Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.
2017. - Т. 26, № 1. - С. 133-147.
УДК 574
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ: «КРАЙ РОДНОЙ. ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ И КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
© 2017 Т.В. Паюсова, С.В. Саксонов
Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти (Россия)
Поступила 21.11.2016
Подготовленная программа по экологическому просвещению нацелена на повышение общего экологического уровня подрастающего поколения через познание родного края. Программа рассчитана для педагогов и организаторов внеурочной деятельности города Тольятти и Ставропольского района Самарской области.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое просвещение, краеведение, программа, общеобразовательные учреждения, Самарская область, Ставропольский район, Тольятти.
Payusova T.V., Saksonov S.V. Program of extracurricular activities for ecological education of school students: «Native land. Bases of tourist and local history activity» - The prepared program for ecological education is aimed at increase in the general ecological level of younger generation through knowledge of the native land. The program is calculated for teachers and organizers of extracurricular activities of the city of Togliatti and Stavropol district of the Samara region.
Key words: ecological education, ecological education, study of local lore, program, educational institutions, Samara region, Stavropol district, Togliatti.
1. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Еще в XVII в. ученый-педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» достаточно четко сформулировал идею преподавания географии на основе изучения родного края. В основе курса краеведения лежит простая истина, что свое, близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое (Коменский, 1939).
«Не заставляйте детей ваших из книг или по наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать» - это слова известного общественного деятеля XVIII века Н.И. Новикова (цит. по: Новиков, 1983) актуальны и сегодня.
При изучении географии, биологии, истории в общеобразовательных учебных заведениях предусматривается изучение вопросов связанных с историей и географией своего края. Однако в школьных программах по географии и истории
Паюсова Татьяна Владимировна, инженер-исследователь; ievbras2005@mail,ru; Саксонов Сергей Владимирович, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора, svsaxonoff@yandex.ru
для школьного краеведения при общем сокращении часов недостаточно времени. Программ по школьному краеведению, предусматривающему изучение природы, взаимодействия человека с природой, хозяйства, народных промыслов на местном материале нет вообще.
При составлении туристско-краеведческой программы «Край родной» авторами использовались следующие принципы:
1. Комплексный подход, т.е. всестороннее изучение родного края - природы, хозяйства, литературы, народных промыслов. Такой подход позволяет развивать экологическую культуру учащихся, формирует новый тип сознания, активизирует познавательную деятельность.
2. Поисково-исследовательское направление, предусматривающее овладение элементарными приемами научного исследования, умениями и навыками самостоятельного приобретения знаний, развитию творческих способностей.
3. Укрепление здоровья воспитанников.
Реализация программы «Край родной» будет способствовать личностному развитию ребенка, организации содержательного досуга обучающихся, укреплению здоровья воспитанников, развитию творческого потенциала, адаптации личности к жизни в обществе.
2. ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучая ближайшее окружение можно решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В процессе работы учащиеся смогут расширить свои знания по географии и другим дисциплинам естественно-географического цикла за счет использования краеведческого материала вне урока. Освоение программы будет способствовать повышению физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворению потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. В процессе занятий учащиеся смогут познакомиться с особенностями природы (тектоникой и геологическим строением, полезными ископаемыми и минеральными ресурсами, рельефом, климатом, внутренними водами, почвенным покровом, растительным и животным миром, ландшафтами) Ставропольского района, экологическим состоянием компонентов природы Ставропольского района, охраняемыми видами растений и животных, объектами и территориями.
На занятиях будут реализованы задачи направленные на активизацию познавательной деятельности, потому что «уроки», проведенные на природе во время экскурсий и экспедиций дают возможность познавать мир через непосредственное восприятие учащихся объектов и явлений природы. Развитие навыков и умений по основам туристской деятельности будет способствовать общефизическому развитию. Во время походов, экспедиций, экскурсий развиваются коммуникативные способности, отражающие социальную сторону развития личности.
Среди воспитательных задач краеведения известные ученые-педагоги А.В. Даринский и А.З. Сайфулин ставили на первое место развитие эмоционального отношения к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся. Известно, что эмоции стимулируют мыслительную деятельность и обогащают внутренний мир человека, естественно, если эти эмоции положительны и тонко
переплетены с интеллектуальными и практическими умениями. Краеведение развивает творческую деятельность учащихся. Ее стимулируют сами методы и приемы сбора краеведческого материала, его новизна. Они способствуют развитию наблюдательности и формируют навыки поисков исследовательского характера. Краеведение раскрывает перед учащимися величие и красоту родной природы. Родной край - это объективная среда, способствующая формированию патриотических чувств.
3. ВИД ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа является авторской. Она составлена учителем географии высшей категории Т.В. Паюсовой и доктором биологических наук, профессором С.В. Саксоновым. Большой опыт в работе с детьми по организации походов и экспедиций по родному краю, сотрудничество в научных исследованиях с учеными Самарского университета, Самарского педагогического института, Института экологии Волжского бассейна РАН и отсутствие программ по изучению г. Тольятти и Ставропольского района, все это привело к необходимости разработать программу «Край родной». Ее содержание в совокупности представляет новое решение проблем в образовании. Основная часть работы учащихся - практические занятия, которые проводятся во внеурочное время непосредственно в природе. Программа отвечает современным технологиям образовательного процесса.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ ПРОГРАММАМИ
Реализация программы «Край родной» позволяет осуществлять тесные межпредметные связи. Программа включает в себя не только изучение понятия «географическое краеведение», но и основы туристско-краеведческой деятельности. Практические занятия, на выполнение которых отводится большая часть времени, позволяют осваивать социокультурную среду города Тольятти и Ставропольского района. Походы и экспедиции по родному краю рассчитаны на применение теоретических знаний по истории, географии, биологии, экологии. Результаты исследований, проведенных во время экспедиций, могут быть успешно применены на уроках.
5. УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По уровню освоения данную программу можно считать базовой (углубленной). На уроках в общеобразовательной школе учащиеся знакомятся с общими вопросами природы и хозяйства Самарской области. Авторы программы предлагают изучение природы и хозяйства Ставропольского района. Осваивая данную программу, учащиеся не только углубляют свои знания через теоретические занятия, но и проводят учебно-исследовательские практические занятия. Групповые и индивидуальные творческие проекты, исследовательские работы, выполненные под руководством ученых их защита на конференциях (городских, областных, всероссийских) позволяют выдавать свидетельства об окончании курсов углубленного изучения предметов - география, экология.
6. НАЧАЛО И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа туристско-краеведческой деятельности «Край родной» рассчитана на 144 часа. В первый год обучения учащиеся 7-х классов знакомятся с разделами. «Введение», «Основы туристской деятельности», «Основы краеведческой деятельности». Главной целью освоения данных разделов является повышение духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми.
Второй год обучения рассчитан на учащихся 8-х классов, и предполагает изучение раздела «Географическое краеведение». Знакомство учащихся с природой Ставропольского района способствует нравственному воспитанию учащихся, формирует любовь к Родине, экологическое сознание, интерес к географическим знаниям.
Таблица
Тематическое планирование учебного материала
№п\п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1 Введение 3 1 2
2 Основы туристской деятельности 34 14 20
3 Основы краеведческой деятельности 35 6 29
4 Географическое краеведение 72 27 45
ИТОГО: 144 48 96
7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Туристско-краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации практически в каждой школе.
При организации работы с детьми могут быть использованы как традиционные формы образовательной деятельности - лекции, экскурсии, беседы, наблюдения, которые нацелены на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать. А также те, которые направлены на сбалансированное использование различных каналов передачи информации - ролевые игры, конкурсы и соревнования, творческие и учебно-исследовательские проекты, обучение через сотрудничество - методика, используемая при работе в малых группах. Всё это позволяет приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, доводить работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других людей, развивает творческие способности.
8. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учащиеся должны знать:
• Понятия: краеведение, географическое краеведение, историческое краеведение, правила безопасности в туристском походе, экспедиции.
• Особенности географического положения Ставропольского района.
• Особенности природы Ставропольского района (тектоника и геологическое строение, полезные ископаемые и минеральные ресурсы, рельеф, климат, внутренние воды, почвенный покров, растительный и животный мир, ландшафты).
• Экологическое состояние компонентов природы Ставропольского района.
• Охраняемые виды растений и животных, объекты и территории.
Учащиеся должны уметь:
• Находить на карте свой район.
• Выполнять проекты исследовательского характера
• Проводить презентацию проектов
• Участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей среды своей местности.
• Строго соблюдать правила поведения в природе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «КРАЙ РОДНОЙ»
Введение. Понятия: «краеведение», «географическое краеведение», «историческое краеведение», «экологическое краеведение». Предмет, методы исследования дисциплины по изучению родного края. Вклад ученых, в том числе г. Тольятти (Ставрополя-на-Волге) в развитие краеведения.
Практическая работа. Подготовить сообщения об ученых - исследователях Самарской Луки (П.С. Паллас, И.И. Лепехин, И.П. Фальк, В.Н. Сукачев, И.И. Спрыгин и др.).
Просмотр фильма «Первые исследователи Самарской Луки».
Творческая работа. Составьте жизнеописание (персоналию, по типу энциклопедической статьи) об одном из ученых, посвятивших свои исследования Самарской области.
Литература: Конева, 2014; 2016; Розенберг и др., 1998; 2003, 2013; Саксонов, 2011; Саксонов, Краснобаев, 1991; Саксонов, Раков, 2006; Саксонов, Сенатор, 2016; Сенатор, Саксонов, 2009.
I. ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (34ч.)
Теория - 14 ч. Практика - 20 ч.
1.1. Организация похода. Комплектование туристско-исследовательской группы. Организация самоуправления в группе. Обязанности в походах и экспедициях. Правила безопасности в туристском походе, экспедиции. Обязанности руководителя и участников по обеспечению безопасности. Основные причины возникновения опасных ситуаций в походе. Профилактическая работа по обеспечению безопасности в походе. Соблюдение правил безопасности при выборе места для организации купания в походе. Спасательная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при (кровотечениях, переломах).
Литература: Карманный справочник..., 1982.
1.2. Характерные заболевания в походе и их профилактика. Характерные заболевания в походе и их профилактика. Гигиена туриста. Личная гигиена. Обувь туриста. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде. Купание в походе. Профилактика охлаждения, обморожения, простудных заболеваний, ушибов, переломов, отравлений, тепловых ударов.
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при (обморожениях, ожогах, солнечных и тепловых ударах).
Литература: Буянов, Нестеренко, 2000.
1.3. Личное снаряжение участника пешего похода. Личное снаряжение участника пешего похода. Перечень снаряжения. Подбор снаряжения в зависимости от сезона и метеоусловий. Требования к снаряжению. Специальное видовое личное снаряжения. Уход за снаряжением и его ремонт. Групповое снаряжение. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение. Специальное снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Топографический набор. Фото-кино-набор. Приборы для метеонаблюдений.
Практическая работа. Экскурсия в спортивный магазин. Знакомство с простейшими приборами для метеонаблюдений (термометр, барометр)
Литература: Карманный справочник..., 1982.
1.4. Организация питания в походе. Организация питания в походе. Нормы питания. Походное меню и список продуктов. Упаковка продуктов. Распределение продуктов между участниками. Учет возможности пополнения продуктов в пути. Простейшие способы очистки воды. Знание съедобных и ядовитых грибов, ягод, растений. Значение правильной организации питания, его режим.
Практическая работа. Составление меню и списка продуктов для 3-х дневного похода.
Литература: Алексеев, 1990; Шимановский, Ганопольский, 1986.
1.5. Укладка рюкзака. Укладка рюкзака. Типы рюкзаков. Преимущества и недостатки. Рюкзаки самоделки. Правила размещения предметов в рюкзаке.
Практическая работа. Укладка рюкзака.
Литература: Карманный справочник., 1982; Виноградов, Митрухова, 1988.
1.6. Туристский бивак. Туристский бивак. Требования к месту бивака. Специфические требования к месту бивака в походе, экспедиции. Планирование и разведка места бивака. Организация бивачных работ. Место установки палаток. Выбор места для костра. Типы костров и их назначения. Поведения туристов у костра. Ямы для отбросов. Соблюдения правил противопожарной безопасности. Свертывание бивака. Уборка мусора. Экологические требования к выбору места бивака.
Практическая работа. Постановка палатки.
Литература: Карманный справочник., 1982; Виноградов, Митрухова, 1988.
1.7. Карта, ее масштаб. Карта, её масштаб. Условные знаки топографических
карт.
Определение понятия «карта». Отличие плана от карты. Виды карт. Определение понятия «масштаб». Классификация карт. Условные топографические обозначения.
Практическая работа. Работа с разными видами карт, выявление их отличий (по содержанию, по масштабу, по охвату территории). Выполнение глазомерной съемки.
Литература: Сваткова, Алексеенко, 2008; Фокина, 2005; Эдельштейн, 1987.
1.8. Ориентирование в походе и экспедиции. Компас, работа с ним. Марки компасов. Устройство компасов. Пользование компасом в походе. Ориентирование по солнцу, звездам, при помощи местных предметов.
Практическая работа. Ориентирование по карте и компасу и по местным признакам.
Литература: Салищев, 1990; Рощин, 1964; Козлова , 2010; Ганопольский и др., 1987.
1.9. Проверка туристских умений и навыков. Туристские соревнования -форма проверки туристских умений и навыков.
Практическая работа. Соревнования
Литература: Остапец, 2001; Константинов, Митрахович, 2011; Маслов и др., 2000; Федотов, 2014.
II. ОСНОВЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (35ч.)
Теория - 6 ч. Практика - 29 ч.
2.1. Краеведческая деятельность. Краеведческая деятельность. Методы краеведческой деятельности. Краеведческое изучение маршрута. Изучение района путешествия.
Практическая работа. Составление маршрута путешествия по Ставропольскому району, подбор литературы.
Литература: Правила оформления., 1996 Храмков, 2003; Самарская область., 2001.
2.2. Наблюдения и исследования на маршруте. Наблюдения и исследования на маршруте. Полевые исследования. Ведение полевого дневника. Простейшие методики проведения комплексных экологических исследований.
Практическая работа. Изучение простейших методик экологических исследований. Применение этих методик на выбранном участниками маршруте.
Литература: Правила., 1996; Методы экологических.., 2006; Экологический мониторинг.., 2006.
2.3. Сбор документов, реликвий в походе и экспедиции. Правила сбора информации, коллекций, образцов. Сбор документов, реликвий. Коллекционирование. Музейная деятельность.
Практическая работа. Экскурсия в краеведческий музей.
Литература: Юренева, 2003; Томилов, 2012.
2.4. Охрана памятников природы, истории и культуры. Охрана памятников природы, истории и культуры. Закон об охране и использовании памятников природы, истории и культуры. Мероприятия по охране памятников. Систематический уход за памятниками.
Практическая работа. Выявление природных, исторических и культурных достопримечательностей на выбранном маршруте.
Творческая работа: Составьте свой «реестр» памятников природы, истории и культуры Ставропольского района.
Литература: Федеральный закон., 2014; Закон Самарский., 2008
2.5. Экологическая подготовка туриста. Экологическая подготовка туриста. Законодательство по охране природы. Замечательные уголки природы, заказники, заповедники, национальные парки. Красная книга природы.
Практическая работа. 1) Просмотр фильмов о природе Самарского края.
2) 2-х дневная экспедиция по изучению экологического состояния истоков реки Ташла (Ставропольский район, 8 км юго-восточнее с. Ташла).
Литература: Закон Самарской. 2009; Власова и др., 2010; Митрошенкова и др., 2015.
III. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (72 Ч.)
Теория - 27 ч. Практика - 45 ч.
3.1. Географическое положение Ставропольского района. Географическое положение и история формирования административного устройства территории Ставропольского района. Современные границы района. Основание г. Ставрополя-на-Волге. История Ставрополя - Тольятти.
Практическая работа. Выделение границ района на карте Самарской области. Определение географических координат г. Тольятти, крайних точек Ставропольского района. Работа со спутниковым навигатором.
Литература: Бахарев, 1996; Воронин, 2003; Природа Куйбышевской., 1990; Маинскова, 2002; Самарская область, 1998; Ставрополь-Тольятти, 1997; Учайкина, Лопухов, 1999.
3.2. Тектоника и геологическое строение Ставропольского района.
Тектоника и геологическое строение. Палеогеография. Геологическая история развития территории. Континентальные и морские условия Палеозоя. Моря Мезозоя. Палеонтологические находки. Кайнозой.
Практическая работа. Составление списка палеонтологических находок на территории Ставропольского района.
Литература: Абакумов и др., 2012, 2013; Бахарев, 1996; Воронин, 2003; Природа Куйбышевской., 1990; Самарская область, 1998; Учайкина, Лопухов, 1999; Хасаев и др., 2006; Обедиентова, 1988.
3.3. Полезные ископаемые и минеральные ресурсы Ставропольского района. Полезные ископаемые и минеральные ресурсы Ставропольского района. Нефть - важнейший сырьевой ресурс. Строительные материалы: песок, глина, доломит, мергель. Экологические проблемы, связанные с добычей промышленного сырья.
Практическая работа. Экскурсия в Яблоневый Овраг. Посещение Жигулевского комбината строительных материалов.
Литература: Бахарев, 1996; Воронин, 2003; Природа Куйбышевской., 1990; Самарская область, 1998; Учайкина, Лопухов, 1999; Яблоневый овраг., 2001;
Хасаев Г.Р., Емельянов В.К., Карев А.Л. Минерально-сырьевая база Самарской области: состояние и перспективы // Самара: изд. дом «Агни», 2006. 2016 с.
3.4. Рельеф Ставропольского района. Рельеф. Жигули - самая высокая возвышенность на Русской равнине. Низменное левобережье. Долины рек. Речные террасы. Овраги и балки, Оползневые формы рельефа. Карстовые формы рельефа. Эоловые формы рельефа в Ставропольском и Ягодинском борах. Искусственный рельеф.
Практическая работа. 1) Экскурсия на берег Куйбышевского водохранилища. 2) Экскурсия в карьер «Могутова гора».
Литература: Атлас., 2002; Захаров, 1971; Программа организации., 1996; Обедиентова, 1953, 1988; Самарская область, 1998; Учайкина, Лопухов, 1999; Физическая география., 1964.
3.5. Климат Ставропольского района. Климат. Климатообразующие факторы. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Влияние рельефа на климат. Температурный режим. Осадки. Характеристики сезонов года. Фенологический календарь.
Практическая работа. Составление климатограммы для г. Тольятти. Экскурсия на метеостанцию г. Тольятти.
Литература: Воронин, 2003; Климат Тольятти., 1987; Маинскова, 2002; Природа Куйбышевской., 1990; Самарская область, 1998; Учайкина, Лопухов, 1999.
3.6. Агроклиматические ресурсы Ставропольского района.
Агроклиматические ресурсы Ставропольского района. Ресурсы тепла. Условия увлажнения. Опасные природные явления. Засуха. Суховеи. Заморозки.
Практическая работа. Выполнение проекта «Аномальные природные явления на территории Ставропольского района».
Литература: Бахарев, 1996; Природа Куйбышевской., 1990; Самарская область, 1998; Учайкина, Лопухов, 1999.
3.7. Внутренние воды Ставропольского района. Водные ресурсы Ставропольского района. Реки. Озера. Пруды. Подземные воды. Водные ресурсы и их экологическое состояние. Охрана водных ресурсов.
Практическая работа. Составление списка особо охраняемых водных объектов Ставропольского района.
Экскурсия на Васильевские озера.
Литература: Бойко и др., 2008; Розенберг и др., 2007; Соловьёва и др., 2015; Природа Куйбышевской., 1990; Самарская область, 1998; Учайкина, Лопухов, 1999.
3.8. Почвенный покров. Общая характеристика почв Ставропольского района. Почвенный покров. Общая характеристика почв. Характеристика отдельных типов почв. Степные почвы. Лесные почвы. Пойменные почвы. Засоленные почвы. Охрана почв.
Практическая работа. 1) Изготовление макета образца почвы. Описание почвенного профиля. Составление рекомендаций по сохранению и улучшению почвенного покрова района. 2) Взаимосвязь растительного покрова с типом почвы. На примере геоботанического описания площадок заложенных в городском лесу.
Литература: Абакумов и др., 2009, 2002; 2013; Гагарина и др., 2007; Простейшая методика., 1996.
3.9. Земельные ресурсы. Структура земельного фонда Ставропольского района. Земельные ресурсы. Структура земельного фонда Ставропольского района. Сельскохозяйственные угодья и их использование. Причины изменения земельных ресурсов. Неблагоприятные воздействия природных и антропогенных факторов. Эрозионные процессы. Охрана земель.
Практическая работа. Составление круговой диаграммы «Структура земельного фонда Ставропольского района».
Литература: Атлас земель., 2002; Природа Куйбышевской., 1990; Самарская область, 1998; Учайкина, Лопухов, 1999.
3.10. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный
мир. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный покров. Меры охраны. Растения Ставропольского района, занесенные в Красную книгу.
Практическая работа. 1) Составление списка растений Ставропольского района, занесенных в Красную книгу. Составление рекомендаций по сохранению редких и исчезающих растений района. 2) Классификация типов антропогенного воздействия на территорию и определение степени ее снижения.
Литература: Васюков и др., 2015; Конева и др., 2009; Красная книга., 2007; Матвеев и др., 2004, 2005; Розенберг и др., 2007; Савенко и др., 2009; Саксонов, 2000; 2006; Саксонов и др., 2006, 2015; Саксонов, Сенатор, 2012; Сенатор, Саксонов, 2010; Сенатор и др., 2015; Соловьева и др., 2012.
3.11. Животный мир Ставропольского района. Животный мир. Обитатели лесов. Обитатели открытых пространств. Животные Ставропольского района, занесенные в Красную книгу.
Практическая работа. Составление списка животных Ставропольского района, занесенных в Красную книгу.
Литература: Бакиев, Магдеев, 1995; Бакиев, Маленев, 1999, 1996; 2000; Бакиев и др., 2002, 2008; Розенберг и др., 2007; Гелашвили и др., 2009; Лебедева, 2011; Смирнов, Вехник, 2012; Смирнов и др., 2012; Гадюки., 2015.
3.12. Ландшафты Ставропольского района. Ландшафты Ставропольского района. Ландшафт. Компоненты ландшафта. Наиболее интересные ландшафты и природно-территориальные комплексы Ставропольского района.
Практическая работа. Составление фототеки ландшафтов Ставропольского района.
Литература: Физическая география., 1964; Савенко и др., 2009; Саксонов и др., 2011.
3.13. Охраняемые природные территории района. Особо охраняемые природные территории района. Категории охраняемых территорий и акваторий района (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, дендропарки, лесопарки и т.п.). Закон «Об особо охраняемых природных территориях».
Практическая работа. Паспортизация памятников природы или и других природоохранных территорий своего района (по выбору).
Творческая работа: разработка проекта создания природоохранной территории своего района.
Литература: Зеленая книга., 1995; Розенберг и др., 2007; Саксонов, 1996, 1989, 2000, 2000; Саксонов и др., 2006, 2014; Саксонов, Сенатор, 2012; Сенатор, Саксонов, 2010; Таранова, Саксонов, 2010; Чистова, Саксонов, 2004;
3.14.Экологическое состояние компонентов природы Ставропольского района. Экологическое состояние компонентов природы Ставропольского района. Традиции населения во взаимоотношении с окружающей природной средой. Изменение экологического состояния территории района на фоне его исторического развития. Экологические проблемы района в современный период.
Практическая работа. 3-х дневная комплексная экспедиция по изучению особо охраняемых объектов Ставропольского района.
Литература: Розенберг и др., 2007;
Творческая работа. Разработка и защита проекта «Экологические проблемы района и пути их решения» (Деловая игра: рассмотрение проблем с позиции главы администрации сельского округа, предпринимателя, фермера, местного населения).
Литература: Зибарев и др., 2012; Программа организации., 1996; Особенности пресноводных., 2011. Розенберг и др., 2011, 2007; 2012, 2014; Саксонов, 2010; Саксонов и др., 2002, 2011, 2013; Сенатор, Саксонов, 2014; Соловьев и др., 2015; Яблоневый овраг., 2001.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абакумов А.В., Бакиев А.Г., Васюков В.М. и др. Могутова гора: взаимоотношения человека и природы. Тольятти: Кассандра, 2012. 108 с. - Абакумов А.В., Бакиев А.Г., Васюков В.М. и др. Могутова гора и ее окрестности. Подорожник. Тольятти: Кассандра, 2013. 134 с. - Абакумов Е.В., Гагарина Э.И., Вехник В.П. и др. Почвы Самарской Луки: разнообразие, генезис, охрана // Изв. Самар. НЦ РАН. 2008. Т. 10, № 2. С. 267-287. -Абакумов Е.В., Гагарина Э.И., Саксонов С.В. Почвы Самарской Луки: разнообразие и перспективы охраны // Самарская Лука: проблемы глобальной и региональной экологии. 2009. Т. 18, № 2. С. 43-51. - Алексеев А.В. Питание в туристском походе. М.: И.В. Балабанов, 1990. 13 с. - Атлас земель Самарской области: «Московское аэрогеодезическое предприятие» Федеральной службы геодезии и картографии России. 2002.
Бакиев А.Г., Кривошеев В.А., Файзулин А.И. Низшие наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся) Самарской и Ульяновской областей: Методич. пособие для студентов. Ульяновск: УлГУ, 2002. 86 с. - Бакиев А.Г., Кривошеев В.А., Файзулин А.И., Епланова Г.В., Песков А.Н. Земноводные и пресмыкающиеся крупных городов Самарской и Ульяновской областей // Биоразнообразие и биоресурсы Среднего Поволжья и сопредельных территорий (Сб. материалов, посвящ. 125-летию Казан. гос. пед. ун-та). Казань, 2002. С. 105106. - Бакиев А.Г., Магдеев Д.В. К вопросу о фауне змей Самарской Луки // Самарская Лука: Бюл. № 6. Самара, 1995. С. 225-228. - Бакиев А.Г., Маленев А.Л. К обоснованию перечня пресмыкающихся для занесения в Красную книгу Самарской области // Актуальные проблемы герпетологии и токсинологии: Сб. науч. тр. Вып. 3. Тольятти, 1999. С. 62-71. - Бакиев А.Г., Маленев А.Л. Пресмыкающиеся в Красной книге Самарской области // Биологическое разнообразие заповедных территорий: оценка, охрана, мониторинг. М.; Самара, 2000. С. 336338. - Бакиев А.Г., Маленев А.Л. Пресмыкающиеся Среднего Поволжья: Уч.-методич. пособие. Тольятти, 1996. 25 с. - Бакиев А.Г., Маленев А.Л., Зайцева О.В., Шуршина И.В. Змеи Самарской области. Тольятти: Кассандра, 2009. 170 с. - Бахарев В.Ф. Природа (с экологией и занимательными определениями) и краткое краеведение г. Тольятти и Ставропольского района Самарской области. Тольятти 1996. 210 с. - Бойко Л.В., Буркова Т.Н., Выхристюк Л.А. и др. Куйбышевское водохранилище (научно-информационный справочник). Тольятти: ИЭВБ РАН, 2008. 123 с. - Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Первая медицинская помощь. Изд. 7-е. М.: Медицина, 2000. 224 с.
Васюков В.М., Саксонов С.В., Раков Н.С., Сенатор С.А. Виды сосудистых растений, описанные с Левобережья Средней Волги // Бот. журн. 2015. Т. 100, № 4. С. 394-402. -Васюков В.М., Саксонов С.В., Сенатор С.А. Эндемичные растения бассейна Волги // Фиторазнообразие Восточной Европы. 2015. Т. 9, № 3. С. 27-43. - Васюков В.М., Сенатор С.А., Раков Н.С., Саксонов С.В. Виды сосудистых растений, описанные с Правобережья Средней Волги // Бот. журн. 2015. Т. 100, № 1. С. 44-59. - Виноградов Ю.Н., Митрухова Т.В. Воскресные путешествия пешком. Л.: Лениздат, 1988. 144 с. - Власова Н.В., Дюжаева И.В., Коржев Д.А. и др. Реестр особо охраняемых природных территорий регионального значения Самарской области. Самара: Экотон, 2010. 259 с. - Воронин В.В. География Самарской области. Пособие для учащихся 8-9-х классов средней школы. Самара: СИПКРО, 2003. 274 с.
Гадюки (Reptilia: Serpentes: Viperidae: Vipera) Волжского бассейна. Часть 1 / А.Г. Бакиев, В.И. Гаранин, Д.Б. Гелашвили и др. Тольятти: Кассандра, 2015. 234 с. - Гагарина Э.И., Абакумов Е.В., Вехник В.П., Саксонов С.В. Почвенно-экологические условия Жигулевского заповедника // Изв. Самар. НЦ РАН. 2007. Т. 9, № 1(19). С. 47-55. -Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1987. 67 с. - Гелашвили Д.Б., Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Иванова И.О., Вехник В.П. Видовая структура сообществ крупных млекопитающих Самарской Луки в связи с проблемой изменения климата // Изв. Самар. НЦ РАН. 2009. Т. 11, № 1 (2). С. 28-41.
Закон Самарской области от 08.12.2008 № 142-ГД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области». - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 года № 46-ГД Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области (с изменениями на 6 апреля 2015 года). - Захаров А.С. Рельеф Куйбышевской области. Куйбышев, 1971. 87 с. - Зеленая книга Поволжья. Охраняемые территории Самарской области / Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. Самара: кн. изд-во, 1995. 352 с. - Зибарев А.Г., Розенберг Г.С., Саксонов С.В. и др. Институт экологии Волжского бассейна РАН и город Тольятти. Экологические инновации для устойчивого развития города. Аналитический доклад. Тольятти, 2012. 88 с.
Карманный справочник туриста / Автор-составитель Ю.А. Штюрмер. 2-е изд., с изм. и доп. М.: Профиздат, 1982. 224 с. - Козлова В. Ориентирование в пространстве: рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2010. 30 с. - Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Гос. учебно-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. 320 с. - Климат Тольятти. Л: Гидрометеоиздат, 1987. 207 с.
- Конева Н.В. Библиографии ученых Института экологии Волжского бассейна РАН // Самарская Лука; проблемы региональной и глобальной экологии. 2016. Т. 25, № 1. С. 239-242.
- Конева Н.В. Основные штрихи ботанической изученности Самарской области. 1. История исследований (к 100-летию Русского ботанического общества) // Самарская Лука; проблемы региональной и глобальной экологии. 2014. Т. 23, № 4. С. 156-181. - Конева Н.В. Тольяттинская флористическая школа: экспедиции-конференции лаборатории проблем фиторазнообразия Института экологии Волжского бассейна РАН (1999-2014). // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2016. Т. 25, № 2. С. 215-229. - Конева Н.В., Сенатор С.А., Саксонов С.В. Вся Красная книга Самарской области: растения лишайники, грибы. Тольятти: Кассандра, 2009. 272 с. - Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Уч.-методич. пособие. М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. 352 с. - Красная книга Самарской области: Растения. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2007. - Красная книга Самарской области: Животные. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2009.
Лебедева Г.П. Предварительная оценка изученности орнитонаселения Средневолжского комплексного биосферного резервата // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. «Экология». 2011. Вып. 12. С. 57-63.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря: Уч.-методич. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 160 с. - Матвеев В.И., Соловьева В.В., Саксонов С.В. Экология водных растений. Самара: Изд-во Самар. НЦ РАН, 2004. 231 с. - Матвеев В.И., Соловьева В.В., Саксонов С.В. Экология водных растений. Изд. 2-е, исправл. и доп.
Самара: Изд-во Самар. НЦ РАН, 2005. 282 с. - Маинскова Т.П. География города Тольятти и его окрестностей. Методич. пособие по краеведению. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 2002. 103 с. - Методы экологических исследований: сб. методич. материалов. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. 62 с. - Митрошенкова А.Е., Ильина В.Н., Казанцев И.В. Дополнения к реестру особо охраняемых природных территорий регионального значения Самарской области // Изв. Самар. НЦ РАН. 2015. Т. 17, № 6. С. 310-317.
Новиков Н.И. Избранное. М.: Правда, 1983. 512 с.
Обедиентова Г.В. Из глубины веков: геологическая история и природа Жигулей. Куйбышев: Куйбышевское кн. изд-во, 1988. 210 с. - Обедиентова Г.В. Происхождение Жигулевской возвышенности и развитие ее рельефа. М., 1953. 260 с. - Особенности пресноводных экосистем малых рек Волжского бассейна. Тольятти: Кассандра, 2011. 322 с. -Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методич. рекомендации. М.: РМАТ, 2001. 87 с.
Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии. Серия: методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей. Ассоциация «Экосистема». М., 1996. - Природа Куйбышевской области. Куйбышев: кн. изд-во, 1990. 464 с. - Программа организации и проведения геоморфологических исследований. Серия: методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей. Ассоциация «Экосистема». М., 1996. -Программа проведения комплексного экологического обследования территории. Серия: методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей. Ассоциация «Экосистема». М., 1996. - Простейшая методика описания почв. Сер.: методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей. Ассоциация «Экосистема». М., 1996.
Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Евланов И.А. и др. Устойчивое развитие Волжского бассейна: мифы - утопии - реальность. Тольятти: Кассандра, 2012. 226 с. - Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Хасаев Г.Р. и др. Экологическое образование и образованность - два «кита» устойчивого развития. Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов, 2014. 292 с. -Розенберг Г.С., Костина Н.В., Шитиков В.К. и др. Волжский бассейн. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. М., 2011. 104 с. - Розенберг Г.С., Краснощекое Г.П., Саксонов С.В. Календарь эколога. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. 174 с. - Розенберг Г.С., Попченко В.И., Ковалев О.С. Экологическая наука в Тольятти: Становление, современное состояние, перспективы. Тольятти: ИЭВБ РАН, 1998. 114 с. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Евланов И.А. и др. Голубая книга Самарской области: редкие и охраняемые гидробиоценозы. Самара: СамарНЦ РАН, 2007. 200 с. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Попченков В.И. Ну ты, это. заходи, если что. (Академическая наука в Ставрополе и Тольятти). Тольятти: Кассандра, 2013. 95 с. - Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М.: Недра, 1964. 131 с.
Савенко О.В., Саксонов С.В., Сенатор С.А. К вопросу о ландшафтно-флористическом районировании Мелекесско-Ставропольского ландшафтного района // Изв. Самар. НЦ РАН. 2008. Т. 10, № 5 (1). С. 74-84. - Савенко О.В., Сенатор С.А., Саксонов С.В. Выявление степени антропогенной трансформации флоры на примере Мелекесско-Ставропольского ландшафтного района // Аграрная Россия. 2009. Спец. вып. С. 61-62. - Савенко О.В., Сенатор С.А., Саксонов С.В. Экологические условия и сохранность раритетного компонента флоры Мелекесско-Ставропольского ландшафта Низменного Заволжья // Изв. Самар. НЦ РАН. 2009. Т. 11, № 1. С. 43-50. - Саксонов С.В. Гербарий Жигулевского заповедника // Бот. журн. 1989. Т. 74, № 11. С. 1630-1633. - Саксонов С.В. Десять экспедиций-конференций (1999-2011) Института экологии Волжского бассейна РАН под руководством д.б.н., проф. С.В. Саксонова. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2011. 27 с. - Саксонов С.В. Динамика флоры Самарской Луки // Заповедное дело: научно-методические записки Комиссии по заповедному делу РАН. 2000. Вып. 6. С. 70-83. - Саксонов С.В. Заповедные тропы флориста. Тольятти: Кассандра, 2010. 87 с. - Саксонов С.В. Основы крупномасштабного флористического районирования Самарской Луки (восток центральной части Приволжской возвышенности) // Самарская Лука: Бюл. 1996.
№ 7. С. 70-98. - Саксонов С.В. Роль памятников природы Самарской области в сохранении редких и исчезающих видов растений // Самарская Лука: Бюл. 2007. Т. 16, № 3 (21). С. 503517. - Саксонов С.В. Самаролукский флористический феномен. М.: Наука, 2006. 263 с. -Саксонов С.В., Вехник В.П., Краснобаев Ю.П., Лебедева Г.П., Пантелеев И.В. Экологическая оптимизация агроценозов Самарской Луки в связи с проблемой охраны биологического разнообразия // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. «Экология». 2002. Вып. 2. С. 19-27. - Саксонов С.В., Краснобаев Ю.П. Исследователи Самарской Луки: Справочник. Самара, 1991. 45 с. - Саксонов С.В., Лысенко Т.М., Ильина В.Н. и др. Зеленая книга Самарской области: редкие и охраняемые растительные сообщества. Самара: СамНЦ РАН, 2006. 201 с. - Саксонов С.В., Новикова Л.А., Сенатор С.А., Рухлено И.А. Реликтовые растения Приволжской возвышенности: состояние проблемы // Вестн. Волжского ун-та им.
B.Н. Татищева. 2015. № 4. (19). С. 306-318. - Саксонов С.В., Раков Н.С. Ботанические изыскания академика И.И. Лепехина в Поволжье. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2006. 127 с. -Саксонов С.В., Розенберг А.Г., Сенатор С.А. Фитосозологическая оценка памятников природы Самарской области // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2014. Спец. вып. С. 146-153. -Саксонов С.В., Сенатор С.А. Вклад памятников природы регионального значения в сохранение раритетного комплекса видов Самарской области // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2012. Т. 21, № 4. С. 34-110. - Саксонов С.В., Сенатор
C.А. История развития ботанических знаний в Самарской области. Тольятти: Кассандра, 2016. 291 с. - Саксонов С.В., Сенатор С.А. Путеводитель по Самарской флоре (1851-2011) / Флора Волжского бассейна. Т. 1. Тольятти: Кассандра, 2012. 627 с. - Саксонов С.В., Сенатор С.А., Розенберг Г.С. Как сохранить биологическое разнообразие Самарской области. Часть 1. Чем располагаем // ELPIT-2013. Сб. пленарных докладов IV Междунар. экологич. конгресса (VI Междунар. науч.-техн. конф.) «Экология и бесопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов». Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. Т. 1. С. 129-139. - Саксонов С.В., Сенатор С.А., Розенберг Г.С. Как сохранить биологическое разнообразие Самарской области. Часть II. Что делать // ELPIT-2013. Сб. пленарных докладов IV Междунар. экологич. конгресса (VI Междунар. науч.-техн. конф.) «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов». Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. Т. 1. С. 140-154. -Саксонов С.В., Сенатор С.А., Савенко О.В. Многолетняя динамика видового состава флоры Мелекесско-Ставропольского ландшафтного района (Заволжье) // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2011. Т. 20, № 2. С. 116-167. - Самарская область. Учебное пособие. Изд. 2-е. Самара: ЗАО «Самарский информац. концерн», 1998. 440 с. -Самарская область. Самара: Самарский дом печати, 2001. 440 с. - Сваткова Т.Г., Алексеенко Н.А. Географическое картографирование: Общегеографические карты М.: Изд-во МГУ, 2008. 150 с. - Салищев К.А. Картоведение. 3-е изд. М.: МГУ, 1990. 400 с. - Сенатор С.А., Саксонов С.В. Забытые имена самарских физико-географов. Василий Иванович Прокаев (1919-1995) // Самарская Лука: проблемы глобальной и региональной экологии. 2009. Т. 18, № 4. С. 223-229. - Сенатор С.А., Саксонов С.В. Красная книга Волжского бассейна в реализации принципов устойчивого развития // Поволжский экологич. журн. 2014. № 1. С. 3849. - Сенатор С.А., Саксонов С.В. Растительный покров Тольятти. Сообщение 1: Флора // Проблемы экологии городского округа Тольятти и пути их решения: Сб. тр. науч.-практ. конф. Самара, 2010. С. 183-189. - Сенатор С.А., Саксонов С.В. Растительный покров Тольятти. Сообщение 2: Растительность // Проблемы экологии городского округа Тольятти и пути их решения: Сб. тр. науч.-практ. конф. Самара, 2010. С. 190-197. - Сенатор С.А., Саксонов С.В. Средне-Волжский биосферный резерват: раритетный флористический комплекс. Тольятти: Кассандра, 2010. 251 с. - Сенатор С.А., Саксонов С.В., Раков Н.С. и др. Сосудистые растения Тольятти и окрестностей (Самарская область) // Фиторазнообразие Восточной Европы. 2015. Т. IX, № 1. С. 32-101. - Смирнов Д.Г., Вехник В.П. Биотопическая структура сообществ рукокрылых пойменных экосистем Самарской луки // Изв. Самар. НЦ РАН. 2012. Т. 14, № 1. С. 177-180. - Смирнов Д.Г., Вехник В.П., Курмаева Н.М., Шепелев А.А. Сезонные особенности формирования пространственной структуры населения рукокрылых в штольнях Самарской Луки. Поволжский эколог. журн. 2012. № 1. С. 73-82. -
Соловьева В.В., Саксонов С.В., Сенатор С.А. и др. Гидроботанические исследования Среднего Поволжья (XXI век). Тольятти: Кассандра, 2015. 237 с. - Соловьева В.В., Сенатор С.А., Саксонов С.В., Конева Н.В. Анализ флоры внутренних водоемов природного комплекса Самарской Луки (Среднее Поволжье) // Научный диалог. 2012. № 2. С. 79-98. -Ставрополь - Тольятти. Страницы истории: Кн. для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1997. 364 с.
Таранова А.М., Саксонов С.В. Очерки о растениях Красной книги Самарской области. Тольятти: Кассандра, 2010. 155 с. - Томилов Н.А. Музеология как отрасль знаний: Избранные лекции для студентов высших учебных заведений. Омск: Изд. дом «Наука», 2012. 100 с.
Учайкина И.Р., Лопухов Н.П. География Самарской области. Уч. пособие для учащихся 8-9 классов средней школы. Самара : СИПКРО, 1999. 101с.
Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2014 г. N 315-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». - Физическая география Среднего Поволжья. Казань, 1964. 196 с. - Федотов Ю.Н., Таймазов В.А. Теория и методика спортивного туризма. М.: Советский спорт, 2014. 424 с. - Фокина Л.А. Картография с основами топографии. Уч. пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 335 с.
Хасаев Г.Р., Емельянов В.К., Карев А.Л. Минерально-сырьевая база Самарской области: состояние и перспективы. Самара: Изд. дом «Агни», 2006. 2016 с. - Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. Самара, 2003. 354 с.
Чистова В.В., Саксонов С.В. Жемчужина России Самарская Лука. Тольятти: ФГУ национальный парк «Самарская Лука», 2004. 192 с.
Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Приготовление пищи: походное костровое и кухонное имущество». М.: Профиздат, 1986. 176 с.
Эдельштейн А.В. Как создается карта. 3-е изд., доп. М.: Недра, 1978. 144 с. -Экологический мониторинг: Уч.-методич. пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2006. 416 с.
Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2003. 560 с.
Яблоневый овраг. Экологическое состояние антропогенно-нарушенной территории. Экологическая безопасность и устойчивое развитие Самарской области. Вып. 10. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2001. 97с.