УДК 01.53; 159.9; 371
Федотова Ольга Дмитриевна
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону1 Зав. кафедрой психологии и педагогики высшего образования
Доктор педагогических наук, профессор E-Mail: [email protected]
Латун Владимир Владимирович
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону Доцент кафедры социально-экономической географии Кандидат географических наук, доцент E-Mail: [email protected]
Пивненко Сергей Николаевич
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону Аспирант кафедры психологии и педагогики высшего образования
E-Mail: [email protected]
Психолого-педагогические исследования проблемы
противопожарной
1 344006,ул. Б. Садовая, 105/42
Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы противопожарной безопасности в их освещении в российских диссертациях. Показано, что интенсивность и направленность исследований данных проблем не находится в соответствии с их актуальностью.
На основе контент-анализа выявлен полигон распределений диссертационных исследований по психолого-педагогическим проблемам противопожарной безопасности с 2002 по 2013 годы. В статье разграничивается проблематика, рассматриваемая в диссертациях по педагогике и психологии. Показано, что работа, выполненная по психологии, имеет значительную тематическую сопряженность с педагогической проблематикой. Установлены когорты, к исследованию проблем которых обращаются диссертанты. На основе кластерного анализа выявляются основные тематические линии, раскрытые в диссертационных исследованиях. Показано, что исследования в основном обращены к проблемам профессиональной подготовки работающих специалистов.
Научная новизна представленного в статье исследования заключается в том, что его результаты позволяют составить ясное представление о степени разработанности отдельных аспектов рассматриваемой проблемы, выявить ведущие тенденции, характеризующие современное состояние исследовательской практики. В статье установлен круг проблем, не ставший до настоящего времени объектом научного исследования несмотря его на значимость для теории и практики. К таковым отнесены проблемы профилактической работы со школьниками различных типологических групп.
Ключевые слова: российская Федерация; науковедение; профессиональное образование; психология; педагогика; диссертационные исследования; контент-анализ; паспорт специальности; тематика.
Идентификационный номер статьи в журнале 14РУЫ314
Проблемы противопожарной безопасности и формирование установок российских граждан на соблюдение правил обращения с огнем не только сохраняют, но и приобретают все большую актуальность в настоящее время. Пожары на Руси всегда оценивались как страшное бедствие, уносящее жизни и уничтожающее имущество. Как свидетельствуют летописи и свидетельства очевидцев, несколько раз выгорали такие крупные города, как Москва, Владимир, Новгород и Суздаль. Согласно дошедшим до нас сведениям, население не тушило пожаров, а только спасало детей, стариков и, по возможности, имущество. Дешевизна леса и наличие мастеровых людей позволяли заново в короткий срок отстроить недорогие деревянные дома на том же или новом месте.
Борьбе с пожарами посвящены законодательные акты, в которых изложены требования по соблюдению мер безопасности населением. В сборнике правовых норм, известным как «Русская правда», указано, что купец не отвечает за товар перед своим доверителем, если он был утрачен вследствие пожара. В то же время лица, совершившие намеренные поджоги, а также все члены их семей, становились рабами, в то время как все их семейное имущество отходило в казну. При Иване III после очередного пожара в Москве были созданы первые правила, которые призывали население в сумерках не зажигать свечи и летом топить бани по-черному только в случае крайней необходимости. Плавильни, горны и кузнечные мастерские и рекомендовалось обустраивать только вдали от жилых домов. В течение многих веков российской истории правила противопожарной безопасности совершенствовались, ужесточалась система наказаний за умышленные поджоги. Признавалась необходимость оповещения населения о правилах безопасности и совершенствовались способы донесения информации о необходимости соблюдения осторожности в обращении с огнем. Однако, как показывает история и современная практика, готовность населения выполнять эти правила не соответствовала желанию государственной власти уменьшить последствия от пожаров как в части сбережения людских ресурсов, так в плане сохранения материальных ценностей.
Как известно, любые правила не будут иметь никакого эффекта, если их не соблюдать. Формирование установки на безоговорочное исполнение предписаний, правил и инструкций является сложной и, как показывает практика, малоэффективной работой всех заинтересованных профессиональных групп, причастных к профилактической работе с населением. В педагогической проекции это требует усиления внимания государства к вопросам специальной подготовки как специалистов, непосредственно отвечающих за безопасность населения, и самих жителей, которые могут столкнуться или даже способствовать появлению техногенных явлений разрушительного или пожароопасного характера. Практическая потребность в улучшении профилактической работы с населением и подготовки кадров для работы в чрезвычайных ситуациях стимулировала появление научных исследований различного жанра, освещающих острые грани данной проблематики, в том числе ее технико-технологические, юридические, социальные, медицинские, педагогические и психологические аспекты. Профилактическая и просветительская работа с населением относится к вопросам психолого-педагогической превенции и разрабатывается в рамках психологии и педагогики. Вызывает интерес вопрос о том, насколько глубоко разработана педагогическая проблематика в общей совокупности диссертационных исследований, какие содержательные и логические акценты сделаны исследователями в рамках научных разработок. В данной работе мы исходим из представления о том, что диссертационные исследования являются подлинно научными трудами, обогащающими и развивающими науку в определенной области знаний [1, 2]. Эпистемологический подход, делающий акцент на исследовании форм представленности донаучного и научного знания, рассматривает исследования диссертационных массивов как важный источник, дающий возможность выявить тенденции и динамические тренды становления и развития научного знания по определенной проблематике [3, 4].
Согласно Статье 10 Федерального Закона N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями, внесенными Федеральными законами № 150-ФЗ и 176 - ФЗ и 186-ФЗ) комплектование, ведение государственного библиографического учета, а также регистрация, обеспечение публичного использования и сохранности обязательного экземпляра по диссертациям возложены на Российскую государственную библиотеку [5]. Это позволяет считать, что Единый электронный ресурс Российской государственной библиотеки является тем информационным ресурсом, который содержит максимально полные сведения о диссертационных исследованиях по проблемам противопожарной безопасности и подготовке кадров для этой системы. В его разделе «Каталог диссертаций» и синхронном по содержанию «Каталоге авторефератов диссертаций» отражены все имеющиеся в наличии диссертации и авторефераты. Содержание данного библиографического массива по определенным, интересующим нас признакам может быть исследовано наукометрическими методами -тезаурусным методом и методом контент-анализа. Наукометрические методы дополнены использованием таких познавательных операций, как аналогия, генерализация, сравнение, обобщение, что позволяет сделать суждения об имеющихся особенностях, сходстве и различиях в исследуемой проблематике [6, 7, 8].
При использовании контент-анализа смысловая категория определялась в зависимости от решаемой задачи, в то время как единицей счета всегда являлся автореферат диссертации. Графическая визуализация осуществлялась на основе внесения данных в электронные таблицы программы Microsoft Exel и построения гистограмм с использованием графических инструментов данной программы.
При решении задачи выявления частотности представленности авторефератов по психолого-педагогической проблематике в хронологии, в качестве категории анализа был выделен смысловой концепт «противопожарная безопасность». Учитывались также названия, содержащие однокоренные слова и близкие по смыслу лексические единицы, обладающие достаточной распознавательной силой. На основе полученных данных была построена гистограмма, представленная на Рисунке 1.
Рис. 1. Полигон распределений диссертационных исследований по психолого-педагогической
проблематике в хронологическом порядке
Всего было установлено 30 диссертационных исследований по психолого-педагогической проблематике. Как следует из гистограммы, частотность распределения выполненных в период с 2002 по 2013 гг. исследований весьма неравномерна. Из общего числа защищенных диссертаций их максимальное число приходится на 2004, 2009, 2010 и 2011 годы, минимальное - на 2002 и 2013 годы. В 2003 и 2005 г. не было защищено ни одной диссертации по исследуемой проблематике. В целом имеет место слабый положительный тренд, свидетельствующий о наличии интереса к исследованию данной проблематики.
Диссертационные исследования выполнялись по педагогическим и психологическим наукам, причем количество исследований распределяется парадоксально - в соотношении 29:1 (Рисунок 2).
Психологические науки
Педагогические науки
■»»111
29
10
20
30
40
Рис. 2. Распределение диссертационных исследований по отраслям наук
Единственная диссертация по психологии «Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии» (автор - Шленков А.В., 2010) сильнейшим образом тематически сопряжена с проблемами профессиональной подготовки, рассматриваемых в рамках паспорта специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования (педагогические науки) [9].
Далее диссертационные исследования психолого-педагогических проблем, отраженных в диссертациях по различным аспектам пожарной безопасности, были систематизированы по критерию «Паспорт специальности научного работника» и показали следующий полигон распределений (Рисунок 3).
Рис. 3. Распределение по паспортам специальности (педагогические и психологические науки)
На гистограмме отражен неравномерный разброс распределений по паспортам специальностей научных работников. Количество диссертаций, относящиеся к шифрам специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования значительно превышает все другие показатели. Обращает на себя внимание тот факт, что упомянутая выше докторская диссертация по психологии выполнена не по традиционному шифру 19.00.00. - Психологические науки, а по шифру специальности 05.26.03 Пожарная и промышленная безопасность (по отраслям). Область исследования в пункте 18, согласно паспорту данной специальности, действительно включает проблему формирования психологической готовности населения в части психологической профилактики и подготовки к деятельности и поведению в ситуациях разрушительного и пожароопасного характера.
1
0
Таким образом, при определении шифра специальности в данном случае нет рассогласований с действующей номенклатурой специальностей.
Психолого-педагогические исследования, как правило, решают определенную научную задачу, ориентируясь на потребности или образовательные дефициты определенных категорий населения. Поэтому обратимся к вопросу о том, какие группы населения находятся в фокусе внимания исследователей проблем противопожарной безопасности. Выделив смысловую единицу контент-анализа «контингент», мы получили следующую картину распределений (Рисунок 4).
Руководители добровольных пожарных дружин
Курсанты образовательных учреждений противопожарной службы Сотрудники и специалисты государственной пожарной службы
24
5 10 15 20 25 30
Рис. 4. Распределение диссертаций по педагогическим и психологическим наукам по
исследуемому контингенту
Не вызывает сомнения, что сотрудники и специалисты государственной пожарной службы заслужили пристальное внимание диссертантов. Они сделали акцент прежде всего на актуальных вопросах повышения квалификационного уровня и проблемах переподготовки действующих работников различных типологических групп. Курсанты и руководители добровольных пожарных дружин пока не вызывают столь пристального интереса диссертантов.
Уточнение направленности тематики выполненных исследований позволило на основе приема квантификации выделить шесть тематических кластеров (Рисунок 5).
Физическая подготовка сотрудников Формирование компетентности Воспитание сотрудников и курсантов Профессиональная подготовка Профессионально-правовая культура
История
1
2
18
10
15
20
Рис. 5. Распределение диссертационных исследований по психолого-педагогической тематике
Количественное определение основных содержательных элементов исследуемого эмпирического массива по направлениям «Педагогические науки» и «Психологические науки» позволило заключить, что проблемы профессиональной подготовки составляют
2
4
0
1
4
4
0
5
ведущую тематическую линию диссертационных исследований. Как показал анализ, в диссертациях отражены актуальные проблемы, связанные с введением Федеральных государственных стандартов высшего и среднего профессионального образования. Это находит отражение в позициях кластера «Формирование компетентности» и «Воспитание сотрудников и курсантов», характеризующих позиции формирования общекультурных компетенций. Профессиональные компетенции и технологии их формирования представлены преимущественно в кластере «Профессиональная подготовка», тематика которого не исчерпывается уровнем получения высшего образования. В данном кластере представлены вопросы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Вызывает удивление достаточно слабая представленность исследований в сфере физической подготовки сотрудников. С учетом того факта, что среди профессиональных команд огнеборцев весьма популярен пожарно-спасательный спорт. В данном международном прикладном виде спорта ряд российским спортсменам в настоящее время принадлежат мировые рекорды по преодолению 100-метровой полосы препятствий, подъему по штурмовой лестнице, двоеборью.
На основе исследования диссертаций, посвященных педагогическим и психологическим проблемам противопожарной безопасности, нами установлено, что школьники не являются специальным объектом противопожарной профилактики. Внимание авторов научных исследований сконцентрировано на специалистах и, в гораздо меньшей мере, на будущих специалистах в области противопожарной безопасности. Определенным исключением в этом ряду можно считать диссертационное исследование С.В. Пельтихиной «Формирование готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся общеобразовательных школ», защищенное в 2011 г. [10]. В данной работе автор формулирует в качестве одной из целей своей работы выделение возможных направлений противопожарной профилактики среди учащихся. Понимая под противопожарной профилактикой совокупность мер по предупреждению и предотвращению пожаров, направленных на формирование сознания учащихся, С.В. Пельтихина выявляет три ее компонента: 1) просвещение; 2) пропаганду и агитацию; 3) включение школьников в практическую деятельность по превенции пожароопасного поведения других детей. При этом автор использует классификационную рамку общей психологии, соотнося данные виды профилактики с выделенными в психологии процессами и сохраняя характерный для психологии категориальный строй. Так, просвещение трактуется как деятельность, нацеленная на получение сведений по противопожарной безопасности, обеспечивающих пожаробезопасное поведение школьников. Это направление противопожарной профилактики заключает в себе когнитивную составляющую. Пропаганда и агитация заключает мероприятия, воздействующие на чувства. Их формирование происходит в процессе как в игровой деятельности, так и во время посещения музейных выставок и памятных мест. Этот вид профилактики маркирован как «эмоциональная составляющая профилактики». Важным, на наш взгляд, является система мероприятий, нацеленных на включение школьников в практическую деятельность - «участие в агитбригадах, выпуск стенных газет, боевых листков, «молний», фотомонтажей, проведение массовых соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпиад, викторин, слетов, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организациях, создание школьных музеев, организация встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и добровольных пожарных обществ» [10, с. 8-9]. Данный комплекс мероприятий представляет деятельностную составляющую противопожарной профилактики.
В целом данная типология важна для дальнейшей разработки системы педагогического обеспечения работы со школьниками в сфере психолого-педагогической превенции пожароопасного поведения и подготовки к деятельности в ситуациях противопожарного и
разрушительного характера. Вместе с тем данная задача является одной из пяти задач исследования, содержательный акцент в котором сделан на концепте «готовность курсанта».
Подводя итог, отметим, что в настоящее время частотность обращения в диссертационных исследованиях к тематике, связанной психолого-педагогическими проблемами пожарной безопасности, постепенно нарастает. Однако данный восходящий тренд нельзя характеризовать как интенсивный, а, скорее, как неравномерно проявляющийся в различные временные периоды. Соотношение диссертационных исследований по педагогическим и психологическим наукам крайне неравномерно и свидетельствует о еще непроявленном интересе исследователей-психологов к проблемам психологической подготовки населения различных типологических групп к экстремальным ситуациям, связанными с пожарами. Своеобразным является и распределение диссертаций по критерию «контингент». Тот факт, что проблемы работы со школьниками по формированию установок, связанных с пожаробезопасным поведением, не получил должного внимания педагогов и психологов, позволяет утверждать, что вне зоны исследования остались дети и подростки, которые часто являются причиной пожаров и их жертвами. Это происходит как вследствие неумелого, неосторожного обращения с огнем и нарушения правил безопасности, так и в результате шалости, наивного любопытства, отсутствия знаний и опыта. Необходимо актуализация исследований по данной проблематике, чему могут способствовать заинтересованные государственные структуры и грантодатели, желающие стимулировать исследования по этой социально значимой проблематике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Что такое диссертация? // http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/thesis /
2. Sider Jost, J., Immerwahr, J. Hume the sociable iconoclast: The case of the four dissertations. // European Legacy, 2013. № 18(5), pp. 603-618.
3. Федотова О.Д., Латун В.В. Образование в Китае: психолого-педагогическая проблематика диссертационных исследований // Интернет-журнал «Науковедение», 2013 № 6 [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2013 -. -Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik 6/19.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
4. Maynard, B.R., Vaughn, M.G., Sarteschi, C.M. The empirical status of social work dissertation research: Characteristics, trends and implications for the field Publish // British Journal of Social Work, 2014. № 44 (2), pp. 267-289
5. Об обязательном экземпляре документов. Федеральный закон. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116575
6. Федотова О.Д., Катичева М.Г. Контент как методологический индикатор реформы образования [Текст] // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2011. № 2 . С. 19 - 29.
7. Hsieh, P.-N., Chuang, T.-M.,Wang, M.-L. A Bibliometric analysis of the theses and dissertations on information literacy published in the United States and Taiwan // Smart Innovation, Systems and Technologies, 2013. № 20, pp. 337-348.
8. Таршис Е.Я. Контент-анализ. Принципы методологии: построение теоретической базы, онтология, аналитика и феноменология текста, программы исследования. М.: URSS, 2012. - 173 c.
9. Шленков А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии. Автореф. дисс. ...д-ра психол. Наук. Санкт-Петербург, 2010. - 43 с.
10. Пельтихина С.В. Формирование готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся общеобразовательных школ. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011. - 24 с.
Рецензент: Сидоренков Андрей Владимирович, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой управления и акмеологии Южного федерального университета.
Fedotova Olga
Southern Federal University Russia, Rostov on Don E-Mail: [email protected]
Latun Vladimir
Southern Federal University Russia, Rostov on Don E-Mail: [email protected]
Pivnenko Sergey Southern Federal University Russia, Rostov on Don E-Mail: [email protected]
Fire safety as an object of psychological and pedagogical research
Abstract. In article pedagogical and psychological issues of fire safety in their lighting in the Russian dissertations are considered. It is shown that intensity and an orientation of researches of these problems isn't according to their relevance.
On the basis of the content analysis the range of distributions of dissertation researches on psychological and pedagogical issues of fire safety from 2002 to 2013 is revealed. In article the perspective considered in dissertation works on pedagogics and psychology is differentiated. It is shown that the work performed on psychology, has a considerable thematic associativity to a pedagogical perspective. the groups of the population investigated by authors of dissertation are established. On the basis of the cluster analysis come to light the main subject opened in dissertation researches. It is shown that researches are generally turned to problems of vocational training of working experts.
Scientific novelty of article is that its results allow to make a fair idea of degree of a readiness of separate aspects of a considered issues are revealed. In article the circle of the issues which hasn't become so far object of scientific research despite the importance for the theory and practice is established. Problems of scheduled maintenance are carried to that with school students of various typological groups.
Keywords: Russian Federation; science of science; vocational training; psychology; pedagogics; dissertation researches; content analysis; specialty passport; subject.
Identification number of article 14PVN314
REFERENCES
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Chto takoe dissertacija? // http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/thesis /
Sider Jost, J., Immerwahr, J. Hume the sociable iconoclast: The case of the four dissertations. // European Legacy, 2013. № 18(5), pp. 603-618.
Fedotova O.D., Latun V.V. Obrazovanie v Kitae: psihologo-pedagogicheskaja problematika dissertacionnyh issledovanij // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2013 № 6 [Jelektronnyj resurs] - M.: Naukovedenie, 2013 -. -Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik 6/19.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus., angl.
Maynard, B.R., Vaughn, M.G., Sarteschi, C.M. The empirical status of social work dissertation research: Characteristics, trends and implications for the field Publish // British Journal of Social Work, 2014. № 44 (2), pp. 267-289
Ob objazatel'nom jekzempljare dokumentov. Federal'nyj zakon. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116575
Fedotova O.D., Katicheva M.G. Kontent kak metodologicheskij indikator reformy obrazovanija [Tekst] // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki, 2011. № 2 . S. 19 - 29.
Hsieh, P.-N., Chuang, T.-M.,Wang, M.-L. A Bibliometric analysis of the theses and dissertations on information literacy published in the United States and Taiwan // Smart Innovation, Systems and Technologies, 2013. № 20, pp. 337-348.
Tarshis E.Ja. Kontent-analiz. Principy metodologii: postroenie teo-reticheskoj bazy, ontologija, analitika i fenomenologija teksta, pro-grammy issledovanija. M.: URSS, 2012. - 173 c.
Shlenkov A.V. Psihologicheskoe obespechenie professional'noj podgotovki sotrudnikov Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii: koncepcija, principy, tehnologii. Avtoref. diss. ...d-ra psi-hol. Nauk. Sankt-Peterburg, 2010. - 43 s.
Pel'tihina S.V. Formirovanie gotovnosti kursantov k protivopozhar-noj profilaktike sredi uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh shkol. Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Voronezh, 2011. - 24 s.