УДК 371.78 ББК 88.48
Маджуга Анатолий Геннадьевич доктор психологических наук, профессор г. Стерлитамак Салимова Роза Мирхатовна кандидат педагогических наук доцент г. Стерлитамак Madzhuga Anatoly Gennadievich Doctor of Psychology,
Professor Sterlitamak Salimova Roza Mirkhatovna Candidate of Pedagogics,
Associate Professor Sterlitamak
Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов на основе инновационного программно-целевого управления Pedagogical Accompaniment of Students’ Health Protection on the Basis of Innovative Accountability Management
Описывается разработанная авторами конструктивная модель педагогического сопровождения здоровьесбережения студентов на основе инновационного программно-целевого управления. В статье приведены результаты применения разработанной модели в практике преподавания дисциплин социальногуманитарного и технического цикла в вузе.
The author describes a developed experimental pedagogical accompaniment model of the students’ health protection. The results of applying this model in the teaching practice are brought forward in the article as well.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, здоровьесбережение, программно-целевое управление.
Key World: pedagogical accompaniment, healtg protection, innovative-accountability management.
В современных условиях развития отечественной высшей школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов во многом зависит от совместных усилий педагогов, социальных работников, психологов, социальных психологов и специалистов в области медицины. В этой связи, возникла потребность разработки педагогических технологий здоровьесбережения студентов в рамках педагогики и психологии высшей школы. Тем более что названная проблема выведена на уровень приоритетных задач отечественного образования: в ныне действующем
законе «Об образовании» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве ведущего принципа государственной политики провозглашён гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.
На наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм организации здоровьесберегающей помощи студентам является специальное педагогическое сопровождение здоровьесбережения обучаемых.
Особенно насущна необходимость осуществления педагогического сопровождения здоровьесбережения студентов в вузе, в связи с тем, что в последние десятилетия интенсифицируется процесс использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Специалисты отмечают, что одной из важных причин проблемы здоровьесбережения является профилизация обучения в вузе, усложнение изучаемых средств и технологий, расширение содержания и теоретизацией обучения, увеличение и без того достаточно большой информационной, физической и эмоциональной нагрузки на студентов [1].
Несмотря на развитие информационных технологий и появление аппаратуры, более безопасной для человека, существенный вред здоровью по-прежнему могут нанести компьютерные средства, традиционно используемые в обучении.
Вместе с тем, практически все новые системы обучения строятся без учёта факторов здоровьесбережения и анализа возможного вреда, который может быть причинен здоровью студентов. Психическому здоровью студентов может быть нанесён вред, связанный с большими объемами и видовым составом информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, их возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации.
В последние годы в современную высшую школу активно внедряются новые средства и технологии обучения, реализуются новые образовательные концепции. Многие инновации в вузе касаются системы учебной подготовки студентов в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Учёные отмечают, что реформирование отечественной системы образования, расширение целей и содержания, усиление интенсивности обучения студентов приводят к повышению учебной нагрузки, актуализируя проблему здо-ровьесбережения (Т.Ф. Акбашев, Е.А. Бабенкова, М.М. Безруких, Е.И. Глебов, С.Б. Гнедов, О.И. Даниленко, И. А. Кувшинов, С.Ю. Лебедченко, Л. А. Леонова, Л.В. Макарова, С.Е. Мансурова, Л.Н. Овчинникова, С.А. Сенников, Н.К. Смирнов, А.Б. Чистов и др.). Кроме того, они подчеркивают необходимость создания педагогической системы практического использования приёмов, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья студентов. В большинстве случаев в вузах применение таких подходов при обучении студентов является нерегулярным и бессистемным, снижая их здоровьесберегающий эффект.
Проблема формирования и поддержки здоровья в вузовской среде приобретает особую актуальность в силу того, что многие выпускники школ приходят с низким уровнем психосоматического здоровья, а у педагогов высшей школы нет чётких ориентиров и возможностей для осуществления полномасштабной воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья студентов, отсутствует универсальная педагогическая технология оздоровления студентов, у многих студентов нет мотивации на ведение здорового образа жизни [2].
Несмотря на то, что исследованием здоровьесбережения студентов занимался целый ряд учёных (Н.П. Абаскалова, М.В. Артюхов, В.И. Бондин, С.Г. Добротворская, В.П. Зайцев, Э.М. Казин, И.Л. Левина, В.В. Марков, Ю.В. Науменко, С.И. Петухов, Г.Н. Сериков, Н.К. Смирнов, В.В. Федоров и др.), в высшей школе все ещё недостаточно внимания уделяется педагогическому сопровождению здоровьесбережения студентов [3;4;5;6;7;8].
Наш опыт показывает, что в образовательный процесс вуза мало внедрены приёмы и методы сопровождения здоровьесбережения обучаемых во многом из-за недостатка специальных знаний у самих преподавателей в области педагогики здоровья, малой информированности о новейших педагогических здоровьесберегающих технологиях.
В формировании основ культуры здоровья у студентов важно учитывать, что у молодёжи высокая позиция здоровья в перечне жизненных ценностей в
реальной жизни легко соотносится с пренебрежительным отношением к нему (об этом свидетельствуют материалы изучения ценностных ориентаций молодёжи, проведённого Центром социологических исследований МГУ).
В наших анкетных опросах, проведённых среди студентов СГПА им. З. Биишевой, также наблюдается определённая диспропорция между осознанием реальной ценности здоровья и конкретными мерами по его поддержанию. Такое положение вещей всецело зависит от того, как к своему здоровью относится сам человек и общество в лице других людей. Особенно сильное влияние оказывает эта социальная общность на юношество.
Организация педагогического сопровождения здоровьесбережения студентов в вузе позволяет сформировать комплексное представление о себе и своём здоровье, сформировать субъектную позицию, обеспечивающую комплексное решение задач сохранения и поддержки здоровья. Прежде всего, это конструктивное взаимодействие педагога и студента, а также использование средств педагогического сопровождения студентов (просвещение, убеждение, тренинги, общение, консультации, подготовка и презентация докладов саногенного характера)[9].
На основе анализа специальной литературы и собственной вузовской преподавательской практики нами была разработана экспериментальная модель педагогического сопровождения здоровьесбережения студентов, реализуемая в процессе обучения, которая нацелена на формирование у обучаемых знаний, умений и навыков здоровьесберегающего характера и состоит из четырех компонентов:
- целевого, обеспечивающего мотивацию и осознание ценности собственного здоровья и здоровья других людей; детализация достижения целей сопровождения оздоровления позволяет подчеркнуть необходимость привития навыков здоровьесберегающего поведения, усвоения валеологических знаний, развития потребности в ведении здорового образа жизни, формирования навыков самоорганизации личности, разумного режима дня, привития навыков использования средств физической культуры в сохранении и укреплении своего здоровья, закаливания организма, тренировки жизненно важных двигательных умений и навыков;
- содержательного, предполагающего моделирование учебного процесса, основанного на использовании информационно-коммуникационных технологий и ресурсов, содержащих валеологические знания, а также подбор, систематизацию и методическое обеспечение учебных материалов, составляющих содержательную основу педагогического сопровождения здоровьесбережения студентов;
- деятельностного, предполагающего деятельностное усвоение знаний о здоровье, методах его развития и сохранения посредством активизации аудиторной и внеаудиторной работы студентов, подготовки и организации презентаций докладов в рамках межпредметного факультатива «Информационные технологии и здоровье» и научно-практического семинара «Здоровьесбереже-ние в традиционных культурах народов мира», когда этнический опыт сохранения здоровья и народные рецепты оздоровления становятся действенным средством формирования и сбережения здоровья;
- оценочного, позволяющего посредством проведения опросов, тестирований, анкетирования, творческих работ, выступлений студентов с собственными докладами перед различными аудиториями проследить образовательную эффективность модели, отследить динамику коррекционной работы по оздоровлению, а также представить результаты исследовательской работы студентов, демонстрирующей развитие навыков аналитической деятельности субъектов сопровождения [10;11;12].
При разработке модели педагогического сопровождения здоровьесбереже-ния студентов в процессе освоения основ знаний в процессе обучения за основу был взят определяющий замысел инновационного программно-целевого управления — построения целостной системы действий с чётко определёнными задачами (схема 1).
Предложенная модель отражает систему взаимодействия педагога и студентов, систему взаимопроникновения информационного обучения и педагогического сопровождения здоровьесбережения, которые обеспечивают приобще-
ние к актуальной культуре информационного и здоровьесберегающего мира средствами вузовского образования.
В названной модели важнейшими основополагающими характеристиками педагогического сопровождения здоровьесбережения студентов являются: организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики; стимулирование мотивации студентов на здоровье и здоровый образ жизни; рост профессионального уровня педагога; умение отслеживать и использовать в процессе организации здоровьесбережения межпредметные связи и др.
Учёт теоретических источников исследования по формированию здоровья студентов и возможности процесса педагогического сопровождения позволили нам определить педагогическое сопровождение здоровьесбережения вузовской молодежи как комплексное, циклическое, непосредственное и опосредованное воздействие компетентного педагога и образовательной среды на студентов в условиях учебно-воспитательного процесса вуза с целью формирования гармонично развитой личности студента, помощи в достижении, развитии и осознанном сохранении их целостного здоровья.
В ходе работы над проблемой нами было определено, что успешность протекания процесса педагогического сопровождения здоровьесбержения студентов зависит от учёта возрастных психофизических, профессиональных, этнических особенностей воспитанников, эффективной реализации педагогического сопровождения здоровьесбережения студентов способствует ценностная ориентация учащейся молодёжи на развитие здоровья и здоровый образ жизни, а также их деятельностная активность как субъектов педагогического процесса здоровьесбережения.
Практическая апробация педагогической модели сопровождения здоровь-есбережения студентов в Стерлитамакской государственной педагогической академии им. З. Биишевой помогла определить, что её эффективной реализации содействует создание специальных психолого-педагогических условий:
- постоянно осуществляемая в ходе учебного процесса ценностная ориентация слушателей на здоровье и его сбережение, мотивация здорового образа
жизни, основанная на актуализации копинг-ресурсов в стратегиях здоровьесберегающего поведения;
- стимулирование деятельностной учебной и внеаудиторной активности студента как субъекта педагогического процесса здоровьесбережения; освоение физических упражнений во время физкультминуток, нацеленность на активный досуг, членство в физкультурно-спортивных, оздоровительных, танцевальных клубах, кружках и группах, иных формах активного здоровьеформирующего досуга; использование образовательных диалоговых форм и методов, нацеленных на гармонизацию внутреннего мира, привитие навыков гармоничного межличностного взаимодействия;
- организация здоровьесберегающей деятельности студентов посредством использования знаний о здоровье, методах его развития и сохранения, использования здоровьесберегающего пласта этнокультурных традиций народов мира, содержащихся в информационно-коммуникационных ресурсах, сети Интернет; деятельная активность студентов по презентации своих докладов по здоровьесбере-жению в детских садах, начальной школе, домах престарелых и инвалидов;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в области охраны и формирования культуры здоровья студентов и информационнокоммуникационных технологий.
Вместе с тем, процесс сопровождения оздоровления предусматривал обращение к базовым педагогическим принципам:
- природосообразности, предусматривающем всемерный учёт возрастных, психосоматических особенностей студентов, социокультурных условий учебного процесса регионального вуза;
- системности, позволяющем сформировать целостную картину мира и гуманистическую систему ценностей, в которых здоровье и нацеленность на его сохранение являются важными жизненными приоритетами;
- культуросообразности, предполагающем учёт современной валеологи-ческой культуры, этнокультурной и социальной среды региона, в которой живут студенты;
- креативности, предусматривающем создание условий для самореали-
зации студентов, самовыражения в творческой деятельности через посредство сбора, осмысления и презентации информации валеологического характера.
Совершенствование системы обучения с учётом необходимости сохранения здоровья обучаемых проводилось исходя из того, что разработанная модель здоровьесбережения предполагает выбор методов обучения, нацеленных на повышение информированности в валеологических вопросах и снижение учебной нагрузки на физическое и психическое здоровье студентов.
Под здоровьесберегающими методами мы понимали деятельность педагога и студентов, направленную на достижение заданной цели обучения и способствующую минимизации отрицательного воздействия на здоровье обучаемых. Среди них наиболее эффективны: лекция, учебная дискуссия, методы демонстрации и иллюстрации, видеометод, практикум, самостоятельная работа. Повышение доли самостоятельной работы в процессе обучения способствует созданию наиболее комфортной среды обучения, оказывающей щадящее воздействие на психофизическое здоровье обучаемых.
Для того, чтобы самостоятельное приобретение знаний не носило пассивный характер, нами была предложена работа в рамках межпредметного факультатива и научно-практического семинара, когда обучаемый вовлекается в учебную деятельность посредством проблемно-поисковых методов. Следует отметить, что лучшей результативности способствует положительная мотивация обучения, удовлетворенность результатами компьютерного поиска, привитие чувства ответственности за своё здоровье.
При разработке авторской концепции здоровьесбережения мы основывались на методологических позициях следующих авторов: Антропова М.В., Апанасенко Г.Л., Апекова В.А., Ахутина Т.В., Кузнецова Л.М., Манке Г.Г., Попова Л.А. Исследования этих авторов были основополагающими и при разработке сценариев и определении методики проведения научно-практического семинара, на котором происходила презентация студентами сообщений и докладов, интегрирующих здоровьесберегающие знания медико-гигиенического и
анатомического характера и таких научных дисциплин, как этнология, биология, психология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, валеология, и др.
Наиболее интересные и научно обоснованные доклады, сопровождаемые демонстрацией иллюстративных слайдов, рекомендовались для прослушивания в различных аудиториях. Студенты, выступившие перед детьми в дошкольных образовательных учреждениях, домах престарелых и инвалидов, по их признанию, и сами острее ощутили ответственность за сохранение своего здоровья, потребность в ведении здорового образа жизни, использовании средств физической культуры в сохранении и укреплении своего здоровья, формировании правильной осанки, навыков гармоничного и доброжелательного межличностного общения.
В процессе разработки и реализации положений педагогического здоровь-есбережения студентов нами, прежде всего, учитывалось, что формирование культуры здоровья выдвигает существенные требования к сохранению психического здоровья студентов, необходимость выработки у них адекватного отношения к информации.
Психическое здоровье - это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Все эти компоненты тесно связаны между собой. Так, плохое самочувствие влияет на поведение человека, межличностные отношения и состояние эмоционально-волевой сферы.
В этой связи в здоровьесберегающей среде усиливается роль информатики, когда у студентов не только вырабатываются навыки работы с информацией, но и появляется необходимость адекватного критического переосмысления информации.
Практика показывает, что духовная просвещённость также помогает пользователям критически отнестись к искажённой, провокационной информации, размещённой в сети Интернет и могущей оказать негативное влияние на здоровье и психику.
Экспериментальная проверка эффективности педагогического сопровождения здоровьесбережения осуществлялась на базе технолого-экономического и фи-
зико-математического факультетов СГПА им. З. Биишевой среди 270 студентов начиная с 2006/07 по 2007/08 учебный год и была направлена на подтверждение эффективности мер по защите психофизического здоровья студентов. В ходе обучения проводились занятия по поиску информации валеологического характера.
На начальном этапе происходило овладение работой с поисковыми системами, собиралась общая информация о системе каталогизации по тематическим разделам, далее осуществлялся осознанный поиск информации.
В ходе экспериментальной работы велись наблюдение и фиксация успешности поиска студентами требуемых информационных ресурсов в ходе занятий, сравнивалось количество предпринятых и успешно завершённых попыток поиска достоверной информации.
Предварительная работа по отбору учебного материала по основам здо-ровьесбережения для осуществления двухэтапного (констатирующего и формирующего) эксперимента предполагала учёт специфики возраста студентов, региональные проблемы гигиены и охраны их здоровья, специфику воздействия информационных технологий и определили содержание, педагогическую концепцию и программу межпредметного факультатива, состоящего из 4 основных разделов:
1. Анатомия и гигиена; охрана физического здоровья и профилактика заболеваний (соматический компонент здоровья);
2. Здоровье и иерархия жизненных ценностей (духовно-нравственный компонент);
3. Здоровье и психоэмоциональная устойчивость (эмоциональный компонент);
4. Социально-ролевая саморегуляция, творческая самореализация, межличностное общение (социальный компонент).
Для творческой реализации приобретенных студентами знаний, умений и навыков был организован кафедральный научно-практический семинар «Здо-ровьесбережение в культурах народов мира».
С этой целью студентами был собран и систематизирован интересный материал по следующим темам: 1) формирование здоровья подрастающих поколений у разных народов; 2) народные рецепты закаливания и оздоровления организма; 3) взаимосвязь климата, экологии и здоровья; 4) психоэмоциональный мир семьи, общины и этноса как основа соматического здоровья; 5) здоровая старость др. После презентации докладов на семинаре лучшие из них были рекомендованы для заслушивания в различных образовательных и социальных учреждениях, руководители которых выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству, отмечая несомненную пользу таких сообщений, их благотворное воздействие на слушателей. Вместе с тем, указанная форма осуществления педагогического сопровождения здоровьесбережения оказалась весьма эффективной и для самих докладчиков.
Поскольку одним из главных показателей гармоничного физического и психического развития являются наиболее значимые составляющие жизнедеятельности: состояние здоровья, поведение, характер общения и межличностного взаимодействия, - в качестве основных критериев сформированности основ здоровьесбережения были избраны: уровень знаний, умений и навыков по основам здорового образа жизни, культура межличностных отношений и психодинамика (тревожность и агрессивность).
В соответствии с перечисленными основными критериями был определён адекватный им комплекс диагностических методик, направленный на оценку эффективности проводимой экспериментальной работы:
- анкетный опрос, определяющий уровень знаний по теоретическим основам здоровьесбережения и тест на определение степени сформированности умений и навыков ведения здорового образа жизни;
- результаты врачебного контроля за показателями остроты зрения и состояния осанки студентов в процессе экспериментальной работы;
- тест оценки коммуникативных умений, тест В.Ф. Ряховского для оценки уровня общительности, адаптированный к условиям регионального вуза (изучение динамики уровня коммуникабельности и коммуникативных умений воспитанников);
- тест на исследование тревожности Спилберга, шкала ситуационной тревожности и шкала личностной тревожности (изучение динамики уровня тревожности);
- опросник «Басса-Дарки» (диагностика динамики состояния агрессии).
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по реализации модели педагогического сопровождения здоровьесбережения студентов, подтвердили эффективность предложенных организационно-
содержательных условий: увеличился уровень саногенных знаний, умений и навыков на 29% от исходного, и активное их применение в повседневной жизни (частотность по отношению к исходному параметру) увеличилась на 22%. Об укреплении психического здоровья студентов свидетельствовала динамика результатов диагностики тревожности, агрессии, а также динамика уровня коммуникативных умений: соотношение анализируемых состояний к исходным достигло соответственно 33%, 29%, 26%. Об укреплении физического здоровья студентов свидетельствовала и положительная динамика показателей состояния физического развития (данные врачебного контроля и индивидуальных дневников самоконтроля показывают улучшение зрения (снижение патологии с 29% до 25%) и осанки (снижение патологии с 27% до 24%).
Наряду с данными экспериментальной работы, важным показателем эффективности предложенной системы здоровьесбережения являются аргументированные положительные качественные оценки, данные преподавателями других дисциплин, а также родителями некоторых студентов, которые согласились ответить на предложенные им вопросы.
Необходимо также отметить положительное влияние мер здоровьесбере-жения на повышение эффективности обучения в вузе, что подтверждается анализом динамики успеваемости студентов за последние три учебных года: студенты экспериментальных групп на всех факультетах показывают более высокие результаты по сравнению со студентами контрольных групп.
Библиографический список
1. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни [Текст] Предисл. Н.А. Агаджанян. - М.: КЕТОЫКА - А, 2001.
2. Науменко, O. В. Проектирование здоровьеформирующего образования [Текст] // Методист. - 2004. - № 5. - С. 46-50.
3. Лукацкий, М., Остренкова, М. Исходный приоритет образования -здоровье [Текст] // Педагогический вестник. — 2001. - Март № 5. - С. 8.
4. Нагорных, С. А. Возможности формирования здоровья субъектов образовательного процесса в рамках обучения [Текст] // Методист. - 2003. - № 1. - С. 45-46.
5. Колбанов, В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения [Текст].-СПб.: Издательство ДЕАН, 2001.
6. Образование и здоровье. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. № 29 / 2048-6. [Текст] // Вестник образования. - 2002. -№12.-С. 57-71.
7. Рыбачук, Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов [Текст] // Педагогика.- 2003. - № 4.- С. 70-74.
8. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология [Текст] - СПб., 1996.- 352 с.
9. Кружилина, Т., Орехова, Т. Здоровьетворящее образование: Валеологический подход к организации педагогического процесса [Текст] // Основы безопасности жизнедеятельности. - 1997. - № 11. - С. 10-14.
10. Тель, Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении [Текст] - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001.
11. Трещева, О. Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов [Текст] // Здоровье и образование: Материалы Международного конгресса ва-леологов. - СПб., 1999.- С.176-197.
12. Тюмасева, З. Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых [Текст] // Народное образование. - 2003.- № 9.- С. 35 - 42.
Bibliography
1. Dubrovsky, V.I. Valeology. Healthy Life-Style [Text] / Introduction by NA. Agadzhanyan. - М.: RETORIKA - А, 2001.
2. Education and Health. Letter of Education Department of the Russian Federation, March, 28, 2002 , № 29 / 2048-. [Text] // Education Herald. - 2002. -№12.- P. 57-71.
3. Kolbanov, V.V. Valeology: Basic Notions, Terms and Definitions [Text].- SPb.: DEAN Publishing House, 2001.
4. Kruzhilina, T., Orekhova T. Health Saving Education: Valeological Approach to Pedagogical Process Organization [Text] // Life Safety Fundamentals. - 1997. - № 11. - P. 10-14.
5. Lukatsky, M., Ostrenkova M. Health as an Initial Education Priority [Text] // Pedagogical Herald. — 2001. - Март № 5. - P. 8.
6. Nagornykh, S.A. Health Forming Possibilities of Educational Process Subjects Under Teaching Conditions [Text] // Methodist. - 2003. - № 1. - P. 45-46.
7. Naumenko, O.V. Health Forming Education Projecting [Text] // Methodist. - 2004. - № 5.
- P. 46-50.
8. Rubachuk, N.A. Pedagogical Technology of Students’ Health Saving [Text] // Pedagogics.- 2003. - № 4.- P. 70-74.
9. Tatarnikova, L.G. Pedagogical Valeology [Text] / Tatarnikova. - SPb., 1996.- 352 p.
10. Tel, L.Z. Valeology: Theory of Health, Disease and Recovery [T] - М.: LLC «AST Publishing House »; «Astrel», 2001.
11. Treshcheva, O.L. Revisited the System Substantiation of Individual Health and its Components [Text] // Health and Education: Materials of the Valeologists’ International Congress. -SPb., 1999.- P.176-197.
12. Tyumaseva, Z. Тюмасева, З. Natural Education as a Factor of Pupils’ Recovery [Text] // National Education. - 2003.- № 9.- P. 35 - 42.