Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования будут сформированы условия полноценного интеллектуального и личностного развития студентов. Кроме того, появится возможность разрешить наиболее типичные и ярко выраженные социоадаптационные проблемы студентов, которые часто являются препятствием в их карьерном продвижении. К таковым можно, прежде всего, отнести: коммуникативную некомпетентность, которая часто проявляется в неумения устанавливать контакт с коллегами; неспособность воспринять коммуникативное поведение партнеров по общению; затрудненность процесса социализации и социальной адаптации; несформированность социальных навыков и способностей; неумение решать профессиональные и личные проблемы; неготовность принимать нестандартные решения и др. С другой стороны, создание предлагаемой системы способствует максимальному развитию и выражению воплощенной в студенте уникальности, неповторимости, индивидуальности. Реализацией этой индивидуальности является креативность, уровень развития и проявления которой зависит от личностных качеств и характеристик создаваемой образовательной среды, в том числе и окружающей психолого-педагогической среды. Работа в данном направлении создает новые возможности в разработке современных программ развития студентов в профессиональном образовании.
Литература
1. Максимова Л.Н., Шевченко Н.И. Социокультурный аспект многоуровневого обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник МГЛУ. Вып. 477. М., 2003. С.48-59.
2. Мусницкая Е.В., Гусева А.В. Принципы формирования умений автономной деятельности, направленной на приобретение социокультурной компетенции - М.: МГЛУ, 2001. - С.49-61.
Технология управления развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе
к.п.н. доц. Белова С.Н. КИНПО (ПКиПП) СОО 8(4712) 56-07-05
Аннотация. В статье обоснована технология управления развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе, которая осуществляется в логике: концептуализации, моделирования, программирования; конструирования, реализации, рефлексии. Особый акцент сделан на рассмотрении оценивании качества результатов образовательного процесса.
Ключевые слова: технология, этапы, управление развитием системы оценивания качества образовательного процесса.
Управление развитием системы оценивания качества образовательного процесса (СОКОП) в вузе является сложным процессом, происходящим под влиянием многих субъективных и объективных факторов, осуществляемыми в логике развития системы качества вуза и предполагает теоретическое обоснование и разработку соответствующей технологии ее управления.
В качестве основных характеристик технологий, применяемых в образовании, исследователи называют их «системность, концептуальность, научность, интегративность, гаранти-рованность результата, воспроизводимость, эффективность, качество обучения, его мотивированность, новизну, алгоритмичность, информационность, оптимальность, возможность тиражирования и переноса в новые условия и др.» [1, с.37]. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.В. Лубков, В.В. Маландин, Л.С. Подымова, В.Г. Пряникова, Н.Г. Руденко, Н.К. Сергеев, Е.Н. Шиянов среди многообразия вышеназванных характеристик технологий выделяют в качестве обобщенного, инвариантного признака, отражающего их сущность, - законообразность. Авторы отмечают, что в технологии максимально реализуются законы обучения, воспитания
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования и развития личности. «Чем полнее постигнуты и реализованы эти законы, тем выше гарантия результата» [2].
Разделяя мнение авторов относительно сущностных признаков технологии, мы особо подчеркиваем еще одну важную ее особенность: взаимосвязь с педагогическим проектированием. Более того, там, где не присутствуют ведущие параметры проектирования, там технология подменяется лишь ее видимостью. И наоборот, педагогическое проектирование становится незавершенным, если «под него» не разработана соответствующая технология. Проектируя образовательные системы и процессы, мы обязательно подбираем или разрабатываем соответствующую технологию.
Ключевым этапом технологии управления развитием СОКОП в вузе выступает этап разработки концепции управления развитием СОКОП. Концепция предстает как особый способ осмысления, оформленный в систему принципов и представлений, на основе которых интерпретируется то или иное явление и организуется соответственным способом деятельность. Подчеркивается, что концепции выражают реальные и предполагаемые конструкции образования (ценности, смыслы, позиции), призванные внести изменения в ход педагогического процесса. В концепции прорисовываются образы субъектов педагогического процесса как единство «практического и идеального» в личности обучающегося; раскрываются «механизмы» продвижения к заявленному образу: взаимодействие, организационный аспект представлен в виде стратегических программ [4, с. 387].
Концепция управления развитием СОКОП в служит реализации стратегии повышения качества деятельности всех структурных подразделений вуза в области подготовки конкурентоспособных кадров, формирования компетенций инновационной деятельности.
Основу концепции управления развитием СОКОП составляет внедрение системы обучающего менеджмента. Принимая во внимание то, что наиболее универсальным элементом системы оценивания качества образовательного процесса в вузе является человек - субъект, обладающий определенными «ключевыми компетенциями» на данном этапе технологии управления развитием СОКОП приоритетным направлением становиться проектирование индивидуальных образовательных программ для всех участников образовательного процесса. Обучение управленческого персонала, ППС, студентов, работодателей организовывается различным образом на уровне вуза, уровне направления подготовки / специальности (уровень факультета), уровне кафедры, уровне учебных дисциплин; уровне процесса взаимодействия конкретного преподавателя и конкретного курса (группы, студента), субъектно-личностном уровне, а также способствует созданию многообразных дискретных управленческих систем оценивания, ориентированных на выполнение миссии вуза в реализации стратегии инновационного развития общества.
Успешность работы на первом этапе и его последующих стадиях во многом зависит от принципов лидерства руководителя и вовлечения работников, от наличия в вузе соответствующих структур и подготовленных к осуществлению деятельности по разработки концепции развитием СОКОП в вузе. Результаты нашего исследования показывают: если администрация вуза отрицательно или индифферентно относится к идее разработки концепции управления развитием СОКОП в вузе, то ее моделирование и внедрение протекают крайне медленно и оказываются незавершенными.
Обоснование концепции позволяет выйти на следующий этап технологии - этап моделирования СОКОП и управления развитием СОКОП. В нашем исследовании он представлен разработкой комплекса моделей в логике обучающего менеджмента.
Среди них ведущая роль отводится: 1) созданию модели взаимодействия центра независимой оценки качества образования с вузом; 2)созданию структурной модели СОКОП в вузе; 3) моделированию внутриорганизационного повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров и индивидуальных образовательных программ; 4) моделированию организационной структуры управления развитием СОКОП в вузе; 5) моделированию
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ключевых качеств инновационного человека.
Следующий этап технологии управления развитием СОКОП в вузе - этап программирования процесса управления СОКОП, т.е. планирование пошаговости движения к цели, результатом которого применительно к нашему исследованию является подготовка конкурентоспособных выпускников, усвоивших социальный опыт, способных и готовых к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, критическому мышлению, разумному риску, умеющих работать самостоятельно и в команде, стремящихся к новому, креативных и предприимчивых, готовых к работе в высококонкурентной среде. Этап программирования в технологии управления развитием СОКОП связан с разработкой стратегической программы развития вуза, ориентированной на развитие ключевых характеристик выпускника, способного участвовать в инновационном развитии общества, программ развития структурных подразделений, инновационной образовательной программы, ООП по направлениям подготовки, модульных учебных планов, учебно-методических комплексов (УМК) учебных дисциплин (модулей), программ всех видов практик, итоговой государственной аттестации выпускников, индивидуального образовательного маршрута студента, поэтапной программы внутреннего аудита.
Проектирование инновационной образовательной программы предполагает порождение новых форм и видов образовательной деятельности всех участников образовательного процесса: и студентов, и преподавателей, и работодателей, и администрации вуза, - поскольку новая деятельность неизбежно потребует создания новых, адекватных ей механизмов (структур) управления в котором собственно информационная составляющая не является определяющей. В этом качестве выступают такие «параметры», способность и готовность выпускников к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, критическому мышлению, разумному риску, умение работать самостоятельно и в команде, стремление к новому, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде и др.
Инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса в вузе кардинально меняет способы его организации. Поэтому на этапе программирования осуществляется разработка модульных учебных планов, в которых программы учебных дисциплин и курсов объединены в содержательный блоки - модули. Образовательные программы, реализуемые в формате модульных учебных планов, характеризуются тем, что модули в них сопоставимы по количеству кредитов или зачетных единиц, в которых рассчитывается объем трудоемкости модуля. Модульное построение учебных планов, позволяет, с одной стороны, гибко реагировать на запросы социума не только путем открытия новых магистерских или бакалаврских программ, но и за счет проектирования новых содержательных модулей. С другой стороны, модульное построение программ позволяет системе ВПО гибко реагировать на запросы обучающихся, выстраивая его индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный главным образом на самостоятельную работу.
Индивидуальный образовательный маршрут выстраивается студентом исходя из необходимости выбора вариативных модулей, причем обучающийся имеет возможность разработки собственного варианта сочетания вариативных модулей. Учебные программы проектируются по модулям и сопровождаются учебно-методическими пособиями, которые составляют комплект материалов для каждого учебного модуля. Важно, что учебно-методические материалы, руководства студентам по освоению учебных модулей представляются студентам на момент их выбора для того, чтобы выбор модуля студентом был действительно осознанным. Студентам заранее представляются и материалы учебных курсов, планируется система оценивания результатов обучения, что формирует индивидуально ориентированный способ освоения компетентностей.
Инновационные образовательные программы ориентированы на активность, самостоятельность каждого студента, развитие его индивидуальности, ответственность за собствен-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ное образование, выполнение функций ВПО и образовательного процесса. Главное достоинство инновационных образовательных программ состоит в том, что такие программы ориентированы на поиск путей преодоления сложившихся стереотипов, тех барьеров, с которыми педагоги сталкиваются в инновационной деятельности, когда в условиях социальной нестабильности у человека снижается эффективность прогнозирования, усиливается боязнь риска, затрудняется переход от канонизированного мышления к творческому. Инновационная образовательная программа должна предусматривать:
• применение новых, в т.ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения и оценивания, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
• высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;
• интеграцию образования, науки и инновационной деятельности;
• формирование у выпускников компетенций инновационной деятельности.
УМК учебных дисциплин (модулей) проектируется в контексте инновационной программы и учитывает те инновационные процессы, которые происходят в университете, прежде всего те, которые связаны с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса. УМК включает в себя четыре инвариантных элемента (блока):
• инструктивный (цели курса и организационные стороны его изучения);
• информационный (структурированная учебная информация: наименование курса, сведения об авторе (ах), учебная программа, руководство по изучению дисциплины, содержательная часть (учебная информация, разбитая на блоки), материалы для текущей, промежуточной и итоговой аттестации; список используемых сокращений и аббревиатур; глоссарий (толкование терминов и понятий, используемых в дисциплине); хрестоматия (полные или сокращенные тексты литературных источников по тематике дисциплины). В данном блоке особое внимание уделяется проектированию системы оценки качества подготовки студентов, включающей подсистемы входного контроля уровня подготовки по дисциплине и/или модулю, текущего, промежуточного контроля достижений студента, итоговой государственной аттестации выпускника;
• коммуникативный (организационный) (организационные стороны изучения конкретного курса, прежде всего самостоятельной работы студентов; формы дидактического электронного общения преподавателя со студентами);
• контрольный (цели проведения промежуточной и итоговой аттестации, формы, методы, средства, технологии ее проведения, требования к уровню достижений студента, разъяснения по оценочной шкале (шкалам, если при различных формах контроля они не совпадают).
Особый акцент на этапе программирования уделяется разработке программы текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов по учебной дисциплине (модулю). Они направлены на раскрытие содержания и порядка проведения текущих, промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными ГОС и ФГОС ВПО) с учетом использования балльно-рейтинговой системы оценивания качества освоения ООП. В программах представлены технологические карты учебных дисциплин (модулей), особенности оценивания самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, методик, направленных на развитие рефлексивных умений, системы самооценивания обучающихся, используемых инновационных технологий оценивания формируемых компетенций.
Программы всех видов практик также предусматривают внедрение прогрессивных методов, средств, технологий оценивания формируемых компетенций студентов.
Следующий этап управления развитием СОКОП - конструирования процесса управле-348 Известия МГТУ «МАМИ» № 1(13), 2012
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ния развитием СОКОП, связан с корпоративным проектированием документации управления развитием СОКОП в вузе, созданием системы измерения ведущих показателей и характеристик основных процессов и видов деятельности, конструированием технологической карты мониторинга качества образовательного процесса, разработкой слагаемых качества образовательного процесса; созданием реестра процессов и видов деятельности в рамках управления развитием СОКОП, матрицы ответственности и полномочий процесса развития СОКОП в вузе, обоснованием взаимосвязи объектов оценивания с субъектами оценивания. Этап конструирования управления СОКОП носит характер полисубъектного диалогического взаимодействия, обеспечивает развитие важнейших качеств руководителей, ППС, студентов вуза, работодателей - проективной культуры, способности к коллективному поиску, генерированию идей, умений работать «вместе и сообща».
Один из ведущих этапов технологии управления развитием СОКОП - этап реализации (осуществление процессов, работ и мероприятий) базируется на результатах предыдущих этапов. На данном этапе осуществляются проведение внутренних аудитов, самооценки, самообследования, мониторинга качества образовательного процесса в вузе.
Эффективные управленческие решения основываются на анализе фактов, данных измерений и информации. Это предполагает построение в рамках управления развитием СОКОП в вузе действенной системы измерений, сбора и анализа информации обо всех процессах и аспектах деятельности университета и его взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать все определенные и «измеряемые» показатели качества образовательного процесса и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане развития.
Одной из важных задач в плане управления развитием СОКОП является проведение самообследования специальности / направления подготовки, кафедры в режиме текущей образовательной деятельности вуза, внутреннего аудита.
Важным этапом технологии управления развитием СОКОП является проведение самооценки эффективности развития системы обеспечения качества с использованием «Модели совершенствования деятельности». Результатом проведения самооценки является подготовка аналитического отчета по критериям конкурса в области качества: первая группа критериев характеризует, как вуз добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого («возможности»); вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты») [3].
Особого внимания заслуживает оценивание такого структурного компонента качества образовательного процесса, как качество результатов образовательного процесса, а именно оценивание уровня освоения основных образовательных программ по специальностям / направлениям подготовки, которое реализуется руководителями структурных подразделений, ППС, студентами в учебное и внеучебное время.
Ориентация образования на формирование компетентностей инновационной деятельности оказывает существенное влияние на всю систему оценивания результатов обучения. В этой связи возникает задача создания междисциплинарных (комплексных) измерителей, требующих при оценивании результатов обучения использования методов многомерного шкалирования и специальных методов интеграции оценок отдельных характеристик обучающихся.
Изменение философии оценивания предусматривает переход от дискретности к непрерывности; от фрагментарности к системности; от единичности к множественности; от количественной оценки к качественной; от жесткости в оценивании к гибкости; от искусственности к естественности; от оценки к самооценке; от оценивания работы к оцениванию личностных достижений.
Так как СОКОП носит опережающий характер, поэтому оцениванию можно подвергать уровень профессиональной, общекультурной компетенций, сформированность ключевых ка-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования честв «инновационного человека» и предметное содержание подготовки (рисунок 1).
, X
Соответствие содержания, уровня и качества подготовки кадров требованиям ГОС ФГОС ВПО (предметное содержание подготовки)
Что нужно оценивать?
I
Уровень сформированности профессиональной (общекультурной) компетенций
Сформированность ключевых качеств «инновационного человека»
Рисунок 1 - Компоненты оценивания качества результатов образовательного процесса
Оценивание предметного содержания подготовки студентов направлено на изучение: фундаментальности приобретенных знаний; умения решать теоретические задачи; умения разрешать проблемные ситуации различной природы; способности лаконично объяснять и аргументировано доказывать; комплексности гуманитарных и естественнонаучных знаний; степени соответствия содержания, уровня и качества подготовки студентов требованиям ГОС и ФГОС ВПО.
Уровень усвоения знаний определяется на основе общепринятых показателей: правильности, системности, обобщенности, полноты, доказательности.
Характеристики качеств знаний (по результатам образования) включают в себя: полноту - количество усвоенных в соответствии с программой знаний об изучаемом объекте, предмете изучения; глубину - число усвоенных связей между усвоенными знаниями, соотносящимися друг с другом; вариативность - способность применять имеющиеся знания в различных сходных и вариативных ситуациях (в частности, применять теоретические знания при решении задач); гибкость - быстрая вариативность применения знаний в изменившейся ситуации, при изменившихся условиях; конкретность и обобщенность - способность раскрыть конкретные проявления обобщенного знания и подвести конкретные знания под обобщения; свернутость и развернутость - представление знаний в весьма сжатой форме или развернутыми в обширную картину, например в физическую картину мира; системность - представление знаний в структуре, соответствующей структуре научной теории -теоретического, философского, эмпирического базисов; ее ядра, законов, фундаментальных основных понятий; следствий (выводные законы, практические приложения); осознанность - понимание путей получения знаний, связей между ними, умение доказывать истинность знаний; прочность - длительность сохранения знаний в памяти, воспроизводимость их в необходимых ситуациях.
Оценивание уровня профессиональной компетенции (ПК) направлено на изучение: умения ставить задачи и научно их обосновывать; умения самостоятельно решать сложные задачи; способности генерировать новые решения; способности принимать многокомпонентные решения в условиях неопределенности; содержательной целостности (проекта, работы) и др.
Оценивание уровня общекультурных компетенций (ОК) направлено на изучение умения соблюдать нормы здорового образа жизни и нести ответственность за выбор образа жизни; владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; умения соблюдать права и обязанности гражданина; готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе; соблюдений традиций, ритуала, этикета; стремления к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; сформированности качества человека и др.
Степень сформированности ключевых качеств инновационного человека, включает в себя: интеллектуальность (наработка инвариантных схем мыслительной деятельности); ода-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ренность (способность к внелогическому мышлению, обучаемость и увлеченность); прагматичность (организаторская и управленческая активность, трудолюбие и умение доводить начатое дело до конца); гармоничность (развитие социальных, гражданственных позиций, социальной ответственности, нравственность, духовность); способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде; владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации.
Оценивание уровня освоения основных образовательных программ по специальностям / направлениям в вузе осуществляется в различных традиционных и инновационных формах: в форме промежуточного контроля (5-минутный опрос на каждой лекции; терминологический диктант; диагностические карты остаточных знаний; составление опорных конспектов по основным темам курса; составление контрольных работ по основным темам курса; создание рассыпного учебника; создание электронного учебника; аттестационные ситуации или решение задач; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование; творческая работа; коллоквиум - зачет; реферат; эссе; отчет о выполнении исследовательской деятельности; отчет о выполнении НИРС; выполнение заданий в тестовой форме (в том числе с применением технических и информационных систем); лабораторные работы (в том числе и виртуальные); защита индивидуального или группового проекта и др), итогового контроля (собеседование, зачет, коллоквиум, защита специального вопроса, общественный смотр знаний, дидактический театр, конференция, деловая игра, дебаты, творческий отчет, тестирование с применением информационных технологий; контрольные работы, эссе, рефераты, курсовые работы, отчеты (по практикам, научно-исследовательской работе и т.п.) выпускная квалификационная работа), учета достижений студентов (диагностика профессионального продвижения студента; взаимоанализ; беседа; портфолио; самоотчет; рефлексивный дневник; диагностика обучаемости; методы конкретных ситуаций, case-method, проективные диагностические методик; Интернет-олимпиады в сфере профессионального образования и др.), самооценивания студентов (рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей, заполнение оценочных листов; заполнение зачетных листов; самоанализ; оценочная строка; портфолио; самоотчет; рефлексивный дневник, заполнение карты-маршрута выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине, разработка студентами заданий в тестовой форме, тестовых заданий и др.),
Выбор оценочных средств или их комбинаций осуществляется в соответствии с направленностью и заданными результатами образования модуля (дисциплины), формами и технологиями обучения, традициями преподавания дисциплины, а также практической возможностью реализации тех или иных форм контроля.
Таким образом, возможно определение следующих направлений совершенствования технологии оценивания качества образовательных результатов:
• поиск и отработка способов сочетания нормативных оценок с другими способами оценивания. Переход от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания обучающегося по результатам его собственного продвижения;
• поиск форм и способов привлечения учащихся к разработке принципов и критериев оценивания. Для этого необходимо раскрытие преподавателем своего учебного плана, своего рода декларация о намерениях. В любом случае критерии, по которым проводится оценивание, должны быть открыты для студента, он должен понимать и принимать их;
• разработка систем качественного оценивания, поиск способов их сочетания с другими
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования системами. При этом качественная оценка должна фиксировать успешность выполнения студентом той или иной работы, эффективность затраченных студентом усилий, степень его продвижения;
• введение открытой защиты студентом своей деятельности (отчета о ней) как формы итоговой аттестации за определенный период (семестр, год);
• введение в образовательный процесс методик, направленных на развитие рефлексивных умений и разработка на их основе системы самооценивания студентов;
• введение системы индивидуальных учебных планов как основы выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов студентов и способов их контроля.
Заключительным этапом технологии управления развития СОКОП в вузе является рефлексия, самооисследование управленческим персоналом вуза, а также другими субъектами управления (ППС, студентами, работодателями) содержания, технологии и результатов управленческой деятельности по развитию СОКОП. На данном этапе субъекты образовательного процесса оценивают свой уровень отношения к инновациям в области оценивания качества образовательного процесса и системы оценивания качества образовательного процесса, к разработке условий мотивационного управления образовательной деятельностью студентов, формированию индивидуального опыта инновационного оценивания, субъектного взаимодействия, самоуправления, проектирования управленческих СОКОП в вузе.
Таким образом, технология управления развитием СОКОП в вузе включает следующие взаимосвязанные этапы: концептуализацию (разработка философского замысла), моделирование в логике обучающего менеджмента, программирование, конструирование, реализацию и рефлексию.
Литература
1. Гузеев, В.В.Образовательная технология: от приема до философии [Текст] / В.В. Гузеев. -М.: Сентябрь, 1996. - 212 с.
2. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: ИПЧ «Издательство Магистр», 1997. - 224 с
3. Соловьев, В.П. Методические рекомендации по проведению самооценки высших учебных заведений [Текст] / В.П. Соловьев, А.И. Кочетов, О.В. Богданова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 13 с.
4. Худин, А.Н. Теория и практика управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете [Текст]: Монография / А.Н. Худин. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2008. - 362 с.
Роль отраслевой терминологии в формировании профессиональной коммуникативной компетенции специалиста
к.филол.н. доц. Закирова Е.С.
МГТУ «МАМИ» 8 (495) 674-23-70
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов при обучении иностранному языку в техническом вузе.
Ключевые слова: отраслевая терминология, компетентностный подход в образовании, профессиональная коммуникативная компетенция
Компетентностный подход к результату образования после присоединение России к Болонскому процессу стал определяющим и обозначил необходимость перехода на общую систему понятий, с помощью которой можно было бы описать образовательный процесс, в частности, его цели и результаты.