Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОРЯДКА И ХАОСА В МУЗЫКЕ. ПРОФИЛИ ДИАГНОСТИРОВАННЫХ И НЕДИАГНОСТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГОВ МУЗЫКИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОРЯДКА И ХАОСА В МУЗЫКЕ. ПРОФИЛИ ДИАГНОСТИРОВАННЫХ И НЕДИАГНОСТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГОВ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ система музыкального стиля / нелинейный процесс / порядок и хаос / теория. / pedagogy / music / musical style system / non-linear process / order and chaos / theory.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахром Худойназарович Мадримов

Статья раскрывает важной прикладной задачей является достоверное прогнозирование системы аккордов в ладовым отношении и взаимодействия порядка и хаоса в музыке. С учетом такой неопределенности создана математическая модель оценивания погрешностей прогнозирования музыкальной разработки на основе нечёткой адаптивной системы, основанной на массиве продукционных правил. Методология исследования объединяет методы композиции и методы нечеткого логического вывода с применением нечетких регуляторов на основе продукционных правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF ORDER AND CHAOS IN MUSIC. PROFILES OF DIAGNOSED AND UNDIAGNOSED STUDENTS MUSIC TEACHERS

The article reveals an important applied problem is the reliable forecasting of the chord system in the modal relation and the interaction of order and chaos in music. Taking into account such uncertainty, a mathematical model has been created for estimating errors in predicting musical development on the basis of a fuzzy adaptive system based on an array of production rules. The research methodology combines the methods of composition and methods of fuzzy inference with the use of fuzzy controllers based on production rules.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОРЯДКА И ХАОСА В МУЗЫКЕ. ПРОФИЛИ ДИАГНОСТИРОВАННЫХ И НЕДИАГНОСТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГОВ МУЗЫКИ»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОРЯДКА И ХАОСА В МУЗЫКЕ. ПРОФИЛИ ДИАГНОСТИРОВАННЫХ И НЕДИАГНОСТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ -

ПЕДАГОГОВ МУЗЫКИ

Бахром Худойназарович Мадримов

Профессор педагогических наук, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает важной прикладной задачей является достоверное прогнозирование системы аккордов в ладовым отношении и взаимодействия порядка и хаоса в музыке. С учетом такой неопределенности создана математическая модель оценивания погрешностей прогнозирования музыкальной разработки на основе нечёткой адаптивной системы, основанной на массиве продукционных правил. Методология исследования объединяет методы композиции и методы нечеткого логического вывода с применением нечетких регуляторов на основе продукционных правил.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ система музыкального стиля / нелинейный процесс / порядок и хаос / теория.

INTERACTION OF ORDER AND CHAOS IN MUSIC. PROFILES OF DIAGNOSED AND UNDIAGNOSED STUDENTS - MUSIC TEACHERS

Bakhrom Hudoinazarovich Madrimov

Professor of Pedagogical Sciences, Department of Music Education, Faculty of Art

History, Bukhara State University

ABSTRACT

The article reveals an important applied problem is the reliable forecasting of the chord system in the modal relation and the interaction of order and chaos in music. Taking into account such uncertainty, a mathematical model has been created for estimating errors in predicting musical development on the basis of a fuzzy adaptive system based on an array of production rules. The research methodology combines the methods of composition and methods of fuzzy inference with the use of fuzzy controllers based on production rules.

Keywords: pedagogy / music / musical style system / non-linear process / order and chaos / theory.

Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Мелодия — единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны. Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. Музыка — истинная всеобщая человеческая речь. Музыка — это искусство, которое сложно описать, зато сама она очень четко передает любое и каждое ощущение души и сердца всего живого.

Крупная форма, это в первую очередь протяженное развитие, глубина замысла, безусловное наличие контрастных образов и связанные с ними специфические исполнительские задачи. Один из самых доступных детскому пониманию видов крупной формы - вариации. Произведения крупной формы (сонатины, вариации, рондо) присутствуют в репертуаре учащихся уже к окончанию первого года обучения. ... Трудно представить музыкальное произведение, которое не делилось бы на части. Самое простое средство придать потоку музыкальных звуков определенную форму, это повторение.

Под музыкальной формой (в узком смысле слова) понимается строение (структура) музыкального произведения. Музыкальное построение - нейтральный термин, означающий раздел музыкальной формы между цезурами. Субмотив -один звук или созвучие между цезурами.

Простая двухчастная форма — музыкальная форма, состоящая из двух частей, первая из которых является периодом, а вторая не содержит форм более сложных, чем период. Делится на репризную и без репризную форму.

Канон в музыке — полифоническая форма, в которой мелодия образует контрапункт сама с собой. Основной технико-композиционный приём, положенный в основу канона, называется (канонической) имитацией. Под «формой» в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Лад в музыке - это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

На основе теоретического анализа были выделены основные средства выразительности в музыке, которыми являются лад, гармония, ритм, темп, динамика, тембр, артикуляция и интонация. Предполагаемый результат: Желание исполнять песни, игры, инструментальное исполнение, умение делать элементарный анализ музыкального произведения.

Главным смысловым зерном мелодии является ее интонация - самая малая смысловая ячейка в музыке, образуемая последовательным слиянием двух и более звуков. У детей особой трудностью в музыкальном воспитании является формирование правильной музыкальной интонации.

Любое изменение в музыке называется его развитием. В самом широком смысле - это высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности (сравни с временной организацией - ритмом). Музыкальная интонация отличается от речевой, фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Выразительная интонация выражает чувства человека. (Оформление стенда - плакаты). Изобразительная интонация изображает явления окружающего мира.

В сравнении с предшествующими «классическим» и «неклассическим» этапами науки переживают своеобразное возвращение к элементам античной рациональности, не ограничивающейся формальной логикой. Значение приобретают внерациональные формы познания, адекватные специфике вероятностных, саморазвивающихся объектов. В переформатировании научного мышления участвуют герменевтические, интерпретация методы, направленные на постижение процессов смысл-о-порождения. Доминантой научного поиска становится транс- дисциплина, объединяющая удаленные сферы познания.

Замкнутая, аналитическими грамматиками форма- композиция стала терять актуальность, потому что она своеобразно осуществляет антропоцентрическую позицию художника. Открытые же, разомкнутые формы в произведениях композиторов реализуют стремление к деперсонализации, в котором романтическая субъективность отступает перед спонтанным растворением в природе-космосе. В них вместо линейной логики, детерминизма, обусловленности процесса развития возникает спонтанно организованная композиция. Открытая форма в неклассическом звуковом пространстве, как полагаем, уже по своему определению, более чем классико-романтические «замкнутые» формы дает основания для ее трактовки. Композиционная модель открытой формы может вмещать в себя элементы эмпатии интерпретатора как синергетического обмена энергией между открытыми системами музыкального текста и истолкователя его смысла. В интерпретации нелинейной композиционной логики прелюдии важность представляет такое синергетическое понятие, как аттрактор (точка или структура, к которой притягиваются неустойчивые элементы системы). В процессе интонационного становления прелюдии происходит вызревание целого на основе глубинной интонации или интонации, которую, как полагаем, можно объяснить с точки зрения принципа часть вместо целого. Диффузность, не дифференцированность восприятия части и целого, характерная для раннего мышления, сменилась в музыкальном мышлении трактовкой образа, в которой вероятность сконцентрирована в сравнительно малой части.

Глубинное действие интонации позволяет охарактеризовать его как необходимое для самоорганизации нелинейной системы малое резонансное

воздействие. При этом одновременно с количественными процессами она обнаруживает присущие нелинейным открытым системам качественные, спонтанные, неожиданные участки, которые, накапливая энергию, кардинально меняют траекторию протекания процессов самоорганизации, создавая неожиданные и непредсказуемые макроскопические свойства.

Педагог, преподающий базовые музыкальные дисциплины в учреждениях разного уровня и профиля. Учитель музыки - одновременно тяжелая и самая важная музыкальная профессия. На музыкальных педагогов ложится нагрузка по передаче фундаментальных знаний ученикам: именно они открывают мир музыки для большинства из нас. Труд учителя музыки может дать разные плоды. Для кого-то он станет началом блестящей музыкальной карьеры, а кому-то поможет сформировать личный культурный фундамент. В зависимости от задач и места работы за общим названием "учитель музыки" могут скрываться специалисты разных профилей. Учителя музыки в общеобразовательных школах ставят целью не столько обучить прикладным музыкальным навыкам, сколько приобщить учеников к богатому миру музыкального искусства, поделиться его сокровищами с теми, кто выберет своей профессией другую специальность. Иные задачи будут стоять перед педагогами музыкальных школ и училищ. Здесь важно не только знакомство с предметом, но и углубленное освоение прикладных навыков, способность определить потенциал ученика и заставить его развиваться.

Всех музыкальных педагогов объединяет одно: они выполняют сложную, трудоемкую и порой неблагодарную работу. Им приходится вести многочасовые занятия, планировать программы и заполнять документы, искать общий язык с учениками и добиваться от них результата. Однако, несмотря на трудности, профессия учителя музыки является одной из самых значимых в мире музыки. Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. В дружном классе, где классный руководитель прислушивается к мнению учеников, учиться намного комфортнее.

REFERENCES

1.Бахром Худойназарович Мадримов Значение экономического образования в национальной программе по подготовке кадров республики Узбекистан. Журнал "Интегративная функция педагогической науки»12.08.2016. Стр. 12-21

2. Бахром Худойназарович Мадримов Развитие музыкальной культуры в Средней Азии. Журнал Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. №2 стр. 138-139 стр.

3. Бахром Худойназарович Мадримов Таълим самарадорлиги -муваффакият омили. "Педагогик махорат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-4/2017 йил. 219-221 бетлар

4. Бахром Худойназарович Мадримов Аждодлар ижтимоий хаётида мусика санъатининг урни. Узбекистон Давлат Консерваторияси. Мусика санъатида анъана ва замонавийлик. 2018/11, 233-236 бетлар.

5. Бахром Худойназарович Мадримов Древнее искусство «ШАШМАКОМА» Бухары в системе музыкального образования студентов. Сборник докладов участников IV Международной научно-практической конференции (26 октября 2018 г.) Часть 1 Белгород 2018 стр. 104-106

6. Бахром Худойназарович Мадримов "XXI аср мусика санъати: муаммо ва ечимлар" Халкаро илмий-амалий конференция материаллари туплами. Тошкент, 2018 йил 5 ноябрь.стр .332-334

7. Бахром Худойназарович Мадримов Мусика маданияти дарсини утишда кулланиладиган айрим методлар. "Педагогик махорат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-3/2018 йил. 223-226 бетлар

8. Бахром Худойназарович Мадримов Вестник интегративной психологии. Выпуск 17. 2018, Международная академия психологический наук. 87-89 стр.

9. Бахром Худойназарович Мадримов Чулпон ва замонавий узбек кушикчилиги. Бухоро давлат университети "Илмий ахбороти" журнали. 2019 йил, 1-сон. 285-287 бетлар.

10 Бахром Худойназарович Мадримов

11 Бахром Худойназарович Мадримов Классический национальный «Маком» и его место в учебном процессе направления «музыкальное образование». Вестник интегративной психологии. Выпуск 19.2019 г. 236-238 ст.

12. Бахром Худойназарович Мадримов Музыкальное искусство и образование: традиции и инновации 2019 г. Стр. 230 -233

13. Бахром Худойназарович Мадримов Умумий урта таълим мактаб укувчиларини мусика маданияти дарсларида эстетик тарбиялаш педагогик. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 5-сон (2019-йил Октябр), 220-223 бетлар.

14. Бахром Худойназарович Мадримов MODERN SCIENTIFIC CHALLENGES AND TRENDS: a collection scientific works of the International scientific conference (30 th April, 2020) - Warsaw: Sp. z o. o. "iScience", 2020. - 246 p.

15. НЭ Рахматов МУЗЫКА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВИД ИСКУССТВА Scientific progress 2 (4), 418-423

16. Бахром Худойназарович Мадримов Skopus: International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Issue 04, 2020 ISSN: 1475-7192

17.Бахром Худойназарович Мадримов.Талабалар тарбиявий ишларини режалаштиришнинг педагогик асослари. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 2-сон (2020-йил апрель), 201-204 бетлар.

18. Бахром Худойназарович Мадримов About the voice songs of the Chulpan. About the voice songs of the Chulpan. ISSJ Theoretical & Applied Science, 04 (84), 434-437

19. Бахром Худойназарович Мадримов Укувчиларга эстетик тарбия беришда узбек мусика фольклорининг ахамияти. Бухоро-2020 й. 6 ноябрь.

20. НЭ Рахматов МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Scientific progress 2 (4), 424-428

21. НЭ Рахматов ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 434-439

22. Бахром Худойназарович Мадримов HISTORICAL STAGES IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK FOLK ART. World Bulletin of Social Sciences (WBSS) Available Online at: Vol. 1 No. 1, December,2020, page 32-33

23. Бахром Худойназарович Мадримов INTERNATIONAL JOURNAL ON INTEGRATED EDUCATION with the title Volume 4, Issue 2, February 2021 121

24. Бахром Худойназарович Мадримов Воздействие узбекского национального певческого искусства и жанра эстрады на сознание современной молодежи. Российский импакт-фактор: 1,84 № 2 (77). Часть 1/2021. 55-58 стр.

25. Бахром Худойназарович Мадримов AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN OF UZBEK MUSIC ANDFOLK SONGS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal (WoS) Vol. 1 No. 01 (2021): wos 62-65

26. Бахром Худойназарович Мадримов Professional Training Is An Incentive For Moral And Aesthetic Education The American Journal of Social Science and Education Innovations Published: February 27, 2021 | Pages: 109-113

27. Бахром Худойназарович Мадримов Факторы нравственно-эстетического становления личности будущего профессионального музыканта. «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal Pages: 576-580

28. Бахром Худойназарович Мадримов Classic national "makom" and its place in the educational process of the direction "musical education" International Journal on Integrated Education February 2021/ Pages: 121-124

29. Бахром Худойназарович Мадримов Маданият ва санъат сохаларида таълим олаётган талабаларни эстетик тарбиялашда Хоразм достонларининг тарбиявий ахдмияти. Узбекистон олимлари ва ёшларининг инновацион илмий-амалий тадкикотлари мавзусида конференция материаллари. Тошкент 2021 йил. 30-32 бетлар.

30. НЭ Рахматов ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ" Scientific progress 2 (4), 429-433

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.