Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
85
у детей. Рассчитывали относительный риск (RR), отношение шансов (OR), этиологическую долю (EF) с использованием программы «SPSS v. 19» («IBM Company»).
Результаты. Использование ЦУ было связано с жалобами на нарушения сна. Так, при использовании ноутбука более 1 ч в день была выявлена средняя степень обусловленности нарушений сна (RR = 1,87; 95% ДИ 1,37-2,54; EF = 46%). При ежедневном использовании компьютера и планшета обнаружена очень высокая степень обусловленности жалоб на страшные сновидения (RR = 4,75; 95% ДИ 1,49-15,11; EF = 79% и RR = 4,66; 95% ДИ 1,31-16,69; EF = 79% соответственно). При использовании смартфонов таких закономерностей не выявлено. Анализ данных литературы позволяет выделить рецептивное и интерактивное экранное время. К рецептивному экранному времени относится просмотр видео, при этом активна дефолтная система. Интерактивное экранное время подразделяется на активность сети выявления значимости, что связано с обработкой клиповой информации (пользователь пролистывает ленту и находит заинтересовавшие его фрагменты) и работу центральной исполнительной системы, когда, к примеру, человек играет в сложную компьютерную игру, на прохождение уровня которой требуется несколько часов, что требует психофизиологического напряжения. Таким образом, гаджет-зависимость связана с сетью выявления значимости, а игровая зависимость на персональном компьютере — с центральной исполнительной сетью.
Заключение. Нарушения сна связаны с использованием персональных компьютеров и планшетов, что обусловлено игровым экранным временем. Другие его виды на сон не влияют.
* * *
РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Лангуев К.А., Богомолова Е.С.
Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Нижний Новгород, Россия
Ключевые слова: учащиеся; цифровая образовательная среда; школьная медицина
Актуальность. Создание комфортной и безопасной образовательной среды, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Активная интеграция цифровых средств обучения в школьное образование, появление новых школьно-средовых факторов риска вызывают необходимость совершенствования системы школьной медицины и медико-профилактической работы в образовательных организациях. Цель: обоснование совершенствования системы школьной медицины и развитие здо-ровьесберегающего пространства в условиях цифровой образовательной среды.
Материалы и методы. Оценка медицинского обеспечения 5 общеобразовательных организаций г. Нижнего Новгорода, являющихся участниками экспериментального проекта «Цифровая образовательная среда».
Результаты. В исследуемых образовательных организациях функционируют медицинские блоки, включающие кабинет для врача, медицинской сестры, процедурную и стоматологический кабинет. Оснащение таких кабинетов соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». В школах ежедневно работает медицинская сестра, а врач-педиатр — 1-2 раза в неделю. Ежегодно школы заключают (пролонгируют) договоры с детскими поликлиниками. Однако согласно Приказу Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» в оказании первичной медико-санитарной помощи учащимся должны участвовать не только врач-педиатр и медицинская сестра, но и врач по гигиене детей и подростков. Как показали наши исследования, ни в одной из школ нет врача по гигиене детей и подростков. Медико-профилактические мероприятия проводятся нерегулярно.
Заключение. В условиях формирования нового образовательного пространства актуализируется вопрос поиска модели медико-профилактического сопровождения учащихся в образовательных организациях. На основании проведённого исследования была разработана и внедрена программа «Здоровая цифровая образовательная среда», учитывающая основные виды медико-профилактической работы в общеобразовательных организациях, направленные на контроль за условиями цифровой образовательной среды, формирование у школьников здоровьесберегающего поведения, сотрудничество с руководством учреждений, педагогическим и родительским сообществами.
* * *
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лесковец Е.С.
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия
Ключевые слова: обучающиеся; среднее профессиональное образование; проект; профессионалитет; здоровье; развитие
Актуальность. Здоровье населения — основа благополучного общества, а потенциал его развития — подростковый контингент. Однако сейчас у старших подростков выделяют высокий уровень хронизации заболеваний, распространённость поведенческих факторов риска, становление своей социальной роли на фоне профориентационного поиска, задач, связанных с вопросами обучения в системе профессионального образования, где получение компетенций для будущих квалифицированных работников происходит в условиях контакта с производственной средой и активно развивающейся цифровизацией образовательных программ. В 2021 г. Правительством РФ был принят проект «О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»», в основе которого лежит отраслевой подход к подготовке квалифицированных кадров, позволяющий в условиях импортозамещения решить вопросы адресной кадровой подготовки для ключевых отраслей экономики. Цель: определить возможные проблемы адаптации у обучающихся по проекту «Профессионалитет».
Материалы и методы. Теоретико-методологический анализ проблемы на основе изучения и анализа научной литературы.
Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh
«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
86
Результаты. Проект «Профессионалитет» — это новый вид образовательной программы в организациях среднего профессионального образования для выпускников 9-11-х классов, позволяющий в короткий срок освоить актуальную рабочую профессию за счёт практико-ориентированного обучения с использованием современного высокотехнологического оборудования. За счёт интенсификации образовательного процесса реализация данного проекта предполагает осуществление быстрого насыщения рынка труда готовыми специалистами по отдельным экономически важным отраслям. От современных студентов требуется способность подстраиваться под интенсивно меняющиеся учебно-производственные условия.
Заключение. Для качественного перехода на данный этап развития школьнику необходимо задействовать адаптивные и резервные возможности организма на фоне физиологической несостоятельности защитных механизмов и сенситивности организма подростков, формирующейся под непосредственным влиянием факторов и условий производственной среды в учреждениях профессионального образования. Поэтому в процессе обучения необходимо оценивать уровень физического развития учащихся, функциональные возможности систем и органов, уровень адаптивности к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, поведенческие факторы риска, чтобы избежать и минимизировать возможные последствия для здоровья детей старшего подросткового возраста. Важно обеспечить гармоничное и безопасное с гигиенической точки зрения вхождение молодых специалистов в процесс конкурентоспособной трудовой среды.
* * *
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ
Лобанов М.Е., Гуменюк О.И., Черненков Ю.В.
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия
Ключевые слова: подростки; электронные сигареты; гигиена; вейпинг
Актуальность. Определение влияния потребления электронных курительных устройств (ЭКУ): электронных сигарет (ЭС) и вейпов на здоровье подрастающего поколения является актуальной задачей гигиены детей и подростков и педиатрии в целом. Цель: установить влияние потребления ЭКУ на здоровье подростков.
Материалы и методыи Проведено анкетирование 1053 обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования в возрасте 15-18 лет (817 девушек и 236 юношей). В контрольную группу вошли подростки I и II групп здоровья, в возрасте 15-18 лет (70 девушек и 30 юношей). Статистический анализ проведён при помощи программы «Microsoft Excel 2010», различия считали значимыми прир < 0,05.
Результаты. Анкетирование показало, что 22% девушек и 28% юношей используют ЭКУ на постоянной основе. Продолжительность курения ЭС в среднем составила 2 года, а вейпов — 4 года без гендерных различий. В безопасности потребления никотина через ЭКУ уверены каждый третий юноша и каждая пятая девушка, употребляющие ЭС и вейпы на регулярной основе. Респонденты указали на то, что при начале употребления вейпов стали замечать у себя ощущения нарушения сердечного ритма (тахикардия), частые бронхиты и другие формы
патологии бронхолёгочной системы. При анализе анкет установлено, что 63 (35%) девушки и 15 (23%) юношей уже через 7 мес от начала курения ЭКУ отметили частое (4 раз в год и более) развитие острых и затяжных бронхитов на фоне острых респираторных вирусных инфекций, тахикардию — через 1 год после начала употребления ЭКУ При этом подростки, не потребляющие ЭКУ, значительно реже отмечали наличие острых и затяжных бронхитов: 9 (18%) девушек и 3 (6%) юношей (р < 0,02 и р < 0,01 соответственно) и не отмечали жалоб на патологию со стороны органов кровообращения.
Заключение. Установлено, что каждая пятая девушка и каждый третий юноша курят ЭКУ на постоянной основе. Выявлено значимое негативное влияние употребления ЭКУ на состояние здоровья подростков. Более подверженной к патологическим изменениям при употреблении подростками ЭКУ является бронхолёгочная система. Определена необходимость непрерывного гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни подростков посредством разнообразных профилактических и просветительских мероприятий среди молодёжи, а также ужесточения государственного оборота и контроля за производством и торговлей ЭС и вейпами.
* * *
ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГИПЕРИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Лукьянов С.Э., Сетко Н.П.
Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава России, Оренбург, Россия
Ключевые слова: когнитивные функции; школьники; гиперинфромационная образовательная среда
Актуальность. Современная гиперинформационная образовательная среда характеризуется высокой электронной учебной нагрузкой, её напряжённостью и значительным временем использования электронных устройств различного типа, которые определяют такие риск-индуцированные факторы, как уровень электромагнитных полей, коэффициент пульсации и яркость экрана. Органом-мишенью для факторов гиперинформационной образовательной среды является центральная нервная система (ЦНС) и в особенности кора больших полушарий, избыточное влияние на которую может приводить к изменениям функционального состояния ЦНС с угнетением когнитивных функций школьников. Цель: определить особенности когнитивных функций школьников.
Материалы и методы. Обследованы 148 школьников в возрасте 13-15 лет с анализом функционального уровня нервной системы (ФУС), устойчивости нервной реакции (УР) и уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ) по методике М.П. Мороз на аппаратно-программном комплексе. Уровни тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний определяли с помощью опросника Ч. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой (1988).
Результаты. Выявлено значимое уменьшение относительно физиологической нормы ФУС на 42,3% (с 4,0 ± 0,56 до 2,31 ± 0,02 ед.; р < 0,05); и тенденция к снижению УФВ на 6,5% (с 2,6 ± 0,73 до 2,43 ± 0,06 ед.), а показатель УР оставался в пределах физиологической нормы. Уровень тревожности у школьников в повседневной жизни и в учебной деятельности составлял