Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh
«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
94
сновать теоретические предпосылки и разработать технологии повышения эффективности развития школьно-значимых функций у детей на начальном этапе систематического обучения.
Материалы и методы. Обследованы 117 первоклассников. Для оценки уровня развития когнитивных и моторных функций использовали тест школьной зрелости Керна-Ирасека. Определяли показатели зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, интеллектуального развития. Комплексная оценка показателей функций устанавливала степень готовности детей к обучению в школе: зрелые, зреющие с благоприятным прогнозом, незрелые и зреющие с неясным прогнозом. Теоретической основой разработки технологий развития школьно-значимых функций явились представления о роли координационных способностей в формировании когнитивных и моторных функций. Оценивали показатели статического равновесия (тест «Аист»), статокинети-ческой устойчивости (равномерное вращение) и динамической координации (тест «Челночный бег», 3 х 10 м).
Результаты. Выявлено, что число зрелых детей составило 24,1%, зреющих с благоприятным прогнозом — 46,4%, зреющих с неясным прогнозом — 21,5%, незрелых — 8%. Определена значимая связь показателей теста Керна-Ирасе-ка (срисовывание фразы, срисовывание точек, рисунок человека) с данными теста «Челночный бег» (3 х 10 м). Установлен коэффициент корреляции (г = 0,465; р = 0,000) для рисунка человека, что может отражать значимость данного теста для оценки интеллектуального развития ребёнка. Это связано с влиянием линейного ускорения разной направленности (положительное и отрицательное), а также углового ускорения при выполнении теста «Челночный бег» на функциональное состояние вестибулярного аппарата.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о наличии связи школьно-значимых функций с координационными способностями детей. Использование средств физической культуры координационной направленности позволит эффективно развивать школьно-значимые функции, предупреждать трудности в обучении, сохранять и укреплять здоровье первоклассников.
* * *
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цукарева Е.А.
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России, Смоленск, Россия
Ключевые слова: гигиеническая оценка; младшие школьники; питание
Актуальность. Питание является одним из ведущих факторов, определяющих процессы физического развития и функционирования детей. Выражено влияние алиментарного фактора в сенситивные периоды развития детей, одним из которых является младший школьный возраст. Поэтому анализ пищевого поведения и характера питания младших школьников является актуальной гигиенической задачей. Цель: определить с гигиенических позиций особенности пищевого поведения и характер питания младших школьников.
Материалы и методы. Обследованы 540 младших школьников. Пищевое поведение и характер питания школьников определяли путём анкетирования по стандартизированной анкете.
Результаты. Установлено, что не менее 3 раз в день питаются 84,8% школьников. Завтракают дома 91,2% опрошенных детей, не завтракают — 8,8%. Питаются в школьной столовой 55,6% детей, остальные 44,6% опрошенных школьников игнорируют этот приём пищи. В промежутке между обедом и ужином перекусывает большинство респондентов. В качестве перекуса 43,7% школьников потребляют пирожки, печенье и сладости, а 56,3% учащихся — фрукты. Почти половина младших школьников (45,4%) отметили, что употребляет пищу непосредственно перед сном, причём мальчики это делали значительно чаще, чем девочки (58,9% против 41,1%; %2 = 5,780; р = 0,017). Установлены пищевые предпочтения школьников. Так, регулярно (ежедневно) употребляют зерновой и черный хлеб 78,4% школьников, а белые сорта хлеба из пшеничной муки — 85,3%. Мясо присутствует в рационе питания 84,4% школьников, тогда как рыбу и рыбные продукты регулярно употребляют только 12,8% учащихся. Молочные продукты в ежедневном рационе — у 68,9% школьников. Ежедневно употребляют в пищу овощи 33,6% детей, фрукты — 40,8%. Кондитерские изделия ежедневно употребляют 70,3% школьников. Сладкие газированные напитки присутствуют в рационе питания 37,5% детей. Продукты быстрого приготовления употребляют 13,4% школьников.
Заключение. Установлены вероятные риски здоровью младших школьников вследствие нерационального питания и нецелесообразного пищевого поведения: нарушений режима питания; недостаточного потребления молочных продуктов, рыбы, овощей и фруктов, сладких газированных напитков.
* * *
ОЦЕНКА САМОЧУВСТВИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Чекалова С.А.1, Эренценова Б.В.1, Цыбаева Е.И.2, Чучина О.А.3
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия; 2Детская городская поликлиника № 18, Нижний Новгород, Россия;
3Детская городская поликлиника № 48, Нижний Новгород, Россия
Ключевые слова: младшие школьники; самочувствие; здоровье
Актуальность. Период систематического образовательного процесса оказывает большое влияние на соматическое и нервно-психическое здоровье детей. Особое внимание при этом уделяется начальному этапу обучения, когда влияние различных медико-социальных факторов может привести к нарушению самочувствия и возникновению различных психосоматических нарушений. Для разработки комплекса профилактических мероприятий, способствующих уменьшению частоты возникновения нарушений здоровья у детей, в процессе образовательной деятельности необходимо проводить оценку самочувствия обучающихся в качестве доврачебного контроля состояния здоровья. Цель: провести оценку самочувствия обучающихся младших классов в процессе образовательной деятельности
Материалы и методы. Проведён анкетный опрос родителей 286 обучающихся 3-4-х классов в возрасте 9-11 лет для выявления жалоб ребёнка на состояние здоровья (мальчиков — 48,3%, девочек — 51,7%; 57,7% учеников 3-х классов, 42,3% — 4-х классов).
Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
95
Результаты. Выявлено, что на головные боли различного характера жалуются 32% обучающихся, у 31% отмечаются навязчивые движения. У 28,1% школьников выявляются проявления астенического синдрома в виде слабости, повышенной утомляемости преимущественно после занятий, 25,2% детей отмечают частые колебания настроения, страхи и различные нарушения сна. Проявления двигательной растормо-женности родители регистрируют у 13,3% обучающихся. Частые респираторные заболевания преимущественно с проявлениями ринита и кашля встречаются у 28% школьников. Жалобы со стороны пищеварительной системы в виде болей в животе различного характера отмечались у 22% детей, нарушения стула — у 12%. Однако при этом наличие заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей отметили лишь 6% родителей. У 15% школьников выявлялись различные аллергические проявления.
Заключение. Оценка самочувствия обучающихся как элемент доврачебного контроля позволяет выявить группу риска детей, требующих осмотра педиатра или узких специалистов. Наряду с этим анкетный скрининг по оценке самочувствия при использовании в динамике учебного года является одним из значимых инструментов оценки эффективности мероприятий по здоровьесбережению в образовательной организации.
* * *
ПУТИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕР ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ
Чичерин Л.П., Щепин В.О.
Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: дети; охрана здоровья; Десятилетие детства; правовое и организационное обеспечение
Актуальность. Закреплённое Конституцией РФ право каждого на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь реализуется с применением программно-целевого планирования, всей многоаспектной политикой государства по защите национальной безопасности. Оно отчётливо проявляется по отношению к 32 млн детей в условиях реализации объявленного Указом Президента на 2018-2027 гг. Десятилетия детства в России. Цель: с применением программно-целевого подхода подготовить аналитические материалы с позиций общественного здоровья и здравоохранения о действенности и резервах реализации мер по охране здоровья подрастающего поколения на модели Десятилетия детства в России.
Материалы и методы. Использованы материалы государственной и ведомственной статистики. Применены основные методы комплексного анализа с акцентом на экспертный, статистический и контент-анализ.
Результаты. Прослеживается, казалось бы, логическая «цепочка» конкретных действий по реализации Указа Президента: Распоряжение Правительства о Плане основных мероприятий для реализации заинтересованным ведомствам (в редакциях: одно — до 2020 г., другое — на 2021-2024 и 20252027 гг.). Далее — создание Координационного совета при Правительстве (с его Регламентом, составом, планом работы, протоколами заседаний) и пр. Однако анализ выявил серьёзные трудности, возникающие в выполнении Указа по обеспечению как должной координации деятельности большого числа заинтересованных ведомств, органов и организаций в целом
в стране и на региональном уровне по выполнению важнейших федеральных решений по проблеме, так и контроля их реализации. Это связано с множеством реализуемых важнейших федеральных документов по достижению, согласно майскому 2018 г. Указу Президента, национальных целей развития страны на период до 2024 г., включая 12 национальных проектов: «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и др. Ныне же, с продлением задания на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г., число проектов достигает 20.
Заключение. Ярким образцом с учётом специфики времени должного альянса, необходимого с позиций комплексности, системности, программно-целевого планирования числа причастных к делу охраны здоровья граждан структур, видится подготовленный при нашем участии один для всех групп населения документ «Комплексная программа работ по усилению профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения СССР на 1985-1990 гг.», не исполненный в силу известных политических и социально-экономических потрясений.
* * *
СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Чубаровский В.В.12, Рапопорт И.К.1
1Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, Мытищи, Россия; 2Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия
Ключевые слова: психическое здоровье; дети; подростки; эпидемиология
Актуальность. На современном этапе развития общество сталкивается с новыми вызовами, адресованными к сохранению и укреплению здоровья человека в условиях кризисно меняющейся окружающей социальной среды. При этом значимые данные о состоянии психического здоровья различных социальных и возрастных групп учащихся практически отсутствуют. Цель: определить особенности эпидемиологии, патоморфоза клинических проявлений психической дезадаптации учащихся в различные периоды онтогенеза.
Материалы и методы. В течение 20 лет единой группой специалистов по унифицированным методикам оценки состояния пациентов было обследовано 1500 учащихся школ, профессиональных училищ и колледжей Москвы, Чебоксар, Вязьмы в возрасте 7-17 лет. На первом этапе проводились анкетирование и исследования с использованием психометрических методик: патохарактерологического диагностического опросника (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов), Миннесотского многоаспектного личностного опросника (Ф.Б. Березин), методик Р. Еэмм-ла, М. Дорки, Т.В. Воробёвой и др. На втором этапе проводилось клиническое обследование детей врачом-психиатром по унифицированной методике оценки состояния, корреспонди-рованной с МКБ-10. Сравнивали группы детей 7-11 лет и подростков 12-17 лет. Различия считали значимыми прир < 0,05.
Результаты. Пограничные психические нарушения разной степени выраженности были диагностированы у 65,2% обследованных подростков и у 55,1% детей (р < 0,05). Следует отметить, что значимые различия были определены в отношении синдромально-очерченных состояний невротического круга: неврозы и неврозоподобные состояния: 22,05% против