Научная статья на тему 'Содержание и организация Конкурса профессионального мастерства для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида'

Содержание и организация Конкурса профессионального мастерства для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОНКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / НОМИНАЦИИ "СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО" / "ШВЕЙНОЕ ДЕЛО" / "ОБУВНОЕ ДЕЛО" / NOMINATION: "CARPENTRY" / "SEWING" / "SHOE MAKING" / HANDICAPPED CHILDREN / COMPETITION / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белявский Борис Викторович, Кокшунова Людмила Есиновна

Описаны организация, содержание и проведение масштабного мероприятия Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди учащихся коррекционных образовательных организаций VIII вида. Сформулирована цель конкурса выявление участников, имеющих достаточно глубокие теоретические знания по 3 профилям (швейное, столярное и обувное дело), их умения применять теоретические знания в практической деятельности. Показывается, как делалась оценка коммуникативных способностей конкурсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белявский Борис Викторович, Кокшунова Людмила Есиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND ORGANIZATION OF THE CONTEST OF PROFESSIONAL SKILL AMONG STUDENTS OF SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOLS OF VIII-TH KIND

Organization, content and implementation of large-scale event All-Russian contest of professional skills among students of correctional educational organizations of VIII-th kind are described. The main objective of the contest is identification of those participants who have enough theoretical background in 3 profiles: sewing, carpentry and shoe making, their ability to apply theoretical knowledge in practice; evaluation of their communicative skills.

Текст научной работы на тему «Содержание и организация Конкурса профессионального мастерства для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида»

ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

УДК 376.1:37.013.42

ББК Ч450+Ч466.02 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.03

Б. В. Белявский, Л. Е. Кокшунова B. V. Belyavsky, L. E. Kokshunova

Москва, Россия Moscow, Russia

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА

Аннотация. Описаны организация, содержание и проведение масштабного мероприятия — Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди учащихся коррекционных образовательных организаций VIII вида. Сформулирована цель конкурса — выявление участников, имеющих достаточно глубокие теоретические знания по 3 профилям (швейное, столярное и обувное дело), их умения применять теоретические знания в практической деятельности. Показывается, как делалась оценка коммуникативных способностей конкурсантов.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; конкурс; профессиональное мастерство; номинации «Столярное дело», «Швейное дело», «Обувное дело».

Сведения об авторе: Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук.

Место работы: заместитель руководителя Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г. Москва.

Сведения об авторе: Кокшунова Людмила Есиновна, кандидат медицинских наук, доцент.

CONTENT AND ORGANIZATION OF THE CONTEST OF PROFESSIONAL SKILL AMONG STUDENTS OF SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOLS OF VIII-TH KIND

Abstract. Organization, content and implementation of large-scale event — All-Russian contest of professional skills among students of correctional educational organizations of VIII-th kind are described. The main objective of the contest is identification of those participants who have enough theoretical background in 3 profiles: sewing, carpentry and shoe making, their ability to apply theoretical knowledge in practice; evaluation of their communicative skills.

Key words: handicapped children; competition; professional skills; nomination: "Carpentry", "Sewing", "Shoe making".

About the author: Belyavsky Boris Viktorovich, Candidate of Pedagogy.

Place of employment: Deputy Director of the Center Preschool, General, and Additional Special Education FGAU "Federal Institute for Educational Development", Moscow.

About the author: Kokshunova Lyudmila Esinovna, Candidate of medical Sciences, Associate Professor.

6

Специальное образование. 2014. № 3

Место работы: ведущий научный Place of employment: Senior Re-

сотрудник Центра дошкольного, общего, searcher, Center for Preschool, General,

дополнительного и коррекционного об- and Additional Special Education FGAU

разования ФГАУ «Федеральный инсти- «Federal Institute for Educational Devel-

тут развития образования», г. Москва. opment», 125319, Moscow.

Контактная информация: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1.

E- mail: [email protected].

Педагоги, воспитатели, мастера трудового обучения, обучающие детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, взваливают на себя очень тяжелый труд — обучение, воспитание, привитие основ профессионального мастерства необычным детям, тем, кто в силу превратностей судьбы, жизненных ситуаций нуждается в ежедневной поддержке и помощи окружающих. Труд таких педагогов — не разовая акция, а повседневная работа, даже жизнь, которую можно назвать подвигом. Специальная (коррекционная) школа, реабилитационный центр, профессиональное училище и даже дошкольное учреждение — это огромный механизм, который не только дает академические знания, прививает необходимые навыки, воспитывает, дает в руки детям инструмент, способный их прокормить в будущей взрослой жизни, но и, что самое важное, старается зажечь в детских сердцах огонь, который поможет им двигаться вперед по жизни.

Учащиеся специальных (кор-рекционных) образовательных организаций VIII вида — это большой контингент детей (в 2012/13 уч. г. функционировала 1201 школа-интернат, где обучалось 140 510 чел.) со сложной психоневрологической

© Белявский Б. В., Кокшунова Л. Е., 2014

патологией, которые с трудом осваивают академические знания, в связи с чем на поприще учебы не всегда могут проявить себя с лучшей стороны, заслужить похвалу педагогов, воспитателей и получить одобрение сверстников. Занятия по трудовому обучению в коррекци-онных образовательных организациях — это безграничное поле деятельности для детей, имеющих разнообразную, достаточно сложную патологию. Именно здесь дети могут проявить свое мастерство, трудолюбие. Здесь может сформироваться желание и потребность быть полезными другим людям, обществу в целом. В регионах Российской Федерации уже стало традицией проводить конкурсы среди учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида по швейному, слесарному и столярному делу.

Очередной Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди учащихся коррекционных образовательных организаций VIII вида (далее — Конкурс) состоялся в октябре 2013 г. в г. Подольске Московской области. На Конкурс приехали учащиеся 9—10-х классов специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида из 28 регионов Российской Федерации. Участниками Конкурса стали победители отборочных конкурсов,

Специальное образование. 2014. № 3

7

проводившихся в субъектах Российской Федерации.

Конкурс был организован Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным институтом развития образования при поддержке правительства Московской области, благотворительного фонда «Абсолют-помощь». Положение о проведении Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» среди обучающихся старших классов специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденное 25 июля 2013 г. директором ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и заместителем директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, было размещено на сайте ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и разослано в региональные органы управления в сфере образования.

Всероссийский конкурс «Лучший по профессии» проводился по 3 номинациям: «Столярное дело», «Швейное дело», «Обувное дело». Для проведения Конкурса наряду с Положением о конкурсе были подготовлены программы теоретического и практического туров, технологические карты практического тура по всем номинациям, программа проведения Конкурса, календарь мероприятий Конкурса, сценарии открытия и закрытия Конкурса.

Задания теоретического и практического тура Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» среди учащихся специальных (кор-

рекционных) общеобразовательных организацийVШ вида разработаны на основе следующих документов:

• Федеральный закон от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997 № 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14. 03.2001 № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».

В соответствии с вышеперечисленными документами знания и умения конкурсантов оценивались по итогам двух туров — теоретического (устного) и практического (выполнение контрольного задания) — по профилям «Швейное дело», «Столярное дело», «Обувное дело».

Обучение предметам «Швейное дело», «Столярное дело», «Обувное дело» осуществлялось в регионах РФ в соответствии с рабочей программой специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5—9 классов» под редакцией В. В. Воронковой.

Цель Конкурса — выявление участников, имеющих достаточно

8

Специальное образование. 2014. № 3

глубокие теоретические знания по профилям «Швейное дело», «Столярное дело», «Обувное дело», их умений применять теоретические знания в практической деятельности, оценка коммуникативных способностей конкурсантов.

В региональные органы управления в сфере образования было разослано информационное письмо, отражающее цель, задачи, технологии проведения Конкурса, технологические карты практического тура по всем номинациям. По заявкам регионов был сформирован список участников Конкурса. Было заявлено 28 команд (по 2—3 обучающихся и 1—3 педагога в каждой), суммарно составлявшие 109 человек. Поскольку команды формировались не в одной образовательной организации, а в регионе, члены команд не были знакомы друг с другом. В связи с этим для предупреждения психоэмоционального напряжения у участников Конкурса команду сопровождали от 1 до 3 педагогов, с которыми у детей были доверительные отношения. В оргкомитет Конкурса от образовательных организаций в течение 2 месяцев, начиная с 10 августа 2013 г., поступали заявки на участие, подписанные директором и врачом школы, утвержденные в органах управления образованием региона.

Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди учащихся специальных (коррекци-онных) образовательных организаций VIII вида проходил на базе государственных бюджетных образовательных учреждений начального

профессионального образования — профессиональных училищ № 12 (конкурс по швейному делу) и № 45 (конкурс по столярному делу) г. Подольска Московской области, а также на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования колледжа малого бизнеса № 4 г. Москвы (конкурс по обувному делу). Площадка для проведения конкурса по обувному делу была выбрана не случайно. Членам оргкомитета конкурса при посещении колледжа малого бизнеса № 4 г. Москвы преподаватели колледжа продемонстрировали не только современное оборудование, которое используется при пошиве и ремонте обуви, личное профессиональное мастерство, но и стремление создать для детей с ограниченными возможностями здоровья условия, позволяющие проявить себя с профессиональной стороны, ощутить радость победы. Профессиональные училища № 12 и 45 г. Подольска также имеют хорошие рейтинговые показатели и неоднократно проводили у себя конкурсы «Лучший по профессии» среди обучающихся специальных (коррекци-онных) общеобразовательных школ (школ-интернатов) VIII вида Московской области. С образовательными учреждениями, на базе которых проходил Конкурс, были заключены договоры на обеспечение учебно-производственными площадками не менее 600 м2, станками, оборудованием и необходимыми для проведения номинаций материалами (по количеству участни-

Специальное образование. 2014. № 3

9

ков), соответствующими требованиям безопасных условий труда несовершеннолетних для проведения Конкурса по 3 номинациям.

Церемония открытия Конкурса проходила в актовом зале детско-юношеского оздоровительного центра «Мечта» вместимостью 300 мест, церемония закрытия — в большом зале дворца культуры «Октябрь», вмещающем 800 человек. Залы имели необходимое для проведения мероприятия такого статуса оборудование.

На церемонии закрытия было организовано награждение победителей и призеров по номинациям, вручение грамот и сувениров всем участникам мероприятий. По итогам Конкурса в торжественной обстановке были вручены дипломы, сувениры, поощрительные призы, грамоты. Победители и призеры командного зачета были награждены кубками и получили денежные сертификаты на сумму 20 000 р. каждому. Сертификаты были разработаны общественной организацией «Благотворительный фонд „Абслолют-помощь"». Награждение проводили первый заместитель председателя правительства Московской области Лидия Николаевна Антонова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ирина Олеговна Терехина, исполнительный директор благотворительного фонда «Абсолют-помощь» Георгий Валерьевич Крюков. Кроме того, победителю и призерам конкурса по обувному делу были вручены па-

мятные подарки от имени генерального директора ЗАО МОФ ордена Трудового Красного Знамени «Парижская коммуна» А. А. Никитина.

Победителями Конкурса в командном зачете стали: 1) Чувашская Республика — Чувашия; 2) Ростовская область; 3) Удмуртская Республика.

Победителями в личном зачете по номинациям стали: 1) в номинации «Швейное дело»: 1.1) Фролова Елена (Чувашская Республика — Чувашия); 1.2) Жукова Марина (Красноярский край); 1.3) Лупочкина Маргарита (Московская область); 2) в номинации «Столярное дело»: 2.1) Демин Андрей (Московская область); 2.2) Горохов Максим (Московская область, г. о. Подольск); 2.3) Лалетин Михаил (Удмуртская Республика); 3) в номинации «Обувное дело»: 3.1) Виноградов Марк (Удмуртская Республика); 3.2) Еременко Александр (Ростовская область); 3.3) Сергеев Иван (Чувашская Республика — Чувашия).

Программа закрытия конкурса предусматривала не только награждение победителей Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди обучающихся специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, но и концерт, подготовленный коллективами художественной самодеятельности образовательных организаций, в том числе и специальных (коррекционных), а также организаций дополнительного образования Московской области.

Высокую оценку организации и проведению Всероссийского кон-

10

Специальное образование. 2014. № 3

курса профессионального мастерства среди учащихся коррекцион-ных образовательных организаций VIII вида дала первый заместитель правительства Московской области Л. Н. Антонова, назвавшая конкурс «историческим событием».

Вместе с тем Конкурс выявил и ряд проблем в организации и содержании трудового обучения в специальных (коррекционных) образовательных организациях VIII вида Российской Федерации.

Так, опрос представителей команд показал, что организация региональных конкурсов «Лучший по профессии» проводится только по 3 традиционным профилям трудового обучения: «Швейное дело», «Слесарное дело» и «Столярное дело». Это отразилось и на финальной части Всероссийского конкурса: только 12 субъектов Российской Федерации смогли прислать в г. Подольск команды, укомплектованные по всем 3 заявленным профилям. В последние 10—12 лет в большинстве субъектов Российской Федерации мастерские по обувному делу ликвидированы. В 80-х и 90-х гг. прошлого столетия практически на всей территории страны, особенно в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, культивировали этот вид трудового обучения. При этом анализ трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, проведенный А. М. Щербаковой (старший научный сотрудник ИКП РАО) еще в середине 90-х гг. XX в., пока-

зал, что по указанным выше специальностям столярного, слесарного и швейного производства работу находят менее 5 % выпускников.

Кроме того, проведенный среди участников Конкурса устный экзамен на знание теоретических сведений о свойствах материалов, технологии изготовления изделий, устройстве инструментов и оборудования показал, что не все конкурсанты умеют правильно выражать свои мысли в устной форме, предпочитают давать ответ с помощью предлагаемых тестов. Это говорит о недостаточной работе учителей трудового обучения по развитию речи обучающихся, введению в нее специальной терминологии, связанной с профессией.

В связи с вышеизложенным следует сделать следующие выводы.

1. Администрациям школ необходимо шире внедрять профили трудового обучения, связанные со строительством (каменщики, штукатуры-маляры, плотники, плиточники, паркетчики и др.) и сферой обслуживания (работник по обслуживанию здания, цветовод, уборщик служебных помещений, дворник, младший медицинский персонал (нянечка), посудомойка и др.).

2. Следует обратить серьезное внимание учителей трудового обучения на теоретическую подготовку обучающихся и развитие у них коммуникативной стороны речи.

3. Региональные конкурсы «Лучший по профессии» должны охватывать более широкий круг специальностей, по которым ведется трудовое обучение на данной территории.

Специальное образование. 2014. № 3

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.