ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.016:796 ББК 74.58 +75.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
Е. А. Симонова
Ключевые слова: качество образования, содержание и процедура мониторинга гуманистически ориентированного физического воспитания, дифференциация учебновоспитательного процесса.
Резюме: Автором разработано содержание и процедура мониторинга гуманистически ориентированного физического воспитания студентов, а также условия совершенствования учебно-воспитательного процесса, способствующие развитию и саморазвитию личности студентов.
Изменение ценностно-целевых ориентиров современного образования в плане постановки человека в центр учебного процесса оказало существенное влияние на содержание и организацию гуманистически ориентированного физического воспитания студентов и повысило требования к его качеству.
Разделяя точку зрения М. Я. Виленского, Л. И. Лубышевой, И. В. Манже-лей, под гуманистически ориентированным физическим воспитанием мы понимаем педагогический процесс, ориентированный на разностороннее формирование человека, развитие и гармонизацию его физического и духовного потенциала через культурологическое обогащение содержания образовательной области «Физическая культура», организацию конструктивного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса и дифференциацию его условий в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся.
«Качество образования - это системная характеристика, отраженная в критериях и показателях оценки процесса и/или результата образовательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и/ или результата образовательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом» [1]. Качество образования определяется совокупностью его свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства. В широком смысле качество образования предполагает следующие составляющие: качество реализации
образовательного процесса через уровень мастерства преподавателя и уровень достижений учащихся в образовательном процессе, качество условий реализации образовательного процесса и качество управления системой образования в регионе [5].
В ныне действующей федеральной программе высшей школы по дисциплине «Физическая культура» цель физического воспитания определена как формирование физической культуры личности. Структура физической культуры личности включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный (убеждения, потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, волевые усилия), операциональный (знания, двигательные умения и навыки, физическое развитие) и практико-деятельностный (виды физкультурно-спортивной деятельности1, опыт) (М. Я. Виленский, В. И. Ильинич). Однако в реальной практике качество физического воспитания традиционно, оценивается только по показателям уровня физической подготовленности и, в отдельных случаях, - по степени овладения физкультурно-спортивной грамотностью. Следует отметить, что в учебно-воспитательном процессе2 не уделяется должного внимания изучению и формированию мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов, который, согласно А. Н. Леонтьеву и др., является определяющим в любой деятельности.
Опыт показал, что для проектирования и реализации современного физического воспитания требуется целенаправленное и систематическое отслеживание динамики их состояния и его коррекция в контексте решения всего комплекса задач УВП.
Таким образом, проблема совершенствования физического воспитания студентов связана с необходимостью постоянного отслеживания, оценки, анализа его процесса (мониторинг) и результатов, с целью проектирования и реализации УВП, создающего условия для развития и самореализации личности студентов.
Вслед за Э. Ф. Зеером и другими исследователями мониторинг мы рассматриваем как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых критериев и показателей [3].
Нами выделены критерии качества гуманистически ориентированного физического воспитания студентов, которые включают критерии качества организации УВП: выполнение требований стандарта по дисциплине «Физическая культура», укомплектованность кадрами и их качественные характеристики, обеспеченность учебно-методической литературой, спортсооружения-ми, оборудованием и инвентарем, применение инновационных технологий, организация внеурочной физкультурно-спортивной работы; и критерии его результатов: физкультурно-спортивные потребности студентов, физкультурно-спортивные мотивы, реальная физкультурно-спортивная активность, физ-
1 Далее - ФСД.
2 Далее - УВП.
культурно-спортивная грамотность, физическое развитие, физическая подготовленность.
Мониторинг физического воспитания включает несколько этапов: изучение и диагностика с целью первичного накопления информации и ее переработки; оценка и анализ с целью сравнения полученных результатов с нормативными таблицами, выявления причин их отклонения от норм для информирования и стимулирования участников образовательного процесса, прогнозирование с целью постановки ближайшего, актуального и перспективного прогноза; проектирование с целью создания идеальной «модели», которая способна решить конкретизированные задачи УВП, исходя из реального состояния его субъектов.
Традиционными функциями мониторинга являются: информационная, аналитико-оценочная, контролирующая, прогностическая, корректирующая, адаптационная, диагностическая, интегративная, компаративистская, прагматическая, формирующая, системообразующая (В. И. Андреев, А. С. Белкин, Г. Т. Емельянова, А. А. Орлов, В. Г. Попов, С. Н. Силина, Т. А. Строкова и др.). Применительно к нашему исследованию мониторинг выполняет еще и фасилитативную (стимулирующую) функцию, связанную со стимуляцией физкультурно-спортивной активности студентов на основе рефлексии данных о себе, полученных в ходе диагностических процедур, осознания своего «Я» и с разработкой стратегий физкультурного самосовершенствования [3].
При реализации педагогического мониторинга общепринятыми являются принципы целенаправленности, непрерывности, целостности, согласованности, адресности, гласности (их выделяют, например, А. С. Белкин, Д. Ш. Матрос, Л. Д. Назарова, Т. А. Строкова). В рамках нашего подхода при реализации мониторинга следует также опираться на принцип гуманности, который предполагает признание «самоценности» личности, обеспечение педагогической поддержки и создания оптимальных условий для ее самореализации, а также принцип диалогичности - или постоянного функционирования каналов двухсторонней обратной связи, обеспечивающей срочную коррекцию условий УВП. К специфическим принципам мониторинга физического воспитания исследователи (в частности, П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак) относят: принцип сочетания количественных и качественных подходов, принцип многокритериальности и полноты системы оценок и контроля, принцип унификации оценок и контроля и принцип непрерывного развития системы оценок и контроля [2].
В ходе исследования нами разработана авторская модель совершенствования физического воспитания на основе результатов мониторинга (см. рисунок), особенностями, которой являются:
• рассмотрение мониторинга как части УВП, как средства и метода эффективного управления и соуправления УВП через расширение поля диагностируемых параметров: от диагностики физической подготовленности и физкультурно-спортивной грамотности к постоянному отслеживанию, оценке,
анализу ценностных ориентаций, физкультурно-спортивных потребностей, мотивации занятий, физкультурно-спортивной активности, а также условий протекания УВП в плане материально-технического, кадрового, учебно-методического обеспечения, применения инновационных технологий и организации внеурочной физкультурно-спортивной работы и изменение позиции студента с объекта диагностики - на субъекта;
• постепенный переход педагогического мониторинга результатов физического воспитания в самомониторинг студента через организацию самодиагностики в ходе взаимодействия (педагог - студент; студент - студент) и стимуляцию физкультурно-спортивной активности студентов на основе рефлексии данных о себе;
• проектирование, конструирование и коррекция УВП на основе результатов мониторинга через изменение условий как применение профильной и уровневой дифференциации, рефлексии собственного «Я» и поиска ценностно-смыслового содержания ФСД.
Контрольно-измерительный инструментарий мониторинга результатов физического воспитания студентов представлен комплексом методик, диагностирующих физкультурно-спортивные потребности и мотивы (В. И. Трапни-ков, В. А. Ядов, И. В. Манжелей), физкультурно-спортивную грамотность (И. В. Манжелей, Е. А. Симонова), физическое развитие и физическую подготовленность (рекомендации Всероссийского мониторинга и требования Программы), отношение к занятиям ФК (О. Н. Мазуров, А. С. Корнеев), волевые качества (Н. Б. Стамбулова) и реальную активность студентов (В. И. Трапников, В. А. Ядов, И. В. Манжелей). Для диагностики условий УВП нами были разработаны контрольно-измерительные м^атериалы1, в которых ряд показателей оценивается по количественным параметрам в соотношении к контингенту обучающихся (например, обеспеченность спортсоору-жениями и учебно-методической литературой), а ряд - по качественным параметрам (например, качество рабочей программы: 1) соответствует стандарту; 2) цели конкретизированы; 3) сформулированы принципы построения курса; 4) прописано содержание учебного материала всех разделов программы: теоретического, методико-практического, учебно-тренировочного и контрольного; 5) выделен базовый и вариативный материал; 6) показана структура деятельности студента; 7) задания для самостоятельной работы студентов носят исследовательский характер; 8) КИМы соответствуют конкретизированным целям; 9) КИМы дифференцированы (обязательные и дополнительные; по приросту показателей); 10) предлагаемая литература включает основной и дополнительный список).
Указанный комплекс КИИ в полном объеме рекомендуется применять два раза в год (в сентябре-октябре и апреле-мае). Однако, контроль и оперативная коррекция мотивации занятий, методической и физической подготовленности студентов необходимо проводить при изучении каждой новой темы.
1 Далее - КИМы.
Контрольно-измерительный инструментарий мониторинга (КИИ)
1. Степень реализации стандарта по дисциплине «Физическая культура».
2. Укомплектованность штатами их квали-фикация.
3. Количество и качество учебнометодической литературы.
4. Общая площадь спортсоору-жений.
5. Обеспеченность оборудованием и инвентарем.
6. Количество инновационных технологий, применяемых в УВП.
7. Количество физкультурноспортивных мероприятий их участников
Модель совершенствования физического воспитания на основе процесса и результатов мониторинга
1. Физкультурно-спортивные потребности и мотивы.
2. Физкультурно-спортивная грамотность.
3. Физическое развитие.
4. Физическая подготовленность.
5. Отношение к занятиям физической культурой.
6. Волевые качества.
7. Реальная физкультурно-спортивная активность
Процедура совершенствования физического воспитания студентов на основе результатов мониторинга предполагает реализацию четырех этапов: диагностического, аналитико-проектировочного, учебно-воспитательного, контрольно-коррекционного.
Мониторинг результатов физического воспитания студентов Тюменского госуниверситета (ТюмГУ) в период 2001-2005 гг. показал, что физкультурноспортивные потребности первокурсников соответствуют среднему уровню и значительно выше, чем их физкультурно-спортивная активность (низкий уровень), мотивы посещения занятий физической культурой соответствуют среднему уровню, а физкультурная грамотность - низкому, так же как и показатели скоростных качеств и общей выносливости. Сопоставление показателей физического развития студентов с оценочными таблицами Ю. А. Ямпольской (1984 г.), П. Г. Койносова (1991 г.) позволяет заключить, что параметры массы тела студентов соответствуют среднему уровню, длины тела и окружности грудной клетки - уровню выше среднего, а динамометрии кисти и жизненной емкости легких - уровню ниже среднего, что свидетельствует о дисгармоничности физического развития и подтверждается результатами тестирования общей выносливости, которая коррелирует с физической работоспособностью и состоянием здоровья человека.
В тоже время условия УВП год от года улучшаются, так в 2004/05 уч. г. общий объем часов занятий по дисциплине «Физическая культура» увеличился по сравнению с 2001/02 уч. г. в 2 раза и стал соответствовать требованиям стандарта; штат сотрудников кафедры физического воспитания, которая была преобразована в Центр оздоровительной физической культуры, увеличился в 2 раза; в УВП были введены «Элективные курсы» по 16 видам спорта; значительно улучшились учебно-методическое обеспечение УВП, имеются программы по всем элективным курсам; общая площадь спортсооружений увеличилась в 2 раза и составляет сегодня 1 м2 пола на каждого студента; обеспеченность оборудованием и инвентарем возросла в 1,6 раза. Количество соревнований, проводимых ежегодно в ТюмГУ, увеличилось более чем в 2 раза, а число их участников - более чем в 3 раза.
Результаты, показателей потребностно-мотивационной сферы, физкультурно-спортивной грамотности и физического состояния существенно не улучшились.
Для совершенствования УВП на начало опытно-экспериментальной работы (2003-2005 гг.) нами было выделено три экспериментальных группы (ЭГ): студенты ТюмГУ (п = 110) и студенты Тюменского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) (п = 60). В ЭГ-1 вошли студенты ТГАСУ (40 девушек и 20 юношей), занятия у которых проводились по традиционной программе, но дополнительно был организован мониторинг результатов физического воспитания с использованием разработанного нами КИИ. ЭГ-2 составили студенты ТюмГУ (50 девушек и 20 юношей), у которых на основе результатов мониторинга были изменены условия учебно-воспитательного процесса (введена профильная и уровневая дифференциация).
В ЭГ-3 вошли также студенты ТюмГУ (40 девушек), которым дополнительно к организации мониторинга и дифференциации УВП, давалась установка на самодиагностику, рефлексию собственного «Я» и физкультурно-спортивной деятельности.
Совершенствование УВП нами проводилась через осуществление профильной (занятия в секциях по видам спорта) и уровневой (выделение коррекционной, базовой и продвинутой микрогрупп) дифференциации по следующим основаниям: уровень сформированности мотивации занятий, методической и физической подготовленности, а также развития рефлексии собственного «Я» и поиск ценностно-смыслового содержания ФСД.
В ходе работы мы, во-первых, в каждой секции по видам спорта выделили три микрогруппы студентов с разным уровнем мотивации занятий, методической и физической подготовленности (коррекционная - уровень низкий и ниже среднего, базовая - средний и выше среднего, продвинутая - высокий).
Во-вторых, опираясь на данные диагностики и самодиагностики в зависимости от направленности учебных занятий (теоретическая, методическая, учебно-тренировочная), мы конкретизировали задачи для коррекционной, базовой и продвинутой групп студентов.
В-третьих, подбирали различные методы (рассказ, лекция, демонстрация, упражнение, игровое моделирование, микропреподавание) для решения учебно-воспитательных задач.
Формирование мотивации занятий осуществлялась через развитие рефлексии собственного «Я» (самодиагностика, самооценка, самоанализ, самоконтроль), поиск ценностно-смыслового содержания ФСД (диалог контактирующих сторон для прояснения собственного смыслового значения и их согласование со смысловыми значениями иных субъектов), включение в значимые виды ФСД, использование соревновательного метода и составление пар студентов с разным уровнем мотивации.
Методическая подготовка студентов реализовывалась через конкретизацию учебных задач для каждой микрогруппы, применение творческого, алгоритмического и ознакомительного уровней усвоения материала (выполнение заданий в проблемных ситуациях, в вариативных и облегченных условиях) и использование различных видов контроля.
Совершенствование физической подготовки осуществлялось на основе варьирования физической нагрузки (ЧСС, интервал отдыха), изменение условий (усложненные, стандартные, облегченные) и способов выполнения упражнений (самостоятельное выполнение, взаимопомощь, помощь преподавателя) (см. таблицу).
Результаты опытно-экспериментальной работы по совершенствованию физического воспитания студентов на основе результатов мониторинга показали, что за период с 2003 по 2005 гг. на фоне более благоприятного эмоционального состояния физкультурно-спортивные потребности студентов ЭГ-2 увеличились на 15,6 и 17,2%, ЭГ-3 на 21,9%, а в ЭГ-1 - только на 4,5 и 8,2%,
оставаясь в пределах среднего уровня. Наиболее значимыми потребностями в ФСД у студентов всех экспериментальных групп были - «занятия в секциях по видам спорта», «занятия массажем» и «занятия по индивидуальной системе тренировки».
Содержание работы по уровневой дифференциации учебно-воспитательного процесса на основе данных мониторинга
Группы Признаки дифференциации
Мотивация Методическая подготовленность Физическая подготовленность
1 2 3 4
Продвинутая группа Привлечение к спортивно-массовым мероприятиям в качестве соведущих; Стимулирование самостоятельного принятия и реализации ответственных решений; Помощь преподавателю в формировании мотивации у других групп студентов через совместный поиск ценностно-смыслового содержания ФСД, обмен и перестройку смыслов (по Д. А. Леонтьеву) Самостоятельный выбор темы ФС проекта и составление плана его реализации; Выполнение заданий в проблемных ситуациях; Осуществление взаимоконтроля и самоконтроля; Помощь преподавателю в освоении ме-тодико-практичес-ких умений у других групп студентов Интенсивность работы (ЧСС 150-180 уд./мин, интервал отдыха (уменьшение ЧСС до 120-130 уд./мин), характер отдыха (активный); Повышение интереса к изучению новых, более сложных упражнений за счет игрового и соревновательного метода и показа видеофильмов; Совершенствование двигательных навыков и умений в усложненных условиях; Формирование умений и навыков организации самостоятельных занятий; Привлечение к соревнованиям в качестве участников и судей
Базовая группа Поддержание интереса к ФСД; Создание проблемных ситуаций и помощь в принятии и исполнении ответственных решений; Формирование значимой и действенной мотивации занятий физической Самостоятельное составление плана работы на заданную тему; Выполнение заданий при консультативной эпизодической помощи преподавателя; Выполнение заданий в вариативных условиях; Интенсивность работы (ЧСС 130-150 уд./мин, интервал отдыха (уменьшение ЧСС до 120-130 уд./мин), характер отдыха (пассивный); Развитие двигательных навыков и умений в стандартных условиях; Приобщение к са-
Окончание таблицы
1 2 3 4
культурой через поиск ценностно-смыслового содержания Ф-С деятельности Осуществление эпизодического педагогического контроля и взаимоконтроля мостоятельным занятиям физическими упражнениями и использования приобретенных знаний в жизненных ситуациях
Коррек- ционная группа Формирование интереса к занятиям физической культурой на основе обмена смыслами ФСД; Формирование ответственности в регулярных занятиях физическими упражнениями; Создание ситуаций успеха в процессе учебной деятельности Выполнение заданий по заданным преподавателем алгоритмам; Выполнение заданий после разъяснения и показа преподавателя в облегченных условиях; Осуществление постоянного педагогического и врачебнопедагогического контроля Интенсивность работы (ЧСС до 130 уд./мин, интервал отдыха (уменьшение ЧСС до 110-120 уд./мин), характер отдыха (пассивный); Выполнение физических упражнений в облегченных условиях; Устранение недостатков в развитии физических качеств
Достоверно повысились показатели мотивации занятий физической культурой у студентов ЭГ-2 (24,4 и 17,1%) и ЭГ-3 (31,2%). Причем у студентов ЭГ-2 и ЭГ-3 ведущими мотивами посещения занятий по дисциплине «Физическая культура» были «совершенствование телосложения», «укрепление здоровья» и «повышение физической подготовленности», а у ЭГ-1 - «общение с товарищами», «желание подвигаться» и «необходимость получения зачета».
Во всех группах улучшилась физкультурно-спортивная грамотность, однако наибольший прирост отмечен у девушек ЭГ-3 (19,1%) и юношей ЭГ-2 (7,2%).
Результаты оценки физической подготовленности свидетельствуют о ее положительной динамике у студентов ЭГ-2 (с уровня «ниже среднего» на «средний») и ЭГ-3 (со «среднего» уровня на «высокий»). Наибольший прирост отмечен в скоростных качествах у девушек ЭГ-2 (5,4%), в скоростно-силовых качествах, силовой выносливости и общей выносливости в ЭГ-3 (4,8, 2,8 и 7,1%), силовой выносливости и гибкости у юношей ЭГ-2 (24,4 и 15%).
И если реальная физкультурно-спортивная активность девушек ЭГ-1 уменьшилась на 7,8%, а у юношей увеличилась на 19,2%, то во ЭГ-2 она стала больше на 28,2% и 32,4%, а в ЭГ-3 - на 45,5%.
Кроме того, у студенток ЭГ-3 выявлена достоверная позитивная динамика генерализованности волевых качеств «настойчивости и упорства».
Позитивные изменения в мотивации занятий, методической и физической подготовленности студентов ЭГ-2 и ЭГ-3 произошли вследствие организа-
ции дифференцированного УВП и его коррекции на основе анализа информации, полученной в ходе мониторингового исследования. Однако в ЭГ-3 они были несколько выше за счет обучения студентов самодиагностике, совместного поиска ценностно-смыслового содержания ФСД и актуализации мотива деятельности.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Переход массовой педагогической практики от традиционной технократической к современной гуманистической модели физического воспитания студентов, ориентированной на формирование физической культуры личности, а не только на утилитарную физическую подготовку, актуализировал совершенствование физического воспитания на основе результатов мониторинговых исследований, дающих целостное представление о субъектах и условиях протекания УВП.
2. Отличительными особенностями авторской модели совершенствования физического воспитания на основе мониторинга является рассмотрение мониторинга как части УВП; постепенный переход педагогического мониторинга физического воспитания в самомониторинг физкультурного самосовершенствования студента; возможность изменения условий УВП, стимулирующих физкультурное самосовершенствование студентов, на основе анализа результатов мониторинга.
3. Анализ результатов мониторинга физического воспитания студентов позволил наметить основные линии работы по совершенствованию УВП: выделение микрогрупп студентов с разным уровнем мотивации занятий, методической и физической подготовленности; конкретизация задач для выделенных микрогрупп; подбор методов решения задач и развития рефлексии студентов.
Литература
1. Андреев В. И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Изв. РАО. - 2001. - № 1. С. 35-42.
2. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие. - М.: Сов. спорт, 1996. -592 с.
3. Зеер Э. Ф., Водяников В. А. Мониторинг как информационная основа профессионального становления обучаемых. - М.: Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2000. - № 2 (4). - С. 112-121.
4. Манжелей И. В. Педагогические модели физического воспитания: Учеб. пособие. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2005. -185 с.
5. Талых А. Предмет мониторинга - качество образования // Директор школы. - 1999. - № 3. - С. 13-20.
Статья рекомендована академиком РАО В. И. Загвязинским