Научная статья на тему 'Педагогические условия развития потребности в физическом совершенствовании у курсантов вузов ФСИН России'

Педагогические условия развития потребности в физическом совершенствовании у курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ / ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PHYSICAL TRAINING / REQUIREMENTS FOR PHYSICAL DEVELOPMENT / THE IMPORTANCE OF HEALTH / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донсков Дмитрий Анатольевич

в статье представлены материалы исследования по выявлению и обоснованию педагогических условий развития потребности в физическом совершенствовании у курсантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донсков Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CIRCUMSTANCES FOR PHYSICAL DEVELOPMENT OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

the article deals with the research of the author on revealing and a substantiation of pedagogical circumstances for development of requirement for physical training of cadets

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития потребности в физическом совершенствовании у курсантов вузов ФСИН России»

УДК 372.8 D.A. DONSKOV*

ББК 75.1

Д67 PEDAGOGICAL CIRCUMSTANCES FOR PHYSICAL

DEVELOPMENT OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

Аннотация: в статье представлены материалы исследования по выявлению и обоснованию педагогических условий развития потребности в физическом совершенствованииу курсантов

Ключевые слова: физическая культура потребности в физическом совершенствовании значимость здоровья, педагогическиеусловия

ДМИТРИЙ

АНАТОЛЬЕВИЧ

ДОНСКОВ*

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИНРОССИИ

Annotation: the article deals with the research of the author on revealing and a substantiation of pedagogical circumstances for development of requirement for physical training of cadets.

Key words: physical training, requirements for physical development, the importance of health, pedagogical conditions.

На этапе модернизации образования и реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) особое значение приобретает не только формирование, но и развитие потребности в физическом совершенствовании курсантов. Основными педагогическими условиями для этого выступают:

- усиление дидактической направленности и воспитательного потенциала содержания дисциплины «Физическая культура>;

- совершенствование педагогических знаний и навыков преподавателей физической культуры;

- индивидуальный подход к курсантам и слушателям с учетом уровня сформированности у них потребности в физическом совершенствовании, субъективных и объективных трудностей и противоречий процесса формирования потребности в физическом совершенствовании.

Рассмотрим данные педагогические условия подробнее.

Усиление дидактической направленности и воспитательного потенциала содержания дисциплины «Физическая культура»

Содержание курса «Физическая культура» необходимо ориентировать на предстоящую практическую деятельность будущих специалистов УИС. Анализ программ по физической культуре образовательных учреждений ФСИН России позволил сделать вывод о том, что в них особое внимание уделяется практическому применению боевых приемов борьбы. Вместе с тем в содержании теоретического раздела курса недостаточно учитывается специфика предстоящей деятельности обучающихся, поэтому очевидна его целесообразность коррекции для усиления дидактической направленности и воспитательного потенциала.

* Начальник кафедры физической подготовкии спорта (Академия ФСИН России).

E-mail: [email protected].

Педагогика

Педагогика

Материал программы содержит два взаимосвязанных компонента: обязательный, или базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого курсанта, его мотивы, интересы, потребности, региональные условия и традиции развития культуры. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, в том числе авторских.

Методико-практические занятия дисциплины предусматривают освоение, самостоятельное расширенное и творческое воспроизведение курсантами и слушателями основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заранее выдает обучающимся задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания к ее освоению;

- преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает приемы и способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

- курсанты и слушатели практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

- курсанты под руководством преподавателя обсуждаюти анализируют итоги выполнения задания, получают индивидуальные рекомендации по практическому совершенствованию тематических действий, приемов, способов.

Направленность таких занятий связана с обеспечением необходимой двигательной активности, достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленностикурсанта в период обучения; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; освоением жизненно необходимых навыков; формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурноспортивной деятельности. На занятиях предусматривается развитие познавательной творческой активности, направленной на самостоятельное и постоянное использование средств физи-

ческой культуры и спорта в целях физического совершенствования, формирования жизненных и профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности, умений и навыков для обеспечения активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, травматизма, вредных привычек.

Обязательными видами физических упражнений являются: отдельные виды легкой атлетики, плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности. Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости. Используются физические упражнения из различных видов спорта, профессионально-прикладной направленности, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут использоваться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний, умений, о состоянии и динамике уровня физического совершенствования каждого курсанта и слушателя. Виды контроля: оперативный, текущий, итоговый.

Таким образом, усиление дидактической направленности и воспитательного потенциала содержания дисциплины «Физическая культура) будет успешным, если учесть следующие факторы:

- зависимость целей и задач формирования потребности в физическом совершенствовании от специфики деятельности будущегоспециа-листа УИС;

- включение в содержание данной дисциплины теоретического и практического материала воспитывающего характера.

Совершенствование педагогических знаний и навыков преподавателей физической культуры

На результативность и управление процессом формирования потребности в физическом совершенствовании у курсантов влияет прежде всего педагогическое мастерство преподавателя, творческий подход к определению оптимальных путей, средств и методов воспитательной работы, характер индивидуального воспитательного стиля, свойства и качества его личности. К основным компонентам педагогического мастерства преподавателей относятся: гуманистическая направленность служеб-

но-педагогической деятельности, представление

о собственной профессиональной роли в целостном образовательном процессе, знания и практический опыт работы, уровень теоретической и методической подготовленности, педагогические способности и степень практического овладения всем арсеналом средств, приемов и методов работы, особенностей воздействия на мотивационную сферу личности обучающегося.

Немаловажное значение имеет авторитет преподавателя, наличие которогозависит от его личных качеств, профессиональной и педагогической подготовленности, мастерства. Опросы, проведенные группой психологическогообеспе-чения Академии ФСИН России, показали, что курсанты уважают преподавателей, которые открыто и смело ставят трудные и нерешенные проблемы правоохранительной деятельности, аргументированно критикуют ошибочные концепции и точки зрения, отстаивают свои взгляды, принципиальны в решении всех вопросов. Высоко оценивают курсанты терпимость преподавателя к другим мнениям, умение тактично исправлять ошибки, признавать и поддерживать успех других.

Развитие потребности в физическом совершенствовании у курсантов осуществляется преподавателем физической подготовки и спорта поэтапно.

На первом этапе соответствующая потребность формируется опосредованно, курсанты могут и не знать цели преподавателя. При этом важен не столько конечный результат, сколько процесс его достижения. Декларативные заявления и призывы преподавателя о необходимости, обязательности и пользе занятий не находят отклика в сознании курсантов, успех в работе возможен лишь через соответствующую организацию их деятельности на учебных занятиях, без навязывания собственного мнения.

Нейтрализации негативных установок по отношению к занятиям физической культурой способствует устранение в учебно-воспитательном процессе ограничений, создаваемых на пути становления и развития личности (неправильное комплектование учебных групп, необоснованно завышенные зачетные требования, непосильная физическая нагрузка и др.). Позитивный аспект формирования потребности в физическом совершенствовании связан с созданием положительных эмоциональных состояний: педагогические воздействия должны быть впечатляющими, яркими, запоминающимися.

Занятия физической культуройдолжны способствовать устранению у курсантов чувства

своей ограниченности в данной деятельности. Это достигается адекватной самооценкой собственных усилий, а также поощрением их окружающими, в первую очередь преподавателями физической культуры

Формы занятий физическими упражнениями также имеют большое значение. Они должны быть такими, чтобы им можно было отдать предпочтение перед другими видами отдыха. Основными целями и задачами популяризации физических упражнений среди курсантов и слушателей могут быть: восстановление физических и духовных сил, совершенствование эмоционально-волевой сферы, активизация общения, сохранение и укрепление здоровья, красоты, осанки, эстетика и культура движений и др.

Отличительная особенность второго этапа формирования преподавателем потребности в физическом совершенствовании - выявление у курсантов физкультурно-спортивных способностей, развитие которых придает деятельности личностно значимый смысл. Положительные эмоциональные переживания при этом связаны с осознанием собственных успехов и достижений, удовлетворением от самого процесса деятельности. На данном этапе существенна содержательная информация, направленная на осознание меры полезности и результативности собственной деятельности.

Качественное своеобразие третьего этапа заключается в познании общественной значимости физического совершенствования, когда личностный субъективный смысл деятельности курсанты и слушатели переживают как адекватный ее общественному смыслу. Формированию идеальной модели физического совершенствования способствует увеличивающийся объем знаний, качество двигательных навыков и умений.

Если на первом этапе происходило опосредованное формирование потребности в физическом совершенствовании, то на третьем оно возможно лишь через личное доверительное общение преподавателя с обучающимися, когда обе стороны осознают цели совместной деятельности и способствуют их достижению.

Деятельность преподавателя физической культурыдолжна строиться на устранении противоречия между теоретическими знаниями и реальным опытом курсантов и слушателей.

Ограниченность объема обязательной двигательной деятельности рамками учебного процесса (один-два раза в неделю по 80 минут) выдвигает задачу определения эффективности этих занятий. Программой по физической куль-

Педагогика

Педагогика

туре для высших образовательных учреждений ФСИН России определено неуклонное повышение курсантами результатов в двигательных упражнениях по отдельным видам спорта. Улучшение спортивных показателей от курса к курсу, субъективно воспринимаемое как положительный эффект этой деятельности, несомненно, способствует поддержанию и укреплению интереса к занятиям.

Многолетние наблюдения за деятельностью курсантов на занятиях физической культурой показывают, что степень их активности определяется уровнем руководства со стороны преподавателя; качеством постановки физического воспитания в вузе; степенью сформирован-ности потребности в физическом совершенствовании. Таким образом, деятельность преподавателя по формированию у курсантов и слушателей потребности в физическом совершенствовании должна включать в себя актуализацию специальных знаний, навыков и умений; изучение качества постановки физического воспитания и выработку плана работы; практическую деятельность по решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Очень важен индивидуальный подход к курсантам с учетом уровня сформированности у них потребности в физическом совершенствовании, субъективных и объективных трудностей и противоречий процесса формирования потребности в физическом совершенствовании.

В психологическом аспекте индивидуальность - это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимости1. Эти отличия у курсантов и слушателей имеют также педагогическое значение, поскольку оказывают влияние как на усвоение учебного материала, так и на стиль их деятельности.

Современная структура профильного высшего образования, к сожалению, не в полной мере учитывает индивидуально-личностные особенности курсантов при усвоении ими учебного материала. Наиболее полно и глубоко индивидуальное проявляется в творческой деятельности, поэтому система высшего образования должна основываться на концепции индивидуально-творческого подхода к подготовке курсантов, который позволяет выявлять и формировать у них творческую индивидуальность.

На скорость и эффективность процесса формирования опыта творческой деятельности курсантов оказывают непосредственное влияние уровень наличных знаний, степень развития ког-

нитивных систем, предшествующий данной деятельности опыт, качества личности, а также тип темперамента, способности. Кроме того, движущими силами развития личности следует считать потребности, интересы, ценностные ориентации.

Перечисленные показатели обусловливают индивидуальность процесса формирования опыта, а также стиля деятельности курсанта (слушателя) в дальнейшем. Задача индивидуально-творческого подхода - помочь каждому курсанту (слушателю) достичь максимального для себя уровня творческой деятельности, так как определенный уровень творчества доступен каждому человеку. Высокий теоретический потенциал обучающегося - благоприятное условие для формирования потребности в физическом совершенствовании, а недостаточно высокая степень развития когнитивных систем сдерживает скорость накопления данного опыта на теоретических дисциплинах.

Направленность курсанта на приобретение знаний обеспечивает его активность на занятиях. Вмешательство преподавателя требуется только тогда, когда требуется обосновать связь данной дисциплины с будущей профессиональной деятельностью. Гораздо труднее тем курсантам, у которых профессиональная направленность выражена слабо, будущая деятельность не представляет для них интереса, поэтому педагогическому коллективу вуза следует приложить особые усилия для обеспечения мотивационной основы обучения.

Первоначальная мотивация, если ее не поддерживать постоянно, может угаснуть, и наоборот, низкая под воздействием целенаправленно организованного учебно-воспитательного процесса может перейти в устойчивые мотивы и дальнейшую потребность в физическом совершенствовании. Между показателями творческой продуктивности и мотивацией прослеживается четкая взаимосвязь. Мотивы и потребности личности влияют на процесс адаптации курсантов к условиям социальной среды. Если мотивы совпадают с интересами коллектива, группы, то адаптация к условиям новой социальной среды происходит у курсанта быстро и он начинает активно участвовать в ее работе, и наоборот. Несомненно, преподавателю легче работать с обучаемыми, у которых преобладает конформный тип поведения,.

Индивидуальный подход к курсантам, позволяющий учитывать субъективные и объективные трудности и противоречия процесса формирования потребности в физическом совершен-

ствовании, наряду с усилением дидактической направленности и воспитательного потенциала содержания дисциплины «Физическая культура», а также совершенствованием педагогических знаний и навыков преподавателей дисциплины способствовал эффективному развитию потребности в физическом совершенствовании у курсантов.

Таким образом, комплекс указанных педагогических условий способствует позитивной динамике потребности в физическом совершенствовании у курсантов вузов ФСИН России, позволяет улучшить и закрепить результаты, полученные в ходе использования рассмотренной педагогической технологии формирования исследуемой потребности.

1 См.: Словарь психолога-практика/ сост. С.Ю. Головин Минск, 1997. С. 129.

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.