совокупности подразделений и должностных лиц, выполняющих функции оценивания, является следующим шагом разработки СОКОП в вузе. Организационная структура СОКОП в вузе представлена на схеме 1. В практике Курского государственного университета в СОКОП важное место отведено деятельности Центра аудита качества образования. Данное структурное подразделение осуществляет мониторинг удовлетворенности преподавателей, сотрудников, студентов качеством организации образовательного процесса в вузе; отслеживает динами-
ку качества обучения студентов; проводит независимую экспертизу качества подготовки студентов по дисциплинам различных циклов (ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, дисциплины специализации); разрабатывает критерии и показатели СОКОП в вузе; оказывает консалтинговые услуги образовательным учреждениям по подготовки и проведению педагогических измерений; участвует в организации и проведения курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, конференций, связанных с эффективностью управления качеством внутривузовского образования и др. Важным шагом построения СОКОП в вузе является разработка центром аудита качества образования технологической карты оценивания. Технологическая карта оценивания может включать в себя следующие компоненты: измеряемые характеристики и показатели процессов и видов деятельности в рамках системы оценивания качества образовательного процесса, методы их измерения, единицы измерения, индикаторы, квалиметрические шкалы, периодичность проведения оценивания и ответственные за осуществление оценивания. Все измеряемые характеристики, показатели оценивания можно условно разделить на внутренние характеристики качества процессов вуза, используемые в основном для управления этими процессами в рамках системы качества вуза и контроля степени достижения целей по различным процессам и показатели аттестации и государственной аккредитации вуза, используемые для внешней экспертизы и определяющие аккредитационный статус образовательного учреждения.
Поэтому, измеряемые характеристики и показатели также будут включать в себя инвариантные составляющие, подлежащие проверке в процессе государственной аккредитации и вариативные составляющие, используемые при подготовке статистических отчетов, отчета по самообследованию при проведении комплексной оценки деятельности вуза, министерских и внутривузовских рейтингов, отчета конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», а также внутриорганизацион-ные, используемые для оценивания управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете.
Следующими этапами СОКОП в вузе является непосредственное осуществление оценивания всех вышеназванных процессов, видов деятельности, характеристик и показателей, анализ СОКОП в вузе руководством вуза и определение областей для совершенствования.
Таким образом, в системе оценивания качества образовательного процесса в вузе реализуется цикл Э. Деминга (Plan - Do - Check -Act), то есть непрерывный, цикличный, итерационный процесс постоянного совершенствования.
Реестр процессов и видов деятельности в рамках СОКОП
1 Качество руководства
1.1 Распределение ответственности и полномочий
1.2 Анализ СОКОП в вузе со стороны руководства
1.3 Информирование общества
1.4 Удовлетворенность преподавателей, сотрудников работой в вузе: доступностью информации; распределением полномочий в руководстве; возможностью участия преподавателей и сотрудников в принятии управленческих решений; отношением со стороны руководства; возможностями повышения квалификации; признанием заслуг, успехов и достижений; принципами, целями, задачами и политикой вуза; деятельностью руководства вуза; ценностями, миссией, видением, политикой и стратегией вуза; условиями оплаты труда; условиями организации труда и оснащения рабочих мест; охраной труда и его безопасностью; отношениями в коллективе и рабочей обстановкой; системой питания, медицинского и другого обслуживания; возможностями предоставления льгот (отдых, санаторное лечение и др.); ролью вуза в обществе и в соответствующей профессиональной области.
1.5 Удовлетворенность обучающихся: отношением со стороны преподавателей и сотрудников вуза; взаимоотношениями с администрацией; информированностью; вовлечением в процессы вуза и их обсуждение
2 Качество содержания
2.1 Проектирование и разработка образовательных программ*
2.2 Проектирование и разработка УМК учебных дисциплин*
2.3 Разработка совместно с работодателями квалификационных требований; компетентностей выпускников
3 Качество преподавания
3.1 Подготовка кадров высшей квалификации
3.2 Квалификация педагогических работников*
3.3 Профессиональная компетентность преподавателя, инновационная направленность его деятельности
3.4 Качество программно-методического обеспечения учебных курсов, реализуемых преподавателем
5 3. Качество учебных занятий
3.6 Качество организационно-методической работы
4 Качество технологии обучения
4.1 Использование интерактивных технологий в образовательном процессе вуза
4.2 Использование технических средств обучения и учебно-материальной базы
4.3 Воспризводимость технологии
4.4 Качество новых информационно-коммуникационных технологий
5 Качества результатов образования
5.1 Довузовская подготовка и прием студентов*
5.2 Реализация основных образовательных программ*
5.3 Удовлетворенность обучающихся: содержанием образовательных программ вуза; сбалансированностью распределения учебной нагрузки по видам занятий; обеспечением и организацией образовательного процесса
.4 5. Воспитательная и внеучебная работа с обучающимися*
Организационная структура управления СОКОП в вузе
Проректор по учебной работе Научно-методический совет
Центр аудита качества образования
Стратегического анализа качества образовательного процесса
Группы
Мониторинга
результатов
ЕГЭ
Мониторинга
качества
кадрового
потенциала
университета
Мониторинга
ресурсного
обеспечения
образователь-
ного
процесса
Мониторинга эффективности вузов. системы повышения квалификации
Мониторинга Тестирова- Мониторинга Нового Мониторинга Мониторинга
результатов ние качества набора степени потребностей
государствен- образова- управлен- студентов удовлетво- региональ-
ной тельных ческой ренности ного
итоговой достижений деятельности заказчиков рынка
аттестации обучающихся в качеством в образо-
выпускников университете образования вательных
университета услугах
Группы оценки качества на факультетах
Группы оценки качества на общеуниверситетских кафедрах
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бермус, А.Г. (2003) Управление качеством профессионально-педагогического образования. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского госуд. пед. ун-та. С.165.
Бордовский, Г.А., (2001). Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. С. 112-118.
Соловьев, В.П. (2006) Система менеджмента качества в вузе. М.: МИСиС. С.26.