Научная статья на тему 'СТРЕСС И ЕГО ПРИЧИНЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

СТРЕСС И ЕГО ПРИЧИНЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / старшеклассники / стрессобразующие факторы
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРЕСС И ЕГО ПРИЧИНЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»

83

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Захаренкова К.А.1, Тапешкина Н.В.1,2

1Кемеровский государственный медицинский университет Минздрава России, Кемерово, Россия; 2Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей — филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России, Новокузнецк, Россия

Ключевые слова: организация питания; дети; школьная среда; детское население; состояние здоровья

Актуальность. Значимым аспектом школьной среды, влияющим на уровень заболеваемости и физическое развитие детей, является питание. В связи с этим представляется необходимым определить тенденции развития школьного питания.

Базы данных. Систематический обзор проведён с использованием справочных баз данных eLIBRARY.RU, Google, PubMed и включал анализ трудов по вопросам питания в школах.

Результаты. Установлено, что в последнее десятилетие появились новые сведения, связанные с проблемой питания школьников, однако все они фрагментарны. Наряду с положительными тенденциями в системе школьного питания болезни костно-мышечной системы и органов пищеварения занимают ведущие места в структуре хронических болезней школьников. Среди значимых вопросов организации школьного питания, требующих современных решений, выделяют отсутствие единых стандартов в вопросах питания детей и подростков разного возраста, низкий уровень организации питания в части образовательных учреждений, влияние внешкольных факторов, включающих питание детей за пределами школы, недостаточное гигиеническое просвещение детей и родителей в области питания и здорового образа жизни. Эти факторы исключают возможность эффективной помощи детям, сталкивающимися с проблемами питания, в том числе с недоеданием или избыточным весом.

Заключение. Анализ некоторых аспектов питания в школах является недостаточным. Нерешёнными остаются вопросы питания учащихся во внешкольной среде. Поэтому следует проводить разработку новых здоровьесберегающих технологий в школьном питании. Это значительно повысит уровень осведомлённости о принципах здорового питания среди широких слоёв населения и позволит сохранить здоровье нации.

* * *

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Лукичева Т.А., Хамидулина Х.Х.

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: здоровый образ жизни; гигиеническое воспитание; школьники

Актуальность формирования здорового образа жизни у школьников обусловлена приоритетом профилактического направления в здравоохранении и образовании, необходимо-

стью повышения уровня санитарной культуры, профилактики заболеваний, распространения знаний о здоровом образе жизни. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012) обязывает общеобразовательное учреждение осуществлять «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, создавать условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся». Цель: обоснование технологии гигиенического воспитания при формировании у школьников мотивации к здоровому образу жизни.

Материалы и методы. Разработаны принципы, методы и инновационная технология гигиенического воспитания школьников при формировании мотивации к здоровому образу жизни. Проведены измерения прямых показателей с их качественной и количественной характеристикой с применением методов анкетирования, квалиметрии, анализа вариабельности сердечного ритма.

Результаты. Разработаны и научно обоснованы принципы гигиенического воспитания обучающихся, предусматривающие комплексный подход с анализом основных компонентов образа жизни: питание, объём суточной двигательной активности, режим дня, правила личной гигиены, вредные привычки; учёт доминирующих биологических и социальных потребностей в критические возрастные периоды развития организма; единство, непрерывность и последовательность воспитательных действий, направленных на приобретение обучающимися знаний, убеждений и осознанного поведения при формировании мотивации к здоровому образу жизни; доступность информации с учётом основных дидактических приёмов; использование инновационной технологии гигиенического воспитания школьников, особенностью которой является комплексное решение проблем при структурировании форм, методов и средств воспитания в системе семья-образовательная организация-общество. Разработана методика анализа образа жизни школьников с оценочной шкалой и классификацией 8 вариантов образа жизни.

Заключение. Формирование у обучающихся мотивации к здоровью и здоровому образу жизни необходимо проводить в школе, начиная с младших классов, где возможно объединить усилия педагогов, родителей, медицинских работников и общественности. Использование инновационной технологии способствует эффективному формированию у школьников мотивации к здоровому образу жизни.

* * *

СТРЕСС И ЕГО ПРИЧИНЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Исмаилова З.Г., Сулейман-заде Н.Г., Мустафаева И.И., Джафарзаде Н.Д.

Азербайджанский медицинский университет, Баку, Азербайджан

Ключевые слова: стресс; старшеклассники; стрессобразующие факторы

Актуальность. Психическое здоровье детей и подростков в современных условиях жизнедеятельности подвержено действию комплекса факторов риска. По данным ВОЗ, 70% школьников нуждаются в коррекционной помощи. Проблема ухудшения психического здоровья детей обусловлена особенностями современного детства: интенсификацией учебного процесса, преждевременным освоением электронных устройств, ограничением двигательной и эмоциональной

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

84

реализации, возникновением стрессовых состояний. Несмотря на то что стресс, ставший неотъемлемой частью повседневной жизни современного подростка, влияет на его поведение и здоровье, возрастает потребность в психической гигиене, а приобретение навыков профилактики стресса делает тему актуальной. Цель: выявить ведущие причины подросткового стресса с предложением путей профилактики.

Материалы и методы. Обследованы 150 учащихся 9-11-х классов. При этом анонимно были использованы адаптированные анкеты: «Причины и ситуации, вызывающие стресс», «Подвержены ли Вы стрессу?» и «Состояние нервной системы» (^М-25, К. Libelt). Ответы сравнивали с соответствующими нормами.

Результаты. Установлено, что более 68% подростков имеют стрессоустойчивость ниже среднего уровня и нуждаются в изменении образа жизни для сохранения здоровья. 53% старших школьников сталкиваются со стрессовыми ситуациями хотя бы раз в неделю, 19,5% — каждый день, 45,5% — раз в месяц. Нами выявлено, что подростки в состоянии стресса становятся нервными и агрессивными, ухудшение настроения 1 раз в неделю наблюдалось у 72,5% опрошенных детей. У 56% респондентов одной из причин стрессовых ситуаций являются проблемы в общении со сверстниками: ежедневно — 20,8%; 1 раз в неделю — 35,5%; 1 раз в месяц — 8,7%. Также причиной стресса у 39,7% подростков являются трудности в общении с родственниками (родителями): каждый день — у 40,5%; 1 раз в неделю — у 49,8%; 1 раз в месяц — у 40,6%. Подростки чувствуют себя одинокими (46%) и испытывают стресс, связанный с учебной нагрузкой (64%). Стресс негативно влияет на пищевой статус подростков (58%), особенно девочек в сравнении с мальчиками (72 и 44%; р < 0,05). Больше детей советуются с друзьями (46%) и используют мобильные технологии для снятия стресса (66%).

Заключение. Если подросток находится в состоянии сильного стресса из-за большого количества стрессобразующих факторов и низкой стрессоустойчивости, его шансы стать гармоничной, здоровой и дружелюбной личностью уменьшаются. Такая ситуация может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем. В связи с этим считается важным привлечение внимания педагогов и родителей, врачей к проблеме сохранения

и укрепления психического здоровья школьников.

* * *

МОНИТОРИНГ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Котова Н.В., Фонарева М.Г., Никонова Д.С., Олюшина Е.А.

Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: питание; образовательные организации; пищевые привычки

Актуальность. Актуальность мониторинга питания школьников сохраняется: у российских школьников выявляются несоблюдение режима питания, недостаточно сбалансированный пищевой рацион, неправильные пищевые предпочтения. Цель: определить особенности питания детей и подростков школьного возраста.

Материалы и методы. Среди школьников и их родителей было проведено анкетирование, в котором приняли участие 936 респондентов из Нижегородской области.

Результаты. Установлено, что доля детей, которые полностью съедают порции, — 73,3%. Доля родителей, которые считают достаточными выдаваемые объёмы порций, — 80,2%. Доля детей и родителей, которые считают достаточными продолжительность перемен для приёма пищи, — 79,4% от общего числа опрошенных. Представительство детей, которым нравится обстановка в столовой, — 34,4%. Всего 33,3% опрошенных оценили организацию питания на «отлично» и «хорошо». Большинство детей и их родителей считают организацию питания в школе неудовлетворительной (66,1%). Представительство детей, включающих мясо в ежедневный рацион, — 50%. Частота потребления молочных продуктов также достаточно низкая: в среднем всего 25% детей употребляют эти продукты в достаточном количестве. Большое число детей едят овощи реже 1 раза в неделю. Ежедневно их употребляют 40% школьников. Фрукты встречаются в ежедневном рационе детей ещё реже: в среднем только 25% опрошенных употребляют их каждый день. В списке нежелательных для употребления детьми продуктов лидирующее место занимают колбасные изделия и шоколад (по 42%). Школьники едят их ежедневно. Также довольно часто в рационе школьников встречаются чипсы и фаст-фуд. Они употребляют их не реже 1 раза в неделю. При этом было выявлено, что 40% детей и подростков имеют избыточный вес. По данным родителей, у детей были выявлены распространённые хронические формы патологии, обусловленные нарушениями питания; отмечается тенденция к увеличению их частоты с возрастом: по болезням органов пищеварения, нарушениям осанки, нарушениям остроты зрения и анемиям показатели увеличились в 2 раза, а в случае болезней щитовидной железы — даже в 3 раза.

Заключение. Полезные пищевые привычки у большинства школьников не сформированы. Разработаны конкретные рекомендации по оптимизации питания в общеобразовательных организациях Нижегородской области.

* * *

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВИДОВ ЭКРАННОГО ВРЕМЕНИ

Курганский А.М.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: экранное время; цифровые устройства; теория функциональных систем; трёхсетевая модель

Актуальность. В современном обществе в условиях произошедшей информационной революции наиболее подверженной группой к факторам риска цифровых устройств (ЦУ) являются дети. В нейронауке в данный момент доминирует трёхсетевая модель мозга. Имеются работы, связывающие различные виды экранного времени с её элементами, но окончательно данный вопрос не решён. При этом сеть выявления значимости гипотетически можно сравнить с блоком афферентного синтеза функциональной системы по П.К. Анохину, центральную исполнительную сеть — с блоком программирования и контроля. Дефолтная система ассоциируется с состоянием покоя. Цель: физиологически обосновать различные виды экранного времени и описать их влияние на сон школьников.

Материалы и методы. В анкетировании приняли участие 333 родителя детей в возрасте 7-10 лет. Анкета включала вопросы о режимах использования ЦУ и особенностях сна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.