Научная статья на тему 'Проблема оценивания структурных компонентов качества образовательного процесса в вузе'

Проблема оценивания структурных компонентов качества образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова С. Н.

В статье охарактеризованы структурные компоненты качества образовательного процесса в вузе: качество руководства, качество условий-ресурсов, качество процессов, качество результатов. Рассмотрены внешние и внутренние факторы-детерминанты качества образовательного процесса. Особый акцент сделан на рассмотрении составляющих структурных компонентов качества образовательного процесса, которые представляют собой объекты оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема оценивания структурных компонентов качества образовательного процесса в вузе»

УДК 378

ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

© 2014 С. Н. Белова

канд. пед. наук,

доцент каф. непрерывного профессионального образования e-mail: fpkkursk@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье охарактеризованы структурные компоненты качества образовательного процесса в вузе: качество руководства, качество условий-ресурсов, качество процессов, качество результатов. Рассмотрены внешние и внутренние факторы-детерминанты качества образовательного процесса. Особый акцент сделан на рассмотрении составляющих структурных компонентов качества образовательного процесса, которые представляют собой объекты оценивания.

Ключевые слова: качество образовательного процесса, структурные компоненты

Определение структурных компонентов качества образовательного процесса в вузе и их составляющих необходимо для понимания того, что нуждается в оценивании, кто осуществляет оценивание, каковы ключевые обязательства и пути обеспечения качества образовательных услуг (что мы гарантируем и за счет чего?), с применением каких форм, методов, средств, технологий возможно оценивать структурные компоненты качества образовательного процесса и их составляющие.

В исследованиях Г.А. Бордовского, А.И. Жирова, В.С. Мосина, С.А. Трапицина, Н.А. Селезневой, А.И. Субетто и других доказано, что качество образовательного процесса складывается из двух его компонентов: процессуального и результирующего и отражается в качестве результатов на выходе этого процесса [Бордовский и соавт. 2001; Жиров и соавт. 1999; Селезнёва 2005; Субетто 2003].

Следует отметить, что качество различных компонентов еще не гарантирует качество образовательного процесса в вузе. Оно не является просто аддитивным показателем, получаемым в процессе объединения в целое различных качеств составных частей. Ввиду сложности данной категории, качество образовательного процесса нам представляется результатом сложного взаимодействия различных его составляющих и понимается нами как категория конвенциональная.

Структурные компоненты качества образовательного процесса в вузе представляют собой объекты оценивания и подвергаются существенному влиянию со стороны внешних и внутренних факторов-детерминант (см. схему).

Внешние факторы-детерминанты проявляются на мега-, макро-, мезо- и микросоциальных уровнях. Мегауровень характеризуется мировыми,

общеевропейскими и отечественными трендами развития высшего образования (ВО): создание системы гарантии качества высшего образования, диверсификация ВО, информатизация ВО, образование в течение всей жизни, интеграция образовательных организаций и предприятий, радикальное обновление образовательных программ, переход от квалификации к компетенции, построение и развитие в вузах систем менеджмента качества.

Макросоциальный уровень детерминации отражает особенности социальноэкономических, духовных процессов, происходящих в стране, те внешние социальные

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

условия, которые оказывают опосредствующее влияние на функционирование и развитие вуза через социальный заказ системе ВО.

Внешние факторы качества образовательного процесса, относящиеся к мезосоциальному уровню его детерминации, составляют социальный, культурный колорит конкретного региона, особенности региональной системы образования, в условиях которых функционирует и эволюционирует образовательная система университета.

Микроуровень внешних факторов отражает среду непосредственного окружения вуза: уровень конкурентной среды, маркетинговые посредники вуза; социальные партнеры; контролирующие органы, профсоюзы, пресса, а также случайные факторы.

Последствия внешних факторов-детерминантов оказывают непосредственное влияние на вуз, ведут к изменению структурных компонентов качества образовательного процесса.

Макросоциальный уровень детерминации отражает особенности социальноэкономических, духовных процессов, происходящих в стране, те внешние социальные условия, которые оказывают опосредствующее влияние на функционирование и развитие вуза через социальный заказ системе ВО.

Внешние факторы качества образовательного процесса, относящиеся к мезосоциальному уровню его детерминации, составляют социальный, культурный колорит конкретного региона, особенности региональной системы образования, в условиях которых функционирует и эволюционирует образовательная система университета.

Микроуровень внешних факторов отражает среду непосредственного окружения вуза: уровень конкурентной среды, маркетинговые посредники вуза; социальные партнеры; контролирующие органы, профсоюзы, пресса, а также случайные факторы.

Последствия внешних факторов-детерминантов оказывают непосредственное влияние на вуз, ведут к изменению структурных компонентов качества образовательного процесса.

Внутренняя детерминация качества образовательного процесса в вузе как системы заложена в самой ее природе. Феноменологический анализ образовательного процесса как системы позволяет представить внутреннюю детерминацию его развития в следующих аспектах: человеческий потенциал субъектов управления; механизмы взаимодействия и развития всех участников образовательного процесса, ресурсное обеспечение качества образовательного процесса.

Согласно принципу системной детерминации (В.Е. Клочко), детерминация осуществляется не внешними причинами и не внутренними факторами, а теми новообразованиями, которые производит психологическая система в процессе взаимодействия и взаимоперехода этих противоположностей. В этой связи снимается проблема первичности внешнего и внутреннего [6]. Разделяя точку зрения автора, мы вместе с тем подчёркиваем особую роль внутривузовской системы корпоративного, обучающего управления.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Белова С. Н. Проблема оценивания структурных компонентов качества образовательного процесса в вузе

Внешние факторы-детерминанты качества образовательного процесса (ОП)

Внутренние факторы-детерминанты качества ОП

Структурные компоненты качества ОП

1

Качество руководства Качество условий (ресурсов) —► Качество процесса

1 11^1 1

Качество результатов ОП

- деятельность по

формированию и реализации видения, стратегии, миссии, политики и целей вуза в

области качества, стратегического плана развития

вуза;

- планирование и развитие СМК вуза и др.

Ка-

че-

ство

кад

ро-

вого

обес

пе-

че-

ния

Качес

тво

прогр

аммн

о-

мето

дичее

кого

обесп

ечени

я

Качест

во

норма

тивно-

правов

ого

обеспе

чения

Качест

во

матер

иально

технич

еского

обеспе

чения

Качест

во

инфор

мацио

нно-

аналит

ическо

го

обеспе

чения

м

а

Р

к

е

т

и

н

г

Управ

ление

образо

ватель

ными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

програ

ммами

5

компег

енция

ми

Обу

чаю

щий

Каче-

ство

пед.

техно-

логий

мене

джм

ент

Ка

че

ст

во

пр

еп

од

ав

ан

ия

К

а

ч

е

с

т

в

о

У

ч

е

и

и

я

- качество подготовки студента, выпускника;

- уровень освоения ООП по направлениям;

- степень

удовлетворенности

сотрудников, ППС,

студентов,

работодателей

качеством организации

образовательного

процесса;

- модель личности выпускника, абитуриента

Конкурентоспособный выпускник вуза

Структурные компоненты качества образовательного процесса в вузе

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Поэтому на первый план выходит деятельность управленческого персонала по выявлению того главного противоречия, главного взаимодействия, управляя которым можно обеспечить качество образовательного процесса в вузе.

Результатом взаимодействия структурных компонентов качества образовательного процесса является подготовка конкурентоспособных выпускников, усвоивших социальный опыт, готовых к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, критическому мышлению, разумному риску, умеющих работать самостоятельно и в команде, стремящихся к новому, креативных и предприимчивых, активных инициаторов и производителей инновационных изменений.

Приоритетную роль в обеспечении качества образовательного процесса выполняет такой структурный компонент, как качество руководства, который представляет собой процессы менеджмента, а именно: деятельность по формированию и реализации видения, стратегии, миссии, политики и целей вуза в области качества; деятельность по планированию и развитию системы обеспечения качества, где важным элементом является система оценивания качества образовательного процесса (СОКОП). Данная деятельность включает разработку и реализацию организационной структуры системы обеспечения качества; деятельность по распределению ответственности и полномочий должностных лиц и сотрудников вуза в области обеспечения качества и его оценивания; внутреннее информирование, включающее разработку в вузе соответствующих процессов обмена информацией; деятельность по подготовке вуза к лицензированию и аккредитации; деятельность по подготовке вуза к самообследованию, мониторингу; деятельность по обеспечению финансирования системы обеспечения качества и др.

Следующим структурным компонентом качества образовательного процесса в вузе является качество ресурсов-условий. Прежде всего, это качество информационноаналитического обеспечения, включающего в себя процесс сбора и педагогического анализа информации, связанной с гарантией качества образовательного процесса в вузе; мониторинг качества образовательного процесса; социологические опросы

удовлетворенности преподавателей, студентов качеством образовательного процесса в вузе и др.

Важным составляющим качества ресурсов-условий является качество кадрового обеспечения. Оно характеризует потенциал вуза по таким количественным показателям, как возрастной состав преподавателей (по кафедрам и факультетам, по вузу); процент ППС с учеными степенями или с учеными званиями; доля выпускающих кафедр, возглавляемых профессорами и докторами; количество преподавателей, имеющих авторские курсы, базирующиеся на научных достижениях вуза; доля преподавателей-авторов учебников, учебных пособий с грифами Минобразования, УМО и НМС; особенности занятости преподавателей; количество преподавателей, повысивших квалификацию и др. К числу качественных показателей кадрового потенциала принадлежат профессиональная компетентность, профессиональноличностное развитие, активность ППС и др.

Качество нормативно-правового обеспечения включает в себя не только наличие законодательной и нормативно-правовой документации, регламентирующей

деятельность вуза, но и участие субъектов управления в корпоративном проектировании, разработке уровневой иерархии вышеназванной документации и др.

К приоритетным составляющим качества ресурсов-условий относится качество программно-методического обеспечения. Оно включает качество разработки основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки; качество разработки модульных учебных планов, учебно-методических комплексов, в том числе и

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Белова С. Н. Проблема оценивания структурных компонентов качества образовательного процесса в вузе

электронных, программ всех видов практик, итоговой государственной аттестации; качество содержания образования; качество фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации; разработку совместно с работодателями профессиональных компетентностей выпускников и др.

Следует выделить качество материально-технического обеспечения,

характеризующее состояние и перспективы развития инфраструктуры вуза.

Наконец, структурный компонент качества ресурсов-условий включает в себя качество финансового обеспечения. Оно характеризует соотношение бюджетной и внебюджетной составляющих в консолидированном бюджете вуза; открытость результатов финансовой деятельности; эффективность вложения финансовых средств в развитие материально-технической базы; деятельность вуза по обеспечению образовательного процесса учебным и научным оборудованием, его влияние на качество подготовки специалистов; эффективность вложения средств в

информационные технологии; показатели издательской деятельности вуза и др.

Другим структурным компонентом качества образовательного процесса является качество таких процессов, как маркетинг; управление инновационными

образовательными программами, квалификациями, компетенциями; обучающий менеджмент; качество реализации образовательных технологий; процесс преподавания; процесс учения; качество самостоятельной деятельности студентов и др.

В рамках процесса «маркетинг» осуществляется деятельность, направленная на определение требований и ожиданий стейкхолдеров к основным результатам деятельности вуза, включая научные исследования и разработки, требования к образовательным услугам и определение потребности в трудовых ресурсах определенной квалификации и компетенции. В ходе данного процесса реализуются мониторинг результатов деятельности вуза; взаимодействие со всеми группами потребителей; оценка и анализ удовлетворенности потребителей; разработка и реализация мероприятий по улучшению имиджа университета, позиционирования его на рынке образовательных услуг и научной продукции и др.

Процесс «управление инновационными образовательными программами, квалификациями, компетенциями» включает деятельность, направленную на подтверждение социального «заказа» на ООП (учебные дисциплины, модули), определение ее профиля; планирование, разработку организационного и методического обеспечения реализации ООП; мониторинговые исследования ООП на предмет их актуальности и востребованности заинтересованными сторонами; постоянное взаимодействие с работодателями, представителями рынка труда и другими соответствующими организациями по вопросам проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), всех видов практик, ИГА; привлечение работодателей, социальных партнеров к образовательной и научно-исследовательской деятельности в вузе; учет мнения студентов по отношению к качеству ООП и методам их улучшения; деятельность по гарантии качества основных образовательных программ и выдаваемых по их окончании дипломов. Данная деятельность направлена на разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения (например, в виде списка компетенций выпускника), специфических требований различных видов обучения (дневное, заочное, электронное обучение) и технологий обучения, ресурсов, выделяемых для обучения, и их доступность; официальных процедур по утверждению программ вышестоящими организациями (соответствие требованиям ФГОС, процедуры лицензирования ООП); наблюдение за прогрессом и достижениями студентов.

Важность выделения процесса «обучающего менеджмента» обусловлена сложностью объема той деятельности, с которой приходится сталкиваться руководству вуза, ППС, студентам, работодателям. Данный процесс представлен опережающей и

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

непрерывной подготовкой субъектов управления к осуществлению образовательного процесса, гарантии его качества и оценивания.

Следующим составляющим структурного компонента «качества процесса» является качество образовательных технологий, которые выступают как системообразующий фактор обучающего процесса, обеспечивая его целостность, личностную и социально-экономическую полезность. Особую роль в ее «выращивании» играет качество и стиль управления и личностно-профессиональные качества преподавательского состава. В этом смысле образовательная технология выступает как измеримый показатель качества управления вузом.

Качество образовательных технологий включает в себя следующие составляющие: проектирование инновационных образовательных технологий;

внедрение образовательных технологий в процесс обучения и оценивания; оценивание обоснованности применения образовательных технологий посредством осуществления качественной оценки знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся.

Процесс «качество преподавания» включает описание структуры, содержания педагогической деятельности, профессиональной компетентности преподавателя. Функциональная модель деятельности преподавателя достаточно полно представлена в работах Н.В. Кузьминой [1990] и ряде других исследований [Васильева 2005; Исаев 1993]. Она является отражением в деятельности педагога требований к качеству результатов образования и представляет собой совокупность следующих функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного; коммуникативного, организаторского. Так как по выделенным функциональным компонентам можно оценивать качество деятельности педагога в конкретных условиях, то возникает проблема разработки соответствующих показателей качества преподавания. Данные показатели могут формулироваться в виде перечня основных требований к знаниям, умениям, навыкам, способам деятельности, личностным качествам и компетенциям педагога. Например: профессиональная компетентность преподавателя, инновационная направленность его деятельности; качество программно-методического обеспечения учебных курсов, реализуемых преподавателем; качество организационно-методической работы; качество учебных занятий; интеграция педагогической деятельности с научно-исследовательской, инновационной деятельностью; качество реализации образовательных программ.

Процесс «качество учения» непосредственно связан с образовательной деятельностью студентов, включает в себя, во-первых, характеристику

образовательного потенциала абитуриентов, конкурс при поступлении в вуз, результаты сдачи ЕГЭ и творческих экзаменов, ценностные ориентации и мотивацию к получению высшего образования (на основе социологических исследований) и др.; во-вторых, характеристику контингента студентов (распределение по курсам, по формам обучения); коэффициент перехода на следующий курс; долю иностранных студентов, в том числе из стран СНГ; сохранность контингента; долю студентов, продолжающих обучение в магистратуре, аспирантуре; распределение студентов и др.; в-третьих, качество обучаемости и обученности студентов (состояние памяти, мышления, воображения; уровень сформированности универсальных учебных действий, ключевых компетенций и др.).

Результирующим структурным компонентом качества образовательного процесса является качество результатов, выражающееся в качестве подготовки выпускников вузов, их человеческого потенциала, сформированности компетенции инновационной деятельности [Белова 2009]. В рамках рассматриваемого структурного компонента качества образовательного процесса реализуется деятельность, направленная на определение ключевых качеств «инновационного человека», моделей

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Белова С. Н. Проблема оценивания структурных компонентов качества образовательного процесса в вузе

его качества; определение качества подготовки студента (текущая успеваемость; результаты экзаменационных сессий (по курсам, специальностям / направлениям подготовки, циклам дисциплин); данные диагностического тестирования студентов-первокурсников, интернет-олимпиад; доля студентов, участвующих в НИР; рейтинг студента; динамика ценностных ориентаций и мотиваций студентов к получению ВО и др.); изучение качества подготовки выпускника (результаты госэкзамена по специальности / направлению подготовки; результаты защиты выпускных квалификационных работ и др.); изучение востребованности выпускников (показатели трудоустройства; число рекламаций, полученных с места работы; ценностная ориентация и мотивация выпускников к профессиональной деятельности в соответствии с полученным высшим образованием и др.); отсроченную проверку компетенций инновационной деятельности; выявление уровня освоения ООП по специальностям / направлениям подготовки; изучение степени удовлетворенности сотрудников, ППС, студентов, работодателей качеством организации образовательного процесса; изучение влияния вуза на общество; определение результатов, которых добился вуз в отношении запланированных целей повышения качества подготовки кадров и др.

Следует заметить, что качество результатов обусловлено качеством руководства, качеством ресурсов-условий, качеством процесса. Это предполагает движение «от конца к началу», то есть от выявления того, что не удовлетворяет в качестве результатов образовательного процесса, к недостаткам качества процесса, порождающего недостатки в результатах, - к недостаткам в качестве ресурсов-условий, определяющих дефекты образовательного процесса, а затем к качеству руководства, которым представлена разработка стратегических решений в области обеспечения качества инновационного социально ориентированного развития образовательного процесса.

Таким образом, качество образовательного процесса в вузе рассматривается нами как системная совокупность иерархически организованных структурных компонентов (качества руководства, качества условий-ресурсов, качества процесса, качества результатов) и отношений между ними. Оцениванию качества

образовательного процесса подлежат составляющие структурных компонентов, поскольку от их состояния, свойств, соответствия ценностям, нормам и требованиям зависит качество подготовки конкурентоспособных кадров.

Библиографический список

Белова С.Н. Развитие качества человека как приоритетная цель образовательного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2009. №2 (10). URL: http://www. scientific-notes.ru/pdf/010-17.pdf (дата обращения: 13.05.2014). № 0420900068/0035

Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с.

Васильева Е.Ю. Концепция системы оценки качества деятельности

профессорско-преподавательского состава в вузе: дис. ... докт. пед. наук. СПБ.: РГПУ, 2005. 495 с.

Жиров А.И., Мосин В.С., Соломин В.П. Создание, формирование и функционирование образовательных систем. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 266 c.

Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.-Белгород, 1993. 218 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Клочко В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. 1977. №5. С. 19-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 117 с.

Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки

специалистов, 2005. 96 с.

Субетто А.И. Система управления качеством в вузе (модель) / под ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки

специалистов, 2003. 26 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.