Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ШКОЛЕ. ПРЕДЕЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА К КОНЦЕПЦИИ В МУЗЫКЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ШКОЛЕ. ПРЕДЕЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА К КОНЦЕПЦИИ В МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ система музыкального стиля/ формирования компетентного учителя / комплекс педагога/ теория. / pedagogy / music / musical style system / formation of a competent teacher / teacher complex / theory.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахром Худойназарович Мадримов

Статья раскрывает важной прикладной задачей является достоверное прогнозирование системы педагогов в школьном отношении и взаимодействия порядка и хаоса в школе педагогам музыке. С учетом такой неопределенности создана математическая модель оценивания погрешностей прогнозирования музыкальной разработки на основе нечёткой адаптивной системы, основанной на массиве продукционных правил детерминизма. Методология исследования объединяет методы компетентности и методы нечеткого логического вывода с применением нечетких регуляторов на основе продукционных правил. Детерминизм как доктрина о всеобщей причинности. Активная разработка теоретико-методологических основ системы общепедагогической подготовки учителя в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS-MUSICIANS AT SCHOOL. LIMIT DETERMINISM TO THE CONCEPT IN MUSIC

The article reveals an important applied task is the reliable forecasting of the system of teachers in the school relation and the interaction of order and chaos in school for music teachers. Taking into account such uncertainty, a mathematical model has been created for estimating errors in predicting musical development on the basis of a fuzzy adaptive system based on an array of production rules of determinism. The research methodology combines methods of competence and methods of fuzzy inference using fuzzy regulators based on production rules. Determinism as a doctrine of universal causality. Active development of the theoretical and methodological foundations of the system of general pedagogical training of teachers at the university.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ШКОЛЕ. ПРЕДЕЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА К КОНЦЕПЦИИ В МУЗЫКЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ШКОЛЕ. ПРЕДЕЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА К КОНЦЕПЦИИ В МУЗЫКЕ

Бахром Худойназарович Мадримов

Профессор педагогических наук, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает важной прикладной задачей является достоверное прогнозирование системы педагогов в школьном отношении и взаимодействия порядка и хаоса в школе педагогам музыке. С учетом такой неопределенности создана математическая модель оценивания погрешностей прогнозирования музыкальной разработки на основе нечёткой адаптивной системы, основанной на массиве продукционных правил детерминизма. Методология исследования объединяет методы компетентности и методы нечеткого логического вывода с применением нечетких регуляторов на основе продукционных правил. Детерминизм как доктрина о всеобщей причинности. Активная разработка теоретико-методологических основ системы общепедагогической подготовки учителя в вузе.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ система музыкального стиля/ формирования компетентного учителя / комплекс педагога/ теория.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS-MUSICIANS AT SCHOOL. LIMIT DETERMINISM TO THE

CONCEPT IN MUSIC

Bakhrom Hudoinazarovich Madrimov

Professor of Pedagogical Sciences, Department of Music Education, Faculty of Art

History, Bukhara State University

Resume: The article reveals an important applied task is the reliable forecasting of the system of teachers in the school relation and the interaction of order and chaos in school for music teachers. Taking into account such uncertainty, a mathematical model has been created for estimating errors in predicting musical development on the basis of a fuzzy adaptive system based on an array of production rules of determinism. The research methodology combines methods of competence and methods of fuzzy inference using fuzzy regulators based on production rules. Determinism as a doctrine

of universal causality. Active development of the theoretical and methodological foundations of the system of general pedagogical training of teachers at the university.

Keywords: pedagogy / music / musical style system / formation of a competent teacher / teacher complex / theory.

Детерминизм — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности.

Детерминизм и индетерминизм (определять) — противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизмом называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме — отрицание причинности вообще). Идеи детерминизма появляются уже в древней философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование детерминизм получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф. Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, французские материалисты 18 века). В соответствии с уровнем развития естествознания детерминизм этого периода носит механистический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описываемой строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Диалектический материализм преодолевает ограниченность механистического детерминизма и, признавая объективный и всеобщий характер причинности, не отождествляет ее с необходимостью и не сводит ее проявление только к динамическому типу законов (Статистическая и динамическая закономерность). Сложный тип системных взаимодействий в живой природе фиксируется в понятии органического детерминизма.

В условиях кардинальных преобразований, происходящих в настоящее время в нашем обществе, перед школой выдвинуты серьезные требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Школе нужны учителя с высоким уровнем профессиональных знаний и умений, самостоятельные, обладающие творческими способностями, высокой педагогической культурой, духовным богатством. Это обуславливает не только необходимость существенного обновления содержания образовательно-профессиональных программ, но и организации процесса подготовки педагога. Изменения в социально-экономической и культурной жизни страны обусловили появление новых ценностей в образовании, сформировали в обществе устойчивые запросы на профессионально компетентного педагога. Идет активная разработка теоретико-

методологических основ системы общепедагогической подготовки учителя в вузе; рассматриваются функции и принципы построения этой системы, ее содержания, методов и средств усовершенствования. Особенно остро стоит проблема развития духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности. Необходимо обратить большее внимание на развитие у школьников чувства прекрасного, формирование у них здоровых художественных вкусов, умения правильно понимать и ценить произведения искусства. Занятия музыкой - важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащегося. Эти занятия содержат весомый психолого-педагогический потенциал, обогащают эмоциональную сферу, формируют эстетические вкусы, потребности, интересы. Необходимость совершенствования профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в высшей школе определяется рядом социальных, экономических, психологических, психолого-педагогических факторов.

Необходимо отметить, что в организации профессиональной подготовки учителя музыки пока еще не находит отражения в полной мере весь комплекс составляющих будущей педагогической деятельности учителя музыки, сущность которой составляет интеграция музыкального искусства и педагогики. В связи с тем, что система подготовки учителя музыки в высшей школе включает ряд довольно сложных составляющих (общепедагогическую, музыкально-теоретическую, методическую, дирижерскую, вокально-хоровую, инструментальную подготовку), большинство работ посвящено изучению отдельных вопросов профессиональной подготовки, а подготовка в специальных музыкальных (исполнительских) классах чаще всего рассматривается отдельно от педагогической. В то же время современный уровень педагогической науки дает основание говорить о необходимости интегративного подхода к изучению отдельных сторон процесса профессиональной подготовки будущего учителя музыки в их единстве и взаимосвязи. На важность интеграции содержания образования как пути интенсификации процесса обучения в последнее время довольно часто обращается внимание в педагогической литературе. Интегративный подход в образовании предполагает осуществление интегративных идей в любом компоненте педагогического процесса в соответствии с задачами обучения, воспитания, развития, что ведет к повышению уровня целостности данного педагогического процесса.

Компетентного педагога отличает широкая ориентация в области педагогической и художественной культуры. Однако при подготовке специалиста в системе высшего профессионального музыкально-педагогического образования традиционно больше внимания уделяется музыкально-исполнительской культуре,

чем развитию педагогической компетентности. Узкоспециальная направленность обучения в специальных музыкально-исполнительских классах, недостаточная ориентация на будущую профессию приводят к тому, что, владея определенными знаниями и умениями по различным дисциплинам, начинающий педагог зачастую не умеет свести их воедино, применить в конкретной ситуации. Поскольку значение педагогической составляющей деятельности недооценивается, развитие профессионально-педагогической компетентности в новых условиях довольно часто не воспринимается преподавателями как своевременное и актуальное. Преподавание дисциплины «основной инструмент» носит ярко выраженный авторитарный характер, ориентирующий будущего учителя музыки на следование заданному, извне интерпретация образцу, не развивая в надлежащей мере его самостоятельность, активность, творческую инициативу. В результате будущий учитель музыки оказывается фактически ограниченным в свободе своих познавательных и поисковых действий, в значительной мере лишенным права на творческий поиск, на использование метода «проб и ошибок», органически присущего творческим профессиям.

Процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки не отражает в полной мере стратегические принципы совершенствования профессионального образования: гуманизацию как признание самоценности личности; создание в образовательном процессе условий, обеспечивающих формирование компетентностной личности, имеющей установку на самостоятельное развитие своей индивидуальности и творческую самореализацию. В реальной практике учителя музыки зачастую не имеют должной качественной подготовки в области музыкально-исполнительской деятельности. Процесс формирования музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки не выступал предметом специального исследования, проблема музыкально-исполнительской компетентности учителя музыки является одной из неразработанных в отечественной педагогике. Необходимо разработать специальную модель данного процесса и реализовать комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования. Основными критериями сформированности музыкально-исполнительской компетентности будущих учителей музыки являются: музыкальные способности; эмоционально-волевые качества; мотивационно-ценностные ориентации; музыкально-исполнительские знания и умения; рефлексивно-исполнительская позиция. Различная степень их проявления характеризует уровни сформированности музыкально-исполнительской компетентности студентов: имитирующий, трансформирующий, творческий, рефлексивный, технологический.

REFERENCES

1.Бахром Худойназарович Мадримов Значение экономического образования в национальной программе по подготовке кадров республики Узбекистан. Журнал "Интегративная функция педагогической науки»12.08.2016.

Стр. 12-21

2. Бахром Худойназарович Мадримов Развитие музыкальной культуры в Средней Азии. Журнал Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. №2 стр. 138-139 стр.

3. Бахром Худойназарович Мадримов Таълим самарадорлиги -муваффакият омили. "Педагогик махорат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-4/2017 йил. 219-221 бетлар

4. Бахром Худойназарович Мадримов Аждодлар ижтимоий хаётида мусика санъатининг урни. Узбекистон Давлат Консерваторияси. Мусика санъатида анъана ва замонавийлик. 2018/11, 233-236 бетлар.

5. Бахром Худойназарович Мадримов Древнее искусство «ШАШМАКОМА» Бухары в системе музыкального образования студентов. Сборник докладов участников IV Международной научно-практической конференции (26 октября 2018 г.) Часть 1 Белгород 2018 стр. 104-106

6. Бахром Худойназарович Мадримов "XXI аср мусика санъати: муаммо ва ечимлар" Халкаро илмий-амалий конференция материаллари туплами. Тошкент, 2018 йил 5 ноябрь.стр .332-334

7. Бахром Худойназарович Мадримов Мусика маданияти дарсини утишда кулланиладиган айрим методлар. "Педагогик махорат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-3/2018 йил. 223-226 бетлар

8. Бахром Худойназарович Мадримов Вестник интегративной психологии. Выпуск 17. 2018, Международная академия психологический наук. 87-89 стр.

9. Бахром Худойназарович Мадримов Чулпон ва замонавий узбек кушикчилиги. Бухоро давлат университети "Илмий ахбороти" журнали. 2019 йил, 1-сон. 285-287 бетлар.

10 Бахром Худойназарович Мадримов

11 Бахром Худойназарович Мадримов Классический национальный «Маком» и его место в учебном процессе направления «музыкальное образование». Вестник интегративной психологии. Выпуск 19.2019 г. 236-238 ст.

12. Бахром Худойназарович Мадримов Музыкальное искусство и образование: традиции и инновации 2019 г. Стр. 230 -233

13. Бахром Худойназарович Мадримов Умумий урта таълим мактаб укувчиларини мусика маданияти дарсларида эстетик тарбиялаш педагогик. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 5-сон (2019-йил Октябр), 220-223 бетлар.

14. Бахром Худойназарович Мадримов MODERN SCIENTIFIC CHALLENGES AND TRENDS: a collection scientific works of the International scientific conference (30 th April, 2020) - Warsaw: Sp. z o. o. "iScience", 2020. - 246 p.

15. НЭ Рахматов МУЗЫКА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВИД ИСКУССТВА Scientific progress 2 (4), 418-423

16. Бахром Худойназарович Мадримов Skopus: International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Issue 04, 2020 ISSN: 1475-7192

17.Бахром Худойназарович Мадримов.Талабалар тарбиявий ишларини режалаштиришнинг педагогик асослари. Педагогик махррат илмий-назарий ва методик журнал. 2-сон (2020-йил апрель), 201-204 бетлар.

18. Бахром Худойназарович Мадримов About the voice songs of the Chulpan. About the voice songs of the Chulpan. ISSJ Theoretical & Applied Science, 04 (84), 434-437

19. Бахром Худойназарович Мадримов Укувчиларга эстетик тарбия беришда узбек мусика фольклорининг ахдмияти. Бухоро-2020 й. 6 ноябрь.

20. НЭ Рахматов МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Scientific progress 2 (4), 424-428

21. НЭ Рахматов ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 434-439

22. Бахром Худойназарович Мадримов HISTORICAL STAGES IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK FOLK ART. World Bulletin of Social Sciences (WBSS) Available Online at: Vol. 1 No. 1, December,2020, page 32-33

23. Бахром Худойназарович Мадримов INTERNATIONAL JOURNAL ON INTEGRATED EDUCATION with the title Volume 4, Issue 2, February 2021 121

24. Бахром Худойназарович Мадримов Воздействие узбекского национального певческого искусства и жанра эстрады на сознание современной молодежи. Российский импакт-фактор: 1,84 № 2 (77). Часть 1/2021. 55-58 стр.

25. Бахром Худойназарович Мадримов AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN OF UZBEK MUSIC ANDFOLK SONGS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal (WoS) Vol. 1 No. 01 (2021): wos 62-65

26. Бахром Худойназарович Мадримов Professional Training Is An Incentive For Moral And Aesthetic Education The American Journal of Social Science and Education Innovations Published: February 27, 2021 | Pages: 109-113

27. Бахром Худойназарович Мадримов Факторы нравственно-эстетического становления личности будущего профессионального музыканта. «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal Pages: 576-580

28. Бахром Худойназарович Мадримов Classic national "makom" and its place in the educational process of the direction "musical education" International Journal on Integrated Education February 2021/ Pages: 121-124

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

29. Бахром Худойназарович Мадримов Маданият ва санъат сох,аларида таълим олаётган талабаларни эстетик тарбиялашда Хоразм достонларининг тарбиявий ахдмияти. Узбекистон олимлари ва ёшларининг инновацион илмий-амалий тадкикотлари мавзусида конференция материаллари. Тошкент 2021 йил. 30-32 бетлар.

30. НЭ Рахматов ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ" Scientific progress 2 (4), 429-433

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.