Научная статья на тему 'Инновационное содержание и технология проведения слетов юных краеведов-туристов как необходимые условия модернизации дополнительного образования в сфере туризма и краеведения'

Инновационное содержание и технология проведения слетов юных краеведов-туристов как необходимые условия модернизации дополнительного образования в сфере туризма и краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОХОДЫ / ЭКСПЕДИЦИИ / ТУРИСТСКИЕ ЛАГЕРЯ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОИСКОВАЯ РАБОТА / ПОЛЕВЫЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЛАГЕРЯ / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING AND RESEARCH ACTIVITIES / CAMPING / EXPEDITIONS / HIKING CAMPS / ACTIVE LEARNING / RESEARCH WORK / FIELD TRAINING AND RESEARCH CAMPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Озеров Александр Григорьевич

Учебно-исследовательская деятельность учащихся автором охарактеризована как особая форма организации учебного процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний. Показаны принципы активного обучения, которые характеризуются интеграцией процессов учебной, научной и профессиональной деятельности, воплощаются в концепции контекстного образования. Описана активная форма организации учебно-исследовательской деятельности Всероссийский слет (лагерь) юных туристов-краеведов (историков, этнографов, экологов). Представлена программа учебно-исследовательской деятельности школьников на 21 -м Всероссийском слете юных краеведов-туристов (историков, этнографов, экологов), прошедшем в Национальном парке Смоленское Поозерье с 14 по 21 июля 2016 г. и организованном Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения совместно со Смоленским областным детско-юношеским центром туризма, краеведения и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative content and technology for gatherings of young local historians, tourists, as a necessary condition of modernization of additional education in the field of tourism and regional studies

Teaching and research activities of students the author is described as a special form of organization of educational process in the base, which is an independent research work aimed at the acquisition of new knowledge. It is shown that the principles of active learning, which is characterized by the integration of the academic, scientific and professional activities, are embodied in the concept of contextual education. The active form of organization of educational-research activities of the national gathering (camp), young tourists (historians, ethnographers, ecologists) is described. The program of teaching and research activities of students at the 21st national rally of young ethnographers, tourists (historians, ethnographers, ecologists), held in the National Park Smolensk lakes in 2016 is represented.

Текст научной работы на тему «Инновационное содержание и технология проведения слетов юных краеведов-туристов как необходимые условия модернизации дополнительного образования в сфере туризма и краеведения»

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 908; 371.263; 796.093.4; 796.088; 379.852; 379.852

А. Г. Озеров

ИННОВАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕТОВ ЮНЫХ КРАЕВЕДОВ-ТУРИСТОВ КАК НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

Учебно-исследовательская деятельность учащихся автором охарактеризована как особая форма организации учебного процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний. Показаны принципы активного обучения, которые характеризуются интеграцией процессов учебной, научной и профессиональной деятельности, воплощаются в концепции контекстного образования. Описана активная форма организации учебно-исследовательской деятельности Всероссийский слет (лагерь) юных туристов-краеведов (историков, этнографов, экологов). Представлена программа учебно-исследовательской деятельности школьников на 21-м Всероссийском слете юных краеведов-туристов (историков, этнографов, экологов), прошедшем в Национальном парке Смоленское Поозерье с 14 по 21 июля 2016 г. и организованном Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения совместно со Смоленским областным детско-юношеским центром туризма, краеведения и спорта.

Teaching and research activities of students the author is described as a special form of organization of educational process in the base, which is an independent research work aimed at the acquisition of new knowledge. It is shown that the principles of active learning, which is characterized by the integration of the academic, scientific and professional activities, are embodied in the concept of contextual education. The active form of organization of educational-research activities of the national gathering (camp), young tourists (historians, ethnographers, ecologists) is described. The program of teaching and research activities of students at the 21st national rally of young ethnographers, tourists (historians, ethnographers, ecologists), held in the National Park Smolensk lakes in 2016 is represented.

Ключевые слова: учебный процесс, учебно-исследовательская деятельность, походы, экспедиции, туристские лагеря, активное обучение, поисковая работа, полевые учебно-исследовательские лагеря.

Keywords: educational process, teaching and research activities, camping, expeditions, Hiking camps, active learning, research work, field training and research camps.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся представляет собой особую форму организации учебного процесса. В ее основе лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний [1]. Она способствует формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из активных форм обучения и воспитания давно стали походы, экспедиции, туристские лагеря с исследовательской (краеведческой) направленностью. Эта форма активного приобщения населения (а не только учащихся) применяется во всем мире (в основном - в экологическом туризме). Принципы активного обучения, которое характеризуется интеграцией процессов учебной, научной и профессиональной деятельности, воплощаются в концепции контекстного образования. В нем основной единицей содержания выступает не некая порция знаний, а проблемная ситуация, связанная с исследованием окружающей действительности [2]. Ее решение должно базироваться на применении необходимых и достаточных знаний из различных областей науки, а не каждой отдельной из них. При этом важно учитывать, что практическая деятельность разворачивается в пространственно-временном континууме, тогда как знания в традиционной школе даются, как правило, в статике, выхваченными из времени и пространства [3]. В последние годы одной из подобных активных форм становятся Всероссийские слеты (лагеря) юных туристов-краеведов (историков, этнографов, экологов).

Впервые слет юных туристов-краеведов (это были туристы-экологи) был проведен ЦДЮТур РСФСР еще в 1991 г. Это была первая попытка в соревновательной форме выявить лучшие группы туристов, активно участвующих в направлении «К тайнам природы» Всесоюзной экспедиции «Моя Родина - СССР». Кроме этого данный слет был призван активизировать учебно-исследовательскую деятельность по природоведческим направлениям школьного

краеведения в тех регионах, где эта деятельность была развита слабо. Однако программа этого первого слета была несколько однобокой. Так, среди специальных заданий на экологическом КТМ 80% так или иначе были географическими. Второй слет (1996 г.) и особенно третий (1997 г.) устранили данный дисбаланс. Программа слета стала базироваться на таких школьных дисциплинах, как экология, биология, география, химия, физика, астрономия.

Начиная с III слета в программе появились два новых направления: «Туристы-краеведы - историки, этнографы» и «Юные геологи». Программы слета по этим разным направлениям организаторы старались стандартизировать. Так, у историков-этнографов появился вид «Разработка историко-этнографического маршрута (экскурсии)». Этот вид соревнований возник по аналогии с «Разработкой экологической тропы» у экологов. Также появилось «Описание краеведческого объекта». А вид «Краеведческий КТМ» был позаимствован из программ слетов «Моя Родина - СССР». Только на тех соревнованиях это называлось «Кросс-поход» и занимало 2 дня.

Начиная с 2001 г. стали проводиться полевые краеведческие лагеря с учебно-исследовательской направленностью. Первый такой лагерь был организован близ пос. Юрино Республики Марий Эл. Хотя надо заметить, что ЦДЮТур РСФСР проводил похожие лагеря с начала 1980-х гг. Но в программе тех лагерей было больше пассивно-репродуктивных познавательных форм, чем активных. Всероссийские детские туристско-экологические экспедиции на озере Селигер стали проводиться с 1997 г. Их программа уже почти соответствовала полевым учебно-исследовательским лагерям. По существу, на наших глазах возникли контуры некой новой школы, некой новой организации учебного процесса, похожей на «Школу радости» знаменитого Песталоцци.

Разрабатывая всероссийские мероприятия краеведческих направлений, Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения учитывает те глобальные процессы, которые идут в современном мире по интеграции и стандартизации всего и вся, в том числе и образа жизни в современном постиндустриальном обществе. Так называемая «глобализация». Эти процессы зачастую входят в противоречие с национальными особенностями народов. Однако процессы этнокультурного сближения народов на территории России и всего бывшего СССР и в других странах в различных сферах культуры протекали и протекают по-разному, а потому раз-

лично соотношение традиционной и современной культуры. Образование единого культурного пространства не означает исчезновения, отрицания культурных традиций как у каждого народа в отдельности, так и в пределах историко-культурных областей. Именно в них находят проявление локальные варианты общественной культуры.

Отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что забвение народных традиций, их утрата грозит распадом этнокультурных связей, потерей национального иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества.

Вытеснение нематериального культурного наследия на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности национальной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. Сдерживание такой негативной тенденции может быть осуществлено путем решения проблемы сохранения единого культурного пространства России, приобщения населения к фундаментальным духовным ценностям, развития творческого потенциала народа.

Поддержка и развитие народной культуры, трансляция лучших образцов духовной культуры последующим поколениям как основы идентификации нации является одной из важнейших обязанностей общества и государства. Лишь объединение в специально организованном и целенаправленном процессе усилий общества и государства позволит нейтрализовать опасную зону культурной деградации, восстановить целостность социокультурного пространства, выработать на основе этнических традиций продуктивные формы государственного и общественного устройства.

Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения совместно со Смоленским областным детско-юношеским центром туризма, краеведения и спорта провел 21-й Всероссийский слет юных краеведов-туристов (историков, этнографов, экологов) в Национальном парке Смоленское Поозерье с 14 по 21 июля 2016 г.

В последние годы наиболее плодотворной формой представляется оптимальное сочетание познавательных, исследовательских методик и туристско-спортивных направлений туристско-краевед-ческой деятельности. Это обеспечивает достижение максимального образовательно-воспитательного эффекта. Причем здесь можно говорить о педагогической системе в подлинном смысле, так как речь идет о массовых формах такой работы.

Важно отметить, что летние слет и лагерь туристов-краеведов неразрывно связаны с ежегодной системой мероприятий. Она включает Всероссийский конкурс учебно-исследовательских краеведческих работ учащихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество», Всероссийскую олимпиаду по школьному краеведению, краеведческие чтения юных краеведов.

Этот цикл стал в последние годы основой, которая обеспечивает учебно-исследовательскую краеведческую деятельность педагогов России программно-методическим материалом, инновационными идеями в области педагогики краеведения. Условия полевого туристского лагеря помогают достичь эффекта более глубокого осознания единства человека и окружающей среды [4]. Интенсивно используются принципы активного обучения, тем самым интегрируя процессы учебной, научной (учебно-исследовательской) и профессиональной деятельности. В условиях полевого туристского лагеря основной единицей содержания выступает не набор определенных знаний, а проблемная исследовательская ситуация. Ее решение базируется на применении знаний из различных наук. Практическая деятельность учащихся и педагогов проходит в развитии, в отличие от организации учебного процесса в школе. Постановка актуальной проблемы и ее разрешение как формы деятельности удалось эффективно перенести и внедрить в исследовательский метод в краеведческих лагерях-слетах.

В 21-м Всероссийском слете юных краеведов-туристов, прошедшем в Смоленской области, приняли участие 19 команд из 12 субъектов Российской Федерации - сборные команды регионов или представители образовательных учреждений республик, краев, областей Российской Федерации, работающие по направлениям туристско-краеведческого движения «Отечество».

Целями слета являлись:

■ выявление лучших экспедиционных отрядов краеведов-туристов Российской Федерации, активизация работы экспедиционных отрядов по комплексному изучению родного края в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество»;

■ обобщение и распространение передового опыта, накопленного туристско-краеведческими, туристско-экологическими объединениями школьников;

■ совершенствование содержания деятельности по направлениям Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».

Программа слета отрабатывалась на Всероссийских комплексных туристско-краеведческих слетах, слетах юных краеведов-туристов с 1996 г. На данный момент эта программа представляется наиболее оптимальной. Она сочетает в себе как обязательные соревнования и конкурсы, которые позволяют выявить победителя в комплексном зачете, так и значительное количество конкурсов и соревнований по выбору - для удовлетворения разнообразных интересов в областях спортивно-туристской и исследовательской краеведческой деятельности той или иной группы юных краеведов-туристов. Нововведение этого года заключалось во включении в общий зачет слета соревнования «Экологическое мини-исследование». В прошлые годы этот вид был «по выбору». Но по единодушному мнению руководителей команд и членов жюри, он был включен в общекомандный зачет.

В основе программы этих слетов лежит учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая представляет собой особую форму организации учебно-воспитательного процесса, опирающуя-ся на самостоятельную поисковую работу, направленную на выявление и приобретение новых знаний [5]. Самостоятельная исследовательская деятельность способствует формированию у школьников опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Программа слета представляет собой на сегодняшний день следующие обязательные виды:

1. Полевая конференция. Учащиеся выступают на ней с докладами по итогам учебно-исследовательских работ, проведенных в своих туристско-краеведческих (туристско-экологических) объединениях.

2. Краеведческий (экологический) контрольно-туристский маршрут.

3. Разработка историко-этнографического маршрута (экологической тропы).

4. Описание краеведческого (экологического) объекта.

5. Обычаи и обряды моего народа (для направления туристы-историки, этнографы).

6. Конкурс представления команд (художественная самодеятельность).

7. Конкурс знатоков-краеведов.

8. Конкурс «Туристские навыки и быт».

9. Конкурс туристско-экологических газет, плакатов (для направления туристы-экологи).

Дополнительная конкурсная программа включает:

а) ориентирование по выбору (лично-командное первенство);

б) технику пешеходного туризма (командное первенство);

в) конкурс туристско-краеведческих газет, плакатов, рисунков;

г) конкурс «Город мастеров (Природа и фантазия)»;

д) конкурс «Народная игра».

Участники выступили с интересными докладами на полевой конференции. На полевой конференции рассматриваются выступления учащихся по программам туристско-краеведческого движения «Отечество». Эти краеведческие исследования часто проводятся в составе группы, но встречаются и индивидуальные исследования, проведенные авторами вместе со своими научными руководителями. Каждая команда может представить до 4 работ. Команде засчитываются два лучших результата.

Большинство представляемых на последних слетах исследований отвечают самым взыскательным требованиям, предъявляемым к учебно-исследовательским работам. Особенно ценны исследования, отражающие какие-либо аспекты многолетних комплексных групповых исследований.

Следующее соревнование «Краеведческий (или экологический) контрольно-туристский маршрут» (ККТМ или ЭКТМ) является одним из самых трудоемких и динамичных в программе слета. Именно в этом соревновании проявляется способность команд показать максимум как туристских, так и специальных научных знаний и навыков. Состав команды - 6 человек без руководителя (не менее 2 девушек).

Общий результат команды определяется суммой баллов, набранных на этапах дистанции, минус штрафные баллы за превышение ОКВ (общего контрольного времени) дистанции. За каждую полную или неполную минуту превышения ОКВ снимается 2 балла.

Если команды набрали одинаковое количество баллов, то преимущество отдается команде, набравшей наибольшее количест-

во баллов на приоритетных этапах (которые будут указаны в информации по дистанции).

Возможные этапы и задания:

1. Оказание доврачебной помощи. Транспортировка пострадавшего.

2. Ориентирование на открытом, обозначенном, маркированном, азимутальном маршруте, движение в заданном направлении и по легенде.

3. Подъем по склону с использованием перил, навешенных судейской коллегией.

4. Спуск по склону с использованием перил, навешенных судейской коллегией.

5. Переправа по заранее уложенному бревну с использованием судейских перил.

6. Движение по жердям (кладям).

7. Переправа вброд.

8. Вязка узлов.

9. Поляна заданий - 1: предлагаются задания по топографии и географии. Определение высоты дерева или строения, расстояния до недоступного предмета, крутизны склона, азимута на предмет и предмета по азимуту. Определение и вычерчивание топознаков, отгадывание топографических ребусов, глазомерная топосъемка.

10. Поляна заданий - 2: предлагаются задания по биологии. Команда работает по системе экспресс-тестов, определяя грибы, растения, животных по карточкам или живые объекты. Для историков-этнографов - упрощенный вариант - по карточкам, а также -объекты Всемирного культурного и природного наследия.

11. Описание народного костюма (ККТМ). Гидрология: описание участка водного объекта, определение качества воды в водоеме (ЭКТМ).

12. Работа со справочной литературой (ККТМ). Описание травостоя и (или) почвы (ЭКТМ).

13. Работа с респондентом - интервью (ККТМ). Описание оврага или обнажения (ЭКТМ).

14. Описание обряда, игры, торжества (ККТМ). Описание животного мира: насекомые, птицы, млекопитающие (ЭКТМ).

15. Описание архитектурного объекта (ККТМ). Определение радиационного фона участка местности (ЭКТМ).

16. Описание мест небрежного сохранения историко-культурного наследия (ККТМ). Описание экологически неблагополучных участков (ЭКТМ).

На этап «Описание народного костюма» необходимы манекен или помощник судьи, одетый в этот костюм. Командам предоставляется возможность описать традиционный народный наряд или современное платье.

Этап «Гидрология» может проводиться как в одной точке, так и в двух или трех.

В первой точке, как правило, это описание органолептических свойств воды (вкус, цвет, запах). Проведение забора воды (поверхностный, донный), определение прозрачности воды, определение показателя рН, температуры воды.

Во 2-й точке проводится описание участка реки (ручья) или пруда. Оценивается правильное описание коренного берега, формы речной долины, береговой растительности, качества водной массы, степени загрязнения, наличия источников загрязнения, наличие позвоночных и беспозвоночных животных. Выполняется работа по определению расхода воды (для реки, ручья).

В 3-й точке проводится описание родника или другого водоисточника. При описании родника (колодца) оценивается: точность определения места расположения на карте, описание характера местности, слагаемые породы, характеристика качества воды, скорость течения, расход воды, обустроенность, описание растительности вблизи, влияние родника на окружающую местность.

На этапе «Работа со справочной литературой» команды за ограниченное время должны найти в справочной литературе определение различных терминов или понятий. Здесь проверяется навык работы с литературой и командное взаимодействие, ибо нельзя ответить вовремя на все вопросы, если не будут задействованы все члены команды.

На этапе «Описание травостоя» команды на определенной территории (площадка 1х1 м) проводит описание травостоя. Оценивается точность и грамотность.

На этапе «Описание почвы» команде предоставляется шурф глубиной до 1,5 м для описания почвы. Оценивается схематический чертеж почвенного разреза в масштабе 1:10, определение названия каждого имеющегося горизонта, описание каждого горизонта (окраска, структура, механический состав, плотность, новообразования, включения, влажность, характер перехода горизонтов).

Следующий этап посвящен у историков-этнографов работе с респондентом, а у экологов - описанию оврага или другого объекта рельефа. На маршруте историко-этнографического направления командам будет предоставлена возможность взять интервью или записать рассказ местных жителей на соответствующую тему. Оценивается умение брать интервью, полно и правильно записывать рассказ информатора.

В определенном месте команда туристов-экологов проводит описание оврага. Оценивается: определение возникновения оврага, высота и характер склонов, описание пород в обнажениях и обрывах, наличие грунтовых и родниковых вод, описание растительности. Команды пытаются определить, наблюдается ли рост оврага, каковы причины этого.

На этапе «Описание животного мира» проводится определение голосов птиц. Команде даются для прослушивания с магнитофона голоса птиц средней полосы России (не более 7), после чего определяется и записывается в карточку видовое название птиц и дается их краткое описание. К краткому описанию относится: классификация (отряд, семейство, род, вид), ареал распространения, миграции, численность, отношение к Красной книге.

Также на второй части этого этапа проводится описание муравейника. Команда определяет на карте место нахождения муравейника, описывается место расположения муравейника, природного ландшафта, форма, размеры, материал, повреждения муравейника, территория обитания муравьев, питание муравейника, описание муравьев.

У историков-этнографов на этом этапе чаще всего проходит «Описание обряда, игры, торжества». Команды по сокращенному варианту описывают одно из предложенных действий, которое перед ними разыгрывают специально подготовленные люди (или демонстрируется видеоролик).

На этапе «Описание архитектурного объекта, традиционной постройки» командам представлено для описания любое находящееся на маршруте строение: храм, усадьба, изба, юрта, сарай и т. п. Необходимо сделать краткое описание.

На определенном участке команда с помощью бытового дозиметра производит три измерения радиационного фона участка местности. Среднее значение записывается в ЗМК. Этап оборудован судейским дозиметром. Допускается применение командного прибора.

На протяжении всего маршрута команды определяют 2 экологически неблагополучных места (экологи) или 2 неблагополучных места сохранения культурного наследия (историки-этнографы), наносят их на карту и дают краткую их характеристику в письменной форме. Оцениваются точность определения места и полнота описания.

Наиболее творческий конкурс на слете - «Разработка истори-ко-этнографического маршрута» или «Разработка туристской экологической тропы». В этом конкурсе команды имеют более всего свободы в выборе объектов, конфигурации экскурсии или тропы, их концепции и т. п.

Группа (5-8 чел.) в течение установленного времени (4-6 часов) разрабатывает вариант экскурсии (историко-этнографического маршрута или экологической тропы) в пределах отведенного полигона в населенном пункте или на природной территории. Командам выдается топографическая подоснова или подробная карта за границами полигона (для обеспечения показа точных границ полигона). Карту-схему тропы в этом случае команды составляют методами топографической съемки. В маршрут включается не менее 5 объектов, и по общему времени вместе с переходами от объекта к объекту он должен уложиться в 1,5 часа. Некоторые объекты предлагались судейской коллегией, другие объекты команды должны были выбрать сами. В результате разработки тропы команды предоставляют необходимые карты-схемы, текстовый и иллюстрированный материал. Допускается использование вспомогательного материала. Затем происходит защита экскурсии (тропы).

При оценке проекта историко-этнографического маршрута (экологической тропы) учитывалось следующее [6].

- Карта-схема историко-этнографического маршрута (экологической тропы) - полнота информации, грамотность картографического исполнения, наглядность, аккуратность.

- Концепция историко-этнографического маршрута (экологической тропы) - грамотность, глубина проработки, учебно-познавательное значение, научная ценность, оригинальность идей.

- Объекты - грамотность описания, подход и методики, емкость и полнота изложения, выводы и предложения по охране и использованию объекта.

- При устной защите историко-этнографического маршрута и экологической тропы оценивается логичность изложения, владение приемами рассказа и показа, иллюстрации.

Юные краеведы на этом конкурсе работают всегда с большим энтузиазмом. Добываются интересные факты из истории и быта жителей, ценные материалы из личных архивов. Оформляются необходимые карты-схемы маршрута, иллюстративный и текстовый материал. Затем каждая команда защищает свой проект маршрута.

Конкурс знатоков-краеведов - часть обязательной конкурсной программы. В конкурсе-викторине, проходящем в два тура, принимают участие от 4 до 8 человек от команды. За каждый правильный ответ участники получают 1 балл. Допускаются ко второму туру все команды. Место команды определяется по сумме баллов, набранных в обоих турах викторины. На последних слетах второй тур викторины проходит в виде командного «брейн-ринга». Это способствует увеличению динамичности и зрелищности конкурса. Участники команды, не задействованные в конкурсе, становятся очевидцами борьбы. Они активно переживают. После каждого вопроса правильные ответы оглашаются ведущим, поэтому все присутствующие становятся как бы участниками конкурса.

Конкурс представления команд (художественной самодеятельности) состоит из рассказа команды о себе и своем регионе с обязательным использованием туристских песен. Время выступления - 10 минут. Критерии оценки включают содержание, авторство, качество исполнения, аккомпанемент, оригинальность.

Конкурс краеведческих (экологических) плакатов (газет) проходит в определенном месте одновременно для всех команд. Редколлегия каждой команды за установленный период времени (2 часа) выпускает газету на судейском листе. В газете представляются рубрики: туристско-краеведческая биография команды, информационный материал о соревнованиях.

Критерии оценки: содержание, художественное оформление, образность, оригинальность.

В конкурсе «Описание краеведческого объекта» участникам, как правило, предлагается описание храмов, усадеб, памятников архитектуры. Альтернативным заданием для данного конкурса является атрибуция (описание) отдельных предметов музейного значения (музейных экспонатов).

Как и в последние годы, очень интересно прошли конкурсы «Обычаи и обряды моего народа», «Представление и описание народной игры». Участники продемонстрировали не только глубокое

знание материала, но также вдохновение, артистизм, погружение в народный творческий дух.

Если касаться результатов слета, то надо отметить, что, как и в предыдущие годы, отличную подготовку продемонстрировали юные краеведы-туристы из Московской области, республик Башкортостан и Марий Эл. Но на этот раз в общекомандном зачете по направлению историки, этнографы первое место заняли юные краеведы из города Ростова Великого Ярославской области. Эта команда впервые приняла участие в слете в 2003 г., заняв 16-е место. Долго она шла к верхним местам в итоговой таблице. И вот наконец - заслуженный успех. Ростовчане были ровно и хорошо подготовлены по всем видам программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе место заняла команда из г. Белорецка Республики Башкортостан, опровергнув тем самым мнение некоторых экспертов, что прошлые успехи являлись лишь следствием стечения обстоятельств.

Третье место в общекомандном зачете заняла еще одна команда Ярославской области - из села Мокеевское, добивающаяся в последние годы стабильного результата.

По туристско-экологическому направлению второй год подряд очень сильно выступила команда из города Ростова Великого Ярославской области, уверенно заняв первое место в общекомандном зачете. Успешно выступили команды юных туристов-экологов из республик Марий Эл и Башкортостан.

Хорошо были подготовлены команды ДЮЦ «Турист» г. Мытищи, Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга, города Верхняя Сысерть Свердловской области, Центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Брянска, Детско-юношеского центра туризма, краеведения и спорта Смоленской области, Центра детского и юношеского туризма и экологии г. Дубна, Центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Чудь», Центра внешкольной работы» Куньинского района Псковской области.

Целенаправленная работа, проводимая центрами туризма и краеведения в этих субъектах Российской Федерации, позволила значительно опередить представителей других регионов.

Всероссийский слет туристов краеведов выходит за рамки обычного туристского слета школьников. Поэтому среди целей и задач, стоящих перед организаторами, отметим следующие:

- слет юных туристов-краеведов должен был проводиться не просто как соревнование, а как некий фестиваль юных краеведов России, обеспечивающий живое творческое общение, обмен опытом, взаимное погружение в жизнь отдельных поселений, регионов, в жизнь всей страны;

- слет - это смотр достижений, анализ содержания и результатов в поисковой, учебно-исследовательской работе юных краеведов России;

- слет должен помогать выявлять и поддерживать ищущих педагогов, активно реализующих данные образовательные программы, показать регионы России, в которых краеведение является составной частью учебно-воспитательной работы школ и учреждений дополнительного образования, а региональное руководство уделяет краеведению особое внимание;

- слет призван объединить педагогов и педагогические коллективы, для которых воспитательная система построена на различных направлениях краеведческой работы. Деятельность эта проводится под единой объединяющей социально значимой целью внедрения в повседневную практику педагогически организованной учебно-исследовательской составляющей;

- слет должен проводиться в такой форме, которая обеспечила бы взаимное обогащение краеведческих направлений исследовательской работы с детьми в различных областях человеческой деятельности;

- слет - это обучение юных краеведов новым исследовательским умениям и навыкам по различным исследовательским направлениям и различным исследовательским технологиям через систему уроков на местности;

- слет также играет роль своеобразного педагогического совета педагогов-краеведов России, где проводится обмен опытом, сопоставление и корректировка краеведческих программ внешкольной работы с детьми, координация деятельности образовательных коллективов и другой методической работы.

Организация подобного слета - довольно кропотливая работа. Необходимо провести подготовку на местности, обеспечить работу служб, привлечь к работе людей, способных вести участников по всем тем многочисленным этапам, обеспечивающим уникальность исследовательских, культурологических и спортивно-туристских конкурсов. А инструкторы-педагоги дополнительного образования

должны обеспечить не только безопасное прохождение этапов, но и высококвалифицированное обучение юных краеведов. Организаторы слета смоляне отлично справились с поставленными перед ними задачами.

Участники лагеря-слета были очень довольны приемом, насыщенностью программы, проведенными соревнованиями. Они почти единодушно высказались за обязательное продолжение подобных программ. Всеобщее пожелание - на слет должна вернуться обучающая программа не менее чем 7 дней, а затем 7 дней -слет. Об особом духе дружбы, царившем на слете, интересной и разнообразной программе красноречиво говорили многие участники и педагоги по окончании слета.

Примечания

1. Горский В. А., Смирнов Д. В., Русских Г. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников : монография. М. : Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», 2010. 151 с.

2. Горский В. А., Смирнов Д. В. Интеграция общего и дополнительного образования: метод. рекомендации / под науч. ред.: В. А. Горского ; авт.-сост. В. А. Горский, С. В. Ким, Д. В. Смирнов ; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». М. : УРАО ИСМО, 2011. С. 47-69.

3. Озеров А. Г. Историко-этнографические исследования учащихся : [учеб.-метод. пособие] / Федер. агентство по образованию, Федер. центр дет.-юнош. туризма и краеведения, Союз краеведов России. М. : ФЦДЮТиК, 2007. 157 с.

4. Маслов А. Г. Полевые туристские лагеря : учеб.-метод. пособие / А. Г. Маслов, Ю. С. Константинов, И. А. Дрогов. М. : Владос, 2000. 151 с.

5. Озеров А. Г. Исследовательская деятельность как форма и метод обучения // Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы / Центр дет.-юнош. туризма и краеведения. М. : ЦДЮТиК МО РФ, 2004. - 151 с.

6. Горский В. А., Смирнов Д. В. Интеграция общего и дополнительного образования: метод. рекомендации / под науч. ред.: В. А. Горского ; авт.-сост. В. А. Горский, С. В. Ким, Д. В. Смирнов ; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». М. : УРАО ИСМО, 2011. С. 47-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.