Научная статья на тему 'Повышение мотивации студентов технического вуза к занятиям физической культурой на основе гуманитарных технологий'

Повышение мотивации студентов технического вуза к занятиям физической культурой на основе гуманитарных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / МОТИВАЦИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY / PHYSICAL CULTURE LESSONS / MOTIVATION / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Юрий Владимирович, Руденко Геннадий Викторович, Митин Анатолий Евгеньевич

В статье обсуждается проблема привлечения студенческой молодежи к занятиям физической культурой. В исследовании оценивалась перспективность применения для решения этой задачи гуманитарных технологий в условиях технического вуза. Результаты исследования показали, что организация занятий, учитывающая потребности студентов, которые они хотят удовлетворить в процессе физкультурно-спортивной деятельности, позволяет формировать у них положительное отношение к физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев Юрий Владимирович, Руденко Геннадий Викторович, Митин Анатолий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of motivation of students of technical university to physical culture lessons based on humanitarian technologies

The problem of attraction of students' youth to physical culture lessons is discussed in the article. In research, the availability of application for the solution of this problem of humanitarian technologies in the conditions of technical university has been estimated. Results of research have shown that the organization of lessons considering the requirements of students which they want to satisfy in the course of physical culture and sports activities, allows forming at them the positive relation to physical culture.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации студентов технического вуза к занятиям физической культурой на основе гуманитарных технологий»

к условиям учебной работы в вузе / Н.А. Селезнева // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2010. - № 202. - С. 331-336.

REFERENCES

1. Baidenko, V.I. (2010), “Some tendencies of higher education development in cis countries”, Vysshee obrazovanie v Rossii, No.5, pp. 46-58.

2. Boyarskiy, EA and Kolomeets, S.M. (2007), “Estimation of generalized competence of graduates”, Vysshee obrazovanie segodnya, No. 11, pp. 31-35.

3. Zimnyaya, I. A. and Zemtsova, E.V. (2008), “Integrative approach to assessing a single social and professional competence of graduates”, Vysshee obrazovanie segodnya, No.5, pp. 14-19.

4. Korobov, L.N., Karzakov, A.N., Solovyev, V.N., Naumova, E.A., Pavlova, I.E. and Ivanova, N.V. “Effect social factors on health and addictive behavior of students” (2009), Soci-ologiya mediciny, No.1, pp. 53-59.

5. Panchuk, N.S. and Shmyryova, N.A. (2011), “Problem of the formation of health saving responsibility among the students in modern university”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No.1, pp. 87-90.

6. Popov, А.А. (2011), “Model of students’ healthy lifestyle organization in an artistic educational institution”, Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i is-kusstv, No.14, pp. 57-67.

7. Proskuryakova, L.A. (2010), “Health saving in higher education”, Vysshee obrazovanie segodnya. No.6, pp.8 0-83.

8. Remorenko, I.M, Dubova, T. Ph., Churaeva, M.L., Maximova, N.I., Karavaeva, E.V., Kovtun, E.N., Korshunov, S.V., Petrov, V.K., Rozina, N.M., Belov, E.B. and Sazonov B.A. “From the federal government educational standards to the programs of universities”, Vysshee obrazovanie vRossii, No.8-9, pp. 3-11.

9. Seleznyeva, N.A. (2010), “The question about of socio-psychological adaptation of the students for condition of educational work at university’, Uchenye zapiski Kazanskoj gosu-darstvennoj akademii veterinarnoj mediciny im. N.Je. Baumana, No. 202, pp. 331-336.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.07

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Юрий Владимирович Яковлев, аспирант,

Геннадий Викторович Руденко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный горный университет (СПГГУ), Анатолий Евгеньевич Митин, кандидат педагогических наук, доцент,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обсуждается проблема привлечения студенческой молодежи к занятиям физической культурой. В исследовании оценивалась перспективность применения для решения этой задачи гуманитарных технологий в условиях технического вуза. Результаты исследования показали, что организация занятий, учитывающая потребности студентов, которые они хотят удовлетворить в процессе физкультурно-спортивной деятельности, позволяет формировать у них положительное отношение к физической культуре.

Ключевые слова: студенты технического вуза, занятия физической культурой, мотивация,

гуманитарные технологии.

INCREASE OF MOTIVATION OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY TO PHYSICAL CULTURE LESSONS BASED ON HUMANITARIAN TECHNOLOGIES

Jury Vladimirovich Jakovlev, the post-graduate student,

Gennady Viktorovich Rudenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State Mining University,

Anatoly Evgenevich Mitin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg

Annotation

The problem of attraction of students’ youth to physical culture lessons is discussed in the article. In research, the availability of application for the solution of this problem of humanitarian technologies in the conditions of technical university has been estimated. Results of research have shown that the organization of lessons considering the requirements of students which they want to satisfy in the course of physical culture and sports activities, allows forming at them the positive relation to physical culture.

Keywords: students of technical university, physical culture lessons, motivation, humanitarian technologies.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития общества как никогда, остро встает проблема формирования здорового образа жизни молодежи, в том числе и студенческой. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности [5].

Занятия студентов физической культурой в вузе могут стать ведущим средством формирования здорового образа жизни молодежи. По мнению Л.В. Закурина [2], на сегодняшний день, в образовательном процессе вуза, качество системы педагогического воздействия на психологию студентов в привитии потребности в занятиях физическими упражнениями не достаточно.

Как отмечают в [3], одной из причин не сформированности направленности личности студента на занятия физической культурой является то, что нет технологии управления педагогом этим процессом. Авторы справедливо указывают, что декларативные заявления и призывы к необходимости, обязательности и напоминания о пользе занятий не находят отзвука в сознании студентов. Успех может принести лишь соответствующая организация их деятельности на занятиях физической культурой.

Одним из возможных решений проблемы повышения интереса студентов к занятиям физическими упражнениями может быть использование преподавателем гуманитарных технологий [4].

Целью исследования было изучение возможности изменения у студентов отношения к занятиям физической культурой с учетом ведущих мотивов включения в двигательную деятельность.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ

ОБСУЖДЕНИЕ

В 2008-2009 учебном году в исследовании участвовало 246 студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов Санкт-Петербургского государственного горного университета. В экспериментальной группе использовалась разработанная гуманитарная технология повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой. Контрольная группа занималась по общепринятой программе.

В исследовании определялись три компонента мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой: двигательный, эмоционально-

волевой и когнитивный. Критериями оценки сформированности двигательного компонента являлся уровень развития физических качеств; эмоционально-волевого - удовлетворенность студентов занятиями физической культурой; когнитивного - проявление активности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.

Для оценки эффективности разработанной технологии определялись уровни отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: пассивно-негативный; индифферентно-неустойчивый; позитивно-устойчивый [1].

Определение уровней осуществлялась в ходе педагогического наблюдения, анкетирования и тестирования.

В результате проведенных исследований не было выявлено достоверных различий в показателях студентов экспериментальной и контрольной групп.

Пассивно-негативный уровень был зафиксирован у 20,3% студентов контрольной группы и 21,1% студентов экспериментальной группы. Индифферентно-неустойчивый уровень наблюдался у 49,1% студентов контрольной группы и 49,4% студентов экспериментальной группы. К позитивно-устойчивому уровню были отнесены 30,6% студентов контрольной группы и 29,5% студентов экспериментальной группы.

Для организации экспериментальной работы на основе анкетирования изучались мотивы занятий студентов физической культурой. В дальнейшем ответы на 42 вопроса анкеты группировались по 14 направлениям, по которым определялись средние значения.

На основании полученных результатов при помощи иерархического кластерного анализа все студенты были разделены на пять групп, в зависимости от приоритетности их мотивов, которые были обозначены следующими условными названиями:

1) «здоровье» (поддерживать хорошее здоровье, справляться с ежедневными нагрузками, уметь бороться со стрессом и т.п.);

2) «общение» (получить удовольствие от коллективной деятельности, продемонстрировать другим свои способности, находиться в центре событий и т. п.);

3) «спорт» (участвовать в спортивных соревнованиях, освоить умения в организации занятий физическими упражнениями, получить спортивный разряд и т.п.);

4) «самосовершенствование» (испытать удовлетворение от достижения поставленной цели, определить направление своего двигательного совершенствования, достигнуть того, что другие не могут и т. п.);

5) «красота» (выглядеть привлекательнее, уметь управлять своим весом, улучшить свою фигуру и т.п.).

Студентам предлагалось заниматься в группах, соответствующих их распределению на основе ведущих мотивов. Однако они могли и самостоятельно выбрать группу. В результате 17 человек выбрали для себя не ту группу, которая была им рекомендована. По условиям эксперимента сменить группу можно было один раз (через месяц занятий). Этим правом воспользовались 6 человек (4 из которых были в «чужих группах»).

В каждой группе методика занятий предусматривала организацию занятий, максимально нацеленную на потребности студентов, которые они хотели удовлетворить в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

В группе «здоровье» большое внимание уделялось информации об оздоровительном эффекте различных упражнений, помимо этого, для повышения интереса занимающихся и контроля их функционального состояния использовались мониторы сердечного ритма «Polar».

Для работы с группой «общение» был подобран преподаватель с высоким уровнем коммуникативных способностей. Он выстраивал взаимоотношения таким образом, что занятия носили характер встреч членов клуба. Студенты этой группы часто привлекались к различным физкультурно-массовым мероприятиям, участвовали в показательных выступлениях и судействе.

Для работы в группе «спорт» был приглашен преподаватель, имеющий высокие

спортивные достижения. Содержание занятий этой группы строилось, большей части, на материале спортивных игр. Студенты этой группы часто принимали участие в соревнованиях разного уровня.

С группой «самосовершенствование» работал преподаватель, занимающийся научной деятельностью. Подготовка студентов этой группы носила разносторонний характер. Много внимания уделялось знаниям в области теории и методики физической культуры, опробованию различных методик тренировки, тестированию физических качеств.

В составе группы «красота» были только девушки. Занятия строились на основе разных фитнес-технологий (ритмическая гимнастика, фитбол-гимнастика, стретчинг и т.п.). Эти студентки также как и группа «общение», привлекались к показательным выступлениям. В результате проведенной работы произошли существенные изменения в структуре мотивационно-ценностного отношения студентов экспериментальной группы (рис.).

100%

80%

60%

40%

20%

0%

30,6 29,5 34,1 42,4

49,1 49,4 46,2

47,4 10,2

20,3 21,1 1 0 1 19,7

контрольная экспериментальная группа группа

контрольная экспериментальная группа группа

до эксперимента после эксперимента

□ пассивно-негативный □ индифферентно-неустойчивый □ позитивно-устойчивый

Рис. Изменение отношения студентов технического вуза к занятиям физическими упражнениями

Количество студентов с пассивно-негативным уровнем отношения снизилось в два раза (на 52,7%). Уменьшилось, хоть и незначительно, количество студентов с индифферентно-неустойчивым уровнем (на 5,1%). В то же время, почти в 1,5 раза увеличилось количества студентов с позитивно-устойчивым уровнем (прирост - 43,7%).

У студентов контрольной группы изменения были незначительные. Несколько повысились показатели позитивно-устойчивого уровня (на 11,4%), за счет чего снизились показатели индифферентно-неустойчивого уровня. Число студентов с пассивнонегативным уровнем осталось прежним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ экспериментальной работы показывает, что применение гуманитарной технологии создает условия для формирования у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре. В результате применения гуманитарной технологии изменилось не только отношение студентов, но и посещаемость занятий физической культурой в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Так, если в контрольной группе посещаемость в ходе эксперимента почти не изменилась (до - 76, 4%, после - 78,9%), то в экспериментальной группе при исходных показателях 75,9% посе-

щаемость выросла до 91,2%. Следует отметить и положительные результаты, достигнутые в среде преподавателей. Правильный подбор профессионального амплуа преподавателей позволил им максимально реализовать свой творческий потенциал, что способствовало улучшению психо-эмоциального климата в коллективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуцуляк, А.А. Формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов вуза силового ведомства к физическому самосовершенствованию / А.А. Гуцуляк // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 35-39.

2. Закурин, Л.В. Формирование потребности к занятиям физической культурой у студентов технического вуза на основе использования рейтинговой системы оценивания : дис. ... канд. пед. наук / Закурин Л.В. - Шуя, 2005. - 188 с.

3. Кондаков, В. Управление формированием направленности личности студента на занятия физической культурой / В. Кондаков, С. Гондарчук // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 15-18.

4. Митин, А.Е. Гуманитарные технологии в физической культуре: концептуальные основы / А.Е. Митин, С.О. Филиппова, Е.А. Митин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 2. - С. 47-53.

5. Степанюк, И. А. Развитие мотивации студентов университета к здоровому образу жизни средствами физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Степа-нюк И. А. - Магнитогорск, 2005. - 23 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 159.9:331.101.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Наталья Владимировна Яковлева, главный врач городской поликлиники №91, Санкт-

Петербург,

Артем Андреевич Арефьев, аспирант,

Юлия Викторовна Силина, аспирант,

Тарас Юрьевич Куштан, аспирант,

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Аннотация

Освещена проблема психосоматических соотношений у врачей-стоматологов с профессиональным стрессом. Доказаны взаимосвязи дисфункции психоэмоционального статуса и нейрогуморального профиля как патогенетической причины психосоматических расстройств у врачей-стоматологов.

Ключевые слова: врач-стоматолог, психосоматика, стресс.

PSYCHOSOCIAL PREDICTORS OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS AMONG

DENTISTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Natal'ja Vladimirovna Jakovleva, the head doctor of the municipal polyclinic No. 91, St.-

Petersburg,

Artem Andreevich Arefev, the post-graduate student,

Julija Viktorovna Silina, the post-graduate student,

Taras Jur'evich Kushtan, the post-graduate student,

St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Annotation

Highlight the problem of psychosomatic relationships with dentists with occupational stress. Proven relationship dysfunction emotional status and nejrogumoral profile as the pathogenetic reason psycho-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.