ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Theory and methods of professional education
УДК 378 © В. В. Булгаков, А. А. Костяев, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13011
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Конкурсы профессионального мастерства в высшем учебном заведении ГПС МЧС России: методика организации, опыт проведения
Булгаков Владислав Васильевич \
кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника, начальник института профессиональной подготовки.
Е-mail: vbulgakov@rambler.ru
Костяев Александр Александрович \
заместитель начальника института профессиональной подготовки. Е-mail: k87aa@mail.ru
1 Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 153040, Иваново, пр. Строителей, 33, Россия
Аннотация
Введение. Традиционная форма обучения не в полной мере обеспечивает качественную подготовку. Повышение качества подготовки выпускников ведомственных высших учебных заведений ГПС МЧС России требует внедрения новых форм обучения и внеучебной работы, нацеленной на формирование профессиональной направленности и мотивации курсантов к освоению профессиональных знаний, умений и навыков. В Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России уделяется особое внимание внеучебным мероприятиям, к которым относятся олимпиады и конкурсы профессионального мастерства.
Материалы, результаты и обсуждение. Представлены методика организации, опыт проведения и результаты конкурса профессионального мастерства «Практический пожарный тест», который позволяет продемонстрировать курсантам в режиме соревнования профессиональные знания, практические умения и навыки в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. Особенностью практического пожарного теста по сравнению с традиционной системой подготовки, предусматривающей выполнение отдельных профессионально-прикладных практических упражнений или нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке, является комплексное и последовательное выполнение практических упражнений, моделирующих порядок и условия работы на реальном пожаре. Результаты проведения конкурса профессионального мастерства «Практический пожарный тест» показали наличие у курсантов значительного интереса к данному виду профессиональной подготовки.
Выводы. Практический пожарный тест, реализующий элементы контекстного и рефлексивного обучения в виде игровой формы его проведения, имеет выраженную профессиональную направленность и формирует мотивацию курсантов к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства; внеучебная деятельность; мотивация курсантов; профессиональная направленность.
Для цитирования: Булгаков В. В., Костяев А. А. Конкурсы профессионального мастерства в высшем учебном заведении ГПС МЧС России: методика организации, опыт проведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 312-318. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13011
Основные положения
1. Для решения проблемы качества подготовки выпускников образовательных организаций Государственной противопожарной службы МЧС России предложено использовать конкурсы профессионального мастерства, относящиеся к внеучебной деятельности, для формирования профессиональной направленности и мотивации курсантов к освоению профессиональных знаний, умений и навыков.
2. В целях формирования у курсантов профессиональных знаний, практических умений и навыков в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ
разработана методика и организован конкурс профессионального мастерства «Практический пожарный тест», реализующий игровую форму в виде групповых соревнований.
3. Результаты апробации конкурса профессионального мастерства «Практический пожарный тест» показали наличие у курсантов значительного интереса к данному виду профессиональной подготовки, который выражается в активном участии курсантов в соревнованиях, реализующих элементы контекстного и рефлексивного обучения в виде игровой формы его проведения, направленных на формирование мотивации курсантов к профессиональной деятельности.
Введение
Актуальность и значимость. Система профессиональной подготовки специалистов для государственной противопожарной службы МЧС России по основной образовательной программе высшего образования базируется на традиционной форме обучения, реализуемой в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 20.05.01 — Пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 — Техносферная безопасность. Традиционная форма обучения, включающая получение теоретических знаний на лекциях и семинарах и формирование практических умений и навыков на практических занятиях или практиках, не в полной мере обеспечивает качественную подготовку, о чем свидетельствуют исследования [1, с. 7; 2, с. 292; 3, с. 14] и отзывы руководителей практических подразделений ГПС МЧС России, в которых начинают служебную деятельность выпускники вузов.
Для решения проблемы качества подготовки выпускников необходимо использовать формы подготовки, которые способствуют формированию профессиональной направленности и мотивации курсантов к освоению профессиональных знаний, умений и навыков. Немаловажное значение в формировании профессиональной направленности курсантов, поступивших в вузы МЧС России, имеют организация и проведение мероприятий, относящихся к внеучебной деятельности.
Внеучебную деятельность рассматривают как совокупность взаимосвязанных, но различных видов деятельности, нацеленных на всестороннее развитие личности обучающихся и формирование профессиональных качеств будущего специалиста [4, с. 22; 5, с. 21]. К внеучебной деятельности относятся массовые спортивные мероприятия, соревнования и конкурсы, которые организуются в целях обеспечения физической и профессиональной готовности курсантов к выполнению служебных обязанностей после окончания вуза [6, с. 213]. Одним из перспективных направлений внеучебной деятельности являются конкурсы профессионального мастерства, которые имели широкую популярность в советской системе образования и применяются сейчас в системе среднего профессионального образования [7-10].
Теоретические и практические предпосылки. В Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России особое внимание уделяется внеучебным мероприятиям, к которым относятся олимпиады и конкурсы профессионального мастерства, направленные на формирование и развитие у курсантов профессионально значимых качеств [11, с. 151; 12, с. 144; 13, с. 82].
В академии в 2018-2019 учебном году среди курсантов, обучающихся по специальности 20.05.01 — Пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 — Тех-носферная безопасность, для формирования теоретических знаний запланировано провести 44 олимпиады по
учебным дисциплинам, в том числе 16 олимпиад по профессиональным дисциплинам в области пожаротушения и профилактики пожаров. Для формирования инженерных навыков запланировано проведение 16 конкурсов курсовых проектов по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам в области пожаротушения и профилактики пожаров, включая конкурс выпускных квалификационных работ. Для формирования профессиональных знаний, практических умений и навыков в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ в академии проводятся конкурсы профессионального мастерства, в основе которых лежит соревновательный принцип выполнения профессионально-прикладных практических упражнений и нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке. Соревновательный принцип развивает не только соперничество и конкуренцию между командами, но и взаимопомощь, взаимовыручку в группах, поэтому неоспорима его воспитательная роль [14, с. 37]. Конкурсы профессионального мастерства проводятся между учебными курсами и группами, командами курсов или групп, сформированными в пожарно-спасательные отделения, звенья газодымоза-щитников или караулы. Основными целями конкурсов профессионального мастерства являются развитие у курсантов мотивации к профессиональной деятельности, повышение уровня практической подготовки и формирование активного участия во внеучебных мероприятиях профессиональной направленности.
Для адаптации курсантов первого года обучения к профессиональной деятельности и условиям обучения [15, с. 70; 16, с. 170; 17, с. 21], формирования мотивации и интереса к развитию практических умений и навыков [18, с. 52], воспитания на героических примерах сотрудников пожарной охраны в академии ежегодно проводится комплексная пожарная эстафета «Равнение на подвиг» 1.
Для развития профессионально-прикладной физической [19, с. 18; 20, с. 310] и психологической подготовки [21, с. 43; 22, с. 349] организован конкурс «Пожарное функциональное многоборье» среди курсантов 2, 3 и 4 годов обучения, который представляет собой последовательное динамичное выполнение курсантами в составе пожарно-спасательного отделения силовых упражнений высокой интенсивности, выполняемых с пожарно-спасательным оборудованием и в боевой одежде 2.
Материалы, результаты и обсуждение. В 2018 г. впервые был организован конкурс профессионального мастерства «Практический пожарный тест» среди курсантов 2, 3 и 4 годов обучения по специальности 20.05.01 — Пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 — Техносферная безопасность 3. Методика практического пожарного теста носит профессиональную направленность в целях формирования у курсантов профессиональных знаний, практических умений и навыков в области пожа-
1 Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России [офиц. сайт]. URL: http://www.edufire37.ru/gen_info/ news/?ELEMENT_ID=2104 (дата обращения: 31.05.2018).
2 URL: http://www.edufire37.m/gen_mfo/news/?ELEMENTJD=2147 (дата обращения: 31.05.2018).
3 URL: http://www.edufire37.ru/gen_info/news/?ELEMENT_ID=2155 (дата обращения: 31.05.2018).
ротушения и проведения аварийно-спасательных работ и их демонстрации в режиме соревнования. В основе методики практического пожарного теста лежат принципы контекстного обучения, разработанные российским психологом и педагогом А. А. Вербицким [23], который выделял квазипрофессиональную деятельность, направленную на применение в учебном процессе деловых игр и игровых форм занятий. Игровая форма обучения воссоздает предметный и социальный характер профессиональной деятельности, способствуя формированию мотивации и заинтересованности курсантов к развитию своих профессиональных качеств. Конкурс профессионального мастерства «Практический пожарный тест», реализующий игровую форму в виде соревнования, значительно усиливает мотив и интерес курсантов к профессиональной деятельности. Кроме того, выполнение практических упражнений конкурса в составе группы, объединенной единой целью, воспитывает взаимовыручку и умение работать в команде, мотивирует к достижению лучшего результата как отдельных курсантов, так и команды в целом.
Особенностью практического пожарного теста является комплексное и последовательное выполнение практических упражнений, моделирующих порядок и условия работы на реальном пожаре, по сравнению с традиционной системой подготовки, предусматривающей выполнение отдельных профессионально-прикладных практических упражнений или нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке.
Преимущество профессиональной подготовки в виде конкурса заключается в добровольном характере участия курсантов, в работе «не за оценки», а за престиж своего учебного подразделения и возможности «выхода из рамок» привычного (традиционного) учебного процесса. В современной педагогике выявлена следующая закономерность: обучающиеся отличаются друг от друга не уровнем интеллекта, а силой и типом мотивации. Успешные обучающиеся имеют достаточно сильную внутреннюю мотивацию, направленную на освоение профессиональных компетенций и стремление к получению прочных знаний, умений и навыков. У слабых же преобладает тип внешней отрицательной мотивации, заключающийся в избегании осуждения и наказания за плохую учебу [24, с. 189]. При участии в конкурсах профессионального мастерства внешняя отрицательная мотивация у курсантов, которые избегают наказания за плохую учебу, не имеет большого значения. Основным движущим мотивом таких курсантов являются работа в команде на результат и желание не подвести своих товарищей. Итак, конкурсы профессионального мастерства формируют у курсантов, имеющих изначально разную подготовку и мотивацию к освоению профессиональных компетенций в традиционной форме обучения, новые мотивы, основанные на командной взаимовыручке, личной ответственности за результат и желании победы над соперником.
Для формирования и реализации у курсантов новых мотивов к освоению профессиональных компетенций важен принцип участия всех обучающихся в конкурсе профессионального мастерства. С этой целью методика кон-
курса «Практический пожарный тест» предусматривает организацию соревнования между учебными курсами со второго до выпускного в составе команд и включает три этапа. Первый этап соревнования проходит в течение первого семестра среди учебных групп. Учебная группа разбивается на команды в виде пожарно-спасательных отделений, среди которых определяется команда-победитель, допускаемая к соревнованиям второго этапа. Второй этап соревнования проходит на курсе в конце первого семестра среди команд-победителей учебных групп. Команда, занявшая первое место, допускается на третий этап конкурса, который проводится среди учебных курсов во втором семестре учебного года и посвящен Дню пожарной охраны. Состязания между командами разных годов обучения на третьем этапе конкурса усиливают соревновательный эффект, позволяя старшекурсникам доказать свое преимущество, а курсантам младших курсов попытаться победить наиболее опытных товарищей. Например, победителем конкурса, проведенного во втором семестре 2017-2018 учебного года, стала команда четвертого года обучения, второе место заняли курсанты второго года обучения, третье — третьего года. Таким образом, конкурс профессионального мастерства «Практический пожарный тест» носит системный характер и охватывает весь переменный состав академии.
Задача преподавателей, организующих конкурс, — сделать его максимально интересным и приближенным к реальным условиям профессиональной деятельности. Для формирования практического пожарного теста организаторами конкурса подбираются профессионально-прикладные практические упражнения и нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке, позволяющие всесторонне оценить уровень практических умений и навыков курсантов разных годов обучения.
Организационно-методическая схема проведения конкурса профессионального мастерства «Практический пожарный тест» в виде соревнований между пожарно-спасательными отделениями приведена на рисунке.
Участие в конкурсе сопровождается активным обсуждением и погружением курсантов в профессиональную среду, создаваемую практическим заданием конкурса, как на этапе подготовки к нему, так и в процессе его прохождения и обсуждения результатов соревнования, способствует развитию у курсантов навыков анализа результатов своей работы и выработке стратегии решения проблем. При этом используются элементы рефлексивного обучения, к которому относится методика рефлексивных игр. Особая дидактическая ценность игр связана с тем, что курсанты лучше усваивают реальные процессы профессиональной деятельности. Эффективность игры зависит от ее динамичности и личностной включенности обучающихся, от обстановки, в которой им необходимо анализировать складывающиеся ситуации и принимаемые решения. Обязательное присутствие неожиданности, а в ряде случаев и конфликта, неформальность, динамичность изменения обстановки и ее зависимость от решений участников игры также усиливают результативность игры [25, с. 200].
¥
й
Подъем по штурмовой лестнице на 4 этаж учебной башни
I I
1>
I g
щ
Подъем по выдвижной лестнице на 3 этаж учебной башни
£
£
ш
£i
Вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого
Гч
Е>
Щ}
tfj 0 tfj
Поиск и спасение пострадавшего из задымленного здания 1
т О т © > ©
4s
© т ® »5
Выполнение прикладных силовых упражнений повышенной интенсивности Прокладка магистральной линии на 6 рукавов от автоцистерны
„
If®
Js
g © g
Развертывание от автоцистерны с подачей огнетушащих веществ
Рис. Организационно-методическая схема конкурса «Практический пожарный тест» (Fig. Organizational and Methodical Scheme of the «Practical Fire Test» Contest)
Игровая форма конкурса профессионального мастерства «Практический пожарный тест» предусматривает выступление участников команд в определенных должностях пожарно-спасательных отделений или караулов. Пожарно-спасательное отделение или караул — это структурные подразделения, выполняющие тушение пожара и аварийно-спасательные работы на пожарах или при ликвидации ЧС. Конкурсанты играют роли пожарных согласно номеру боевого расчета, командиров отделения, помощников начальника караула или начальников караула. Выступление курсантов в качестве руководителей пожарно-спасательных подразделений способствует формированию
организационно-управленческих компетенций, необходимость чего обусловлена тем, что значительная часть выпускников не готова к осуществлению эффективной управленческой деятельности. К числу основных причин такого положения дел относятся: неразвитые мотивы, побуждающие к поиску новых, наиболее эффективных способов решения задач организационно-управленческой деятельности; отсутствие целевых установок на осуществление эффективной профессиональной деятельности; низкий уровень профессиональной подготовленности; неуверенность в своей способности эффективно руководить коллективом подчиненного личного состава [26, с. 35].
Мотивацией курсантов к участию в конкурсах профессионального мастерства является возможность получения наград (грамот и кубков), а также преференций в виде зачетов или более высоких оценок по специальным дисциплинам, практические умения и навыки которых демонстрируют курсанты при выполнении упражнений конкурса.
Выводы. Опыт реализации конкурсов профессионального мастерства в Ивановской пожарно-спасательной
академии ГПС МЧС России показал наличие у курсантов значительного интереса к данному виду профессиональной подготовки, который выражается в активном участии курсантов в соревнованиях, в том числе в практическом пожарном тесте. Практический пожарный тест, реализующий элементы контекстного и рефлексивного обучения в виде игровой формы его проведения, имеет выраженную профессиональную направленность и формирует мотивацию курсантов к профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Галлямова О. Н. Профессиональная подготовка специалистов техносферной безопасности в вузе с использованием инте-гративного подхода к обучению : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2013. 23 с.
2. Стрельцов О. В., Лазарева Э. В. Оценка профессиональной подготовленности выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2, № 1(4). С. 289-293.
3. Порошин А. А., Шишков М. В., Стрельцов О. В., Лазарева Э. В., Рюмина С. И. Методика оценки готовности к профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Актуальные проблемы пожарной безопасности : сб. мат-лов XXVIII междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Балашиха, 2016. Ч. 1. С. 7-16.
4. Иванова Г. П., Логвинова О. К. Внеучебная деятельность современного вуза в контексте социально-педагогического подхода // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 21-25.
5. Белошапка Р. А. Внеучебная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 1(46). С. 20-23.
6. Проходимова Е. М., Зуев А. В., Кунах М. В. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у курсантов вузов МЧС России // Научное мнение. 2014. № 6. С. 212-215.
7. Кокшарова М. Ю. Проведение конкурсов профессионального мастерства с использованием методики worldskills на примере педагогических специальностей // Концепт. 2016. Т. 46. С. 192-201.
8. Мефодьева А. К. Конкурсы профессионального мастерства как элемент профессиональной социализации будущих специалистов строителей // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики : сб. мат-лов 11-й междунар. науч.-практ. конф. : в 2 кн. / под общ. ред. Е. А. Корчагина, Р. С. Сафина. Казань, 2017. С. 62-66. Кн. 1.
9. Ильиных Е. В. Конкурсы профессионального мастерства как средство формирования мотивационной готовности студентов к осуществлению ими трудовой деятельности (на примере лесопромышленного техникума Комсомольска-на-Амуре) // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 281-289.
10. Иванова И. Г. Организация и проведение конкурсов профмастерства в медицинском колледже // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 1(52). С. 56-58.
11. Воронов Д. А. Педагогическое сопровождение процесса развития профессионально значимых личностных качеств у курсантов в процессе обучения в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5(54). С. 150-151.
12. Малый И. А., Потемкина О. В., Ермилов А. В. Методы развития профессионально значимых качеств у курсантов вуза МЧС России с применением программного обеспечения // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 1. С. 144-149.
13. Ермилов А. В. Педагогические условия формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов в вузе государственной противопожарной службы МЧС России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3(27). С. 81-88.
14. ОсинцеваЛ. М., Литвинов В. А. Роль межгрупповых соревнований в мотивации обучающихся (на примере Барнаульского юридического института МВД России) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 34-39.
15. Чигрина И. Ю. Проблемы адаптации курсантов первого года обучения высших военных учебных заведений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 70-72.
16. Проходимова Е. М. Оценочные показатели адаптации в процессе профессиональной подготовки обучающихся в системе образовательных организаций МЧС России // Научное мнение. 2014. № 9-2. С. 169-172.
17. Терещенко Е. С., Кечкин Ю. В., Каменев А. С. К вопросу адаптации курсантов первого года обучения в высшем учебном заведении // Перспективы интеграции науки и практики. 2015. № 2. С. 21-26.
18. Суровегин А. В. Роль познавательной мотивации в процессе формирования профессионального интереса курсантов вузов МЧС России // Научный поиск. 2014. № 2.4. С. 51-53.
19. Шленков А. В., Зайкин Р. Г. Влияние профессионально-прикладной физической подготовки на эффективность профессиональной деятельности кадрового состава // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. № 1(26). С. 18-23.
20. Жернаков Д. В., Лагунов А. Н., Уколов А. В. Формирование профессионально важных качеств курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России средствами физической подготовки // Инновационная наука. 2016. № 9(21). С. 309-312.
21. Аганов С. С., Довженко М. С. Основные аспекты профессионально-прикладной физической подготовки курсантов ВУЗов ГПС МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. № 2(27). С. 42-44.
22. Осокин Д. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из основных предметов, обеспечивающих формирование необходимых навыков и умений курсантов СПСА — филиала СПБУ ГПС МЧС России // Science Time. 2015. № 1(13). С. 347-355.
23. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение : монография. М., 1999. 75 с.
24. Кашко Т. В. Особенности формирования мотивации к обучению у курсантов вузов МЧС России // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 3. С. 186-189.
25. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008. 337 с.
26. Болотин А. Э., Данилова Т. В. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 7(113). С. 34-38.
Поступила 06.06.2018
UDC 378 © V. V. Bulgakov, А. А. Kostyaev, 2019
DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13011
13.00.08 Theory and Methods of Professional Education
Professional Skills Contests at the Higher Educational Institution of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters: the Organization Methodology and Experience
Vladislav V. Bulgakov \
Candidate of Technical Sciences, associate-professor, deputy-head, Head of the Institute of Professional Training.
E-mail: vbulgakov@rambler.ru
Alexander A. Kostyaev \
deputy-head of the Institute of Professional Training. E-mail: k87aa@mail.ru
1 the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, 153040, Ivanovo, Stroiteli av., 33, Russia
Abstract
Introduction. Traditional form of learning is not sufficient to provide high quality training. Improvement of the quality of training graduates at departmental higher educational institutions of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters requires the introduction of new forms of training and extracurricular activities aimed at the formation of professional orientation and motivation of cadets for mastering professional knowledge and skills. The Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters focuses on extracurricular activities, which include Olympiads and professional skills contests.
Materials, Results and Discussion. The article presents the methodology of organization, experience and results of the professional skills contest «Practical Fire Test» which enables the cadets while competing to demonstrate their professional knowledge, practical skills in fire fighting and rescue operations. What distinguishes a practical fire test from the traditional training system, providing for the implementation of certain professional and practical exercises or standards for fire-fighting and special tactics training, is a comprehensive and consistent performance of practical exercises modeling the order and the conditions of work when extinguishing the real fire. The results of the professional skill contest «Practical Fire Test» showed the cadets' considerable interest in this type of professional training.
Conclusions. A practical fire test comprising elements of contextual and reflexive learning in the form of a game has an obvious professional orientation and builds the cadets' motivation for professional activity.
Keywords: professional skills contest; extracurricular activities; motivation of cadets; professional orientation.
Citation: Bulgakov V. V., Kostyaev A. A. Professional Skills Contests at the Higher Educational Institution of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters: the Organization Methodology and Experience. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No 3(78). Pp. 312-318. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13011
References
1. Gallyamova O. N. Professional Training of Technosphere Security Specialists at university with the Use of an Integrative Approach to Teaching. Extended abstract of Candidate of Sciences dissertation on Pedagogy. St. Petersburg, 2013. 23 p. (In Russ.)
2. Streltsov O. V., Lazareva E. V. Evaluation of Professional Proficiency of the graduates of Higher Professional Education Institutions of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Problems of Ensuring Safety when Eliminating the Consequences of Emergencies. 2015. 2. No. 1 (4). Pp. 289-293. (In Russ.)
3. Poroshin A. A., Shishkov M. V., Streltsov O. V, Lazareva E. V., Ryumina S. I. Methodology for Assessing Readiness for Professional Work of Graduates of Higher Professional Education Institutions of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Actual Problems of Fire Safety. 28th International Scientific and Practical Conference. in 2 parts. Balashiha, 2016. part 1. Pp. 7-16. (In Russ.)
4. Ivanova G. P., Logvinova O. K. Extracurricular Activities of a Modern University in the Context of the Socio-Pedagogical Approach. Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. Pp. 21-25. (In Russ.)
5. Beloshapka R.A. Extracurricular Activities as a Factor of Formation of the Students' Professional Competencies. Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2017. No. 1 (46). Pp. 20-23. (In Russ.)
6. Prokhodimova E. M., Zuev A. V., Kunakh M. V. Pedagogical Conditions for the Formation of Value Orientations among Cadets of Higher Educational Institutions of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Scientific Opinion. 2014. No. 6. Pp. 212-215. (In Russ.)
7. Koksharova M. Yu. Conducting Professional Skills Contests using the Methodology of "Worldskills" by example of Pedagogical Specialties. Concept. 2016. Vol. 46. Pp. 192-201. (In Russ.)
8. Mefodieva A. K. Professional Skills Contests as an Element of Professional Socialization of Future Building Specialists. Ongoing Professional Education as a Factor in the Sustainable Development of the Innovative Economy. 11th International Scientific and Practical Conference. In 2 books. Ed. by E.A. Korchagin, R.S. Safin. Kazan, 2017. Pp. 62-66. (In Russ.)
9. Ilyinykh E. V. Professional Skills Contests as a Means of Forming the Students' Motivational Readiness to Perform their Job (by example of Komsomolsk-on-Amur Timber Industrial College). Contemporary Problems of Science and Education. 2017. No. 5. Pp. 281-289. (In Russ.)
10. Ivanova I. G. Organization of Professional Skills Contests in the Medical College. Education. Career. Society. 2017. No. 1(52). Pp. 56-58. (In Russ.)
11. Voronov D. A. Pedagogical Support of development of Professionally Significant Personal Qualities in Cadets in the Course of Studying at University. World of Science, Culture, Education. 2015. No. 5(54). Pp. 150-151. (In Russ.)
12. Maly I. A., Potemkina O. V., Ermilov A. V. Methods for the Development of Professionally Significant Qualities in the Cadets of Higher Educational Institutions of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters using Software. Modern High Technologies. Regional Application. 2016. No. 1. Pp. 144-149. (In Russ.)
13. Ermilov A. V. Pedagogical Conditions for the Formation of Professionally Important Personal Qualities of Cadets at Higher Educational Institutions of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Professional Education in Russia and Abroad. 2017. No. 3 (27). Pp. 81-88. (In Russ.)
14. Osintseva L. M., Litvinov V. A. The Role of Intergroup Competitions in the Students' Motivation (by example of the Barnaul Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs). Psychopedagogy in Law Enforcement. 2017. No. 4(71). Pp. 34-39. (In Russ.)
15. Chigrina I. Yu. Problems of Adaptation of the First-Year Cadets of Higher Military Educational Institutions. Theory and Practice of Social Development. 2014. No. 11. Pp. 70-72. (In Russ.)
16. Prokhodimova E. M. Estimated Indicators of Adaptation in the Process of Professional Training of Students in the System of Educational Organizations of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Scientific Opinion. 2014. No. 9-2. Pp. 169-172. (In Russ.)
17. Tereshchenko E. S., Kechkin Yu. V., Kamenev A. S. On the Issue of the First-Year Cadets' Adaptation at a Higher Educational Institution. Prospects for the Integration of Science and Practice. 2015. No. 2. Pp. 21-26. (In Russ.)
18. Surovegin A. V. The Role of Cognitive Motivation in Formation of the Cadets' Professional Interest at the Higher Educational Institutions of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Scientific Search. 2014. No. 2.4. Pp. 51-53. (In Russ.)
19. Shlenkov A. V., Zaykin R. G. Influence of Professionally Applied Physical Training on the Effectiveness of the Personnel Professional Activity. Psychological and Pedagogical Safety Problems of Man and Society. 2015. No. 1(26). Pp. 18-23. (In Russ.)
20. Zhernakov D. V., Lagunov A. N., Ukolov A. V. Formation of the Cadets' Professionally Important Qualities at the Siberian Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters through Physical Training. Innovative Science. 2016. No. 9(21). Pp. 309-312. (In Russ.)
21. Aganov S. S., Dovzhenko M. S. The Main Aspects of the Cadets' Professionally Applied Physical Training at Higher Educational Institutions of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Psychological and Pedagogical Safety Problems of Man and Society. 2015. No. 2(27). Pp. 42-44. (In Russ.)
22. Osokin D. A. Professional and Applied Physical Training as one of the Main Subjects Ensuring the Formation of the Cadets' Necessary Skills and Abilities at the Siberian Fire and Rescue Academy, a branch of Saint Petersburg University of State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Science Time. 2015. No. 1(13). Pp. 347-355. (In Russ.)
23. Verbitsky A. A. New Educational Paradigm and Contextual Learning. Moscow, 1999. 75 p. (In Russ.)
24. Kashko T. V. Peculiarities of the Formation of Cadets' Motivation to Learn at the Higher Educational Institutions of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 3. Pp. 186-189. (In Russ.)
25. Zeer E. F. Psychology of Professional Education. Moscow, 2008. 337 p. (In Russ.)
26. Bolotin A. E., Danilova T. V. Psychological and Pedagogical Conditions necessary to form the Cadets' Organizational and Managerial Competency at the Higher Educational Institutions of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Academic Notes of P. F. Lesgaft University. 2014. No 7(113). Pp. 34-38. (In Russ.)
Submitted 06.06.2018