Научная статья на тему 'Формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов вуза силового ведомства к физическому самосовершенствованию'

Формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов вуза силового ведомства к физическому самосовершенствованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТЫ / COGNITIVE COMPONENT / EMOTIONAL COMPONENT / MOTOR COMPONENT / PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITIES / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцуляк Андрей Александрович

Статья позволяет обосновать выбор эффективных средств, методов и условий физического воспитания, обеспечивающих формирование положительного отношения курсантов вуза силового ведомства к физическому самосовершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуцуляк Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MOTIVATIONAL AXIOLOGICAL ATTITUDE OF POWER DEPARTMENT UNIVERSITY`S CADETS TO PHISICAL SELF-IMPROVEMENT

The article allows justifying the choice of effective tools, methods and conditions of physical education, ensuring the formation of the positive attitude of high school students of the power ministry to the physical self-improvement.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов вуза силового ведомства к физическому самосовершенствованию»

студентов нет желания работать в качестве тренера с инвалидами, так как они сами не имеют спортивного опыта. Выпускники спортивных кафедр желают работать с людьми с ограниченными возможностями, но в учебной программе нет дисциплины, связанной с изучением особенностей подготовки спортсменов-инвалидов. Возникает необходимость введения в процесс преподавания для студентов ТПФ и ФФК дисциплин, связанных с особенностями подготовки лиц с ограниченными возможностями. Особенно этот вопрос актуален на современном этапе, так как возрастает число людей с ограниченными возможностями, желающих заниматься спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник для высш. учеб. заведений : в 2 т. Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под ред. С. П. Евсеева. - М. : Сов. спорт, 2005. - 448 с.

2. Физическая реабилитация и спорт инвалидов : нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / автор-составитель А.В. Царик. - 3-е изд. - М. : Советский спорт, 2004. - 576 с.

Контактная информация: stepanov_vs.mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ

КУРСАНТОВ ВУЗА СИЛОВОГО ВЕДОМСТВА К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Андрей Александрович Гуцуляк, соискатель,

ФГОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры»

(ДВГАФК), г. Хабаровск

Аннотация

Статья позволяет обосновать выбор эффективных средств, методов и условий физического воспитания, обеспечивающих формирование положительного отношения курсантов вуза силового ведомства к физическому самосовершенствованию.

Ключевые слова: когнитивный компонент, эмоциональный компонент, двигательный компонент, физкультурно-спортивная деятельность, курсанты.

THE FORMATION OF MOTIVATIONAL AXIOLOGICAL ATTITUDE OF POWER DEPARTMENT UNIVERSITY'S CADETS TO PHISICAL SELFIMPROVEMENT

Andrey Aleksandrovich Gutsulyak, the competitor,

Far East State Academy of Physical Training,

Khabarovsk

Annotation

The article allows justifying the choice of effective tools, methods and conditions of physical education, ensuring the formation of the positive attitude of high school students of the power ministry to the physical self-improvement.

Key words: cognitive component, emotional component, motor component, physical training and sports activities, cadets.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе реформирования Вооруженных сил России повышение и поддержание на должном уровне физической подготовленности офицеров является одной из важнейших задач.

Вызвано это тем, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения уровня физической подготовки и функционального состояния организма офи-

церов, что отрицательно сказывается на результатах выполнения ими своих профессиональных задач. Это настоятельно требует поиска новых средств, форм и методов, способных улучшить физическое состояние военнослужащих, а также сформировать устойчивый интерес к физическому самосовершенствованию как к основному фактору их качественной жизнедеятельности [2]. Все вышесказанное в полной мере относится и к выпускникам вузов силовых ведомств.

Анализ научно-методической литературы и обобщение практической работы преподавателей кафедр физической подготовки военных институтов по проблемам, связанным с совершенствованием физкультурного (неспециального) образования курсантов, свидетельствуют о малочисленности и противоречивости педагогических средств и технологий, направленных на изучение условий формирования мотивационно-ценностного отношения курсантов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с учётом особенностей проявления свойств личности и их физической подготовленности [1]. Таким образом, актуальность проведенного нами исследования оправдана необходимостью поиска новых форм организации, содержания и средств формирования мотивационно-ценностного отношения курсантов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

В ходе научной работы нами проверялась гипотеза, предполагающая, что формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями возможно при следующих условиях: 1) выработке у курсантов практических умений планирования и использования самостоятельных занятий физическими упражнениями в процессе организации круговой тренировки с учётом особенностей проявления свойств личности и физической подготовленности; 2) предоставлении курсантам свободы выбора различных форм самостоятельных занятий физическими упражнениями; 3) регламентации самостоятельной работы курсантов при условии инструктивно-консультативного взаимодействия с преподавателем кафедры физической подготовки. Все это в комплексе позволяет эффективно формировать у обучаемых мотивы сохранения и укрепления здоровья, достижения высокой работоспособности, физического совершенствования, развития необходимых профессионально-важных качеств. В конечном итоге это даёт возможность сохранять и повышать темпы прироста физической подготовленности курсантов.

Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме позволил нам определить три компонента мотивационно-ценностного отношения курсантов к физической культуре: двигательный, эмоционально-волевой, когнитивный.

Критериями оценки сформированности двигательного компонента является демонстрация уровня развития физических качеств; эмоционально-волевого - удовлетворенность курсантов занятиями физической культурой и спортом; когнитивного -проявление активности мышления и интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Оценка уровней развития компонентов осуществлялась по тестам, которые подбирались таким образом, чтобы они отражали конкретные свойства личности и соответствовали всем требованиям теории тестов.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальная работа проводилась на базе Хабаровского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Надлежащая материально-техническая база позволила создать здесь разнообразную физкультурноспортивную среду. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы (по 12 чел.), равные по физической подготовленности.

Экспериментальная работа по формированию мотивационно-ценностного отношения курсантов к физическому самосовершенствованию была направлена на обеспечение последовательной психолого-педагогической поддержки курсантов в поэтапном процессе освоения ценностей физической культуры; оказание дифференцирован-

ной и индивидуальной помощи курсантам в самопознании и самоопределении в физкультурно-спортивной деятельности; использование возможностей совместной продуктивной деятельности преподавателей и курсантов.

Педагогический эксперимент, проводившийся в условиях естественного процесса физического воспитания курсантов, предусматривал применение различных организационных мер и педагогических приемов, направленных на формирование интересов и потребностей курсантов в сфере физической культуры. При этом учитывалось наличие субъективных и объективных предпосылок для мотивированного включения физической культуры как компонента образа жизни курсантов.

Педагогический эксперимент по времени продолжался один учебный год и подразделялся на несколько этапов.

На первом этапе изучались интересы и потребности курсантов в занятиях физическими упражнениями и различными видами спорта, включенность в другие виды деятельности в области физической культуры, влияние на их структуру разнообразных факторов. Были сгруппированы цели участия в физкультурно-спортивной деятельности, выяснялись степень удовлетворенности организацией работы по физическому воспитанию в вузе и причины, влияющие на ее уровень.

Отличительная особенность второго этапа - проявление у курсантов физкультурно-спортивных способностей, развитие которых придает физкультурной деятельности личностно значимый смысл. Положительные эмоциональные переживания при этом связаны с осознанием собственных успехов и достижений, удовлетворением от самого процесса деятельности.

Существенное на данном этапе - наличие содержательной информации, направленной на осознание курсантами меры полезности и результативности собственной деятельности. Она может выражаться как объективными показателями, связанными с физической подготовленностью, уровнем и качеством специальных и профессиональных знаний, навыков и умений обучаемых, так и субъективными - интересом, эмоциональностью, пониманием курсантами соответствия своих действий социальным нормам и требованиям, удовлетворением степенью собственного обогащения и физического развития.

На этом этапе определялась система педагогических воздействий на мотивационно-ценностную сферу курсантов с целью определения наиболее значимых и эффективных рычагов, позволяющих активизировать физкультурно-спортивную деятельность в ходе всего периода обучения и сформировать устойчивую потребность в ней.

Качественное своеобразие третьего этапа заключалось в познании курсантами общественной и профессиональной значимости физического самосовершенствования, когда личностный субъективный смысл деятельности переживается обучаемыми как адекватный ее общественному и профессиональному смыслу. На занятиях по физической культуре они были активны, проявляли инициативу, ставили перед собой повышенные цели и добивались их.

Этому способствовали увеличивающийся объем знаний, качество двигательных навыков и умений. Усложняющиеся задачи требовали от курсантов еще большей активности, инициативы, творческого подхода и ответственного отношения к делу.

Полученные на третьем этапе данные анализировались, определялись характер изменений в отношении курсантов к физической культуре и соответствие гипотетических предположений нашей работы полученным результатам.

По итогам исследования нами были определены следующие уровни отношения курсантов к физкультурно-спортивной деятельности: пассивно-негативный; индифферентно-неустойчивый; позитивно-устойчивый.

Пассивно-негативный уровень. Знания курсантов проявляются на уровне знакомства с учебным материалом, потребность в познавательной активности отсутствует. Курсанты не осознают важности и необходимости физической культуры для становления личности будущего офицера пограничных органов ФСБ России в процессе

его профессиональной подготовки, поэтому на занятиях по физической культуре пассивны. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. В результате проведенных исследований к данной группе было отнесено 22,1% курсантов.

Индифферентно-неустойчивый уровень. Знания курсантов ограничены и бессистемны. На занятиях по физической культуре обучаемые проявляют эпизодическую активность, так как основной целью считают укрепление здоровья и физическое развитие. Иногда во внеучебное время принимают участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности. Имеют элементарные практические умения и навыки. В данной группе - 52,4% курсантов.

Позитивно-устойчивый уровень. Знания, убеждения, практические умения и навыки курсантов позволяют им грамотно и с интересом выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи преподавателей кафедры физической подготовки или самостоятельно. Такие курсанты имеют положительно осознанное отношение к физической культуре в связи с физическим самосовершенствованием и предстоящей профессиональной деятельностью. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в регулярном чтении и освоении научно-популярной спортивной литературы. Эксперимент показал, что только 25,5% курсантов имеют позитивно-устойчивый уровень отношения к своей физкультурно-спортивной деятельности.

Выявленные уровни мотивационно-ценностного отношения курсантов к физической культуре определили формы, методы и средства педагогического воздействия, которые по разработанной нами методике использовались в основном педагогическом эксперименте. Это - регулярное применение игрового и соревновательного методов, новых видов физических упражнений и спортивных соревнований; выполнение различных заданий и самостоятельных творческих работ; проведение методических, теоретических занятий и показ видеофильмов для повышения уровня знаний курсантов в области собственного здоровья и разъяснения возможностей его улучшения средствами физической культуры; организация научных конференций по проблемам физического воспитания.

На основе результатов предварительного эксперимента основными направлениями педагогической деятельности в экспериментальной группе являлись: целенаправленная работа по активному включению курсантов в физкультурно-спортивную деятельность; использование различных игровых форм и методов физкультурноспортивной работы; стимулирование рефлексивных процессов, обеспечивающих осознание курсантами личной значимости обладания знаниями и умениями в области собственного здоровья, стимулирующих целевую установку на овладение этими умениями; формирование активной позиции курсантов по отношению к физкультурноспортивной деятельности; обучение курсантов приемам регуляции психических состояний; дифференциация практических заданий в зависимости от уровня подготовки, функционального состояния и развития двигательных качеств курсантов; фиксирование результатов и их изменений у каждого курсанта.

Результаты экспериментальной работы показывают, что реализация комплекса педагогических условий создает условия для формирования у курсантов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре. В результате направленного педагогического воздействия произошли существенные изменения в структуре мотивационно-ценностного отношения у курсантов экспериментальной группы (Р<0,05). Так, в формировании когнитивного компонента на пассивно-негативном уровне произошло уменьшение на 24%. В этой связи, на индифферентно-неустойчивом произошло увеличение на 13,1% и позитивно-устойчивом - на 10,9%. Аналогичная тенденция наблюдается в формировании эмоционально-волевого компонента: пассивно-негативный уровень - уменьшение на 42,6%; индифферентно-неустойчивый - увеличение на 12,4% и позитивно-устойчивый - на 30,2%. Динамика двигательного компонента: пас-

сивно-негативный уровень - уменьшение на 29,5%; индифферентно-неустойчивый -увеличение на 14,4% и позитивно-устойчивый - на 15,1%. В контрольной группе существенные изменения произошли только в формировании эмоционального компонента (Р>0,05).

ВЫВОДЫ

1. Итоги педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной нами методики. Так, в экспериментальной группе произошли достоверно значимые изменения в иерархии мотивационно-ценностных отношений к физической культуре. Количество курсантов, занимающихся на пассивно-негативном уровне, снизилось на 25,0% (Р<0,05), на позитивно-устойчивом - увеличилось на 33,3% (Р<0,05). В контрольной группе количество курсантов, занимающихся на пассивно-негативном уровне, снизилось на 8,3% (Р>0,05), а на позитивно-устойчивом - увеличилось на 8,3% (Р>0,05).

2. Успешность формирования устойчивого мотивационно-ценностного отношения курсантов к физической культуре обеспечивается преимущественным использованием когнитивного, эмоционального и двигательного подходов в учебном процессе, реализуемых при использовании соответствующих средств и методов физического воспитания и критериев, свидетельствующих об их эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каргаполов, В. П. Формирование готовности курсантов образовательных учреждений силовых ведомств к физическому самосовершенствованию / В.П. Карга-полов, А. А. Гуцуляк // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всероссийской научной конференции / отв. ред. С.С. Добровольский ; Дальне-восточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2007. - С. 119-123.

2. Осминин, В.М. Формирование личности курсанта образовательного учреждения ФСБ России пограничного профиля средствами физической культуры : монография / В.М. Осминин, С.И. Рубанцов ; ХПИ ФСБ РФ. - Хабаровск : [б.и.], 2009. -160 с.

Контактная информация: stepanov_vs.mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сергей Антонович Днепров, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ)

Валерий Павлович Красильников, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный технический университет Екатеринбург

Аннотация

На основе материалов десяти этнопедагогических экспедиций (1990-2006) в места постоянного проживания коренных малочисленных народов Западной Сибири (хантов, манси, лесных ненцев) предложены методические рекомендации развития двигательной активности этих этносов.

Ключевые слова: педагогическое наследие, педагогическое достояние, двигательная активность, традиционные игры и состязания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.