ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПРОГНОЗЫ
Г.В.Мухаметзянова, д.п.н., профессор, академик РАО, директор Института педагогики и психологии профессионального образования РАО; Н.Б.Пугачева, д.п.н., зав. лабораторией Института педагогики и психологии
профессионального образования РАО
Тема охраны здоровья школьников и учащейся молодежи уже не один год является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов, социологов. Появились новые направления научного знания, - ва-леология и психология здоровья, здоровь-еформирующая педагогика, - претендующие на статус научных дисциплин. В то же время понятие «здоровье», несмотря на мнимую простоту его обыденного значения, характеризуется сложностью и многозначностью. В этом понятии отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека. Только в теории медицины существует около 80 определений здоровья человека, сформулированных представителями различных научных школ. Проводя анализ сущностных признаков здоровья, выделенных разными авторами, П.И.Калью [8] разделил все многообразие трактовок понятия «здоровье» на четыре модели:
1. медицинская модель здоровья, которая содержит сугубо медицинские признаки и характеристики. Согласно этой модели, здоровье рассматривается как отсутствие болезней и их симптомов.
2. биомедицинская модель, в которой здоровье понимается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.
3. биосоциальная модель, включающая в себя как биологические, так и социальные признаки здоровья в их единстве и взаимообусловленности, при приоритетном значении медико - биологических признаков.
4. ценностно - социальная модель, рассматривает здоровье как физическое, психологическое и социальное благополучие.
По нашему мнению, организм человека является многокомпонентной сложно - организованной динамичной системой. Поэтому, здоровье не может характеризоваться каким - либо одним признаком или их совокупностью, а является многомерным понятием. При рассмотрении понятия «здоровье» необходимо применять системный подход. Системный анализ здоровья и здорового образа жизни как условия его сохранения представлен в работах известного отечественного теоретика медицины Ю.П.Лисицына [11]. По мнению Ю.П.Лисицына, основной недостаток большинства подходов к определению понятия «здоровый образ жизни» заключается в их односторонности, и, по существу, сводится к гигиенической программе существования человека. Эту ограниченность социально-медицинских представлений о здоровом образе жизни, условиях его формирования и развития, по его мнению, можно избежать, если в анализ понятия «здоровый образ жизни» включить социально - философский аспект.
Близкий по контексту, но более глубокий по содержанию, взгляд на проблему здоровья изложен в социокультурной концепции здравоохранительной деятельности В.И.Гувакова [4]. Он считает, что организованная здравоохранительная деятельность является одной из форм социального управления. Отличительной особенностью традиционного направления здравоохранительной деятельности, по мнению
В.И.Гувакова, является формирование концепций здоровья на основе взаимообусловленного сочетания медико - биологического знания и ориентации на человека как объект деятельности. Социокультурные изменения середины XX в. потребовали ориентации концепций здоровья на человека как субъекта здравоохранительной деятельности.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (1948 г.) здоровье рассматривается как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.
Под телесным или физическим здоровьем понимается состояние, при котором наблюдается совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам среды.
Душевное или психическое здоровье -это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. По мнению Г.С.Никифорова отражением психического здоровья является адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно-полезное дело, освоение культуры потребления материальных благ, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.
Социальное здоровье человека заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Критерии социально-психологического здоровья человека - это идентификация своего физического и психического «Я»; позитивная критичность к себе и собственной деятельности и ее результатам; соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; способность к позитивному планированию своей
жизнедеятельности и реализации этого плана, изменению способа поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций. В юношеском возрасте важной составляющей социального здоровья, связанной с адекватным восприятием социальной действительности и адаптацией к общественной среде, является профессиональное самоопределение.
А.Г.Щедрина выделяет шесть параметров, наиболее тесно связанных со структурой здоровья, основу которой составляет стабильность гомеостаза, поддерживаемая через адаптивность и саморегуляцию: уровень и гармоничность физического развития, резервные возможности основных физиологических систем организма, уровень иммунной защиты, отсутствие дефектов развития, уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, способность освобождаться от метаболитов
[19].
Таким образом, можно выделить следующие характерные особенности современного понимания проблематики здоровья:
1) междисциплинарный статус проблемы, который проявляется в попытках различных исследователей рассматривать здоровье как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия;
2) необходимость системного подхода к рассмотрению феномена «здоровье», т.к. оно не может быть сведено к простой сумме нормативных показателей, поскольку представляет собой качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности;
3) признание социокультурного происхождения содержания понятия «здоровье», когда оно все чаще рассматривается не как «натуральный» естественный феномен (состояние организма и психики), а как достаточно сложный артефакт, обусловленный как современными культурными дискурсами (концепциями, картинами мира, зна-
ниями), так и социальными институтами и технологиями.
Анализ специальной литературы показал, что широкие и разнообразные трактовки понятия «здоровье» порождают определенные трудности. Такое состояние теории, несомненно, сказывается на решении проблемы построения здоровьеформи-рующего образования. Мы предлагаем рассматривать здоровье как социально-культурный символ, задающий образ человека (идеал), способного не только существовать в рамках определенной культуры, но и поддерживать ее своей непосредственной жизнедеятельностью и достижением благополучия. В этом случае «нездоровье» - это образ человека, который сознательное или бессознательное не принимает системы ценностей (полностью или частично) конкретной культурно-исторической общности, и, как следствие, не способен быть благополучным. При такой трактовке здоровья проблема его сохранения и укрепления переходит из информационно - профилактического подхода в организацию системы учебно-воспитательной работы с учетом медико-психологических и социально-культурных факторов.
В понятие «здоровый образ жизни», как
мы полагаем, входит соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности формы досуга, соблюдение правил психогигиены. Совершенно очевидно, что нарушение хотя бы одной из этих составляющих не только негативно отражается на состоянии здоровья человека, но и может свести на нет усилия по его сохранению и укреплению. Таким образом, проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за рамки здравоохранения и требуют комплексного подхода к своему решению.
Важной составляющей этой проблемы является здоровье учащихся и студенческой
молодежи. В современных условиях развитие образования сопровождается воздействием целого комплекса средовых факторов (возрастание интенсивности информационного потока, широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, социально-
экономический прессинг и др.), негативно влияющих на состояние физического, психического и репродуктивного здоровья обучаемых. Процесс обучения требует от учащихся больших умственных, психоэмоциональных и физических затрат. Стало очевидно, что объектами развития личности обучаемых являются ее интегральные характеристики: не только знания, умения, навыки, но и психофизиологические свойства. Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить факторы риска нарушения здоровья детей, подростков и студенческой молодежи, но и проранжировать их по значимости и силе влияния. С большим отрывом первые два места занимают стрессовая ситуация оценивания и интенсификация учебного процесса. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию, 40% относятся к группе риска. У школьников с первого по восьмой класс в 6 - 12 раз нарастают изменения органов слуха и зрения, в 10 раз - нарушения опорно-двигательного аппарата, в 15 раз - центральной нервной системы. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение психических нарушений у школьников. Особой проблемой в последние годы стали социальнозависимые болезни. По данным специальных исследований НИИ психиатрии РАМН, распространенность основных форм психических расстройств среди детей и подростков с начала 1990-х гг. по 2002 г. возросла на 30% [7; 15; 17]. В результате 75% школьников имеют существенные отклонения в состоянии здоровья. Исследования, проводимые среди учащейся молодежи показали, что в группе студентов старших курсов больных хрони-
ческими заболеваниями на 10% больше, чем среди перво- и второкурсников. По распространенности среди хронических заболеваний первое место занимают желудочно -кишечные расстройства, второе - болезни верхних дыхательных путей, третье - сердечно - сосудистые и четвертое - заболевания мочеполовой системы. Студенты начальных курсов, попавшие после обучения в школе в новые социальные отношения и условия деятельности, чаще всего не могут мобилизовать адаптационные резервы организма и сильно подвержены стрессу. Поэтому, здоровьеформирование в образовательном процессе не должно ограничиваться представлениями об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья обучающихся. Важное значение имеет сохранение и укрепление социально-психологического здоровья, нарушение которого приводит к патологическим изменениям в психике и личности ребенка, подростка, студента в виде различных невротических нарушений.
Следующий фактор нарушения здоровья обучаемых - это информатизация образования. Контакт человека с компьютером носит комплексный и многоплановый характер. В последнее время медицина столкнулась с новыми терминами: «компьютерный зрительный синдром»; «синдром компьютерного стресса», появление которых связано с отрицательным влиянием компьютера на здоровье человека, особенно при длительной работе с ним.. Есть основания полагать, что уровень эргономической организации рабочих мест и культура отношения пользователей компьютеров к своему здоровью в России существенно уступают зарубежным. Только при серьезном и ответственном отношении к своему здоровью в процессе работы с компьютером можно сохранить работоспособность и не допустимость ухудшения здоровья. Особая опасность компьютеризации для здоровья состоит в том, что вредные факторы воздействуют на человека отсрочено и практически на все органы и системы. Поэтому сегодня приоритетна проблема переосмысления национальной
программы информатизации образования с переходом от акцентуации с экстенсивных показателей компьютеризации на акцентуацию гармоничной и, что самое главное, здоровой личности [2; 3].
Серьезную опасность представляет распространение среди обучаемых таких саморазрушающих видов поведения, как пьянство, наркомания, токсикомания. Количество потребителей наркотических средств прогрессивно увеличивается. Причем подавляющим большинством потребителей становится молодежь. На состояние здоровья обучаемых оказывает влияние неполноценная структура и качество питания; низкое качество бесплатных медицинских услуг и высокая стоимость в платных клиниках; природно-климатические катаклизмы.
Определенное место среди факторов нарушения здоровья занимают общее пренебрежение проблемами охраны здоровья и окружающей среды, снижение уровня санитарно-эпидемиологического обеспечения, низкий уровень самосохранитель-ного поведения обучаемых. Самосохрани-тельное поведение определяется исследователями как система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни индивида. Изучение са-мосохранительного поведения началось на Западе в 1970-х годах. За рубежом оно исследовалось с точки зрения осознания потребителями медицинских услуг их собственной активной роли в создании условий, способствующих улучшению здоровья. В нашей стране впервые термин «самосохра-нительное поведение» стал употреблять А.И.Антонов в конце 1970-х гг. для описания готовности личности к сохранению собственной жизни и здоровья [8; 13]. Комплексное теоретическое и прикладное изучение самосохранительного поведения населения помогло сделать вывод о том, что оно имеет универсальный характер, т.е. является компонентом общего поведения личности во всех сферах жизни и, прежде всего, в области репродуктивного, потребительского поведения. Отношение к
вредным привычкам (алкоголю, курению, употреблению наркотиков) может быть позитивным и негативным. Позитивное са-мосохранительное поведение направлено на сохранение и укрепление здоровья, негативное - на его разрушение [8].
Таким образом, неблагоприятная динамика физического и психического здоровья детей, подростков, учащейся молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования. Ухудшающееся здоровье молодого поколения уменьшает его ресурсы, образовательные возможности [6; 9; 14]. В такой ситуации необходимы новые технологии по формированию здорового образа жизни, повышению уровня самосохрани-тельного поведения у детей, подростков, студенческой молодежи. Однако, опыт работы авторов показывает, что содержание деятельности образовательных учреждений по сохранению здоровья обучаемых чаще всего составляют лечебно - профилактические и информационно - просветительские мероприятия, которые не дают желаемого результата. Вместе с тем можно утверждать, что в педагогической науке и образовательной практике сложились необходимые предпосылки для разработки целостной социокультурной концепции здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения. По нашему мнению, здоровьеформирующая деятельность имеет принципиальное методологическое отличие от здоровьесберегающей деятельности, которая рассматривает здоровье как врожденное биологически данное свойство человека. Задачи, стоящие перед ориентирующейся на такую методологию деятельностью, представляют собой действия, защищающие данные механизмы от нарастающих болезнетворных сущностей (биологических, химических, психических, физических по своему происхождению), и связанные с различно понимаемой профилактикой. В процессе такой здо-ровьесберегающей деятельности происходит глобальная инверсия социально-культурного символа здоровья в принци-
пиально другой символ - болезнь-бытие, образовательная среда подстраивается под индивидуальные психофизиологические особенности обучаемого. Но попытки «подчинить» учебные приоритеты медицинским посредством простого уменьшения учебной нагрузки неизбежно приводят к неадекватности педагогических результатов требованиям социального контекста. В частности, ребенок, сохранивший свое соматическое здоровье в школе вследствие «щадящей» учебной нагрузки, может оказаться невостребованным в жизни. Тем самым, серьезные отклонения в состоянии соматического здоровья настигнут выпускника уже после окончания школы. Основной методологический недостаток существующих проектов здоровьесбереже-ния в процессе учебной деятельности заключается в том, что степень комфортности соматического состояния индивидуума в данное время не позволяет механически экстраполировать это состояние во времени и пространстве, т.к. не принимается во внимание развитие социального окружения, существующего в достаточной мере независимо от данного индивидуума. Более того, как отмечают специалисты, многие здоровьесберегающие нововведения в учебном процессе не имеют достаточного научно-методического обоснования и оценить их эффективность достаточно сложно. По нашему мнению современным учебно-воспитательным учреждениям необходима концепция здоровьеформирую-щего образования, в которой процесс формирования здоровья должен рассматриваться в двух планах: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условии благополучия (физического, психического и социального); во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия (самобытия-здоровья). Здоровьеформирующее образование, мы рассматриваем как педагогический процесс, направленный на формиро-
вание и развитие у всех субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности. В образовательной практике - это может проявляться в формировании у субъектов педагогического процесса:
- способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию чувства компетентности и собственной ценности;
- мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма;
- культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих.
К основополагающим принципам здо-ровьеформирующего образования можно отнести следующее: 1. Принцип комплексности, который предполагает создание межведомственной целостной медико-психолого-
педагогической программы формирования здоровья детей, подростков, студенческой молодежи на региональном, муниципальном уровне и уровне отдельных образовательных учреждений. Основные направления этой программы: 1) система формирования ответственного позитивного отношения к своему здоровью и готовности к здоровому образу жизни у младших школьников; 2) система формирования позитивного психологического и социального здоровья у подростков; 3) система возможной коррекции и придания устойчивости здоровью как целостному интегратив-ному показателю развития личности у молодых людей.
2. Принцип гуманизации, суть которого в установлении гуманистических взаимоотношений между всеми субъектами педагогической деятельности и создании педагогических условий для воспитания гуманных качеств личности в процессе ее разностороннего и гармоничного развития. В образовательной практике гуманизация образования предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессовых ситуаций в ходе учебно-воспитательного процесса, формирование доброжелательности и справедливых отношений в коллективе.
3. Принцип творческой деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, - одна из основных потребностей человека. Л.С.Выготский отмечал, что мозг человека не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит в той или иной степени является насилием. Реализация творческих задач достигается использованием на занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
4. Принцип учета индивидуально - возрастных особенностей обучаемых. Согласно этому принципу необходима дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов формирования здоровья обучаемых во всех его проявлениях.
5. Принцип мотивации образовательной деятельности и здорового образа жизни. Обучаемый - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
6. Принцип аксеологичности (ценностной ориентации). В соответствии с этим принципом необходимо сформировать у детей и молодежи устойчивые мировоззренческие представления об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни как необходимом условии самореализации.
7. Принцип содействия самореализации и самоутверждению субъектов образовательного процесса. В современной педагогической теории образование рассматривается как общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющего собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами. Исходя из этого, неотъемлемой частью организации учебно-воспитательного процесса должны быть занятия по выбору обучающихся, которые способствуют развитию их интересов, склонностей, способностей, профориентации, делают доступными наиболее целесообразные формы осуществления практического обучения, способствуют отбору и проверке нового содержания образования.
8. Принцип соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации учебно-воспитательного процесса, предполагающий нормирование учебной нагрузки, профилактику утомления, обеспечение прочного запоминания, научно обоснованную система повторения.
9. Принцип коррекции нарушений соматического здоровья, включающий использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебно-воспитательного процесса; оздоровительную систему физического воспитания.
10. Принцип педагогической поддержки,
цель которого - разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактики вредных привычек. У В.А.Сухомлинского есть следующие слова: «Я не боюсь еще и еще
раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости воспитанников зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Учебно-воспитательные учреждения могут и должны играть в этом решающую роль.
11. Принцип здорового питания, предполагающий организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания.
Анализ специальной литературы, опыт работы авторов, показывают, что для оптимизации развития здоровьеформи-рующего образования необходима и достаточна совокупность следующих условий:
1. Формирование государственной политики, направленной на развитие у детей, подростков и студентов активной жизненной позиции в области сохранения и укрепления своего здоровья, воспитание у них установки на положительное само-сохранительное поведение. Основу такой политики могла бы составить национальная концепция борьбы за здоровый образ жизни молодежи. Необходимость создания такой концепции признается учеными, считающими, что острота современной демографической и медико - социальной ситуации в России привела к потребности немедленного осуществления целого ряда антикризисных программ в области здравоохранения, способных преодолеть кризис системы охраны общественного здоровья и особенно здоровья молодежи [9; 18]. Одним из пунктов этой концепции может стать рекомендация образовательным учреждениям ввести в учебные программы изучение валеологии [9; 20].
2. Организация валеологического образования, то есть непрерывного процесса усвоения ценностей и понятий, направленных на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, взаимосвязи между ним и валеологической культурой, здоровым образом жизни. Валеологи-ческой образование предусматривает при-
витие и усвоение таких умений, а также соответствующих им валеологический правил и гигиенических норм, которые позволяют человеку принимать ответственные решения, мотивируют его на здоровье и здоровый образ жизни, обосновывают и определяют адекватное поведение здоровой личности. Главнейшая задача валеоло-гического образования и воспитания, на наш взгляд, предполагает единение с культурными ценностями, наукой, искусством, нравственными предписаниями, религией. Нравственно и личностно ориентированный валеологический материал должен отвечать следующим требованиям:
- соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям учащихся;
- использовать реальный жизненный опыт учащихся;
- ставить разнообразные жизненные проблемы, с их постепенным усложнением и определением нравственно - этнических и валеолого - гигиенических критериев;
- опираться на теорию при анализе практической деятельности в области валеоло-гии, экологии, гигиены и с применением правил безопасного поведения;
- развить оценочные и самооценочные суждения воспитанников относительно собственной валеологической культуры и гигиенического поведения.
Цель валеологического образования -не только усвоение валеолого - гигиенических и медико - биологических знаний, но и, прежде всего, воспитание валеологиче-ской культуры, привитие нравственно -этических и эстетических навыков доброго, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и будущих поколений.
2. Организация и проведение исследований с целью определения влияния модернизации образования на здоровье обучаемых и состояния их здоровья на качество образовательного процесса; формирования у обучаемых, педагогов ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни; внедрения в образователь-
ный процесс здоровьеформирующих технологий.
3. Разработка научно - методического сопровождения модульной системы обучения, обеспечивающей каждому учащемуся достижение поставленных учебных целей, самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе, овладение профессионально значимыми навыками и умениями, необходимыми для квалифицированного выполнения работ в рамках освоенной профессии. Модульное обучение позволяет каждому обучаемому достигать запланированных результатов за счет: организации обучения индивидуально, парами и в малых группах; индивидуального темпа продвижения и саморегуляции учебных результатов; изменения формы общения обучающего и обучаемого; оценки по конечному результату, безоценочного контроля внутри учебного модуля, что снимает напряжение, неуверенность, страх перед оценкой. Результаты социологического исследования показывают, что в группах с преподаванием предметов по модульной технологии не зафиксировано ни одного случая испытания учащимися дискомфорта и эмоционального неблагополучия. Модульная технология оказывает позитивное влияние и на преподавателя. Учеными во многих странах мира зафиксировано, что, по мере приобретения и накопления педагогического опыта, даже у лучших педагогов проявляется ярко выраженная неудовлетворенность своим трудом, накапливается психологическая усталость, возникают стрессы, «синдром сгорания учителя», который проявляется в неудовлетворенности профессией, желании сменить ее на другую, более спокойную; снижении уровня контроля над ситуацией; хроническом переутомлении; отсутствии радости жизни [1]. Технология модульного обучения позволяет преодолеть названные проблемы.
4. Организация медико - психолого -педагогического мониторинга здоровья обучаемых, педагогов и создание на его основе компьютерной базы данных. Дан-
ный мониторинг должен быть ориентирован не только на оценку субъективных и объективных факторов формирования здоровья и здорового образа жизни участников педагогического процесса, но и на оценку эффективности структур и элементов здоровьеформирующего образования, существующих в учебно-воспитательном учреждении. На основании результатов мониторинга цели и задачи построения здоровьеформирующего образования должны быть разделены на общие, стратегические и частные.
Таким образом, здровьеформирующее образование возможно только при создании благоприятной образовательной среды для поддержания личностного развития и совершенствования сущностных сил всех участников педагогического процесса, с условным выделением медицинского, психологического и педагогического направлений. Условность выделения направлений здоровьеформирующего образования проявляется в том, что только их единство во времени и образовательном пространстве позволяет говорить о формировании у человека здоровья как целостного медико-психолого-педагогического явления.
Медицинское направление организации здоровьеформирующего образования предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса, просветительную и реабилитационную работу медиков. При этом речь идет не только о привнесении элементов оздоровительной (главным образом медицинской) работы в учебный процесс, но и о соблюдении внешних организационных условий учебного занятия. Мы убеждены, что попытки «подчинить» учебные приоритеты медицинским, посредством, например, простого уменьшения учебной нагрузки вместо оптимизации учебно-воспитательного процесса, неизбежно приведут к неадекватности педагогических результатов требованиям социального контекста.
Психологическое направление организации здоровьеформирующего образования в первую очередь предполагает ком-
плексное, системное психолого-педагогическое сопровождение обучаемого в учебно-воспитательном процессе, которое невозможно без скоординированной совместной работы педагога, психолога и социального педагога образовательного учреждения. Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: предупреждение возникновения проблем развития обучаемого; помощь ему в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями); психологическое обеспечение образовательных программ. Несомненно, что на разных ступенях образования задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка различны. В дошкольном образовании это может быть ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии ребенка, обеспечение готовности к школе. Для начальной школы -определение готовности детей к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и умения учиться. Основная школа - сопровождение перехода учащихся в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости. В старшей школе - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциональных проблем молодыми людьми (самопознание, поиск смысла
жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целепо-логанию, развитие психосоциальной компетентности. Общими аспектами на всех ступенях психолого-педагогического сопровождения является формирование у обучаемых установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом в жизненных различных ситуациях; поддержка здоровья педагога в процессе профессиональной деятельности.
Педагогическое направление здоровье-формирующего образования проявляется, по нашему мнению, в индивидуально -дифференцированном подходе педагогов к обучаемым. В частности это предполагает:
1) наличие в образовательном учреждении различных вариантов учебных программ, учебников и дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения;
2) постоянный систематический анализ и оценка способов проработки учащимися программного материала (не только их эффективность, но и соответствие психофизиологическим особенностям учащихся, оценка их влияния на интеллектуальное и личностное развитие с учетом эмоционально-волевых и интеллектуальных усилий);
3) использование разнообразных форм занятий, современных методов и технологий обучения;
4) переход в условиях образовательного учреждения к многобалльной системе оценивания;
5) особые требования к профессиональной подготовке и личности педагога.
Помимо знания своего предмета он должен обладать специфическими психологическими знаниями и умениями, которые позволят гибко, с учетом реальных индивидуальных особенностей учащихся выбирать методические приемы и средства, оценивать эффективность своей педаго-
гической деятельности. Мы считаем, что только коренная и целостная перестройка всей учебной деятельности учащихся и педагога с соблюдением соответствия медицинским нормам поможет сберечь и укрепить здоровье участников образовательного процесса.
В заключении можно отметить, что оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении самоценности человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Поэтому среди многочисленных проблем современной педагогической науки особую актуальность приобретает проблема развития и саморазвития культуры здоровья обучаемых как важная социально-педагогическая составляющая. От ее решения зависят качество подготовки современных молодых специалистов, развитие и использование интеллектуального потенциала общества, его здоровья.
Литература:
1. Амельченко А.Ф., Захарова С.А., Зимин В.Н., Калашникова Г.А. Модульное обучение как здоровьесберегающая технология II Профессиональное образование, № 7, 2005 г.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Физиолого-гигиеническое и психофизиологическое сопровождение модернизации образования (эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования). М., 2003.
3. Гузенко И.В. Оценка образовательного учреждения в реализации здоровьесберегающих технологий II Профессиональное образование. М.,
2004, № 7. С.33.
4. Гуваков В.И. Здравоохранительная деятельность: Социокультурные и методологические проблемы. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991. - 184 с.
5. Двоеносов В.Г., Шадрин В.М. Индивидуально-ориентированная физическая культура как фактор здорового образа жизни. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2004. - 60 с.
6. Жбанов Т.Н. Формирование основ психологического здоровья у подростков и молодежи II Среднее профессиональное образование. М.,
2005, № 1. С.21-25.
7. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: Обзорная информация. - М.: Медицина, 1988. - 240 с. Кучма В.Р. Медико - профилактические основы обучения и воспитания детей / Руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно - профилактических учреждений, санитарно - эпидемиологической службы. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2005. - 528 с.
8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
9. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции / Учеб. пособие. - М.: Медицина, 1992. - 512 с.
10. Мещеряков А.С., Рожнов Р.В. Профессиональное самоопределение студентов как проявление социального здоровья // Профессиональное образование. М., 2006, № 3. С.14-16.
11. Науменко Ю.В. Проектирование здоровье-формирующего образования // Стандарты и мониторинг. М., 2006, № 2 (март-апрель). С.23-30.
12. Науменко Ю.В. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьесберегающего образо-
вания // Стандарты и мониторинг. М., 2004, № 5 (сентябрь-октябрь). С.46-50.
13. Петров А.Ю., Стригин В.В. Здоровье учащихся и качество профобразования // Профессиональное образование», № 1, 2005 г. С.12-1 3.
14. Рагимова О. Социальное здоровье учащейся молодежи // Высшее образование в России, № 2, 2005.
15. Физиолого - гигиеническое и психофизиологическое сопровождение модернизации образования (эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования) / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. - 96 с.
16. 18.Шепель В.М. Беречь душевное здоровье народа // Профессиональное образование. М., 2006, № 1. С.2-3.
17. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние АМН, 1989. - 136 с.
18. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). - М.: Новая школа, 1996. - 352 с.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА - КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО
РЫНКА ТРУДА
А.А.Чернова, д.п.н., профессор;
Р.И.Аксянов, Волжский государственный инженерно-педагогический университет
Развитие современного общества ставит перед профессиональными образовательными учебными заведениями задачу создания гибкой квалификационной системы профессионального становления рабочего и специалиста, ориентированное на удовлетворение его потребностей в общем, профессиональном, культурном и нравственном развитии, квалификации в соответствии с общественными потребностями и индивидуальными способностями и востребованного на современном рынке труда.
Социальное партнерство, как любой общественный процесс, должно отражать общественную практику и параметры его действия должны способствовать реализации основных целевых установок, заданных обществом. Следовательно, социальное партнерство в системе профессионального образования можно отнести к категории социальных явлений. (не до конца изучена, требующая отдельного и глубокого исследования)
При этом имеем в виду, что в отличие от устоявшегося понимания участ-