УДК 796/799
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
© Валерий Васильевич ЧЕРНЯЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected] © Юрий Викторович СУШКО Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры физического воспитания,
e-mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость разработки адаптированной программы по физической культуре для студентов с низким уровнем физической подготовленности. Рассмотрены организационно-педагогические условия, направленные на совершенствование образовательного процесса по физической культуре с данной категорией студентов.
Ключевые слова: физическая культура личности; физическая подготовленность студентов; лич-ностно ориентированный подход в образовании; адаптация к физическим нагрузкам.
Результаты многолетнего мониторинга морфо-функционального состояния студентов Мичуринского государственного аграрного университета свидетельствуют об отрицательной динамике их физической подготовленности. С каждым годом увеличивается число юношей, у которых отмечается низкий уровень развития одного или нескольких физических качеств.
К сожалению, сложившаяся практика занятий по физической культуре в вузе не учитывает особенности физической подготовленности студентов, их физкультурно-спортивный опыт, предшествующий обучению в вузе. Особенно негативно это сказывается на юношах и девушках с низким уровнем физической подготовленности.
В начале исследования мы уделили основное внимание проведению коррекции тестовых нормативов для студентов с низким уровнем физической подготовленности. С нашей точки зрения данная операция должна быть обязательным элементом при разработке адаптированной программы физического воспитания для студентов с низким уровнем физической подготовленности.
Анализ данных входного тестирования студентов 1 курса показал, что студентов с низким уровнем физической подготовленности можно разделить на 3 группы: с низким развитием качества силы, скорости и вынос-
ливости. Содержание программы обучения для каждой из названных групп учитывало отставание в развитии именно этих качеств, а также их сочетание.
Одной из задач многолетнего педагогического эксперимента являлась проверка гипотезы о возможности оптимизации процесса физического воспитания на основе реализации адаптированной программы для студентов с низким уровнем физической подготовленности. Динамическому наблюдению подвергались четыре группы: три экспериментальные (ЭГ) и одна контрольная (КГ). В экспериментальных группах занятия проводились по трем направлениям: в ЭГ-1 - с преимущественным развитием силы, в ЭГ-2 - с преимущественным развитием быстроты, ЭГ-3 - с преимущественным развитием выносливости.
Определяющей идеей педагогического эксперимента, разработанной в ходе теоретического исследования, явилась идея создания условий для развития физической культуры личности субъектов образовательного процесса, расширение и обогащение двигательного опыта студентов, в котором могли бы раскрыться их потенциальные физические кондиции.
Методологическая база исследования была избрана таким образом, чтобы педагогические явления рассматривать не в усред-
нено-обобщенном плане, а с учетом непохожести, уникальности, неповторимости личности студентов. При этом мы ориентировались на современные положения личностно ориентированного образования [1-5].
В основу исследования нами положены такие методологические подходы, как аксиологический, антропологический, личностнодеятельностный, системный. Избранные методологические ориентиры позволили рассмотреть феномен содержания образования по физической культуре для студентов с низким уровнем развития физических качеств с точки зрения современной педагогики высшего профессионального образования, опираясь на лучшие достижения науки и практики.
В процессе экспериментальной работы решались следующие задачи:
- повышение и поддержание на достаточном для данного контингента уровне функциональных возможностей организма студентов;
- совершенствование функциональных возможностей органов и систем, определяющих уровень развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты;
- устранение недостатков в физическом развитии;
- формирование гармоничного телосложения и осанки;
- формирование актуальной потребности в двигательной активности на основе приобретенных знаний и умений.
В ходе обоснования экспериментального содержания были определены ее структурные компоненты, которые конкретизировались процессуальными средствами их выражения в адаптированной программе по физической культуре. Материал был ориентирован на актуализацию мотивационно-личностного отношения студентов к ценностям физической культуры, освоение приемов физического саморазвития, способов самопознания и самоконтроля.
Учебный материал всех разделов программы объединялся вокруг ведущей идеи -формирования физической культуры личности студентов, а содержание адаптированной программы по физической культуре было направлено на:
- обогащение его доступными средствами физического развития необходимых для конкретного студента двигательных качеств;
- включение студента в процесс телесного и духовного самосовершенствования;
- усиление вариативного компонента содержания программы;
- разработку дифференцированных нормативов для оценки уровня развития физических качеств;
- стимулирование познавательной и двигательной активности студентов во внеаудиторной деятельности;
- включение двигательной компоненты в состав своих профессиональных компетенций.
Разработка экспериментального содержания образования по физической культуре осуществлялась на основе предложенных В.В. Черняевым [5] структурных компонентов: оценочно-целевого, информационно-
знаниевого, субъектно-личностного, творче-ски-деятельностного, эмоционально-волевого, потребностно-мотивационного, коммуни-кативно-стимулирующего, контрольно-коррекционного. В ходе работы конкретизировались средства, формы и методы, направленные на адаптацию студентов к физическим нагрузкам, создавались необходимые условия для реализации экспериментального содержания в педагогическом процессе вуза.
Исследование проводилось на протяжении трех лет обучения студентов в вузе. В ходе проектирования и реализации адаптированной программы по физической культуре определялись и обосновывались организационно-педагогические условия содержания образовательного процесса, что в конечном итоге дало возможность доказать эффективность ее использования для студентов с низкой физической подготовленностью.
Содержание теоретического раздела программы акцентировало внимание субъектов образовательного процесса на формирование у студентов знаний и методических навыков по развитию необходимых физических качеств, самостоятельному составлению комплексов физических упражнений, организации двигательной активности в режиме дня, выработке мотивационно-ценностных отношений к личностной физической культуре. Материал способствовал удовлетворению индивидуальных запросов студентов, их адаптации в образовательном пространстве по физической культуре в вузе. Адаптированная программа предусматривала «погру-
жение» занимающихся в теоретические проблемы, связанные со знанием особенностей и возможностей своего организма, средств и методов повышения физических кондиций, а также правилами составления оптимальных тренировочных заданий.
В ходе освоения материала методикопрактического раздела проводилась коррекция индивидуальных программ физического совершенствования студентов на основе мониторинга развития физических качеств, выявлялась динамика их физкультурно-спортивных достижений, актуализировалась ценностно-смысловая потребность в физическом самосовершенствовании, проводилось оперативное информирование о результатах обучения и привлечение студентов к разработке содержания отдельных методико-практи-ческих занятий.
Содержание учебно-тренировочного
раздела было направлено на создание педагогических условий для осмысления ценностей физической культуры с позиций личностных ориентаций студентов, построение на их основе индивидуальной программы разностороннего развития физических качеств, актуализирующей имеющийся двигательный опыт студентов и формирующих готовность к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.
В совокупности теоретические, методические и практические занятия создавали единый дидактический комплекс учебно-познавательной, методико-практической и самостоятельной деятельности студентов. Определяющими факторами эффективности этой деятельности являлись: позитивная динамика развития физических качеств, повы-
шение интереса к занятиям физическими упражнениями, включение студентов в процесс саморазвития и самосовершенствования.
Основой методики акцентированного развития физических качеств у студентов в экспериментальных группах явилось увеличение удельного веса средств, направленных на повышение уровня недостаточно развитых физических качеств (табл. 1).
В процессе практических занятий основное внимание уделялось двигательной составляющей в развитии физической культуры личности студента. С этой целью образовательный процесс был нацелен на оптимальный выбор адекватных тренировочных средств и методов подготовки студентов, включение студентов в процесс разработки содержания занятий, в т. ч. определения объема и интенсивности физической нагрузки, овладения умениями оценки физической подготовленности и самоконтроля над физическим состоянием, актуализацию выбора студентом адекватных видов физкультурноспортивной деятельности.
Взаимопонимание субъектов образовательного процесса достигалось демократичным подходом к формированию учебных групп; организацией учебной деятельности на принципах педагогического взаимодействия субъект-субъектного, конструктивного характера; рефлексией проведенных занятий; презентацией коллективных и групповых проектов студентов; действенной помощью преподавателей в реализации индивидуальных программ физического самосовершенствования студентов; самостоятельным определением студентами критериев своего физического развития.
Таблица 1
Распределение тренировочной нагрузки в экспериментальных группах по направленности развития физических качеств (в % к общему объему упражнений)
Направленность Экспериментальные группы
нагрузки ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3
Развитие силы 50 40 25
Развитие выносливости 20 20 50
Развитие быстроты 30 40 25
Основными показателями результативности адаптированной программы выступили изменения, произошедшие, в первую очередь, в недостаточно развитых физических качествах, а также в формировании физической культуры личности студентов в целом. Если динамика физической подготовленности подтверждалась с помощью педагогического тестирования, то уровень личностной физической культуры - качеством знаний и умений, необходимых для организации процесса физического самосовершенствования, отношением студентов к академическим занятиям, а также участием во внеаудиторной физкультурно-спортивной деятельности.
ционных проявлениях // Современные проблемы развития физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2007. С. 10-22.
2. Бальсевич В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2001. № 1. С. 10-16.
3. Физическая культура студента / под ред. В.И. Ильинича. М., 1999.
4. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М., 2007.
5. Черняев В.В. Проектирование и конструирование гуманитарно ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
1. Виленский М.Я. Качество образования по физической культуре в высшей школе в иннова-
Поступила в редакцию 11.07.2011 г.
UDC 796/799
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGIC CONDITIONS OF IMPLEMENTING OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION CURRICULUM FOR STUDENTS WITH LOW PHYSICAL FITNESS
Valeriy Vasilyevich CHERNYAEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Adaptive Physical Education Department, e-mail: [email protected]
Yuri Viktorovich SUSHKO, Michurinsk State Agricultural University, Michurinsk, Tambov region, Russian Federation, Senior Lecturer of Physical Education Department, e-mail: [email protected]
The article justifies the necessity to develop an adaptive physical education curriculum for students with low physical fitness. The authors consider organizational and pedagogic conditions which facilitate a physical education process for the students of the above mentioned category.
Key words: personal physical culture; physical fitness of students; learner-centered educational approach; adaptation to physical load.