_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
расчета установок, проведение испытаний защиты при различных видах повреждений, определение зоны действия защиты.
По каждой выполняемой работе предусматривается ознакомление с общими сведениями, даваемыми преподавателем и поиском студентами дополнительной информации из других источников. После теоретической подготовки проводится опрос по контрольным вопросам по каждой работе отдельно для получения допуска к выполнению практической части.
Далее проводится сборка схемы, загрузка программного комплекса «DeltaProfi» на компьютере и выбор необходимого режима обработки данных. На мониторе появляется программа для испытания защиты. Последовательность выполнения работы изложена в методическом описании к каждой работе. Табличные значения и расчеты фиксируются. Объясняются различия в полученных результатах и делаются соответствующие выводы. Оформляется отчет по лабораторной работе. Работы выполняются фронтально или группами по 2-4 человека. Завершается практикум общим опросом по всем проделанным работам данного раздела.
Список использованной литературы:
1. Самедов М.Н. Модернизация лабораторного практикума «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления» // Символ науки. - 2016. - №2-1. - С. 178-181.
2. Aikashev G.S., Samedov M.N.O., Shibanov V.M. Reseach Laboratory in Russiaon Education System: Experience and Prospects // Middle East Journal of Scientific Research. - 2014. - Vol. 20, № 11. - P.1339-1343.
3. Samedov M.N., Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Sahabiev I.A. A Study of Socialization of Children and Student-age Youth by the Express Diagnostics Methods // Biosciences Biotechnology Research Asia.
- 2015. -Vol.12, №3. - Р. 2711-2722.
4. Чернобровов Н.В., Семенов В.А. Релейная защита энергетических систем. - М.: Энергоатомиздат, 1998.
- 800 с.
5. Гельфанд Я.С. Релейная защита распределительных сетей. - М.: Энергоатомиздат, 1987. - 368 с.
6. Андреев В.А. Релейная защита и автоматика систем электроснабжения. - М.: Высшая школа, 2007. - 496 с.
7. Справочник по наладке электроустановок / под ред. Дорофеюка А. С., Хечумяна А. П. - М.: Энергия, 1975.
- 559 с.
8. Самедов М.Н., Шибанов В.М., Шурыгин В.Ю. Общая электротехника и электроника / Учебное пособие для бакалавров. - Елабуга: изд-во ЕИ КФУ, 2015. - 112 с.
9. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. - 2015.
- № 8. - С. 125-139.
© Шибанов В.М., 2016
УДК 372.862
Ющик Елена Владимировна
канд.техн.наук, доцент Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет («Дальрыбвтуз»)
г. Владивосток, РФ E-mail: [email protected]
УСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСКРИПТОРОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Аннотация
В статье рассматривается определение категорий «знать», «уметь», «владеть» для освоения общепрофессиональной компетенции ОПК-1 бакалаврами по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов» в дисциплине «Вычислительная техника и сети в отрасли».
Ключевые слова
Дескрипторы, компетенции, бакалавриат, преподавание инфокоммуникационных дисциплин
Процесс образования подчиняется требованиям современных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к результатам освоения образовательных программ. Оценка компетенций является составной частью образовательной системы и выполняет функцию контроля за получением образовательного результата - уровня сформированности компетенций в процессе освоения ООП.
Формальное описание компетенций дается при помощи дескрипторов. Дескриптор определяет количество уровней (этапов формирования) и общие требования к знаниям и представлениям, умениям и навыкам, а также компетенциям на различных стадиях обучения студентов. Компетенция - динамическая комбинация знаний, умений и способность применять их для успешной профессиональной деятельности [1].
ФГОС ВО, в отличие от ФГОС ВПО третьего поколения, предполагают, что в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) или профессионально-прикладные компетенции (ППК).
Общекультурные компетенции являются неотъемлемым атрибутом специалиста любой профессиональной деятельности. В перечень ОК включены социальные, межкультурные, коммуникативные, социально-информационные компетенции общеобязательного характера. Они включают в себя способность решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых норм подведения человека в социуме.
Общепрофессиональные компетенции являются неотъемлемым атрибутом специалиста конкретной профессии (юрист, кинолог, инженер, психолог и др.). Они представлены диагностическими, проектировочными, конструктивными, коммуникативными, организаторскими и аналитическими компетенциями.
ОПК проявляются в профессионально-этических, методологических, предметно-ориентированных компетенциях, имеющих общепрофессиональный характер и являющихся инвариантными к определенной профессиональной деятельности. Они формируются в результате освоения дисциплин общепрофессионального цикла, необходимых для всех направлений подготовки.
Профессиональные компетенции отражают специфику сферы профессиональной деятельности и относятся к определенному предмету и объекту труда. Профессионально-прикладные компетенции отражают прикладной характер сферы профессиональной деятельности и относятся к определенному предмету и объекту труда [2].
В качестве примера рассмотрим общепрофессиональную компетенцию ОПК-1 - способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности [3].
В структуре компетенции примято выделяют следующие компоненты [4]: «знаниевый компонент» (знание академической области, способность знать и понимать); «ценностный компонент» (ценностные ориентации личности и мотивация к решению профессиональных задач); «деятельностный компонент» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации).
Для освоения компетенции выделяют категории «знать», «уметь», «владеть», в которые вкладывается следующий смысл: «знать» - воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты; «уметь» - решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
решения; «владеть» - решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях.
Для бакалавров по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов» в дисциплине «Вычислительная техника и сети в отрасли» категории (знать, уметь, владеть) предлагается включать следующее описание планируемого результата.
Категория знать: принципы построения, состав, назначение аппаратного и программного обеспечения компьютера, особенности их функционирования; принципы построения компьютерных сетей; организацию современных локальных и глобальных вычислительных сетей; перспективные направления развития в области сетей и сетевых технологий; методы кодирования и защиты данных; принципы разработки программ организации клиент-серверного взаимодействия.
Категория уметь: использовать аппаратные и программные средства компьютера; работать с сетевым аппаратным и программным оборудованием; эффективно работать с браузерами, почтовыми клиентами; осуществлять эффективный поиск информации в сети Интернет; публиковать информацию в сети Интернет.
Категория владеть: основными методами работы в локальных и глобальной сетях; приёмами быстрого поиска информации в сети; основными навыками работы с различными службами сети Интернет; навыками использования облачных технологий.
Структура и содержание дисциплины направлена на освоение определенных выше категорий с применением активных и интерактивных форм проведения занятий, а именно: информационно-компьютерных технологий с использованием сети Интернет, мультимедийных практических занятий, электронных учебных изданий, метода обучения в сотрудничестве [5]. Таким образом при обучении студентов используется широкий спектр современных образовательных технологий, позволяющих не только обеспечивать студентов знаниями, умениями и кавыками, но и компетенциями. Список использованной литературы:
1. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 N ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций".
2. Никитина Т. В. Компетентностный подход как методологическая основа высшего образования // Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 2 (62) Т. 3
3. ФГОС ВО для подготовки бакалавра по направлению 23.03.01 «Технология транспортных процессов».
4. Методические рекомендации «Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения». СГУ, 2014.
5. Ющик Е.В. Интерактивные методы обучения в подготовке бакалавров «Технология транспортных процессов». «Связь теории и практики научных исследований». Сб.статей Междунар. науч.-практ. конф. Саранск, 2016. - 240с, - с. 152-155.
© Ющик Е.В., 2016