Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
85
у детей. Рассчитывали относительный риск (RR), отношение шансов (OR), этиологическую долю (EF) с использованием программы «SPSS v. 19» («IBM Company»).
Результаты. Использование ЦУ было связано с жалобами на нарушения сна. Так, при использовании ноутбука более 1 ч в день была выявлена средняя степень обусловленности нарушений сна (RR = 1,87; 95% ДИ 1,37-2,54; EF = 46%). При ежедневном использовании компьютера и планшета обнаружена очень высокая степень обусловленности жалоб на страшные сновидения (RR = 4,75; 95% ДИ 1,49-15,11; EF = 79% и RR = 4,66; 95% ДИ 1,31-16,69; EF = 79% соответственно). При использовании смартфонов таких закономерностей не выявлено. Анализ данных литературы позволяет выделить рецептивное и интерактивное экранное время. К рецептивному экранному времени относится просмотр видео, при этом активна дефолтная система. Интерактивное экранное время подразделяется на активность сети выявления значимости, что связано с обработкой клиповой информации (пользователь пролистывает ленту и находит заинтересовавшие его фрагменты) и работу центральной исполнительной системы, когда, к примеру, человек играет в сложную компьютерную игру, на прохождение уровня которой требуется несколько часов, что требует психофизиологического напряжения. Таким образом, гаджет-зависимость связана с сетью выявления значимости, а игровая зависимость на персональном компьютере — с центральной исполнительной сетью.
Заключение. Нарушения сна связаны с использованием персональных компьютеров и планшетов, что обусловлено игровым экранным временем. Другие его виды на сон не влияют.
* * *
РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Лангуев К.А., Богомолова Е.С.
Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Нижний Новгород, Россия
Ключевые слова: учащиеся; цифровая образовательная среда; школьная медицина
Актуальность. Создание комфортной и безопасной образовательной среды, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Активная интеграция цифровых средств обучения в школьное образование, появление новых школьно-средовых факторов риска вызывают необходимость совершенствования системы школьной медицины и медико-профилактической работы в образовательных организациях. Цель: обоснование совершенствования системы школьной медицины и развитие здо-ровьесберегающего пространства в условиях цифровой образовательной среды.
Материалы и методы. Оценка медицинского обеспечения 5 общеобразовательных организаций г. Нижнего Новгорода, являющихся участниками экспериментального проекта «Цифровая образовательная среда».
Результаты. В исследуемых образовательных организациях функционируют медицинские блоки, включающие кабинет для врача, медицинской сестры, процедурную и стоматологический кабинет. Оснащение таких кабинетов соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». В школах ежедневно работает медицинская сестра, а врач-педиатр — 1-2 раза в неделю. Ежегодно школы заключают (пролонгируют) договоры с детскими поликлиниками. Однако согласно Приказу Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» в оказании первичной медико-санитарной помощи учащимся должны участвовать не только врач-педиатр и медицинская сестра, но и врач по гигиене детей и подростков. Как показали наши исследования, ни в одной из школ нет врача по гигиене детей и подростков. Медико-профилактические мероприятия проводятся нерегулярно.
Заключение. В условиях формирования нового образовательного пространства актуализируется вопрос поиска модели медико-профилактического сопровождения учащихся в образовательных организациях. На основании проведённого исследования была разработана и внедрена программа «Здоровая цифровая образовательная среда», учитывающая основные виды медико-профилактической работы в общеобразовательных организациях, направленные на контроль за условиями цифровой образовательной среды, формирование у школьников здоровьесберегающего поведения, сотрудничество с руководством учреждений, педагогическим и родительским сообществами.
* * *
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лесковец Е.С.
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия
Ключевые слова: обучающиеся; среднее профессиональное образование; проект; профессионалитет; здоровье; развитие
Актуальность. Здоровье населения — основа благополучного общества, а потенциал его развития — подростковый контингент. Однако сейчас у старших подростков выделяют высокий уровень хронизации заболеваний, распространённость поведенческих факторов риска, становление своей социальной роли на фоне профориентационного поиска, задач, связанных с вопросами обучения в системе профессионального образования, где получение компетенций для будущих квалифицированных работников происходит в условиях контакта с производственной средой и активно развивающейся цифровизацией образовательных программ. В 2021 г. Правительством РФ был принят проект «О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»», в основе которого лежит отраслевой подход к подготовке квалифицированных кадров, позволяющий в условиях импортозамещения решить вопросы адресной кадровой подготовки для ключевых отраслей экономики. Цель: определить возможные проблемы адаптации у обучающихся по проекту «Профессионалитет».
Материалы и методы. Теоретико-методологический анализ проблемы на основе изучения и анализа научной литературы.