ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
С. А. Котло, Е. Н. Котло
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STIMULATING STUDENTS' PHYSICAL-SPORT ACTIVITY IN HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL SPACE
Kotlo S. A., Kotlo E. N.
The article is devoted to the study of pedagogical conditions for stimulating of students' cognitive and motor activity in the process of physical education through the development of their motivation-demand sphere.
Key Words: personality's physical culture, physical-sport activity, a selective course.
Статья посвящена изучению педагогических условий стимулирования познавательной и двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе через формирование их мотивационно-потребностной сферы.
Ключевые слова: физическая культура личности, физкультурно-спортивная активность, элективный курс.
УДК 37.037:378
В современных условиях модернизации образования в области физической культуры в вузе одним из основополагающих факторов эффективности является его качество, проявляющееся как в информационной, инструментальной и кадровой составляющих системы, так и в инновационно-организизованной, обеспечивающей высокий уровень образованности личности в данной сфере. Многолетние исследования в области теории и практики физического воспитания студентов, общие и частные проблемы становления и развития физической культуры как учебной дисциплины в высших учебных заведениях, отраженные в трудах М. Я. Виленского, П. А. Виноградова, В. М. Выдрина, С. И. Гуськова, С. П. Евсеева, Н. Н. Зволинской, Л. И. Лубышевой, В. И. Маслова, Л. П. Матвеева, А. А. Найна, Г. М. Соловьева, В. И. Столярова и других, указывают, что замкнутость в основном на двигательной активности без учета образовательной и мотивационно-волевой сферы молодежи приводит к деформации ценностей физической культуры, что существенно обедняет как физические, так и духовные потребности студентов, а учебный процесс утрачивает культурный, нравственный,
предметно-содержательный и мировоззренческий смысл, развивая их физкультурноспортивную пассивность.
Поэтому сегодня к ведущему и во многом экспериментально обоснованному направлению, определяющему ключевые моменты решения данной проблемы, отно-
сят использование разнообразных инновационных педагогических технологий, детерминирующих свободу выбора студенческой молодежи в образовательной области физической культуры, позволяющей в полной мере опираться на их желание и потребности способствовать усвоению личностнозначимой информации (2, 3, 4, 5). Научное обоснование получают и идеи формирования физкультурно-спортивной активности студентов на основе внедрения элективных курсов (6, 7). Однако эти данные эпизодические и часто носят разрозненный характер. В основном предлагается внедрять элективные курсы в рамках профильного обучения по предмету «физическая культура» в средних общеобразовательных школах. В вузах же внедрение элективных курсов в процесс физического воспитания студентов в основном сводится к использованию модульной системы обучения, начиная только со второго года.
Все вышеизложенное указывает на то, что проблема формирования физкультурноспортивной активности студентов на основе внедрения элективных курсов по дисциплине «физическая культура» в системе высшего образования не решена окончательно. Остается открытым вопрос о внедрении элективных курсов с первого года обучения студентов в вузе. Не до конца раскрыта и проблема управления учебно-познавательной активностью студентов в рамках формирования у них интересов, потребностей и целевых установок, возникающих на основе осознанной мотивировки выбора.
В целом же изучение вопроса по теме исследования позволило вскрыть ряд противоречий между:
■ современными социально-эконо-
мическими потребностями в подготовке высококвалифицированных, конкурентноспособных, профессионально-мобильных
специалистов и низким уровнем психофизической готовности студенческой молодежи к требованиям содержания данной жизнедеятельности;
■ наличием инновационных представлений на организацию учебного процесса по дисциплине «физическая культура» на основе элективного курса и традиционной
программно-ориентированной деятельностью в данном направлении в недостаточной степени его обеспечивающей;
■ возможностями реализации
свободы выбора, учитывающего личностнозначимые мотивы, интересы и потребности в физической культуре студентов и отсутствием адекватных педагогических технологий, построенных с учетом психо-лого-педагогических условий функционирования системы стимулирования физкультурно-спортивной активности студентов в процессе обучения в высшей школе.
С учетом выявленных противоречий была определена цель исследования, заключающаяся в определении научно-теоретических, содержательных, программноорганизационных и психолого-педаго-гических условий стимулирования физкультурно-спортивной активности студентов на основе внедрения элективных курсов в учебно-воспитательный процесс по физической культуре, начиная с первого года обучения в вузе.
Исследование было проведено на базе ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» в 2007-2008 учебном году. В эксперименте приняли участие студенты 1-х курсов, из которых сформировали две группы: экспериментальную (60 человек), где внедрялся элективный курс, основанный на волейболе, и контрольную (60 человек), обучающуюся по традиционной программе.
В ходе научного обоснования элективного курса по волейболу с первого года обучения молодежи в вузе были получены результаты, подтверждающие достижение поставленной цели исследования. Стимулирование физкультурно-спортивной активности студентов на основе разработанной педагогический системы и технологии ее реализации, ориентация на принципы гуманизации, демократизации и индивидуализации учебного процесса позволили сравнительно за небольшой срок достоверно изменить состояние физической культуры студентов.
Предварительное исследование составляющих данной культуры в опытноэкспериментальных группах показало, что регистрировался низкий уровень их сфор-
мированности. Мотивационно-ценностные отношения к физической культуре, степень активности и интерес студентов к физкультурно-спортивной деятельности проявляли всего 42 % опрошенных. При этом доминирующими мотивами для большинства респондентов являлись лично-значимые
(55,4 %), связанные прежде всего с физиологическими потребностями (54 %) и потребностями самоуважения (20 %). Ведущими целевыми установками выступали: укрепление здоровья (23,7 %), коррекция фигуры (25,6 %) и избавление от лишней массы тела (16,9 %). Доминирование личностно ориентированного мотивационно-ценностного
отношения к физической культуре в определенной степени сообразовывалось с низким уровнем теоретической и методической компетентности начинающих обучение в вузе студентов в области физической культуры и самостоятельной работы, ее обеспечивающей. Так, у выпускников общеобразовательных школ наблюдалось отсутствие и неустойчивость мотивационно-ценностной сферы в занятиях физической культурой в свободное от учебы время. Было установлено, что посещали спортивные секции лишь 15,7 % опрошенных экспериментальной группы и 10 % студенток контрольной, самостоятельно систематически занимаются физическими упражнениями не менее 3-х раз в неделю только 8,2 % от общего количество респондентов.
Студенты продемонстрировали также и недостаточный уровень физической подготовленности опытно-экспериментальных групп (средний результат в баллах согласно государственной программе составлял 2,57±0,19 - в экспериментальной группе, занимающейся волейболом; 2,40±0,16 - в контрольной группе). Особенно низкие результаты студенты, поступившие в СГУ, показали в тесте на общую выносливость. Средний результат на дистанцию 2000 метров в контрольной группе составил 12,10±0,35 мин., а в экспериментальной и 12,09±0,47 мин., что согласно государственной программе по физической культуре в вузах соответствует оценке «1».
физкультурно-спортивной активности...
Таким образом, на первом этапе исследования опытно-экспериментальные
группы были идентичны по всем составляющим физической культуры личности. Их знания, мотивационно-ценностные ориентации, физическое совершенство, социальнодуховные ценности, (отношение к здоровому образу жизни), физкультурно-спортивной деятельность и самостоятельная активность в ней находились в большинстве своем на ситуативном уровне.
Применение элективных курсов по волейболу и технологии их внедрения в образовательную область физической культуры, начиная с первого года обучения в вузе, позволило существенно изменить сложившуюся ситуацию. Так, оптимальное соотношение специальной и общефизической подготовки (70 % и 30 % практически на каждом занятии) в экспериментальной группе, специфика вида спорта, а также мотивированная самостоятельная работа способствовали успешной сдаче контрольных нормативов по физической подготовленности, предусмотренных государственной программой. В конце учебного года были зарегистрированы статистически значимые различия в каждой группе обследованных по сравнению с началом года (Р<0,05). Однако наблюдаемая положительная динамика проявилась более выражено в экспериментальной группе.
Полученные положительные результаты по физической и спортивно-технической подготовленности студентов экспериментальной группы соотносятся со степенью их активности и включенности в учебновоспитательный процесс. Посещаемость занятий в этой группе была значительно выше, чем в контрольной. Пропусков занятий без уважительной причины не регистрировалось еще и потому, что участникам эксперимента объяснялось, что каждое последующее занятие является логическим продолжением предыдущего в отношение практического, методического и теоретического материала, а пропуск хотя бы одного занятия может повлечь за собой отставание, выпадение звена из цепи процесса обучения и воспитания. Студенты на практике убеждались в логической преемственности практической и обра-
зовательной информативности каждого предыдущего и последующего занятия.
Данные о высокой степени физкультурно-спортивной активности экспериментальной группы как в процессе занятий, так и в свободное время были подтверждены и исследованиями их мотивационно-потреб-ностной сферы. Опрос респондентов экспериментальной группы по завершению исследования показал, что, несмотря на довольно короткий срок обучения, у испытуемых изменилось соотношение значимости мотивов к ценностям физической культуры, при доминирующей роли личностно-
значимых мотивов значительно возросла мотивировка занятий физическими упражнениями, с позиции социальных и профессиональных ценностей (на 14,1 % и 32,8 % соответственно). Изменился и характер целевых установок включения студенческой молодежи экспериментальной группы в физкультурно-спортивную деятельность.
Так, более 50 % респондентов указывали на то, что занятия физическими упражнениями необходимы для получения новых знаний, умений и навыков. Студенты экспериментальной группы активнее включились в физкультурно-спортивную деятельность во внеурочное время, что свидетельствует о формировании потребностей в физкультурном самосовершенствовании.
Более того концентрированная учебно-тренировочная организация занятий по волейболу, мотивированное проявление интереса к нему студентов, сопряженное с профессиональной специализаций преподавателей, обеспечивали высокую степень продуктивности учебной деятельности. Студенты успешно освоили определенный раздел теоретических и методических знаний волейбола (средняя оценка составила 4,4 балла), базовые технико-тактические действия при нападении и защите. Благодаря подводящим и специально разработанным упражнениям существенно расширили свои психомоторные способности, относящиеся к тонкой различительной чувствительности мышц, координации и точности движений. Педагогические наблюдения экспертной группы, состоящей из 7 преподавателей во
время учебных игр показали, что студенты экспериментальной группы производили впечатление умеющих и элементарно разбирающихся в игре волейбола. Разница средней оценки технических и тактических действий (по специально разработанному протоколу) до и после эксперимента составила 2,3 балла.
В результате педагогических наблюдений и контрольных испытаний было установлено, что из общего контингента принимающих участие в эксперименте 68,8 процентов обучающихся овладели физической культурой на уровне образованности и творческого ее использования. В то же время в экспериментальной группе этот показатель был более выражен по сравнению с контрольной (33,4% и 43,3% в экспериментальной и 39,9% и 21% в контрольной). Трудность приобщения всех студентов к физкультурной деятельности и формирования у них данной культуры на самом высоком уровне заключалась, прежде всего, в том, что у большинства из поступивших в вуз с детства не была привита устойчивая, осознанная потребность в ней.
Таким образом, эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач, определенные затраты времени и усилия преподавателей и студентов на их решение, а также содержание, структура и логика функционирования организации формирования физической культуры обеспечивали качественное решение задач образования, воспитания и всестороннего развития студентов в соответствии с целевой установкой и направлениями, требованиями Государственного образовательного стандарта и программы, учета конкретных условий, специфики учебной деятельности, физических и умственных возможностей каждого студента. Поставленные цели были достигнуты без превышения расходов времени, отведенного действующим учебным планом, а также без превышения максимальных норм времени для самостоятельных занятий в соответствии с гигиеническими требованиями здоровьесберегающей системы образования.
В результате проведения экспериментального внедрения элективных курсов с первого года обучения студентов в вузе в предметную область физической культуры был конкретизирован ряд педагогических условий, обосновывающих эффективность использования данной технологии для стимулирования их физкультурно-спортивной активности.
1. Обеспечение эмоциональности занятий за счет удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей студенческой молодежи является важным компонентом учебной деятельности, активизирует ее субъекты на достижение положительных результатов. Значимость и необходимость формирования эмоциональной устойчивости как положительного психического качества личности заключается в том, что она в определенный момент достигает оптимальной степени интенсивности, характеризуясь при этом стабильностью потребности определенных качественных особенностей, связанных с устойчивостью направленности на решение спортивно-технических задач.
2. Обязательный учет индивидуальных психологических и физических особенностей студентов, разнообразие и образовательная новизна занятий, экстраполируемая преподавателем, обладающим общекультурной и профессиональной компетентностью.
3. Открытость предстоящей учебной деятельности, отвечающая на каждом занятии на такие вопросы как: что, с какой целью, что это дает, на что влияет и каким образом, каковы способы или методика достижения цели, почему так, а не иначе и т. д.
4. Организационно-методический фактор предполагает необходимость решения многочисленных задач формирования физической культуры студентов и требует определения оптимальных вариантов методических подходов (выбор наилучшего варианта освоения программного материала, то есть наилучшего плана деятельности, варианта технологической модели, действий, операций, процедур, форм организации за-
физкультурно-спортивной активности.
нятий, обучения и воспитания; организация мотивационной поддержки каждого педагогического действия и каждой дидактической единицы учебного материала, действий и деятельности учащихся).
5. Организация условий формирования волевых качеств личности: целеустремленности, настойчивости, упорства, решительности, смелости, самостоятельности, выдержки, самообладания, дисциплинированности.
6. Создание условий реальной возможности физкультурного самоопределения и развития. Приобщение студентов к физкультурно-спортивной деятельности просматривается через решение ряда актуальных задач: а) передачи опыта методических знаний; б) практико-методической подготовки; в) обучения методам самовоспитания и физического самосовершенствования; г) создания условий реализации физкультурных и спортивных интересов и потребностей; д) обеспечения выхода в систему физкультурного самоопределения.
7. В процессе исследования было подтверждено, что формирование мотивационно-ценностных ориентаций в сфере физической культуры, стремление достичь определенного уровня физического совершенства, здоровья, отношения к ценностям физической культуры являются внутренним, как бы скрытым мотивом, побуждающим индивидуума к действию или бездействию, к активной физкультурной деятельности или пассивному отношению к таковой (1). В основе мотивов лежат знания, опыт и интуиция. Формирование мотивационноценностных ориентаций соотносится с присущими каждому потребностями и способностями (мышления, самостоятельной деятельности, целенаправленности, инициативности, самообладания, дисциплинированности и др.), обучением способам и приемам самовоспитания, психорегуляции, самоконтроля, организации самостоятельной деятельности и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский М. Я., Соловьев Г. М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2001. - № 3. - С. 2-7.
2. Григорьев В. И. Спортивная технологиза-ция - как инструмент повышения качества физической культуры студенческой молодежи // Инновационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и оздоровления населения. — СПб.: НИИФК, 2006. - С. 233-236.
3. Дуркин П. К., Лебедева М. П. К проблеме изучения мотивационно-потребностной сферы школьников и студентов как системообразующей основы воспитания у них физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2005. - № 6. - С. 48-52.
4. Комков А. Г. Инновационные педагогические технологии в образовательной области «физическая культура» // Инновационные процессы преобразования физической культуры, спорта и туризма: Сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции / под ред. Ю. И. Евсеева, С. В. Горбунова, С. П. Пожидаева. - Ростов-на-Дону, 2007. - Т. 1. - С. 21-26.
5. Лотоненко А. В., Лубышева Л. И., Чуриков Н. К. Инновационные направления педа-
гогической системы формирования физической культуры студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. -2003. - № 4.
6. Остапенко Н. С., Воропаев В. И. Организация и функционирование элективных курсов по дисциплине «Физическая культура» в агроуниверситете // Проблемы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях: Материалы первой межрегиональной научно-методической конференции. -Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 2001. - С. 20-22.
7. Шлейхер С. С. Организационно-педагоги-
ческие особенности обеспечения вариативного курса по плаванию в системе физического воспитания студентов: Автореф.
дис... канд. пед. наук. - Майкоп, 2005. - 23 с.
Об авторах
Котло Степан Александрович, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», старший преподаватель кафедры физической культуры. Сфера научных интересов - изучение инновационных педагогических технологий в области физической культуры и спорта. kotlo79@mail.ru
Котло Екатерина Николаевна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», канд. биол. наук, доцент кафедры ТОФК. Сфера научных интересов - модернизация системы физкультурного образования. kotlo79@mail.ru