МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 2410-700Х
0 баллов - все другие ответы.
2. Проверка дескриптора «Уметь».
Пример 2.1. Проведите необходимые вычисления и выберите один правильный ответ. Узел с 1Р-адресом 26.125.18.85 и маской подсети 255.255.255.0 находится в сети
a. 255.255.255.85 с. 26.125.18.0
b. 26.125.18 d. 26.125.18.85 Оценка:
1 балл - Ответ d - 26.125.18.85 0 баллов - другие ответы
3. Проверка дескриптора «Владеть».
Пример 3.1. Выполните необходимые действия на компьютере, чтобы определить 1Р адрес компьютера с именем у413-12. Запишите результат в поле ниже.
Оценка:
1 балл - 192.168.240.112 - правильный ответ 0 баллов - все другие ответы.
Пример 3.2. Используя компьютер, найдите в Интернете стоимость хранения экспортно-импортных и каботажных грузов на холодильниках Владивостокского Морского рыбного порта (рублей за тонну в сутки, без НДС). Запишите результат в поле ниже.
Оценка:
1 балл - 13,02 - правильный ответ 0 баллов - все другие ответы.
Предлагаемый подход к созданию контрольно-оценочных средств подразумевает контроль требуемых знаний, умений и навыков с поддержкой комплекта тестовых заданий и управление освоением учебной дисциплины с помощью элементов обратной связи. Использование результатов оценивания в текущем контроле должно позволять студенту увидеть свой уровень, сделать соответствующий вывод о необходимости обратить внимание на тот или иной аспект процесса обучения и пройти процедуру оценивания заново.
Список использованной литературы: 1. Ющик Е.В. Установление дескрипторов в структуре общепрофессиональной компетенции инфокоммуникационных дисциплин. Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 в 4 частях часть 2, Уфа: «Омега-сайнс». - 2016. -216с., с.214-216
3. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий - М.: Центр тестирования, 2002. - 239 с.
4. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий - М.: Центр тестирования, 2005. - 155 с.
© Ющик Е.В., Ющик М.А., 2016
УДК .378.147.88:371.124:91
Ярославцева Анна Олеговна Казанцев Тимофей Антонович
Студенты 3 курса географо-биологического факультета, УрГПУ
г.Екатеринбург, РФ
ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И ТУРИЗМУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ И
ИСТОРИИ
В условиях интенсивного развития и преобразования отечественной общеобразовательной школы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
поле профессиональной деятельности учителя насыщается новыми задачами, новыми типами проблем, в связи, с чем становится заметно более сложным и дифференцированным[2,с.86]. Эти обстоятельства предполагают соответствующие изменения в способах мышления учителя, в способах осуществления профессиональной деятельности, сущностными чертами которых становятся системность и творческий характер. Одной из целевых установок высшего педагогического образования является создание условий для становления молодого специалиста как компетентного, активного, творческого субъекта профессиональной деятельности. Предполагается, что выпускник педагогического вуза активно поддерживает инновационное развитие образовательного пространства школы своей творческой индивидуальностью и деятельностными способностями. Одно из важнейших условий, обеспечивающее достижение заданного идеала в образовательном процессе вуза, состоит в организации целенаправленной, систематической исследовательской деятельности студентов. Поскольку именно развитие способностей к осуществлению исследовательской деятельности в студенческие годы задает необходимые основания для становления системного мышления и готовности к творческой самореализации в профессиональной педагогической деятельности [2,с.86].Перечисленные личностные качества определяют авторитет учителя - исследователя, слагаемыми которого являются глубокие и разносторонние специальные знания, владение профессиональными и исследовательскими навыками и общая культура
Полевые практики - обязательное звено учебного процесса в системе высшего образования естественнонаучного направления. Полевые практики по географии направлены на расширение и углубление знаний студентов, полученных в процессе теоретического изучения материала. Они способствует формированию исторического мировоззрения и эстетического воспитания студентов, дают наглядное представление о природных явлениях и их взаимосвязи, учат регистрировать факты и анализировать их, обобщать увиденное и делать выводы. Особое внимание на полевых практиках уделяется вопросам взаимодействия человека и природы.
Велико значение полевых практик и в подготовке учителей географии. Это не только получение практических навыков и умений, но и путешествия, встречи с разными географическими объектами, как естественного, так и социально - экономического характера. Основные формы работы на полевых практиках по географии — учебные экскурсии, топографическая съемка местности, описание компонентов природы и природно-территориальных комплексов (ПТК), проведение измерений и последующих расчетов, обработка собранного материала, самостоятельные наблюдения [3,с.35].
В результате практики студенты получают множество полезных навыков таких как:
• Закрепление теоретических знаний о правилах организации, проведения туристских путешествий, о технике и тактике их проведения;
• отработка техники движения в походе и преодоления естественных препятствий;
• отработка навыков чтения топографической карты и ориентирования на местности;
• приобретение навыков организации полевых ночлегов и бивачных работ;
• приобретение навыков работы со страховочным снаряжением;
• отработка навыков обеспечения безопасности и оказания первой медицинской помощи в походе;
• приобретение навыков участия, организации проведения туристских походов, слетов и соревнований.
Данные навыки помогают формировать ряд необходимых учителю компетенций, таких как:
• способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
• способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
• умеет применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации; владеет комплексными методами географического районирования;
В результате освоения, полевой практики по краеведению и туризму, студент должен:
Знать:
-порядок организации и проведения туристского слета;.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
-правила проведения туристских походов и обеспечение их безопасности.
Уметь:
-организовать и провести соревнование по виду туризма; -организовать и провести поход выходного дня; -ориентироваться на местности; -выбрать снаряжение для пешего похода; -составить раскладку питания, меню и смету; -организовать привалы и бивак; составить отчет о походе. Владеть:
• методами ориентирования на местности по небесным светилам, местным предметом и приборам;
• навыками черчения и определения условных знаков;
• навыками передвижения на местности, преодоления препятствий;
• навыками использования снаряжения;
• навыками разведения костра и приготовления пищи;
• навыками проведения исследований;
• применением полученных знаний в профессиональной деятельности со школьниками.
Роль полевой практики особо возрастает, в настоящее время, когда вопросы рационального природопользования и охраны природы приобрели первостепенное значение. Здесь уже особо выделяется экологический аспект практики. Одной из задач практики является, обучение умению оценивать и рекомендовать меры наилучшего природопользования, в частности, одной из целей экономико-географической практики является привитие навыков хозяйственной оценки природных условий, определение их влияния на хозяйственную деятельность населения и оценка возможностей более рационального использования природных условий и ресурсов. Здесь речь идет о гораздо более широком спектре эколого-практических задач, которые уже давно ставятся в практической географии.
В подготовке будущего учителя, немаловажной задачей полевой практики является обучение будущих учителей географии простым и доступным в средней школе методам натурных исследований природы [3,с.36].
Краеведение и туризм влияют на формирование важнейших предметных компетенций, к числу которых следует отнести:
• ценностно-смысловую, которая проявляется в способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения. География раскрывает устройство природных и социально-экономических систем, показывает механизм их взаимодействия, основные причины нарушения взаимодействия между ними и возможные пути выхода из сложившихся кризисов-,
• общекультурную, проявляющуюся в обладании познаниями и опытом в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни, научной географической карты мира.на уроках географии учащиеся знакомятся с удивительным миром пародов, культур, религий, величайшими объектами природного и культурного наследия человечества;
• информационную, связанную, прежде всего, с умением самостоятельно искать, анализировать, отбирать организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию.
Также в ходе практики у студентов развиваются такие качества как инициативность, готовность осуществлять учебную деятельность творчески, рациональный подход к решению задач и умение мыслить нестандартно когда того требует ситуация [4,с.391].
Их проявление в учебной деятельности студентов фиксируют следующие показатели сформированности открытой познавательной позиции (по М.А. Холодной):
• гибкость и многовариантность оценок студента в отношении изучаемого;
• готовность к принятию необычной и противоречивой ситуации;
• умение осмысливать происходящее в терминах «прошлое - настоящее - будущее»;
• ориентация на выявление существенного, объективно значимого;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
• склонность мыслить в категориях вероятностного мышления (что произойдет, если);
• способность видеть отдельное явление в контексте целого;
• новизной обладает не только результат, но и сам процесс его получения (новый метод, прием деятельности);
• способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему, предложить и обосновать способы ее решения.
• способность изучать природные памятники и характеризовать памятники природы.
• способность охранять и использовать памятники природы.
В заключение следует отметить, что освоение исследовательских умений в ходе туристско-краеведческих практик полезно и необходимо для выполнения различных научно-исследовательских работ: самостоятельных, курсовых и выпускных квалификационных. Студенты и выпускники географо-биологического факультета успешно применяют полученные знания и умения при организации работы внеучебной работы с обучающимися, в рамках деятельности краеведческих и фенологических кружков школьников.
Проведение краеведческих практик является важной частью подготовки учителей-географов и историков. Их воспитательный и развивающий эффект может быть значительно усилен путем целенаправленной организации исследовательской деятельности студентов. Список использованной литературы:
1. Рабочая программа дисциплины «Краеведение и туризм» для ОПОП «44.03.05- Педагогическое образование»,2016 г. С.4-5
2. Янцер О. В. Формирование исследовательских умений у студентов при проведении ландшафтно-фенологических полевых практик // Педагогическое образование в России. 2009. №3.С.86
3. Атеева Ю. А., Орлова А. Г. Роль полевых практик в формировании студенческого коллектива [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2011. С. 35-37
4. Таркова А. И. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла // Молодой ученый. 2012. №10. С. 390-392.
© Ярославцева А.О., Казанцев Т.А., 2016