УДК 796.093.412:376.2 ББК 4549.267
ГСНТИ 14.29.01
Код ВАК 13.00.03
Б. В. Белявский JI. Е. Кокшунова
Россия, Москва
В. V. Belyavsky L. Е. Kokshunova
Russia, Moscow
ВСЕРОССИЙСКАЯ СПАРТАКИАДА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ — ПУТЬ В ПАРАОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ
ALL-RUSSIAN SPORTS FESTIVAL FOR DISABLED CHILDREN AND CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS:
A PATHWAY TO PARALYMPIC SPORT
Аннотация. Описаны организация, содержание и проведение Всероссийской спартакиады для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируется участие в спартакиаде глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Показан индивидуальный подход к подбору детей для участия в тех или иных видах соревнований, учитывающий сенсорную или соматическую патологию.
Ключевые слова: дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; спартакиада; пара-олимпийский спорт.
Сведения об авторах: Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук.
Место работы: заместитель руководителя Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекцион-ного образования федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования».
Сведения об авторе: Кокшунова Людмила Есиновна, кандидат медицинских наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Место работы: Центр дошкольного, общего, дополнительного и кор-
Abstract. The article describes the organization and content of the All-Russian sports festival for disabled children and children with special needs. It also analyzes the participation in the festival of deaf, hard of hearing, blind, visually impaired children and children with disorders of the musculoskeletal system. The authors present an individual approach to children's participation in various types of competitions, which takes into account sensory or somatic pathology.
Key words: disabled children, children with special needs, sports festival, paralympic sports.
About the authors. Belyavsky Boris Viktorovich, Candidate of Pedagogy.
Place of employment: Deputy Head of the Center of Preschool, General, and Additional Special Education of the Federal State Autonomous Institution "Federal Institute of Development of Education".
About the authors. Kokshunova Lyudmila Esinovna, Candidate of Medicine, Associate Professor, Senior Researcher.
Place of employment: Center of Preschool, General, and Additional Special
12
Специальное образование. 2014. № 4
рекционного образования федерально- Education of the Federal State Autono-го государственного автономного уч- mous Institution "Federal Institute of De-реждення «Федеральный институт раз- velopment of Education". вития образования».
Контактная информация: 125319, г. Москва, ул. Черняховского, 9, стр. 1.
E-mail: kokshunova@yandex. ru.
Физическое воспитание и спорт — важные составляющие образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе любого вида. В учебном плане специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, кроме обязательных 2—3 часов физической культуры в неделю, отводятся часы на занятия ритмикой и лечебной физкультурой.
В каждом специальном (кор-рекционном) образовательном учреждении ежегодно проводятся всевозможные соревнования по легкой атлетике, лыжам, гимнастике, игровым и другим видам спорта. Занятия физической культурой способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, укрепляют здоровье человека любого возраста. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, занимающиеся спортом, не будут сами употреблять наркотики и алкоголь и подадут достойный пример младшим детям школьного возраста. Занятия спортом помогут им почувствовать свою востребованность в современном обществе, некоторым из них — достичь высот в параолим-пийском спорте. Спортивные титулы, завоеванные человеком в детском и юношеском возрасте, вызывают гордость на протяжении всей жизни.
© Белявский Б. В., Кокшунова Л. Е., 2014
Параолимпийский спорт для взрослых в России только начинает развиваться (надо сказать, небезуспешно), а в специальных (коррекционных) образовательных организациях он существует давно. Неслучайно школа для детей с нарушением зрения из г. Верхняя Пыш-ма (Свердловская область) давно известна своими лыжниками — чемпионами Европы среди незрячих и слабовидящих. Кандидаты в мастера спорта по спортивным единоборствам учатся в школе-интернате для глухих и слабослышащих № 101 г. Москвы.
Следует выделить среди регионов Российской Федерации г. Москву как субъект, в котором комплексно решаются вопросы развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Департаментом образования ежегодно проводятся городские соревнования по многим видам спорта среди воспитанников специальных (коррекционных) образовательных организаций всех видов.
Именно в Москве в конце 80-х гг. прошлого столетия началось вовлечение воспитанников образовательных организаций VIII вида в международное движение специальной олимпиады («Спешил Олимпикс»). В настоящее время во многих регионах России проводятся спортивные соревнования под
Специальное образование. 2014. № 4
13
эгидой этой олимпиады. Сборные команды Российской Федерации участвуют в международных соревнованиях и завоевывают медали разного достоинства.
В Омской области ежегодно проводится комплексная спартакиада по различным видам спорта: легкая атлетика, лыжные и велосипедные гонки, плавание и коньки, различные спортивные игры. Открыта областная спортивная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья, штатные тренеры которой работают в каждой специальной (коррекционной) школе (школе-интернате).
Важным мероприятием для воспитанников специальных (кор-рекционных) образовательных организаций в 2013 г. стала Всероссийская спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — Спартакиада).
Спартакиада была организована Министерством образования и науки Российской Федерации, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» с целью развития и пропаганды адаптивного спорта, доступного детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школах-интернатах. Положение о проведении Всероссийской спартакиады для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное 25 июля 2013 г., было размещено на сайте ФГАУ «ФИРО» и разослано в региональные
органы управления в сфере образования. Наряду с Положением, были разработаны программа и регламент проведения Спартакиады. После утверждения вышеназванных документов было подготовлено информационное письмо о проведении Спартакиады. В письме были указаны сроки и место проведения Спартакиады, обозначены виды спорта, по которым должны были пройти соревнования, изложены требования к принципам формирования состава команды, определены сроки и форма подачи заявок на участие в Спартакиаде. Все документы, отражающие содержание, порядок проведения Спартакиады, были направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, а также в адреса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—IV и VI видов.
Всероссийская спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья состоялась 23—27 сентября 2013 г. в г. Липецке. Между ФГАУ «ФИРО» и областным автономным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III—IV вида» г. Липецка (далее — ОА СКОУ) был заключен договор о взаимном сотрудничестве при подготовке и проведении Спартакиады.
Все участники Спартакиады проживали в оздоровительном центре «Клен», являющемся структур-
14
Специальное образование. 2014. № 4
ным подразделением школы. Проживание было организовано в жилых помещениях, соответствующих нормам, предъявляемым к таким помещениям Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47. Все виды соревнований проходили в помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническими нормами и требованиями к подобного рода помещениям.
Участников Спартакиады доставляли до места проживания и до места проведения соревнований, кормили в центре «Клен» и в образовательной организации, на базе которой проходила Спартакиада. Расчет норм питания был произведен в соответствии с приложением № 8 к вышеуказанному СанПину.
Принимающая сторона предложила поручить им обеспечение мероприятий Спартакиады собственными автобусами, имеющими постоянный допуск к перевозке детей. В соответствии с Договором образовательное учреждение заключило договоры со спортивными сооружениями, в которых прошли соревнования по легкой атлетике и плаванию.
В Спартакиаде приняли участие 119 учащихся 8—10 классов специальных (коррекционных) образовательных организаций I—II, III—IV, VI видов из двадцати трех субъектов Российской Федерации. Команды сопровождали педагоги и тренеры (31 человек). Липецкая область была представлена несколькими командами: специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III—IV видов, Центра дистанционного обучения детей-инвалидов,
обучающихся на дому, областной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I—II видов г. Задонска.
В субъектах Российской Федерации команды формировались по разному принципу, так как не все субъекты, желающие принять участие в Спартакиаде, смогли в течение сентября провести у себя региональные соревнования, которые стали бы отборочными и позволили сформировать сборную команду от субъекта. Сборная команда от субъекта была представлена учащимися специальных (коррекционных) образовательных организаций I—II, III—IV, VI видов. Так были сформированы команды от Республики Башкортостан, Белгородской и Мурманской областей. Команда Республики Башкортостан заняла 2-е место в командном зачете; этому способствовало включение в команду учащихся из разных специальных (коррекционных) образовательных организаций, которые заняли призовые места на региональных соревнованиях.
В двадцати субъектах Российской Федерации команды для участия в Спартакиаде формировались на базе одной образовательной организации. В таких случаях при формировании команды возможность выбора участников была ограниченна, однако этот принцип предотвращал психоэмоциональное напряжение у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Будучи членом команды из одной образовательной организации, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями
Специальное образование. 2014. № 4
15
здоровья легче переносили сложности, возникающие в дороге, и участие в соревнованиях в непривычной для них обстановке было посильным. После завершения Спартакиады эти дети не утратят дух одной команды, команды детства.
Участники Спартакиады были разбиты на 3 группы в зависимости от основного заболевания: группа А — дети с нарушением зрения, группа В — дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, группа С — дети с нарушением слуха. Всероссийская спартакиада проводилась по следующим видам спорта: армрестлинг, гимнастика, дартс, легкая атлетика, плавание, шахматы, шашки. Команды группы В не принимали участия в соревнованиях по гимнастике. Команды группы А не принимали участия в соревнованиях по дартсу. В соревнованиях по плаванию принимали участие только команды групп А и В. Соревнования по легкой атлетике имели групповые различия: участники Спартакиады группы А соревновались по бегу, прыжкам в длину, метанию гранаты; участники Спартакиады группы В соревновались по бегу, метанию мяча и юноши — по бегу на колясках; участники Спартакиады группы С соревновались по бегу, прыжкам в длину, прыжкам в высоту, толканию ядра.
Для проведения Спартакиады наряду с Положением о Всероссийской спартакиаде были подготовлены программы Спартакиады по всем видам спорта, единая программа проведения Спартакиады, создана рабочая группа Всероссийской спартакиады.
Программа Всероссийской спартакиады для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья была разработана на основе следующих документов:
• Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Закона города Москвы от 28. 04.2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»;
• Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09. 08.2010 г. №61 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
• Федерального закона от 04.12. 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
• Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997 № 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
Победителями и призерами Спартакиады по разным видам спорта стали представители практически всех команд субъектов, приехавших в Липецк.
16
Специальное образование. 2014. № 4