Социальное и психологическое здоровье будущего специалиста как фактор эффективности образовательно-воспитательной деятельности профессионального учебного заведения
Боговарова В.А., Масленникова В.Ш.
В статье раскрываются сущностные характеристики и содержание социального и психологического здоровья как компонента социально-психологического благополучия личности будущего специалиста; условия, принципы и методы здоровьеформирующей образовательно-воспитательной деятельности профессионального учебного заведения. Ключевые слова: социальное и психологическое здоровье; социально-психологическое благополучие; здоровьеформирующая деятельность.
Social and psychological health of a future specialist as effectiveness factor of education and upbringing activities of a professional institution. The article describes the essential characteristics and content of social and psychological health as a component of social and psychological well-being of future practitioner's individuality; conditions, principles and methods of health forming education and upbringing activities of a professional institution. Key words: social and psychological health, social and psychological well-being; health forming activities.
Тема сохранения здоровья, его сбережения последние годы является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов, социологов так как, здоровье является ресурсом, социальным капиталом, необходимым человеку для адаптации в новых общественно-экономических условиях. Понятие «здоровье» стало активно рассматриваться в исследованиях по самым разным научным направлениям. Это стало возможным и благодаря тому, что термин оказался «своим» и для житейского и для научного знания, как в академической, так и в прикладной форме. Более того, появились новые направления - валеология, психология и педагогика здоровья, здоровьеформирующая педагогика, претендующие на статус научных дисциплин. В то же время понятие «здоровье», несмотря на мнимую простоту его обыденного значения, характеризуется сложностью и многозначностью. В этом понятии отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека, ибо здоровье не может характеризоваться каким- либо одним признаком или их совокупностью, а является многомерным понятием.
Однако необходимо отметить, что основной недостаток большинства подходов к определению понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», заключается в их односторонности, и, по существу, сводится к гигиенической программе существования человека. Эту ограниченность социально- медицинских представлений о здоровом образе жизни, условиях его формирования и развития, можно избежать, если в анализ понятия «здоровый образ жизни» включить социально- философский аспект.
По мнению большинства исследователей обсуждаемой проблемы, здоровье - это целостное многомерное состояние (включающее позитивные и негативные стороны), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические_и социальные функции.
В целом все исследования позволяют осмыслить проблему здоровья как универсальный феномен человеческой культуры, отражающий ценностные основания определенной социокультурной общности людей.
Как известно, в уставе Всемирной организации здравоохранения (1948) здоровье рассматривается как состояние полного физического, психического, психологического и социального благополучия.
Определение сущности физического, психического, психологического и социального здоровья, их критериев и показателей в разные возрастные периоды является одной из исследовательских задач, решение которой поможет осуществлять мониторинг эффективности государственных мероприятий, направленных на обеспечение повышения уровня благосостояния людей, динамику развития общества в целом, а также эффективность любых образовательных систем.
Под телесным или физическим здоровьем понимается состояние, при котором наблюдается совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам среды. Телесное здоровье измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, физической формой, тренированностью, физической активностью.
Душевное или психическое здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Психическое здоровье, определяется особенностями нейрофизиологической организации психических процессов.
Понятие «психологическое здоровье», рассматривается как динамическая совокупность
психических свойств, обеспечивающих_внутреннюю гармонию личности, возможность
полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.
Критериями психологического здоровья определены: способность к саморегуляции (внутренней и внешней); наличие позитивного образа «Я» и «Другого»; владение рефлексией; потребность в саморазвитии.
Понятие «социального здоровья личности» используется очень редко и слабо разработано. В некоторых исследованиях «социальное здоровье» рассматривается только как здоровье общества.
Использование термина «социальное здоровье человека» позволяет диагностировать эффективность воспитания и социализации, процесса социального развития ребенка, подростка, юношей и девушек, «присвоения общественной сущности человека».
Социальное здоровье отражает внешнесистемные отношения личности со средой. Оно как компонент принадлежит системе внутреннего мира человека и в то же время относится к системе социальной среды - как ее следствие и причина. Если рассматривать модель здоровой личности, то ядром является психическое здоровье, которое в свою очередь влияет на психологическое здоровье, которое, в свою очередь, детерминирует социальное здоровье человека. Взаимосвязь этих уровней здоровья синергетична - состояние и изменение каждого уровня обусловлено характеристиками других уровней.
В нашей концепции «социальное здоровье» определяется как состояние гармонии личностных смыслов человека, взаимоотношений его с другими людьми и деятельности, которая способствует не только самоактуализации личности, но и позитивному развитию других людей, гуманизации социума, общества и культуры в целом. Социальное здоровье рассматривается как оптимальное сочетание гармоний - гармонии личностных смыслов, деятельности, общения и гармонии человека с социумом, способствующее позитивному развитию личности и общества.
Гипотетически основными критериями социального здоровья являются: социально-психологическая адаптированность; самоактуализация; социальная направленность, в основе которой лежат общечеловеческие ценности. Эти критерии выступают основанием для определения показателей социального здоровья разных возрастных групп. В своей совокупности показатели дают исследователю возможность выявить тенденции в развитии личности, предвидеть и предупреждать девиантное поведение, выявлять психолого-педагогические проблемы в здоровье личности детей и учащейся молодежи.
Показатели критерия «социально-психологическая адаптированность»: ценностные ориентации, адекватные общечеловеческим ценностям, умения сотрудничать, вести диалог, разрешать конфликты на основе сотрудничества.
Показатели критерия «самоактуализация»: готовность к самопознанию и саморазвитию, субъектная позиция в общении и совместной социально значимой деятельности (умения целеполагания, планирования, самоконтроля и саморегуляции), креативность.
Показатели критерия «социальная направленность»: социальная мотивация, социальная активность, нравственная самооценка.
Анализ исследований и опыта работы показывает, что содержание деятельности образовательных учреждений по сохранению здоровья обучаемых чаще всего составляют лечебно-профилактические и информационно-просветительские мероприятия, то есть в основном деятельность носит здоровьесберегающий характер. Вместе с тем, хотелось бы сказать, что в педагогической науке и образовательной практике сложились необходимые предпосылки для разработки целостной социокультурной концепции здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения. По нашему мнению, здоровьеформирующая деятельность имеет принципиальное методологическое отличие от здоровьесберегающей деятельности, которая рассматривает здоровье как врожденное биологически данное свойство человека. Задачи, стоящие перед ориентирующейся на такую методологию деятельностью, представляет собой действия,
защищающие данные механизмы от нарастающих болезнетворных сущностей (биологических, химических, психических, физических по своему происхождению), и связанные с различно понимаемой профилактикой. Попытки «подчинить « учебные приоритеты медицинским посредством простого уменьшения учебной нагрузки неизбежно приводят к неадекватности. Педагогических результатов требованиям социального контекста. В частности, личность, сохранившая свое соматическое здоровье в учебном заведении вследствие «щадящей» учебной нагрузки, может оказаться невостребованной в жизни. Тем самым серьезные отклонения в состоянии соматического здоровья могут настигнуть выпускника после окончания учебного заведения. Основной методологический недостаток существующих проектов здоровьесбережения в процессе учебной деятельности заключается в том, что в ней не принимается во внимание развитие социального окружения, существующего в достаточной мере независимо от данного индивидуума и обуславливающего наличие у него высокого уровня жизнеспособности.
Поэтому, по нашему мнению современным учебно-воспитательным учреждениям необходима концепция здоровьеформирующего образования, в которой процесс формирования здорового образа жизни должен рассматриваться в двух планах: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условия благополучия (физического, психического и социального); во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия (самобытия здоровья).
Таким образом, здоровьеформирущее образование мы рассматриваем как педагогический процесс, направленный на формировании и развитие у всех субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности.
В образовательной практике это может проявляться в формировании у субъектов:
-способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию компетентности и чувства собственного достоинства и ценности;
- мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы «накопления здоровья к особенностям своего организма;
-культуры здоровья, направленной на ответственное отношение, как к своему, так и здоровью окружающих, стремление сохранить и приумножать свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.
К основополагающим принципам здоровьеформирующего образования можно отнести следующие:
-принцип комплексности, который предполагает создание межведомственной целостной медико-психолого-педагогической программы формирования здоровья детей, подростков, студенческой молодежи на региональном, муниципальном уровне и уровне отдельных
образовательных учреждений. Основные направления этой программы: 1) система формирования ответственного позитивного отношения к своему здоровью и готовности к здоровому образу жизни;2) система формирования позитивного психологического и социального здоровья;3) система возможной коррекции и придания устойчивости здоровью как целостному интегративному показателю развития личности у молодых людей.
- принцип гуманизации, суть которого в установлении гуманистических взаимоотношений между субъектами педагогической деятельности и создании педагогических условий для воспитания гуманных качеств личности в процессе её разностороннего и гармоничного развития. В образовательной практике гуманизация образования предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессовых ситуаций в ходе учебно-воспитательного процесса, формирования добожелательности и справедливых отношений в коллективе.
- принцип творческой деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, одна из основных потребностей человека. Л.С. Выготский отмечал, что мозг человека не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов прошлого опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит в той или иной степени является насилием. Реализация творческих задач достигается использованием на занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
- принцип учета индивидуально-возрастных особенностей обучаемых. Согласно этому принципу необходима дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов формирования здоровья обучаемых во всех его проявлениях.
- принцип мотивации образовательной деятельности и здорового образа жизни. Обучаемый - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально включен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
- принцип аксиологичности (ценностной ориентации). В соответствии с этим принципом необходимо сформировать у детей и молодежи устойчивые мировоззренческие представления об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни как необходимым условием самореализации.
- принцип содействия самореализации и самоутверждению субъектов образовательного процесса. В современной педагогической теории образование рассматривается как общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющего собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетическими и социальными программами.
Исходя из этого, неотъемлемой частью организации учебно-воспитательного процесса должны быть занятия по выбору обучающихся, которые способствуют развитию их интересов, склонностей, способностей, профориентации, делают доступными наиболее целесообразные формы осуществления практического обучения, способствуют отбору и проверке нового содержания образования.
- принцип соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации учебно-воспитательного процесса, предполагающий нормирование учебной нагрузки, профилактику утомления, обеспечения прочного запоминания, научно обоснованную систему повторения.
- принцип коррекции нарушений соматического здоровья, включающий использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебно-воспитательного процесса; оздоровительную систему физического воспитания.
- принцип педагогической поддержки, цель которого - разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактики вредных привычек.
- принцип здорового питания, предполагающий организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания.
Анализ специальной литературы, опыт работы, показывают, что для оптимизации развития здоровьеформирующего образования необходимы следующие условия:
-формирование государственной политики, направленной на развитие у детей, подростков и студентов активной жизненной позиции в области сохранения и укрепления своего здоровья, воспитание у них установки на положительное самосохранительное поведение.
- организация валеологического образования и воспитания, то есть непрерывного процесса усвоения ценностей и понятий, напрвленных на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, взаимосвязи между ним и валеологической культурой, здоровым образом жизни.
- организация и проведение исследований с целью определения влияния модернизации образования на здоровье обучаемых и состояния их здоровья на качество образовательного процесса; формирования у обучаемых, педагогов ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни; внедрения в образовательный процесс здоровьеформирущих технологий.
- разработка научно-методического сопровождения модульной системы обучения, обеспечивающей каждому учащемуся достижение поставленных учебных целей, самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе, овладение профессионально значимыми навыками и умениями, компетенциями, необходимыми для квалифицированного выполнения работ в рамках освоенной профессии.
- организация медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья обучаемых, педагогов и создание на его основе компьютерной базы данных.
Литература:
1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналит. обзор / Н.Р. Битянова; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. — 46 с.
2. Богомолова Л.В. Здоровьесохранные процессы в образовательном учреждении: содержание и перспективы / Л. В. Богомолова. - М., 2004. - 186с.
3. Даниленко О.И. Душевное здоровье в контексте культуры: Автореферат дисс.доктора культурологии. -СПб, 2000. - 38 с.
4. Зобов P.A. Социальное здоровье и социализация человека: Учебное пособие для вузов / P.A. Зобов, В.Н. Келасьев; Фак. социологии С.-Петерб. гос. ун-та. Санкт-Петербург: Химиздат, 2005. - 168 с.
5. Социальное здоровье как основа обеспечения социально-психологического благополучия студента. Основные направления интеграционных процессов обучения и воспитания в учреждениях профессионального образования: научный доклад/ исполнитель: доктор педагогических наук, профессор В.Ш.Масленникова; под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Г.В Мухаметзяновой.- Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2010.-38с.