SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021
ISSN: 2181-1601
О СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМАТИКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ
Бахром Худойназарович Мадримов
Профессор педагогических наук, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается о современной системе музыкального произведения являемом процессом создания его пространственного двумерного эквивалента, допускающего ту или иную степень свободы при реализации. Стабильность системы музыкальной формы зависит прежде всего от степени однозначности её графического кодирования. Чем точнее нотация, тем меньше свобода при реализации формы. Цель статьи повышение научного потенциала -точности дисциплинарной дифференциации, методологической оснащенности, подвижности музыкальной композиции, понятийно-терминологической проработанности.
Ключевые слова: педагогика/музыка / музыкальная композиция/ современная система/ музыкальная форма/ теория.
ABOUT MODERN SYSTEM MUSICAL FORMS
Bakhrom Hudoinazarovich Madrimov
Professor of Pedagogical Sciences, Department of Music Education, Faculty of Art
History, Bukhara State University
ABSTRACT
The article discusses the modern system of a musical work, which is the process of creating its spatial two-dimensional equivalent, allowing one or another degree of freedom in implementation. The stability of the musical form system depends primarily on the degree of uniqueness of its graphic coding. The more precise the notation, the less freedom in the implementation of the form. The purpose of the article is to increase the scientific potential - the accuracy of disciplinary differentiation, methodological equipment, mobility of musical composition, conceptual and terminological elaboration.
Keywords: pedagogy / music / musical composition / modern system / musical form / theory.
Гордость - начало умственного развития. Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии, общественный
деятель Альберт Эйнштейн сказал: что „Высшая музыкальность, в области мысли."
Выдвинуто в современной педагогики поднятие престижа профессии музыковеда, музыканта-теоретика. Необходимость такого шага обусловлена спецификой современной ситуации в музыкальной культуре, востребовавшей высококвалифицированной многоаспектной музыковедческой работы. Но поднятие престижа - это не только повышение зарплат и общественного статуса (хотя это - прежде всего!); необходимо убедить общественность в том, что профессия музыковеда - яркое и интересное занятие, непосредственно связанное с изучением человека и различных форм его художественного самовыражения. Если же далее продвигаться по пути детализации задач и посмотреть на состояние российской музыкально-теоретической науки, то на первый план выдвигаются две группы проблем. Это - проблемы роста и необходимого обновления, обусловленного теми многоаспектными и в целом позитивными трансформациями, которые претерпела гуманитарная наука постсоветской эпохи. Поместив в заглавие статьи слово «программа», мы не имеем в виду какого - либо официально принятого документа. Речь идет об определенной логике действий коллективного разума членов и его руководства, воплотившейся в цикле событий научной жизни.
Среди секций: «Новое в методологии сольфеджио и развитии слуха», «Ритм», «Русская теория музыки: взгляд с Запада», «Вопросы музыкального образования», «Перспективы развития музыкального образования», «Теоретическое источниковедение», «Мотив и жест во множестве контекстов», «Вопросы смысла и содержания музыки», «Методы и перспективы теории музыки», «Аспекты музыкальной формы», «Аналитические техники», «Теории и концепции модуса, тональности и лада», «Звуко-высотные структуры», «Теория музыки и музыкальное исполнительство», «Проблемы методологии музыкознания» и о современной систематике музыкальных форм.
Музыкальная форма — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Музыкальная форма, музыкальное произведение, осмысленное как музыкально-звуковой феномен (форма-феномен). В узком (техническом) значении - строение музыкального произведения, логически взаимосвязанное расположение и взаимодействие частей целого, а также их структура (схема).
Изначально музыка входила в синкретическое единство с поэзией и танцем. Оно сохранялось в Европе в Средневековье, поныне существует в традиционной музыке многих народов мира. В европейской культуре постепенно обособилась музыка с текстом и появилась текст -о-музыкальная форма (образцы - все
жанры григорианского хорала и знаменного распева,
форма бар, виреле, рондо, мотет, мадригал, былина, дума и др.). В эпоху Возрождения наметилась тенденция к освобождению Музыкальная форма от связи с текстом. Одним из путей размежевания текста и музыки послужила практика интабуляции. Понятие текстомузыкальной и собственно музыкальной формы долгое время было неотделимо от понятия жанр. Например, в 15-17 вв. под названием месса подразумевались не только назначение, смысл и характер музыки, но и принцип её строения и набор используемых средств. В немецких учебниках 19 в. М. ф. ещё определялась через жанр. Так, в учебнике Л. Бусслера описаны: «танцевальные формы» (полька, галоп, полька-мазурка, вальс и др.), «форма марша» (торжественный, военный, похоронный марши, а также полонез и кадриль), «форма части в медленном темпе» [такое определение было в ходу вплоть до А. Шёнберга - в виде термина «форма Andante (Adagio)»]. Сохранившийся до нашего времени термин «форма скерцо» представляется архаичным.
В классико-романтической традиции понятия формы и жанра со временем окончательно разошлись: музыка постепенно освобождалась от своей исключительно прикладной функции. Прикладная музыка в определённом смысле консервативна, поскольку не («чистой») ждут «чисто» самостоятельна (церковная, танцевальная и др.). Наоборот, от автономной музыки музыкальной фантазии. В связи с этим композиторы стали применять определённые формы к тем жанрам, в которых они раньше не встречались.
Форма-тип - абстрагированная от частностей, устоявшаяся, обобщённая структурная норма (композиционный план), регулярно воспроизводящаяся в рамках целого класса (рода, вида) произведений. Его трактовка не зависит от принадлежности музыкального произведения к прикладной или автономной музыке, к танцевальной, вокальной или инструментальной; она не связана и с принадлежностью произведения к конкретному жанру. В таком контексте форма-феномен - частный случай формы-типа, строение конкретного произведения с его уникальными особенностями.
Возрождение в XX веке «контрапунктического мышления» связано не с художественными воззрениями того или иного художника или его стилем, а определяется социально-историческими закономерностями в эволюции творческого мышления. «Контрапункт» стал не просто конструктивным средством, а своеобразной манифестацией нового искусства. Роль фактора, объединяющего различные виды и направления в искусстве и литературе XX века, играет некая обще-эстетическая платформа, основанная на принципе нон-персонификации. Ориентация композиторского мышления на всесторонние
эмансипацию звука н предельное выявление его внутренних потенций имеет свою, не столь продолжительную историю.
REFERENCES
1.Бахром Худойназарович Мадримов Значение экономического образования в национальной программе по подготовке кадров республики Узбекистан. Журнал "Интегративная функция педагогической науки»12.08.2016.
Стр. 12-21
2. Бахром Худойназарович Мадримов Развитие музыкальной культуры в Средней Азии. Журнал Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. №2 стр. 138-139 стр.
3. Бахром Худойназарович Мадримов Таълим самарадорлиги -муваффакият омили. "Педагогик махррат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-4/2017 йил. 219-221 бетлар
4. Бахром Худойназарович Мадримов Аждодлар ижтимоий хдётида мусика санъатининг урни. Узбекистон Давлат Консерваторияси. Мусика санъатида анъана ва замонавийлик. 2018/11, 233-236 бетлар.
5. Бахром Худойназарович Мадримов Древнее искусство «ШАШМАКОМА» Бухары в системе музыкального образования студентов. Сборник докладов участников IV Международной научно-практической конференции (26 октября 2018 г.) Часть 1 Белгород 2018 стр. 104-106
6. Бахром Худойназарович Мадримов "XXI аср мусика санъати: муаммо ва ечимлар" Халкаро илмий-амалий конференция материаллари туплами. Тошкент, 2018 йил 5 ноябрь.стр .332-334
7. Бахром Худойназарович Мадримов Мусика маданияти дарсини утишда кулланиладиган айрим методлар. "Педагогик махррат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-3/2018 йил. 223-226 бетлар
8. Бахром Худойназарович Мадримов Вестник интегративной психологии. Выпуск 17. 2018, Международная академия психологический наук. 87-89 стр.
9. Бахром Худойназарович Мадримов Чулпон ва замонавий узбек кушикчилиги. Бухоро давлат университети "Илмий ахбороти" журнали. 2019 йил, 1-сон. 285-287 бетлар.
10 Бахром Худойназарович Мадримов
11 Бахром Худойназарович Мадримов Классический национальный «Маком» и его место в учебном процессе направления «музыкальное образование». Вестник интегративной психологии. Выпуск 19.2019 г. 236-238 ст.
12. Бахром Худойназарович Мадримов Музыкальное искусство и образование: традиции и инновации 2019 г. Стр. 230 -233
13. Бахром Худойназарович Мадримов Умумий урта таълим мактаб укувчиларини мусика маданияти дарсларида эстетик тарбиялаш педагогик. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 5-сон (2019-йил Октябр), 220-223 бетлар.
14. Бахром Худойназарович Мадримов MODERN SCIENTIFIC CHALLENGES AND TRENDS: a collection scientific works of the International scientific conference (30 th April, 2020) - Warsaw: Sp. z o. o. "iScience", 2020. - 246 p.
15. НЭ Рахматов МУЗЫКА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВИД ИСКУССТВА Scientific progress 2 (4), 418-423
16. Бахром Худойназарович Мадримов Skopus: International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Issue 04, 2020 ISSN: 1475-7192
17.Бахром Худойназарович Мадримов.Талабалар тарбиявий ишларини режалаштиришнинг педагогик асослари. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 2-сон (2020-йил апрель), 201-204 бетлар.
18. Бахром Худойназарович Мадримов About the voice songs of the Chulpan. About the voice songs of the Chulpan. ISSJ Theoretical & Applied Science, 04 (84), 434-437
19. Бахром Худойназарович Мадримов Укувчиларга эстетик тарбия беришда узбек мусика фольклорининг ахамияти. Бухоро-2020 й. 6 ноябрь.
20. НЭ Рахматов МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Scientific progress 2 (4), 424-428
21. НЭ Рахматов ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 434-439
22. Бахром Худойназарович Мадримов HISTORICAL STAGES IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK FOLK ART. World Bulletin of Social Sciences (WBSS) Available Online at: Vol. 1 No. 1, December,2020, page 32-33
23. Бахром Худойназарович Мадримов INTERNATIONAL JOURNAL ON INTEGRATED EDUCATION with the title Volume 4, Issue 2, February 2021 121
24. Бахром Худойназарович Мадримов Воздействие узбекского национального певческого искусства и жанра эстрады на сознание современной молодежи. Российский импакт-фактор: 1,84 № 2 (77). Часть 1/2021. 55-58 стр.
25. Бахром Худойназарович Мадримов AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN OF UZBEK MUSIC ANDFOLK SONGS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal (WoS) Vol. 1 No. 01 (2021): wos 62-65
26. Бахром Худойназарович Мадримов Professional Training Is An Incentive For Moral And Aesthetic Education The American Journal of Social Science and Education Innovations Published: February 27, 2021 | Pages: 109-113
27. Бахром Худойназарович Мадримов Факторы нравственно-эстетического становления личности будущего профессионального музыканта. «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal Pages: 576-580
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021
ISSN: 2181-1601
28. Бахром Худойназарович Мадримов Classic national "makom" and its place in the educational process of the direction "musical education" International Journal on Integrated Education February 2021/ Pages: 121-124
29. Бахром Худойназарович Мадримов Маданият ва санъат сохаларида таълим олаётган талабаларни эстетик тарбиялашда Хоразм достонларининг тарбиявий ахамияти. Узбекистон олимлари ва ёшларининг инновацион илмий-амалий тадкикотлари мавзусида конференция материаллари. Тошкент 2021 йил. 30-32 бетлар.
30. НЭ Рахматов ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ" Scientific progress 2 (4), 429-433