УДК 377.5:378
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЕМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
И.В.Жукова
В статье рассматриваются понятия «здоровье», «культура», «образование», а также проблемы и подходы к процессу формирования культуры здорового образа жизни, представлены здоровьеформирующие модели, цели и условия управления процессом формирования здорового образа эжизни.
Ключевые слова: управление, образование, культура, здоровый образ жизни, здоровьеформирующие модели.
По мнению большинства специалистов, разрешение назревших социально-экономических проблем, достижение опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы возможно лишь при условии сохранения и укрепления здоровья молодых людей. Здоровье является ресурсом, социальным капиталом, необходимым человеку для адаптации в новых условиях [3].
Проведенный анализ сложившихся трактовок понятия формирование здорового образа жизни студентов убеждает в его недостаточной теоретико-педагогической разработанности. Так, В.Ш.Масленникова замечает, что «здоровьеформирующая функция образования отождествляется то с направленностью образования на решение задач сохранения, формирования и укрепления здоровья, то с определенным характером обучения, способным поддерживать имеющийся уровень здоровья субъектов образовательного процесса, то с отдельно рассматриваемыми принципами валеологизации в образовательных системах школы и вуза» [5]. Анализ исследований и опыта работы показывает, что содержание деятельности образовательных учреждений по сохранению здоровья обучаемых чаще всего составляют лечебно-профилактические и информационно-просветительские мероприятия. Вместе с тем, в педагогической науке и образовательной практике сложились
необходимые предпосылки для разработки целостной социокультурной концепции здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения. По нашему мнению, здоровьеформирующая деятельность имеет принципиальное отличие от здоровьесберегающей деятельности, которая рассматривает здоровье как врожденное биологически данное свойство человека. Для поддержания данного свойства нужны действия, защищающие человека от нарастающих вредоносных влияний (биологических, химических, психических, физических по своему происхождению). Негативные результаты образования можно преодолеть путем формирования у студентов ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности к здоровому образу жизни, которая складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; решимости (буду) жить по природосообразным законам. Необходимо переосмыслить образовательно-воспитательный процесс с позиции здорового образа жизни. Для этого все преподаватели должны владеть технологиями формирования у студентов готовности к здоровому образу жизни [2].
В современной концепции модернизации системы образования появился новый раздел «Образование и здоровье», где впервые развивающая личность рассматривается не как «объект педагогического воздействия», а как живой, еще не сформировавшийся человек, страдающий от перегрузок и стрессов больше, чем взрослый. Современный подход к здоровью определяет его с точки зрения системных и индивидуальных позиций, причем констатируется уменьшение роли физической составляющей здоровья и усиление его социальных и нравственных составляющих. В частности, Н.С.Панчук определяет здоровье как потенциальную совокупность биопсихосоциальных возможностей человека, реализуемых в конкретных условиях без потерь в адаптации к жизненной среде. В связи с этим определяющим в становлении здоровья современного человека является культура здоровья - сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального
здоровья человека, складывающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющаяся основой здорового образа жизни и здоровьесозидающей жизненной позиции личности [7].
Понятие «здоровье», как область человеческой культуры, включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно, здоровье -это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом), культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность), культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями), культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями), культуры духовной (способности управлять своей ценностно-смысловой сферой и реализовывать жизненные устремления, связанные с духовным самосовершенствованием) [1].
Относительно определений здоровью можно выделить: здоровье человека - это результат его собственной деятельности; уровень здоровья определяется запасом, объемом жизненных сил человека; путь здоровья - это путь накопления, сохранения и усиления жизненных сил; здоровье - это уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.); здоровье каждого человека находится в зависимости от здоровья окружающих его людей. Система массового образования является одним из механизмов здоровьетворения студента и в целом человечества, ибо почти каждый человек связан с ней всю свою жизнь: когда учится сам, когда учатся его дети, когда учатся его внуки; здоровье есть результат воспитания, а не только лечения, и основным средством научения здоровому образу жизни является образовательная деятельность [6]. Проводя анализ сущностных признаков здоровья, выделенных разными авторами, П.И.Калью разделил все многообразие трактовок моделей здоровья на четыре группы:
1) медицинская модель здоровья, которая содержит сугубо медицинские признаки и характеристики; согласно этой модели, здоровье рассматривается как отсутствие болезней и их симптомов;
2) биомедицинская модель, в которой здоровье понимается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущении нездоровья;
3) биосоциальная модель, включающая в себя как биологические, так и социальные признаки здоровья в их единстве и взаимообусловленности при приоритетном значении медико-биологических признаков;
4) ценностно-социальная модель, которая рассматривает здоровье как одно из главных ценностных оснований жизнедеятельности, необходимую предпосылку для полноценной жизни человека, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, различных видах деятельности; согласно этой модели, здоровье означает физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и дефектов [6].
В.Т.Лисицын в своих рассуждениях исходит из того, что здоровье как целостное состояние человека - это не только совокупность индивидуальных соматических и психических характеристик, но и интеграция социально -экономических черт. По его мнению, основной недостаток большинства подходов к определению понятия «здоровый образ жизни» заключается в их односторонности и, по существу, сводится к гигиенической программе существования человека. Эту ограниченность социально-медицинских представлений о здоровом образе жизни, условиях его формирования и развития, по его мнению, можно избежать, если в анализ понятия «здоровый образ жизни» включить социально-философский аспект [4].
В понятие «здоровый образ жизни», как мы полагаем, входит соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности формы досуга, соблюдение правил психогигиены и т.д. Нарушение хотя бы
одной из этих составляющих не только негативно отражается на состоянии здоровья студента, но и может свести на нет усилия по его сохранению и укреплению. Таким образом, проблемы здоровья и оздоровления студентов выходят за границы здравоохранения и требуют комплексного подхода к своему решению.
Гуманистическая психология в личности здорового человека называет три основных аспекта: - тенденцию к самодетерминации (внутреннюю потребность к самоактуализации); - способность саморегулирования (у человека есть природный ритм развития); - существование внутреннего гармоничного «Я». Все эти аспекты связаны с высшими проявлениями личности, все они социально обусловлены, и все оказывают влияние на других людей, на состояние общественных отношений, т.е. относятся к социальному здоровью человека. Рассмотрим показатели самоактуализированной личности: отсутствие неврозов, психопатических особенностей, психозов или выраженных склонностей к ним; полное использование своих талантов или способностей; спокойствие и уверенность; ощущение принятия, уважения и любви; чувство самоуважения; познавательная мотивация; восприятие реальности; принятие; спонтанность; пиковые переживания; скромность и уважение к окружающим; этика межличностных отношений; цели и средства; чувство юмора; креативность; сопротивление приобщению к культурным нормам; ценностные ориентации; разрешение противоречий. Опираясь на структуру здоровья личности, предложенную Б.С.Братусем, мы распределили эти показатели по уровням здоровья: - к уровню психофизиологического здоровья можно отнести такие показатели самоактуализирующейся личности, как отсутствие неврозов, психопатических особенностей, психозов или выраженных склонностей к ним; восприятие реальности; - к уровню индивидуально-психологического здоровья относятся показатели: полное использование своих талантов или способностей; спокойствие и уверенность; ощущение принятия, уважения и любви; чувство самоуважения; познавательная мотивация; принятие других; спонтанность; пиковые переживания; креативность; разрешение противоречий; чувство
юмора; - к уровню личностного здоровья относятся показатели: этика межличностных отношений; цели и средства; скромность и уважение к окружающим; приобщение к культурным нормам; ценностные ориентации.
Решение современных целей и задач профессиональной подготовки и культуры потребовали иного подхода к обучению и воспитанию студентов технического вуза в контексте социально-педагогических доминант педагогики гражданского мира и согласия, аккумулирующей идеи общепланетарной гуманизации. Поэтому, по нашему мнению, в целях современного управления формированием здорового образа жизни учебно-воспитательным учреждениям необходима концепция здоровьеформирующего образования, в которой процесс формирования здорового образа жизни должен рассматриваться в двух планах: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условия благополучия (физического, психического и социального); во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия (самобытия здоровья). В образовательной практике это может проявляться в формировании у субъектов:
- способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию компетентности и чувства собственного достоинства и ценности;
- мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы «накопления здоровья к особенностям своего организма;
- культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, стремление сохранить и приумножать свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное [8]. Анализ литературы и опыт работы показывают, что
при управлении развитием здоровьеформирующего образования необходимы следующие условия:
- формирование государственной политики, направленной на развитие у детей, подростков и студентов активной жизненной позиции в области сохранения и укрепления своего здоровья, воспитание у них установки на положительное самосохранительное поведение.
- организация валеологического образования и воспитания, то есть непрерывного процесса усвоения ценностей и понятий, направленных на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, взаимосвязи между ним и валеологической культурой, здоровым образом жизни.
- организация и проведение исследований с целью определения влияния модернизации образования на здоровье обучаемых и состояния их здоровья на качество образовательного процесса; формирования у обучаемых, педагогов ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни; внедрения в образовательный процесс здоровьеформирущих технологий.
- разработка научно-методического сопровождения модульной системы обучения, обеспечивающей каждому учащемуся достижение поставленных учебных целей, самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе, овладение профессионально значимыми навыками и умениями, компетенциями, необходимыми для квалифицированного выполнения работ в рамках освоенной профессии.
- организация медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья обучаемых, педагогов и создание на его основе компьютерной базы данных.
Источники:
1. Арипов П.П. Актуальные вопросы модернизации российского образования: сб. науч. Труды 7-ой Международной научно-практической конференции. Таганрог. 31 января 2012 г.
2. Аршанов К.И. Здоровый образ жизни студентов как педагогическая проблема // сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. 10 февраля 2006. С. 57-б2.
3. Высшее образование в XXI веке (по материалам ЮНЕСКО). М. 2004. с. 16-19.
4. Лисицин В.Т. Педагогическое образование и наука. СПб.: ИК «Комплект». 2007. 285 с.
5. Масленникова В.Ш. Социальное и психологическое здоровье будущего специалиста социокультурной деятельности / В.Ш.Масленникова, В.А.Боговарова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. №3. С. 88-9б.
6. Мухаметзянов И.Ш. Проблемы здоровьеформирующего образования. Материалы международной научно-практической конференции. Казань. Издательство «Отечество». 2007. С. 11-14.
7. Панчук Н.С. Формирование здорового образа жизни сберегающей ответственности. М.: Издательство «Академия». 2008. С. 89.
8. Угарова Н.М., Угарова М.А. Мотивационно-психологические условия на реализацию механизмов проектно-развивающего подхода // Казанский педагогический журнал. 2013. № 5. С.107-110.
References:
1. Aripov P.P. Aktual'ny'e voprosy' modernizacii rossiyskogo obrazovaniya: sb. nauch. Trudy' 7-oy Mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Taganrog. 31 yanvarya 2012 g.
2. Arshanov K.I. Zdorovy'y obraz jizni studentov kak pedagogicheskaya problema // sbornik nauchny'h trudov po materialam Mejdunarodnoy nauchnoy konferencii. 10 fevralya 200б. S. 57-б2.
3. Vy'sshee obrazovanie v HHI veke (po materialam YUNESKO). M. 2004. s. 1б-19.
4. Lisicin V.T. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. SPb.: IK «Komplekt». 2007. 285 s.
5. Maslennikova V.SH. Social'noe i psihologicheskoe zdorov'e budusch'ego specialista sociokul'turnoy deyatel'nosti / V.SH.Maslennikova, V.A.Bogovarova // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury' i iskusstv. 2012. №3. S. 88-9б.
6. Muhametzyanov I.SH. Problemy' zdorov'eformiruyusch'ego obrazovaniya. Materialy' mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Kazan'. Izdatel'stvo «Otechestvo». 2007. S. 1114.
7. Panchuk N.S. Formirovanie zdorovogo obraza jizni sberegayusch'ey otvetstvennosti. M.: Izdatel'stvo «Akademiya». 2008. S. 89.
8. Ugarova N.M., Ugarova M.A. Motivacionno-psihologicheskie usloviya na realizaciyu mehanizmov proektno-razvivayusch'ego podhoda // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2013. № 5. S.107-110.
Зарегистрирована: 23.01.2014