Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ'

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
первоклассники / школьно-значимые функции / моторная координация / здоровьесбережение
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ»

Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»

93

САМООЦЕНКА ЗНАНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Филькина О.М., Долотова Н.В., Воробьева Е.А., Бобошко А.В.

Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова Минздрава России, Иваново, Россия

Ключевые слова: подростки; самооценка; информированность; здоровый образ жизни

Актуальность. При формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) информационная готовность и мотивация к ведению ЗОЖ имеют особое значение у подростков, когда происходит становление личности, вырабатываются индивидуальный стиль поведения и активности в ЗОЖ. Цель: определить информированность подростков по вопросам формирования ЗОЖ.

Материалы и методы. Проведено анкетирование 366 подростков 15-17 лет, обучающихся в общеобразовательных школах, позволяющих оценить их знания по основным темам формирования здоровья и ЗОЖ. С помощью анкеты для самооценки знаний по этим же темам проведено сравнение их самооценки с реальным уровнем знаний.

Результаты. Установлено, что подростки 15-17 лет достаточно хорошо информированы по вопросам личной безопасности и профилактики травматизма (88,3% правильных ответов), здорового питания (86,1%) и личной гигиены (85,5%). Низкая информированность выявлена по темам оптимальной двигательной активности (68,3%), школьных факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье (72,2%), режима дня (73,8%). При анализе изменений самооценки выявлено, что подростки выше всего оценили свои знания о режиме дня и личной гигиене (по 4,9% балла), ниже всего — знания о школьных факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье (3,9 балла). При этом нами были выявлены противоречия, связанные с высокой самооценкой подростками режима дня и оптимальной двигательной активности, которые не соответствовали их реализации в школе и дома.

Заключение. Недостаточная информированность подростков по вопросам формирования ЗОЖ при завышенной самооценке свидетельствует о необходимости непрерывной информационной работы для повышения информированности

и формирования навыков ЗОЖ.

* * *

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хамцова Р.В., Гаврюшин М.Ю.

Самарский государственный медицинский университет Минздрава России, Самара, Россия

Ключевые слова: физическое развитие; дошкольный возраст; региональные особенности

Актуальность. В условиях роста школьно-обусловленной заболеваемости приобретает особую значимость подход к здоровью детей, направленный на первичную профилактику отклонений и заболеваний. Информативным инструментом

надзора за благосостоянием детей при этом выступает оценка физического развития как основного показателя общего уровня здоровья детского населения. Актуальным является анализ региональных особенностей физического развития детей отдельных регионов. Цель: определение региональных особенностей физического развития детей дошкольного возраста в Самарской области.

Материалы и методы. Одномоментно обследовано 1585 детей дошкольных образовательных организаций Самарской области при использовании метода шкал регрессии. Сравнительную характеристику проводили с антропометрическими параметрами детей других регионов: Архангельской области, Республики Башкортостан, Республики Северная Осетия — Алания, приведёнными в литературе. Различия считали значимыми при р < 0,05.

Результаты. Дети дошкольного возраста Самарской области имеют более высокие значения параметров физического различия по сравнению с детьми из других регионов. При сравнении с Архангельской областью значимая разница выявлена по длине тела практически во всех половозрастных группах, кроме мальчиков 4 и 5 лет 6 мес и девочек 3 лет и 4 лет 6 мес. При этом значимая разница показателей массы тела выявлена для мальчиков и девочек 6 лет 6 мес и мальчиков 3 лет 6 мес, 4 лет 6 мес. Реже наблюдалась значимая разница при сравнении с Республикой Башкортостан — по длине тела мальчиков и девочек 3 лет 6 мес, девочек 4 лет 6 мес и мальчиков 6 лет 6 мес. Значимые различия показателей массы тела выявлены только у мальчиков 3 лет 6 мес. Значимые различия при сравнении с Республикой Северная Осетия — Алания установлены по длине тела всех половозрастных групп детей, кроме девочек 3 лет и мальчиков 5 лет 6 мес и 6 лет, обеих половых групп 3 и 6 лет, девочек 3 лет 6 мес, 6 лет 6 мес и мальчиков 5 лет 6 мес.

Заключение. Выявлены региональные особенности физического развития детей, свойственные разным регионам Российской Федерации. Особенно выраженно они проявляются при анализе показателя длины тела ребёнка. Отсутствие значимых различий антропометрических параметров в большинстве возрастных групп детей одного федерального округа может объясняться схожестью климата (умеренно-континентальный в обоих регионах) и социальных условий, в которых развиваются дети.

* * *

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Храмцов П.И.12, Березина Н.О.1, Антонова Е.В.1, Храмцова С.Н.2

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия; 2Государственный университет просвещения, Москва, Россия

Ключевые слова: первоклассники; школьно-значимые функции; моторная координация; здоровьесбережение

Актуальность. Начало систематического обучения является важным этапом в развитии детей и формировании их здоровья. Успешность адаптации и обучения, а также состояние здоровье детей во многом зависят от уровня развития школьно-значимых когнитивных и моторных функций. Цель: обо-

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

94

сновать теоретические предпосылки и разработать технологии повышения эффективности развития школьно-значимых функций у детей на начальном этапе систематического обучения.

Материалы и методы. Обследованы 117 первоклассников. Для оценки уровня развития когнитивных и моторных функций использовали тест школьной зрелости Керна-Ирасека. Определяли показатели зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, интеллектуального развития. Комплексная оценка показателей функций устанавливала степень готовности детей к обучению в школе: зрелые, зреющие с благоприятным прогнозом, незрелые и зреющие с неясным прогнозом. Теоретической основой разработки технологий развития школьно-значимых функций явились представления о роли координационных способностей в формировании когнитивных и моторных функций. Оценивали показатели статического равновесия (тест «Аист»), статокинети-ческой устойчивости (равномерное вращение) и динамической координации (тест «Челночный бег», 3 х 10 м).

Результаты. Выявлено, что число зрелых детей составило 24,1%, зреющих с благоприятным прогнозом — 46,4%, зреющих с неясным прогнозом — 21,5%, незрелых — 8%. Определена значимая связь показателей теста Керна-Ирасе-ка (срисовывание фразы, срисовывание точек, рисунок человека) с данными теста «Челночный бег» (3 х 10 м). Установлен коэффициент корреляции (г = 0,465; р = 0,000) для рисунка человека, что может отражать значимость данного теста для оценки интеллектуального развития ребёнка. Это связано с влиянием линейного ускорения разной направленности (положительное и отрицательное), а также углового ускорения при выполнении теста «Челночный бег» на функциональное состояние вестибулярного аппарата.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о наличии связи школьно-значимых функций с координационными способностями детей. Использование средств физической культуры координационной направленности позволит эффективно развивать школьно-значимые функции, предупреждать трудности в обучении, сохранять и укреплять здоровье первоклассников.

* * *

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цукарева Е.А.

Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России, Смоленск, Россия

Ключевые слова: гигиеническая оценка; младшие школьники; питание

Актуальность. Питание является одним из ведущих факторов, определяющих процессы физического развития и функционирования детей. Выражено влияние алиментарного фактора в сенситивные периоды развития детей, одним из которых является младший школьный возраст. Поэтому анализ пищевого поведения и характера питания младших школьников является актуальной гигиенической задачей. Цель: определить с гигиенических позиций особенности пищевого поведения и характер питания младших школьников.

Материалы и методы. Обследованы 540 младших школьников. Пищевое поведение и характер питания школьников определяли путём анкетирования по стандартизированной анкете.

Результаты. Установлено, что не менее 3 раз в день питаются 84,8% школьников. Завтракают дома 91,2% опрошенных детей, не завтракают — 8,8%. Питаются в школьной столовой 55,6% детей, остальные 44,6% опрошенных школьников игнорируют этот приём пищи. В промежутке между обедом и ужином перекусывает большинство респондентов. В качестве перекуса 43,7% школьников потребляют пирожки, печенье и сладости, а 56,3% учащихся — фрукты. Почти половина младших школьников (45,4%) отметили, что употребляет пищу непосредственно перед сном, причём мальчики это делали значительно чаще, чем девочки (58,9% против 41,1%; %2 = 5,780; р = 0,017). Установлены пищевые предпочтения школьников. Так, регулярно (ежедневно) употребляют зерновой и черный хлеб 78,4% школьников, а белые сорта хлеба из пшеничной муки — 85,3%. Мясо присутствует в рационе питания 84,4% школьников, тогда как рыбу и рыбные продукты регулярно употребляют только 12,8% учащихся. Молочные продукты в ежедневном рационе — у 68,9% школьников. Ежедневно употребляют в пищу овощи 33,6% детей, фрукты — 40,8%. Кондитерские изделия ежедневно употребляют 70,3% школьников. Сладкие газированные напитки присутствуют в рационе питания 37,5% детей. Продукты быстрого приготовления употребляют 13,4% школьников.

Заключение. Установлены вероятные риски здоровью младших школьников вследствие нерационального питания и нецелесообразного пищевого поведения: нарушений режима питания; недостаточного потребления молочных продуктов, рыбы, овощей и фруктов, сладких газированных напитков.

* * *

ОЦЕНКА САМОЧУВСТВИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чекалова С.А.1, Эренценова Б.В.1, Цыбаева Е.И.2, Чучина О.А.3

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия; 2Детская городская поликлиника № 18, Нижний Новгород, Россия;

3Детская городская поликлиника № 48, Нижний Новгород, Россия

Ключевые слова: младшие школьники; самочувствие; здоровье

Актуальность. Период систематического образовательного процесса оказывает большое влияние на соматическое и нервно-психическое здоровье детей. Особое внимание при этом уделяется начальному этапу обучения, когда влияние различных медико-социальных факторов может привести к нарушению самочувствия и возникновению различных психосоматических нарушений. Для разработки комплекса профилактических мероприятий, способствующих уменьшению частоты возникновения нарушений здоровья у детей, в процессе образовательной деятельности необходимо проводить оценку самочувствия обучающихся в качестве доврачебного контроля состояния здоровья. Цель: провести оценку самочувствия обучающихся младших классов в процессе образовательной деятельности

Материалы и методы. Проведён анкетный опрос родителей 286 обучающихся 3-4-х классов в возрасте 9-11 лет для выявления жалоб ребёнка на состояние здоровья (мальчиков — 48,3%, девочек — 51,7%; 57,7% учеников 3-х классов, 42,3% — 4-х классов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.