УДК 76.01.39+378
Г.И. Сопко
канд. мед. наук, доцент, кафедра социальной безопасности, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Ю.К. Бахтин
канд. мед. наук, доцент, кафедра медико-валеологических дисциплин, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
М.В. Пазыркина
соискатель, кафедра медико-валеологических дисциплин, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация. В статье рассматриваются наиболее значимые аспекты здоровьеформирующей подготовки студентов в педагогическом университете. Подчеркивается значение университетского педагогического образования в деле формирования достаточной широты кругозора учащихся, а также значение валеологической подготовки будущих педагогов для решения ответственной государственной задачи - повышения уровня культуры здоровья молодого поколения.
Ключевые слова: культура здоровья, воспитание и формирование культуры здоровья, валеологиче-ская подготовка учителя.
G.I. Sopko, Herzen State Pedagogical University of Russia
Yu.K. Bakhtin, Herzen State Pedagogical University of Russia
M.V. Pazyrkina, Herzen State Pedagogical University of Russia
THE SIGNIFICANCE OF TRAINING TO CULTURE OF HEALTH FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL
UNIVERSITY
Abstract. The most important aspects of tasks, programs and methods in education of students of Pedagogical University are presented. Authors of presented article are accentuated attention of readers on necessity of promotion of culture of health in real professional activity of future schoolteachers.
Keywords: a culture of health, education and forming of culture of health, valeological training of future schoolteachers.
Выпускник педагогического вуза по своему профессиональному предназначению должен уметь формировать высокий уровень общей культуры у учащейся молодежи. Это в значительной степени относится к молодым профессионалам - выпускникам педагогических университетов, получающих фундаментальное и систематизированное высшее педагогическое образование [1].
Под образованием мы (авторы статьи) понимаем системное, целенаправленное и развивающее интеллектуальное воздействие на личность, непосредственно включающее и обеспечивающее обучение, воспитание и развитие человеческой личности, формирующее его кругозор, мировоззрение, знания умения и компетенции [2]. Кроме усвоения знаний, привития умений и навыков, образование способствует разностороннему развитию личности в плане физического, психического, духовного, морально-нравственного, психолого-коммуникативного и социального его компонентов.
Образование педагога непосредственно направлено на воспитание воспитателей, на обучение будущих учителей, - оно касается развития конкретных интеллектуальных свойств обучаемых и нацелено на формирование педагогических знаний и умений у будущих профессионалов системы общего образования. Именно этим молодым специалистам педагогической
профессиональной деятельности предстоит развивать общую культуру молодого поколения. Становится понятной особая, высокая значимость, которая отличает квалифицированный труд профессионалов системы образования.
Культуру, мы (авторы данной работы), представляем как целостную систему знаний, ценностей, достижений, взглядов и приоритетов, сложившуюся иерархию потребностей, а также разнообразие мотивов человеческой деятельности и форм их реализации, которые обобщают опыт прежних поколений и способствуют формированию личностных и общественных убеждений, решений, действий и поступков.
Под медицинской культурой педагога нами (авторами статьи) подразумеваются адаптированные медицинские знания, накопленные и систематизированные обществом, сформированные историческим опытом развития этнической культуры и достижений современной медицины, реализуемые в процессе образовательной деятельности и направленные на предупреждение заболеваний, повреждений и отклонений в развитии, на профилактику их нежелательных последствий, а также на непосредственное оказание первой медицинской помощи больным и пострадавшим [2].
Культура здоровья, являясь составляющей общечеловеческой культуры, опирается, прежде всего, на осознание человеком ценности своего здоровья. Культура здоровья предусматривает принятие принципов сохранения здоровья, а также его укрепления как основополагающих условий успешной социализации и самореализации индивидуума. Культура здоровья человека ориентируется на гармонию всех проявлений его жизнедеятельности, она базируется на гармонии взаимоотношений человека с окружающим его обществом и природой [1, 2].
Основоположник валеологии И.И. Брехман, ссылаясь на Ж.-Б.Ламарка, писал в одной из последних своих работ: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав Земной шар непригодным для обитания» [3]. Естественное чувство авторского протеста против тех допущений, которые изложены в этой фразе, предполагает настоятельную необходимость разработки и применения эффективных, реально действующих барьерных мероприятий для предотвращения кажущейся пока гипотетической - апокалипсической ситуации. Не последнюю роль в этом наборе необходимых профилактических мероприятий призваны сыграть как само валеологическое образование учащихся, так и формируемая на его основе культура здоровья населения.
Принципиальная особенность валеологии заключается в том, что она переносит акцент в решении основополагающих проблем здоровья с чисто медицинских подходов, при которых человек является пассивным потребителем медицинских услуг, на самого человека, на его ответственность за свое здоровье [4, 6].
В развитии и становлении культуры здоровья участвуют такие разделы образовательного процесса, как физическое воспитание, экологическое образование, духовно-нравственное воспитание, культурологическое образование, а также - биологическое, медико-гигиеническое и валеологическое образование. Опираясь на естественнонаучную подготовленность учащихся, всё это может служить основой формирования валеологической и медицинской культуры человека.
При определении содержания образовательных программ, с учетом развития культуры здоровья учащихся, больше внимания следует уделять здоровью и безопасности жизнедеятельности человека, здоровью и девиантному поведению подростков и молодёжи, здоровью и проявлениям асоциального поведения детей и подростков, а также - здоровью и духовно-нравственному воспитанию молодого поколения [6]. Основы целенаправленной ориентации на формирование культуры здоровья при обучении студентов педагогических вузов можно реально осуществлять, закладывая необходимые тематические блоки в соответствующие разделы образовательных программ [1, 2, 5].
Современное реформирование системы высшего педагогического образования предпо-
лагает воспитание поколения педагогов, которое готово решать новые социокультурные задачи, способствующие разностороннему развитию учащихся, без противопоставления образовательного становления развивающейся личности и состояния здоровья человека. Культура здоровья человека, как и образ его жизни, создают базовый уровень общечеловеческой и профессиональной культуры будущего педагога, способствуя, тем самым, формированию здоровьеоб-разующего компонента профессиональной деятельности учителя [7, 8, 9].
Воспитание будущего учителя так же, как и процесс его профессионального становления на базе сформированного в вузе валеологического мировоззрения, - это процесс длительный и сложный, и он, безусловно, нуждается в основательной методологической и методико-педагогической проработке [2, 7, 8]. Как наиболее важные, заслуживают особого внимания следующие аспекты валеологической подготовки студентов в педагогическом университете:
• формирование конкретной мотивации приверженности идеалам здоровья и здорового образа жизни;
• разработка и внедрение наиболее эффективных методов формирования у учащихся устойчивости и иммунитета к негативному влиянию окружающей подростка микросоциальной среды;
• проведение конкретной, валеологически направленной воспитательной работы, особенно в конфликтной молодёжной микросоциальной среде, не принимающей и даже активно отвергающей принципы здорового образа жизни;
• воспитание у студентов независимого, критического типа мышления, с выработкой собственной активной жизненной и профессиональной позиции по отношению к формирующимся - стихийно или инстинктивно - социальным, психологическим или духовно-нравственным приоритетам и ценностям;
• формирование профессиональной психолого-педагогической установки, базирующейся на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию молодежи [2].
В основу воспитательной работы со студентами должно быть заложено формирование у них осознанного стремления к активной жизненной позиции, к сохранению крепкого здоровья, при непременном условии - соблюдении морально-нравственных норм и правил здорового образа жизни.
Культура здоровья - это обширное понятие, которое складывается из целого ряда его составляющих. При этом немаловажное значение в становлении этой культуры принадлежит физическому воспитанию и формированию физической культуры, а также - формированию психологической, гигиенической и медицинской культуры учащихся. Университетское педагогическое образование призвано обеспечить достаточную широту кругозора обучающихся, что необходимо в интересах формирования культуры здоровья будущих педагогов - учителей, воспитателей и организаторов учебно-воспитательного процесса.
Нет никаких оснований сомневаться в том, что повышение уровня валеологической подготовки студентов педагогических университетов будет способствовать решению ответственной государственной задачи - повышению уровня культуры здоровья молодого поколения и, прежде всего, - тех детей и подростков, которые получают образование в широкой сети учреждений обучения и воспитания учащейся молодёжи [8].
Список литературы:
1. Бахтин Ю.К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 397-400.
2. Бахтин Ю.К., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования // Молодой учёный. - 2012. - № 4. -С. 445-447.
3. Брехман И.И. За всенародное движение «Здоровый Мир» // Педагогические вести. -1996. - № 9. - С. 3.
4. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья (Валеопедагогика) // Основы собриологии, валеоло-гии, социальной педагогики и алкологии: (материалы Междунар. семинара). Вып. 12 / под ред. А.Н. Маюрова. - Н.Новгород; Севастополь: Междунар. акад. трезвости, 2003. - С. 25-27.
5. Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Значение формирования здоровьесберегающих компетенций педагога // Школа будущего. - 2013. - № 2. - С. 138-142.
6. Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Формирование здоровьесберегающей компетентности будущего педагога // Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты: материалы междунар. конф., посвященной 10-летию кафедры БЖ ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 27-28 ноября 2013 г. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - С. 135-139.
7. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Основы формирования культуры здоровья в педагогическом образовании // Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - С. 155-159.
8. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Культура здоровья - важнейший компонент народного образования // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - №1 (29). - С. 88-93.
9. Сыромятникова Л.И. Формирование медико-валеологической компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб.: СПбАППО, 2009. - 20 с.