Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh
«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
84
реализации, возникновением стрессовых состояний. Несмотря на то что стресс, ставший неотъемлемой частью повседневной жизни современного подростка, влияет на его поведение и здоровье, возрастает потребность в психической гигиене, а приобретение навыков профилактики стресса делает тему актуальной. Цель: выявить ведущие причины подросткового стресса с предложением путей профилактики.
Материалы и методы. Обследованы 150 учащихся 9-11-х классов. При этом анонимно были использованы адаптированные анкеты: «Причины и ситуации, вызывающие стресс», «Подвержены ли Вы стрессу?» и «Состояние нервной системы» (^М-25, К. Libelt). Ответы сравнивали с соответствующими нормами.
Результаты. Установлено, что более 68% подростков имеют стрессоустойчивость ниже среднего уровня и нуждаются в изменении образа жизни для сохранения здоровья. 53% старших школьников сталкиваются со стрессовыми ситуациями хотя бы раз в неделю, 19,5% — каждый день, 45,5% — раз в месяц. Нами выявлено, что подростки в состоянии стресса становятся нервными и агрессивными, ухудшение настроения 1 раз в неделю наблюдалось у 72,5% опрошенных детей. У 56% респондентов одной из причин стрессовых ситуаций являются проблемы в общении со сверстниками: ежедневно — 20,8%; 1 раз в неделю — 35,5%; 1 раз в месяц — 8,7%. Также причиной стресса у 39,7% подростков являются трудности в общении с родственниками (родителями): каждый день — у 40,5%; 1 раз в неделю — у 49,8%; 1 раз в месяц — у 40,6%. Подростки чувствуют себя одинокими (46%) и испытывают стресс, связанный с учебной нагрузкой (64%). Стресс негативно влияет на пищевой статус подростков (58%), особенно девочек в сравнении с мальчиками (72 и 44%; р < 0,05). Больше детей советуются с друзьями (46%) и используют мобильные технологии для снятия стресса (66%).
Заключение. Если подросток находится в состоянии сильного стресса из-за большого количества стрессобразующих факторов и низкой стрессоустойчивости, его шансы стать гармоничной, здоровой и дружелюбной личностью уменьшаются. Такая ситуация может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем. В связи с этим считается важным привлечение внимания педагогов и родителей, врачей к проблеме сохранения
и укрепления психического здоровья школьников.
* * *
МОНИТОРИНГ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Котова Н.В., Фонарева М.Г., Никонова Д.С., Олюшина Е.А.
Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: питание; образовательные организации; пищевые привычки
Актуальность. Актуальность мониторинга питания школьников сохраняется: у российских школьников выявляются несоблюдение режима питания, недостаточно сбалансированный пищевой рацион, неправильные пищевые предпочтения. Цель: определить особенности питания детей и подростков школьного возраста.
Материалы и методы. Среди школьников и их родителей было проведено анкетирование, в котором приняли участие 936 респондентов из Нижегородской области.
Результаты. Установлено, что доля детей, которые полностью съедают порции, — 73,3%. Доля родителей, которые считают достаточными выдаваемые объёмы порций, — 80,2%. Доля детей и родителей, которые считают достаточными продолжительность перемен для приёма пищи, — 79,4% от общего числа опрошенных. Представительство детей, которым нравится обстановка в столовой, — 34,4%. Всего 33,3% опрошенных оценили организацию питания на «отлично» и «хорошо». Большинство детей и их родителей считают организацию питания в школе неудовлетворительной (66,1%). Представительство детей, включающих мясо в ежедневный рацион, — 50%. Частота потребления молочных продуктов также достаточно низкая: в среднем всего 25% детей употребляют эти продукты в достаточном количестве. Большое число детей едят овощи реже 1 раза в неделю. Ежедневно их употребляют 40% школьников. Фрукты встречаются в ежедневном рационе детей ещё реже: в среднем только 25% опрошенных употребляют их каждый день. В списке нежелательных для употребления детьми продуктов лидирующее место занимают колбасные изделия и шоколад (по 42%). Школьники едят их ежедневно. Также довольно часто в рационе школьников встречаются чипсы и фаст-фуд. Они употребляют их не реже 1 раза в неделю. При этом было выявлено, что 40% детей и подростков имеют избыточный вес. По данным родителей, у детей были выявлены распространённые хронические формы патологии, обусловленные нарушениями питания; отмечается тенденция к увеличению их частоты с возрастом: по болезням органов пищеварения, нарушениям осанки, нарушениям остроты зрения и анемиям показатели увеличились в 2 раза, а в случае болезней щитовидной железы — даже в 3 раза.
Заключение. Полезные пищевые привычки у большинства школьников не сформированы. Разработаны конкретные рекомендации по оптимизации питания в общеобразовательных организациях Нижегородской области.
* * *
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВИДОВ ЭКРАННОГО ВРЕМЕНИ
Курганский А.М.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: экранное время; цифровые устройства; теория функциональных систем; трёхсетевая модель
Актуальность. В современном обществе в условиях произошедшей информационной революции наиболее подверженной группой к факторам риска цифровых устройств (ЦУ) являются дети. В нейронауке в данный момент доминирует трёхсетевая модель мозга. Имеются работы, связывающие различные виды экранного времени с её элементами, но окончательно данный вопрос не решён. При этом сеть выявления значимости гипотетически можно сравнить с блоком афферентного синтеза функциональной системы по П.К. Анохину, центральную исполнительную сеть — с блоком программирования и контроля. Дефолтная система ассоциируется с состоянием покоя. Цель: физиологически обосновать различные виды экранного времени и описать их влияние на сон школьников.
Материалы и методы. В анкетировании приняли участие 333 родителя детей в возрасте 7-10 лет. Анкета включала вопросы о режимах использования ЦУ и особенностях сна
Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
85
у детей. Рассчитывали относительный риск (RR), отношение шансов (OR), этиологическую долю (EF) с использованием программы «SPSS v. 19» («IBM Company»).
Результаты. Использование ЦУ было связано с жалобами на нарушения сна. Так, при использовании ноутбука более 1 ч в день была выявлена средняя степень обусловленности нарушений сна (RR = 1,87; 95% ДИ 1,37-2,54; EF = 46%). При ежедневном использовании компьютера и планшета обнаружена очень высокая степень обусловленности жалоб на страшные сновидения (RR = 4,75; 95% ДИ 1,49-15,11; EF = 79% и RR = 4,66; 95% ДИ 1,31-16,69; EF = 79% соответственно). При использовании смартфонов таких закономерностей не выявлено. Анализ данных литературы позволяет выделить рецептивное и интерактивное экранное время. К рецептивному экранному времени относится просмотр видео, при этом активна дефолтная система. Интерактивное экранное время подразделяется на активность сети выявления значимости, что связано с обработкой клиповой информации (пользователь пролистывает ленту и находит заинтересовавшие его фрагменты) и работу центральной исполнительной системы, когда, к примеру, человек играет в сложную компьютерную игру, на прохождение уровня которой требуется несколько часов, что требует психофизиологического напряжения. Таким образом, гаджет-зависимость связана с сетью выявления значимости, а игровая зависимость на персональном компьютере — с центральной исполнительной сетью.
Заключение. Нарушения сна связаны с использованием персональных компьютеров и планшетов, что обусловлено игровым экранным временем. Другие его виды на сон не влияют.
* * *
РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Лангуев К.А., Богомолова Е.С.
Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Нижний Новгород, Россия
Ключевые слова: учащиеся; цифровая образовательная среда; школьная медицина
Актуальность. Создание комфортной и безопасной образовательной среды, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Активная интеграция цифровых средств обучения в школьное образование, появление новых школьно-средовых факторов риска вызывают необходимость совершенствования системы школьной медицины и медико-профилактической работы в образовательных организациях. Цель: обоснование совершенствования системы школьной медицины и развитие здо-ровьесберегающего пространства в условиях цифровой образовательной среды.
Материалы и методы. Оценка медицинского обеспечения 5 общеобразовательных организаций г. Нижнего Новгорода, являющихся участниками экспериментального проекта «Цифровая образовательная среда».
Результаты. В исследуемых образовательных организациях функционируют медицинские блоки, включающие кабинет для врача, медицинской сестры, процедурную и стоматологический кабинет. Оснащение таких кабинетов соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». В школах ежедневно работает медицинская сестра, а врач-педиатр — 1-2 раза в неделю. Ежегодно школы заключают (пролонгируют) договоры с детскими поликлиниками. Однако согласно Приказу Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» в оказании первичной медико-санитарной помощи учащимся должны участвовать не только врач-педиатр и медицинская сестра, но и врач по гигиене детей и подростков. Как показали наши исследования, ни в одной из школ нет врача по гигиене детей и подростков. Медико-профилактические мероприятия проводятся нерегулярно.
Заключение. В условиях формирования нового образовательного пространства актуализируется вопрос поиска модели медико-профилактического сопровождения учащихся в образовательных организациях. На основании проведённого исследования была разработана и внедрена программа «Здоровая цифровая образовательная среда», учитывающая основные виды медико-профилактической работы в общеобразовательных организациях, направленные на контроль за условиями цифровой образовательной среды, формирование у школьников здоровьесберегающего поведения, сотрудничество с руководством учреждений, педагогическим и родительским сообществами.
* * *
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лесковец Е.С.
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия
Ключевые слова: обучающиеся; среднее профессиональное образование; проект; профессионалитет; здоровье; развитие
Актуальность. Здоровье населения — основа благополучного общества, а потенциал его развития — подростковый контингент. Однако сейчас у старших подростков выделяют высокий уровень хронизации заболеваний, распространённость поведенческих факторов риска, становление своей социальной роли на фоне профориентационного поиска, задач, связанных с вопросами обучения в системе профессионального образования, где получение компетенций для будущих квалифицированных работников происходит в условиях контакта с производственной средой и активно развивающейся цифровизацией образовательных программ. В 2021 г. Правительством РФ был принят проект «О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»», в основе которого лежит отраслевой подход к подготовке квалифицированных кадров, позволяющий в условиях импортозамещения решить вопросы адресной кадровой подготовки для ключевых отраслей экономики. Цель: определить возможные проблемы адаптации у обучающихся по проекту «Профессионалитет».
Материалы и методы. Теоретико-методологический анализ проблемы на основе изучения и анализа научной литературы.