Научная статья на тему 'ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ МОБИЛЬНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ МОБИЛЬНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
96
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ мобильность/ современная музыка/ произведения искусств/ теория. / pedagogy / music / mobility / contemporary music / works of art / theory.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахром Худойназарович Мадримов

В статье раскрыто причины, обусловившие необходимость свершения некоего качественного «скачка» в отечественной музыкальной науке, связаны с теми изменениями. В основном эти изменения имели позитивное содержание: существенное расширение объектной и предметной базы исследований, приведшее к появлению новых отраслей музыкальной науки. Цель статьи повышение научного потенциала – точности дисциплинарной дифференциации, методологической оснащенности, понятийно-терминологической проработанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPAL MOBILITIES OF MODERN MUSICAL WORKS

The article reveals the reasons for the need to make some kind of qualitative "leap" in the domestic musical science associated with those changes. Basically, these changes had a positive content: a significant expansion of the object and subject base of research, which led to the emergence of new branches of musical science. The purpose of the article is to increase the scientific potential the accuracy of disciplinary differentiation, methodological equipment, conceptual and terminological elaboration.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ МОБИЛЬНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ МОБИЛЬНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Бахром Худойназарович Мадримов

Профессор педагогических наук, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыто причины, обусловившие необходимость свершения некоего качественного «скачка» в отечественной музыкальной науке, связаны с теми изменениями. В основном эти изменения имели позитивное содержание: существенное расширение объектной и предметной базы исследований, приведшее к появлению новых отраслей музыкальной науки. Цель статьи повышение научного потенциала - точности дисциплинарной дифференциации, методологической оснащенности, понятийно-терминологической

проработанности.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ мобильность/ современная музыка/ произведения искусств/ теория.

PRINCIPAL MOBILITIES OF MODERN MUSICAL WORKS

Bakhrom Hudoinazarovich Madrimov

Professor of Pedagogical Sciences, Department of Music Education, Faculty of Art

History, Bukhara State University

ABSTRACT

The article reveals the reasons for the need to make some kind of qualitative "leap" in the domestic musical science associated with those changes. Basically, these changes had a positive content: a significant expansion of the object and subject base of research, which led to the emergence of new branches of musical science. The purpose of the article is to increase the scientific potential - the accuracy of disciplinary differentiation, methodological equipment, conceptual and terminological elaboration. Key words: pedagogy / music / mobility / contemporary music / works of art / theory.

Произведение искусства — материальный продукт деятельности человека. В более узком значении к этой категории относят только произведения художественного творчества.

Живопись — наиболее популярный и прославленный в европейской культуре вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью

красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет.

Живопись представляет собой вид искусства, наиболее богатый изобразительными средствами: это не только цвет, вернее отношения хроматических тонов, но и ахроматические тональные отношения (контрасты и нюансы светлого и тёмного), светотеневые градации, графические средства (линия, силуэт), фактура красочного слоя. Искусство живописи по причине столь разнообразных средств тесно связано с картинностью, наглядностью изображения, дающего наиболее полное представление о форме и пространстве изображаемого. Именно этим объясняется популярность этого вида искусства. Поэтому живопись закономерно занимает первое место в академической триаде «изящных» искусств: «живопись, ваяние, зодчество».

Музыкальное произведение (опус) в широком смысле —

всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная_песня или

инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая

ограниченный историческими и культурными рамками

результат композиторской деятельности. Музыкальным произведениям свойственны внутренняя завершённость и мотивированность целого, индивидуальность содержания и формы, за которыми стоит личность автора, детальная фиксация нотной (или другого типа) записи, предполагающая искусство исполнительской интерпретации. Музыкальное произведение как понятие и как способ существования музыки откристаллизовалось сравнительно поздно. И. Г. Гердер и В. Гумбольдт считали законченность не свойственной музыке, определяя сущность последней понятием «деятельность», а не «произведение». За подобным воззрением стояла длительная традиция осознания процесс искусства звуков. Адама из Фульды (1490) музыкального времени заставила назвать музыку «размышлением о смерти». А. Бонавентура считал, что музыкальный опус может быть «красивым и полезным», но не «законченным». Позднее, когда нотный текст в общественном сознании был отождествлён с результатом композиторской деятельности, появилось представление о завершённости звукового целого. Для музыкального авангардизма характерен разрыв с традицией музыкальных произведений; оно заменяется «открытой формой», «событием», «акцией». В наши дни музыкальное произведение как индивидуальная целостность зачастую распадается в стереотипном, «конвейерном» производстве опусов, представляющих массовую музыкальную культуру.

Практика нумерации опусов известна со 2-й половины XVII века. До конца XVIII века опусы использовали издатели для инструментальных произведений

одного жанра, обычно по три, шесть или двенадцать штук для того, чтобы различать их. С конца XVIII века опусы стали использовать композиторы, чтобы помочь идентифицировать свои сочинения. Опусы обычно ставились по мере создания произведений или по мере их публикации. Однако некоторые композиторы использовали опусы непоследовательно или вообще не использовали. Вначале использовали, но потом прекращали практику нумерации своих изданий. Прокофьев назначал новые номера опусов даже к новым редакциям произведений, и неоконченным произведениям.

Аббревиатура означает произведение без номера опуса. Этот термин применяется к без опуса произведениям Бетховена, Р. Шумана и Брамса и составлен музыковедами.

Поскольку перечень опусов не всегда может считаться полным каталогом сочинений данного композитора, каталоги иногда создают музыковеды. Существуют музыковедческие каталоги практически всех известных композиторов.

Музыка — вид искусства. Этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов». Музыкальное искусство обладает уникальным свойством: с помощью звуков оно доносит до слушателя мысли и чувства композитора, воплощенные в художественных образах. Конечно, каждый слушатель по-своему воспринимает и понимает музыкальное произведение, составляет собственное мнение о его содержании и средства выразительности в соответствии со своими взглядами, вкусами, опытом. В каждой сфере художественной деятельности человека классификацию по жанрам осуществляют в зависимости от специфики того или иного вида искусства. Например, портретный жанр, пейзаж, натюрморт выделяют только в изобразительном искусстве. Этюд, песня, романс, пьеса присущи нескольким видам искусства: литературе, музыке и театру. Симфония, соната, увертюра, ария, кантата, оратория, хор - только музыке.

Музыкальный жанр - понятие, которое характеризует распределение музыкального многообразия по роду и виду. Музыкальные жанры классифицируют исходя из их происхождения, условий исполнения, восприятия или по многим другим признакам (содержанию, структуре, средствам выражения, составу исполнителей и т.д.). Разные жанры различают по особенностям их содержания и формы, что обусловлено различными жизненными и культурными целями. Например, ритм, темп, мелодика и другие средства выразительности марша замечательно приспособлены к шагу. Совершенно иная цель у колыбельной песни. Она создана для успокоения малыша, убаюкивания его. Вообще, музыковеды считают марш и колыбельную песню первичными жанрами,

на основе которых в процессе развития музыки возникали и продолжают возникать новые, дополняя многообразную жанровую палитру. По способу выполнения разделяют вокальные музыкальные произведения и инструментальные. Различают четыре вида музыкального искусства, охватывающие определенный круг жанров. Некоторые жанры одновременно могут принадлежать к различным видам искусства. Например, песня и гимн звучат не только в сольном или ансамблевом, но и в хоровом исполнении. Романс определяют и как камерное вокальное произведение, и как инструментальную пьесу певчего характера. Рапсодию относят и к камерно-инструментальной, и к симфонической музыке. Итак, музыка, это искусство, в котором действительность отражается средствами звуковых художественных образов. Оно нацелено, в первую очередь, на эмоциональную и чувственную сферу человека. Вокальное искусство является древнейшим исполнением музыки. Это искусство передачи художественного содержания музыкального произведения средствами певческого голоса. Посредством слов и интонации звучанию придается эмоциональная выразительность. Пение по количеству исполнителей делится на сольное, ансамблевое в виде дуэта, трио, квартета, квинтета и хоровое. Практикуют пение при наличии инструментального сопровождения и без него, при наличии текста и без слов (вокализ). По манере исполнения пение бывает народное, академическое, эстрадное. По тембру и высоте женское пение бывает сопрано, меццо-сопрано, мужское - тенор, баритон, бас.

До эпохи Возрождения инструментальная музыка имела прикладной, служебный характер, сопровождала различные события жизни. Зарождение и появление музыкальных жанров инструментальной и симфонической музыки было закономерным процессом. Инструментальная музыка исполняется на всевозможных музыкальных инструментах. В древности, когда не было вместительных концертных залов, филармоний для импровизированных концертов любители музыки собирались в своих домах. Так сформировалась камерная музыка. Камерная музыка изначально предназначалась для небольшого количества исполнителей. Для нее важно внимание к внутреннему миру слушателя как личности. Современная камерно-инструментальная музыка оформилась в произведениях венских классических композиторов. Развились такие жанры, как соната и ансамбль, в котором главная роль уделяется струнным инструментам. Слово «сюита» переводится как «последовательность», «ряд». Она представляет собой цикл, состоящий из независимых, контрастных пьес, которые объединяет общая художественная идея. Часто вместо названия «сюита» композиторы употребляют название - «партита». В музыке квартет означает ансамбль, который состоит из четырех участников. Наибольшее распространение получил струнный квартет, в котором пара скрипок, альт и виолончель.

Симфоническая музыка охватывает множество инструментальных жанров. Симфонический оркестр объединяет инструменты различных групп, дает богатое разнообразие звуковых фантазий, выразительных средств для воплощения в жизнь самых невероятных замыслов. Симфония включает в себя четыре контрастные части, которые объединены в единую по замыслу композицию. Соната известна в камерно-инструментальной музыке как жанр и как одна из самых продвинутых форм инструментальной музыки. В конце 18 в. на первый план по своему значению вышла фортепианная соната. Фортепиано пришло на смену старинного клавесина и воплотило в себе изысканное богатство мелодичных оттенков. Вместе со стремительной скоростью оно обладает и оркестровым звучанием. Эти качества с успехом использовал в своих фортепианных сонатах Л. Бетховен. Он смог добавить своим произведениям симфонический размах и особую масштабность («Аврора», «Аппассионата»). В конце 18 в. стали появляться первые симфонические произведения отечественных авторов. В это же время стали развиваться все жанры инструментальной музыки -от миниатюры до сонаты и симфонии, что ознаменовало формирование и появление русской композиторской школы. Концерт - имеет два значения. Это большое музыкальное произведение виртуозного характера для солиста и публичное исполнение различных музыкальных произведений. Увертюра -инструментальное вступление к театральному спектаклю (опере, балету, кинофильму или оратории и кантаты). Музыкально - театральные жанры. Балет -союз музыки и хореографии. Содержание, мысли и чувства действующих лиц в балете выражаются средствами музыки и танца. Опера и оперетта - музыкально-драматическое представление, где песни и танцы сочетаются с разговорами, диалогами (музыкальная комедия). Мюзикл - музыкальное представление современной музыки, хореографии, оперетты и оперы. Музыка - это прекрасное художественно организованное звучание. Музыка проходит сложный тернистый путь от создателя к слушателю. Кроме создания и записи музыки, ее необходимо еще воссоздать. Таким образом, мы выяснили, что музыка проходит два этапа профессионального творчества - композиторский и исполнительный.

REFERENCES

1.Бахром Худойназарович Мадримов Значение экономического образования в национальной программе по подготовке кадров республики Узбекистан. Журнал "Интегративная функция педагогической науки»12.08.2016.

Стр. 12-21

2. Бахром Худойназарович Мадримов Развитие музыкальной культуры в Средней Азии. Журнал Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. №2 стр. 138-139 стр.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

3. Бахром Худойназарович Мадримов Таълим самарадорлиги -муваффакият омили. "Педагогик махорат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-4/2017 йил. 219-221 бетлар

4. Бахром Худойназарович Мадримов Аждодлар ижтимоий хаётида мусика санъатининг урни. Узбекистон Давлат Консерваторияси. Мусика санъатида анъана ва замонавийлик. 2018/11, 233-236 бетлар.

5. Бахром Худойназарович Мадримов Древнее искусство «ШАШМАКОМА» Бухары в системе музыкального образования студентов. Сборник докладов участников IV Международной научно-практической конференции (26 октября 2018 г.) Часть 1 Белгород 2018 стр. 104-106

6. Бахром Худойназарович Мадримов "XXI аср мусика санъати: муаммо ва ечимлар" Халкаро илмий-амалий конференция материаллари туплами. Тошкент, 2018 йил 5 ноябрь.стр .332-334

7. Бахром Худойназарович Мадримов Мусика маданияти дарсини утишда кулланиладиган айрим методлар. "Педагогик махорат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-3/2018 йил. 223-226 бетлар

8. Бахром Худойназарович Мадримов Вестник интегративной психологии. Выпуск 17. 2018, Международная академия психологический наук. 87-89 стр.

9. Бахром Худойназарович Мадримов Чулпон ва замонавий узбек кушикчилиги. Бухоро давлат университети "Илмий ахбороти" журнали. 2019 йил, 1-сон. 285-287 бетлар.

10 Бахром Худойназарович Мадримов

11 Бахром Худойназарович Мадримов Классический национальный «Маком» и его место в учебном процессе направления «музыкальное образование». Вестник интегративной психологии. Выпуск 19.2019 г. 236-238 ст.

12. Бахром Худойназарович Мадримов Музыкальное искусство и образование: традиции и инновации 2019 г. Стр. 230 -233

13. Бахром Худойназарович Мадримов Умумий урта таълим мактаб укувчиларини мусика маданияти дарсларида эстетик тарбиялаш педагогик. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 5-сон (2019-йил Октябр), 220-223 бетлар.

14. Бахром Худойназарович Мадримов MODERN SCIENTIFIC CHALLENGES AND TRENDS: a collection scientific works of the International scientific conference (30 th April, 2020) - Warsaw: Sp. z o. o. "iScience", 2020. - 246 p.

15. НЭ Рахматов МУЗЫКА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВИД ИСКУССТВА Scientific progress 2 (4), 418-423

16. Бахром Худойназарович Мадримов Skopus: International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Issue 04, 2020 ISSN: 1475-7192

17.Бахром Худойназарович Мадримов.Талабалар тарбиявий ишларини режалаштиришнинг педагогик асослари. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 2-сон (2020-йил апрель), 201-204 бетлар.

18. Бахром Худойназарович Мадримов About the voice songs of the Chulpan. About the voice songs of the Chulpan. ISSJ Theoretical & Applied Science, 04 (84), 434-437

19. Бахром Худойназарович Мадримов Укувчиларга эстетик тарбия беришда узбек мусика фольклорининг ахамияти. Бухоро-2020 й. 6 ноябрь.

20. НЭ Рахматов МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Scientific progress 2 (4), 424-428

21. НЭ Рахматов ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 434-439

22. Бахром Худойназарович Мадримов HISTORICAL STAGES IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK FOLK ART. World Bulletin of Social Sciences (WBSS) Available Online at: Vol. 1 No. 1, December,2020, page 32-33

23. Бахром Худойназарович Мадримов INTERNATIONAL JOURNAL ON INTEGRATED EDUCATION with the title Volume 4, Issue 2, February 2021 121

24. Бахром Худойназарович Мадримов Воздействие узбекского национального певческого искусства и жанра эстрады на сознание современной молодежи. Российский импакт-фактор: 1,84 № 2 (77). Часть 1/2021. 55-58 стр.

25. Бахром Худойназарович Мадримов AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN OF UZBEK MUSIC ANDFOLK SONGS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal (WoS) Vol. 1 No. 01 (2021): wos 62-65

26. Бахром Худойназарович Мадримов Professional Training Is An Incentive For Moral And Aesthetic Education The American Journal of Social Science and Education Innovations Published: February 27, 2021 | Pages: 109-113

27. Бахром Худойназарович Мадримов Факторы нравственно-эстетического становления личности будущего профессионального музыканта. «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal Pages: 576-580

28. Бахром Худойназарович Мадримов Classic national "makom" and its place in the educational process of the direction "musical education" International Journal on Integrated Education February 2021/ Pages: 121-124

29. Бахром Худойназарович Мадримов Маданият ва санъат сохаларида таълим олаётган талабаларни эстетик тарбиялашда Хоразм достонларининг тарбиявий ахдмияти. Узбекистон олимлари ва ёшларининг инновацион илмий-амалий тадкикотлари мавзусида конференция материаллари. Тошкент 2021 йил. 30-32 бетлар.

30. НЭ Рахматов ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ" Scientific progress 2 (4), 429-433

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.