Научная статья на тему 'Анализ этапов формирования безопасного поведения у населения'

Анализ этапов формирования безопасного поведения у населения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранова Валерия Николаевна

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности для современного человека связана с ускорением ритма жизни, появлением высоких скоростей, новых технологий, освоением атомной энергии, с глобальным изменением окружающей человека среды обитания. Поиск путей решения данной задачи заключается в создании и развитии института, призванного на всех уровнях формировать культуру безопасного поведения у населения, т.е. безопасной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баранова Валерия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ этапов формирования безопасного поведения у населения»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НАСЕЛЕНИЯ Баранова В.Н.

Баранова Валерия Николаевна - магистрант, направление подготовки: 20.04.01 «Техносферная безопасность» (уровень магистратуры), факультет подготовки кадров высшей квалификации, профиль: прогнозирование и оценка рисков чрезвычайных ситуаций, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Нижний Новгород

Аннотация: актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности для современного человека связана с ускорением ритма жизни, появлением высоких скоростей, новых технологий, освоением атомной энергии, с глобальным изменением окружающей человека среды обитания. Поиск путей решения данной задачи заключается в создании и развитии института, призванного на всех уровнях формировать культуру безопасного поведения у населения, т.е. безопасной жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность, формирование, пож арная охрана.

УДК 351.741

В современном мире все острее встает вопрос обеспечения личной безопасности во всех сферах жизнедеятельности. Агрессивная опасность пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористические проявления различного характера вызывают обеспокоенность за судьбу личности и мира в целом. Отсюда, возросла необходимость анализа сложившейся ситуации и разработки новой концепции её конструктивного решения.

Пути решения данной проблемы определены полем профессиональной деятельности специалистов в области обеспечения техносферной безопасности и ликвидации ЧС.

В процессе развития человека, его жизнедеятельности, происходит формирование готовности к действиям в опасных ситуациях и воспитание безопасного поведения, которое можно разделить на четыре основных этапа.

1. Познавательный (когнитивный) этап. На первом этапе происходит познание человеком окружающего мира. В сознании ребенка под руководством родителей формируется сознание опасности при совершении движений, температурных воздействий на тело, взаимодействие со сверстниками, знакомство с животным миром и т.п. Этот этап, как правило, протекает в возрасте от 0,7 до 3,5 лет.

2. Адаптационно-деятельностный этап. На этом этапе происходит адаптация человека в окружающем мире. Самостоятельное взаимодействие ребенка в небольших группах (детский сад, школа, дворовая территория и т.п.). Общение с природой в составе групп (лесные прогулки, купание в водоемах, оздоровительный отдых и т.п.). Ребенок непосредственно включаются в процесс формирования безопасного поведения, действий при попадании в нестандартную ситуацию, используя при этом полученные ранее знания и параллельно приобретая новые. Формируется умение: совместных действий, ориентировки на местности, выполнение заданий старшего, анализа полученных результатов. Этот этап можно выделить возрастом от 3,5 до 12 лет.

3. Организационно-деятельностный этап. Для данного этапа характерно формирование самостоятельных действий в процессе жизнедеятельности. Подросток приобретает специальные знания о правилах дорожного движения, поведения в общественном транспорте, в нестандартной ситуации, умение применять на практике обращения с огнем, электричеством, различными механическими средствами и т.п. Происходит выбор профессионального направления и развитие необходимых профессиональных компетенций. Данный этап связан (условно) с возрастом от 12 лет до 21 года.

4. Креативно-операциональный этап. Это самостоятельная творческая деятельность, требующая как профессиональных, так и психолого-педагогических знаний и умений, концептуализация накопленного массива знаний в области безопасного поведения и передачи данных знаний последующему поколению. Реализация этого этапа приходится на возраст, как правило, после 20 лет [2].

Достижение выделенных этапов, и формирование у человека безопасного поведения и действий в экстремальных ситуациях, возможно при взаимодействии между формами, методами и средствами, используемыми в процессе его воспитания и обучения.

Основная роль, на первых двух этапах отводится родителям или лицам их заменяющих. Основной воспитательный и обучающий процесс происходит в семье, на основе её принципов, традиций и социально-нравственного уровня развития.

На последующих этапах ведущая роль перемещается в сторону профессиональных общественных организаций: школ, образовательных учреждений, вузов, учреждений МВД, МЧС, ВДПО и т.п.

В процессе формирования безопасного поведения у населения, используются всевозможные практико-ориентированные элементы: развивающие и ролевые игры, моделирование нестандартной ситуации, тематические беседы, экскурсии в специализированные учреждения, обеспечивающие безопасность и защиту населения от ЧС, встречи со специалистами, элементы тренинга, различные психологические техники и т.п. [3].

Безопасное поведение и умение действовать в чрезвычайной ситуации должно стать осознанной целью и внутренней потребностью каждого человека, как на индивидуальном, так и на коллективном (групповом) общественном уровне. Это увеличит значимость ряда вопросов, таких как:

- воспитание у населения чувства ответственности за сохранение человеческих жизней, материальных и духовных ценностей, окружающей среды;

- воспитание у людей грамотного, с точки зрения обеспечения пожарной, техносферной и экологической безопасности, отношения к предметам и явлениям окружающего мира;

- информация населения о случаях пожаров, катастроф и их последствиях, о мерах по предотвращению ЧС и пожаров, и правильных действиях в случае их возникновения;

- популяризация деятельности работников МЧС и добровольных пожарных организаций;

- повышение престижа пожарной охраны, спасательных служб и создание по отношению к ней позитивного общественного мнения;

- освещение передового опыта и научно-технических достижений в области мониторинга, предупреждения, и ликвидации ЧС [2].

Список литературы

1. Пельтихина С.В. Формирование готовности курсантов к противопожарной

профилактике среди учащихся школ / С.В. Пельтихина, Л.М. Баженова // Вестник

Воронежского государственного технического университета. Т. 9. № 5.2, 2013.

С. 95-97.

2. Пельтихина С.В. Формирование готовности курсантов к профилактике пожаров как психолого-педагогическая проблема / Э.П. Комарова // Перспективы науки. № 7 (09), 2011. Тамбов. С. 47-52.

3. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Дурнев Р.А. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы / под общ. ред.

A.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования.. Изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2010. 176 с.

4. Шаповаленко В.С. Экстремальная ситуация как обучающая система /

B.С. Шаповаленко // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности, 2012. № 7.

C. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.