ЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЧЕТАНИЯ СТАБИЛЬНОГО И МОБИЛЬНОГО НАЧАЛ В КОМПОЗИЦИИ
Бахром Худойназарович Мадримов
Профессор педагогических наук, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается полифония как средство тематического развития, приём формообразования, часть цикла. Графическое кодирование музыкального произведения является процессом создания его пространственного двумерного эквивалента, допускающего ту или иную степень свободы при реализации. Стабильность музыкальной формы зависит прежде всего от степени однозначности её графического кодирования. Чем точнее нотация, тем меньше свобода при реализации формы. Возрождение в XX веке «контрапунктического мышления» связано не с художественными воззрениями того или иного художника или его стилем, а определяется социально-историческими закономерностями в эволюции творческого мышления. «Контрапункт» стал не просто конструктивным средством, а своеобразной манифестацией нового искусства.
Ключевые слова: педагогика/ музыка/ организация деятельности/ коллектив/ школьник/ урок/ теория/ пения.
LOGICAL POSSIBILITIES OF COMBINING STABLE AND MOBILE
START IN COMPOSITION
Bakhrom Hudoinazarovich Madrimov
Professor of Pedagogical Sciences, Department of Music Education, Faculty of Art
History, Bukhara State University
ABSTRACT
The article reveals polyphony as a means of thematic development, a method of shaping, part of a cycle. Graphic coding of a musical work is the process of creating its spatial two-dimensional equivalent, allowing one or another degree of freedom in implementation. The stability of a musical form depends primarily on the degree of uniqueness of its graphic coding. The more precise the notation, the less freedom in the implementation of the form. The revival of "counterpoint thinking" in the 20th century is not associated with the artistic views of this or that artist or his style, but is determined by socio-historical patterns in the evolution of creative thinking.
"Counterpoint" became not just a constructive means, but a kind of manifestation of new art.
Keywords: pedagogy / music / organization of activity / team / student / lesson / theory / singing.
Композиция, это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторый значимый временной последовательности.
Композиция в литературоведении — построение, взаимная соотнесённость и расположение в определённой системе и последовательности частей изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Композиция, это простыми словами, схема построения основных элементов картины (или эскиза, наброска и т. д.) относительно центра и друг друга. Компоновать, это сам процесс композиции.
Композиция — категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса», в отличие от текучей вариативности народного творчества-процесса, от импровизации. Музыкальная композиция (составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде завершенного музыкального произведения в отличие от вариантности народного творчества и импровизационности некоторых видов музыки.
Композиция, как музыкально-художественное целое, стабильна. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями, плясками) и действами (обрядовыми, религиозными, бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является произведением искусства. Лад в музыке - это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.
Новых принципов инструментальной композиции, сложившихся в связи с появлением аккорд как направления и выработанных ею средств. Решение этой задачи возможно лишь после выявления того, чем, собственно, являются средства аккорда, какова их природа и структура. Поэтому исследование начинается именно с изучения элементов аккордовой ткани, вопросов, которые в конечном итоге, приводят к необходимости создания некой структурной типологии тех элементов ткани, благодаря которым достигаются специфически аккордовые эффекты. Понятно, что новая, особая композиционная техника. Важно, однако подчеркнуть, что, несмотря на всю новизну и нетрадиционность, аккорд сохраняет и развивает культуру крупной инструментальной композиции, хотя ее, казалось бы, не динамичные средства этому противоречат. Так рождается
проблема данного статья, заключающегося в попытке найти разгадку этого противоречивого феномена.
Здесь же хотелось бы отметить, что наша задача заключается в статье собственно ортодоксальной аккордовой идеи, особенностей организации аккордовых средств и их участие в конструировании как «чисто» аккордовых сочинений, так и тех, где они являются лишь одним из компонентов целого в синтезе с другими типами композиторских техник, в том числе и более традиционных, действующих в рамках привычной симфонической драматургии. Таким образом, мы не ставили себе целью рассмотрение эволюции аккордовых, ее истории, что могло бы стать темой для отдельного статья. За основу нами берется логический принцип, который продиктовал структуру статьи. Избранная нами проблема непосредственно связана с формообразованием в инструментальной драматургии.
XX век - сложнейшая эпоха в развитии музыкального искусства, столетие контрастов, частых перемен, иногда радикальных и резких переходов от одной творческой установки к другой, смены идеалов. Но несмотря на порой глубочайшие различия, все авангардистские направления сходились в одном - в отношении к звуку. Постепенно кристаллизовалась совершенно иная, по сравнению с традиционной, концепция музыкального звука - не как средства для выражения чего-то отдельного от него и связанного с психическими реакциями человека на окружающий его мир, не как репрезентанта иных сущностей, а как самостоятельной, даже самодовлеющей, ценности, как достойного объекта эстетического созерцания. Звук в аккорде создает собственный мир прекрасного, эстетически ценного. Он является источником красоты, поражающей воображение необычностью и новизной звуковых красок. Одновременно отметим, что в аккорде нет никаких эстетических констант, так как каждый автор свободен в выборе и сам создает свою систему ценностей, исходя из собственных аудиальных представлений о мире. аккордовый звук может иметь множество разнообразных характеристик, возникающих при свободном экспериментировании с различными параметрами музыкальной материи. Он постепенно все больше освобождается, из под власти тех или иных умозрительных) музыкальных грамматик, которые априорно определяли его место и функцию в системе музыкального языка -типа лада, тональности, додекафонии, - и становится объектом свободного, экспериментально ориентированного творчества, приведшего в конечном итоге к полной эмансипации звука в аккорде. Разумеется, состав аккорда не представляет единого течения. Более того, идея раскрепощения звука прошла ряд стадий, получив разные решения. Нельзя полностью отделить от этой -«освобожденной идеи» даже самые строгие системы организации. Общим был «возврат» к физической
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021
ISSN: 2181-1601
природе звука как самоценному феномену. Общим оказалось стремление музыки в произведении видеть не репрезентант внемузыкальных сущностей - пусть даже столь эзотерических, а самоценный акустический объект реальной действительности, существующий наряду с другими - и визуальными, и аудиальными. Коренным образом изменялась онтологическая функция музыки, и в этом суть исканий авангарда.
Возрождение в XX веке «контрапунктического мышления» связано не с художественными воззрениями того или иного художника или его стилем, а определяется социально-историческими закономерностями в эволюции творческого мышления. «Контрапункт» стал не просто конструктивным средством, а своеобразной манифестацией нового искусства.
Контрапункт — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Контрапунктом также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций, теперь полифония. Цаккони дополнил контрапункт несколькими техниками, например, «обращением контрапункта».
Творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя - вершина классической полифонии. Индивидуализация как важнейший признак полифонии свободного стиля. Фуга в творчестве Баха и Генделя. Понятие полифонической темы. Ладогармонический и ритмический факторы тематического строения и развития. Классические формообразующие типы полифонического тематизма: вариационный, имитационный, драматургический. Полифония в творчестве венских классиков и композиторов-романтиков (вторая половина ХУШ-ХГХ вв.). Полифония как средство тематического развития, приём формообразования, часть цикла. Специфика применения полифонических приёмов в творчестве Й. Гайдна. Полифония как средство индивидуализации персонажей в операх В. Моцарта; использование в оперных ансамблях имитационной и контрастной полифонии. Симфонизация фуги в творчестве Моцарта. Понятие «большой полифонической формы» и её претворение в инструментальных и симфонических циклических формах Моцарта. Роль полифонии в драматургическом развитии сонатно-симфонического цикла Бетховена. Возрастание её значения в поздний период творчества. Полифония в условиях музыкального стиля романтиков. Программа, индивидуализация темы, новые виды контрастной полифонии. Новая концепция формообразования. Новая гармоническая система. Новые фактурные формы. Развитие классических традиций полифонии (фуги. каноны, хоральные обработки). Полифония гомофонных форм (сонатных, вариационных).
REFERENCES
1.Бахром Худойназарович Мадримов Значение экономического образования в национальной программе по подготовке кадров республики Узбекистан. Журнал "Интегративная функция педагогической науки»12.08.2016.
Стр. 12-21
2. Бахром Худойназарович Мадримов Развитие музыкальной культуры в Средней Азии. Журнал Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. №2 стр. 138-139 стр.
3. Бахром Худойназарович Мадримов Таълим самарадорлиги -муваффакият омили. "Педагогик махорат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-4/2017 йил. 219-221 бетлар
4. Бахром Худойназарович Мадримов Аждодлар ижтимоий хаётида мусика санъатининг урни. Узбекистон Давлат Консерваторияси. Мусика санъатида анъана ва замонавийлик. 2018/11, 233-236 бетлар.
5. Бахром Худойназарович Мадримов Древнее искусство «ШАШМАКОМА» Бухары в системе музыкального образования студентов. Сборник докладов участников IV Международной научно-практической конференции (26 октября 2018 г.) Часть 1 Белгород 2018 стр. 104-106
6. Бахром Худойназарович Мадримов "XXI аср мусика санъати: муаммо ва ечимлар" Халкаро илмий-амалий конференция материаллари туплами. Тошкент, 2018 йил 5 ноябрь.стр .332-334
7. Бахром Худойназарович Мадримов Мусика маданияти дарсини утишда кулланиладиган айрим методлар. "Педагогик махорат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-3/2018 йил. 223-226 бетлар
8. Бахром Худойназарович Мадримов Вестник интегративной психологии. Выпуск 17. 2018, Международная академия психологический наук. 87-89 стр.
9. Бахром Худойназарович Мадримов Чулпон ва замонавий узбек кушикчилиги. Бухоро давлат университети "Илмий ахбороти" журнали. 2019 йил, 1-сон. 285-287 бетлар.
10 Бахром Худойназарович Мадримов
11 Бахром Худойназарович Мадримов Классический национальный «Маком» и его место в учебном процессе направления «музыкальное образование». Вестник интегративной психологии. Выпуск 19.2019 г. 236-238 ст.
12. Бахром Худойназарович Мадримов Музыкальное искусство и образование: традиции и инновации 2019 г. Стр. 230 -233
13. Бахром Худойназарович Мадримов Умумий урта таълим мактаб укувчиларини мусика маданияти дарсларида эстетик тарбиялаш педагогик. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 5-сон (2019-йил Октябр), 220-223 бетлар.
14. Бахром Худойназарович Мадримов MODERN SCIENTIFIC CHALLENGES AND TRENDS: a collection scientific works of the International scientific conference (30 th April, 2020) - Warsaw: Sp. z o. o. "iScience", 2020. - 246 p.
15. НЭ Рахматов МУЗЫКА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВИД ИСКУССТВА Scientific progress 2 (4), 418-423
16. Бахром Худойназарович Мадримов Skopus: International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Issue 04, 2020 ISSN: 1475-7192
17.Бахром Худойназарович Мадримов.Талабалар тарбиявий ишларини режалаштиришнинг педагогик асослари. Педагогик махррат илмий-назарий ва методик журнал. 2-сон (2020-йил апрель), 201-204 бетлар.
18. Бахром Худойназарович Мадримов About the voice songs of the Chulpan. About the voice songs of the Chulpan. ISSJ Theoretical & Applied Science, 04 (84), 434-437
19. Бахром Худойназарович Мадримов Укувчиларга эстетик тарбия беришда узбек мусика фольклорининг ахдмияти. Бухоро-2020 й. 6 ноябрь.
20. НЭ Рахматов МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Scientific progress 2 (4), 424-428
21. НЭ Рахматов ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 434-439
22. Бахром Худойназарович Мадримов HISTORICAL STAGES IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK FOLK ART. World Bulletin of Social Sciences (WBSS) Available Online at: Vol. 1 No. 1, December,2020, page 32-33
23. Бахром Худойназарович Мадримов INTERNATIONAL JOURNAL ON INTEGRATED EDUCATION with the title Volume 4, Issue 2, February 2021 121
24. Бахром Худойназарович Мадримов Воздействие узбекского национального певческого искусства и жанра эстрады на сознание современной молодежи. Российский импакт-фактор: 1,84 № 2 (77). Часть 1/2021. 55-58 стр.
25. Бахром Худойназарович Мадримов AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN OF UZBEK MUSIC ANDFOLK SONGS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal (WoS) Vol. 1 No. 01 (2021): wos 62-65
26. Бахром Худойназарович Мадримов Professional Training Is An Incentive For Moral And Aesthetic Education The American Journal of Social Science and Education Innovations Published: February 27, 2021 | Pages: 109-113
27. Бахром Худойназарович Мадримов Факторы нравственно-эстетического становления личности будущего профессионального музыканта. «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal Pages: 576-580
28. Бахром Худойназарович Мадримов Classic national "makom" and its place in the educational process of the direction "musical education" International Journal on Integrated Education February 2021/ Pages: 121-124
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021
ISSN: 2181-1601
29. Бахром Худойназарович Мадримов Маданият ва санъат сох,аларида таълим олаётган талабаларни эстетик тарбиялашда Хоразм достонларининг тарбиявий ахдмияти. Узбекистон олимлари ва ёшларининг инновацион илмий-амалий тадкикотлари мавзусида конференция материаллари. Тошкент 2021 йил. 30-32 бетлар.
30. НЭ Рахматов ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ" Scientific progress 2 (4), 429-433