УДК 371.912
В.И. Кузнецов, В.Н. Прокофьева
Модернизация физического воспитания в школах-интернатах 1-го вида для неслышащих детей*
* Работа выполнена с привлечением средств грантов ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.»
На основе проведенного пилотажного исследования слышащих и неслышащих детей выявлены педагогические условия, разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс школы-интерната 1-го вида оздоровительно-коррекционная программа по баскетболу в модульном варианте.
Ключевые слова: глухие дети, модульная рабочая программа, оздоровительно-коррекционная модель физического воспитания.
VI Kuznetsov, V.N. Prokofyeva Modernization of physical culture in boarding schools of the first level for deaf children
The pedagogical conditions are revealed on the base of the examination, held among deaf and hearing children were looked out and The health-correctional program on basketball was worked out and applied in the educational process of boarding school in modular variant.
Key words: deaf children, modular work program, health-correctional model of physical culture.
Физическая культура и спорт становятся сегодня одним из важнейших, а в ряде случаев единственным условием всесторонней физической, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации их к жизни, фактором оздоровления и профилактики инвалидиза-ции населения.
Общепризнанно, что физическая культура и спорт гораздо важнее для человека с ограниченными физическими возможностями. Дело в том, что серьезный физический или ментальный недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений и ориентацию, что сопровождается психическим напряжением. В свою очередь последнее затрудняет или даже исключает возможность социального контакта с окружающим миром. При этом развивается комплекс неполноценности, сопровождающийся тревогой, утратой чувства достоинства и уверенности в себе. В итоге нередко возникают замкнутость, ощущение потерянности, ненужности. Активные физические упражнения, участие в спортивных мероприятиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают веру в собственные силы, дают возможность вернуться к активной жизни.
Целью государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта является формирование у них потребности в фи-
зическом совершенствовании, создании необходимых условий для занятий, результатом чего должно стать укрепление их здоровья, умение владеть своим телом, достижение значительно более высокого уровня развития функциональных систем организма, расширение диапазона двигательных навыков, что крайне необходимо для успешного самообслуживания в быту и на работе. Вот почему в государственной стратегии развития физической культуры и спорта среди инвалидов безусловный приоритет отдается массовости, оздоровительной направленности и связанному с ними решению задач их социально-психологической адаптации [9].
Физическое воспитание для неслышащих школьников имеет огромное значение как важное коррекционно-воспитательное средство
преодоления дефектов физического развития, формирования нравственных качеств детей с отклонениями в психофизическом развитии для полноценной подготовки к жизни в обществе. При этом решается важная социальная задача -подготовка детей с отклонениями в здоровье к условиям проживания, к выбору профессии и участию в игровой и соревновательной деятельности среди инвалидов.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи выявили, что нарушение слуха оказывает влияние на физическое развитие, наступает нарушение функции нервной, сердечно-
сосудистой, дыхательной и двигательной сис-
тем. При этом значительные нарушения выявлены в функции вестибулярного анализатора и ослабленной координации у половины глухих детей [6, 7, 10, 11].
В оздоровительно-коррекционной деятельности у глухих детей важное место занимает игровая и соревновательная двигательная активность, как в процессе уроков физической культуры, так и во второй половине дня школы-интерната. Исследователи игровой деятельности и ее применения в постановке физического воспитания в общеобразовательных и специальных школах-интернатах для детей с нарушением здоровья подчеркивают ее уникальные возможности в решении оздоровительно-коррекционной задачи, в повышении уровня здоровья, функциональных возможностей организма, в решении коррекционных задач в компенсации двигательной сферы, статического и динамического равновесия, координации движений, мелкой моторики. Игровая деятельность также решает и социальные аспекты у глухих детей в развитии познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования способности ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма в достижении победы, использования соревновательной деятельности в процессе приобретения профессии и трудовой деятельности [2, 6, 10, 11].
Наиболее перспективными направлениями стратегии глобальной гармонизации системы физического воспитания детей с нарушениями здоровья, в том числе и глухих, становятся конверсионные заимствования образовательными структурами хорошо отработанных в практике спортивного воспитания и образования средств и методов решения оздоровительных и коррекционных задач, формирования высокого уровня культуры движений, навыков поведения в социальной группе - команде, уважительного отношения к сопернику в соревновательной деятельности, умения добиваться поставленной цели.
В школьном возрасте, в том числе и у глухих детей в специализированных школах-интернатах, на первый план выходят мотивизация и интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом. При этом игровая и соревновательная деятельность - наиболее эффективное средство привлечения воспитанников к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Спортивные игры, соревнования среди воспитанников специальных учебных заведений являются
одним из действенных стимулов пробуждения и поддержания интересов детей к занятиям спортом [2]. В связи с этим дальнейшее реформирование образования, в том числе и по физической культуре, как в общеобразовательных, так и специальных учебных заведениях должно быть направлено на разработку модульных рабочих программ на основе педагогических моделей в вариативном исполнении, направленных на формирование ключевых компетенций [3, 4, 5].
Целью исследования являлось совершенствование программного обеспечения по физической культуре в специальных школах-интернатах 1-го вида для неслышащих детей с игровой деятельностью на основе оздоровительно-коррекционной модели в модульном варианте. Для разработки комплексной оздоровительно-коррекционной
программы физического воспитания в модульном варианте необходимо проведение пилотажного эксперимента, основными задачами которого являлись:
1. Анализ теоретической и методической литературы по особенностям методики физического воспитания и внеклассной спортивномассовой работы у неслышащих детей.
2. Проведение сравнительного анализа уровня физического развития, двигательной подготовленности и функциональных возможностей организма детей с нарушением слуха и их слышащих сверстников, проживающих в г. Чите.
3. Выявление необходимых условий для повышения уровня физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма неслышащих детей путем увеличения целенаправленной двигательной активности, развития координационных и кондиционных способностей.
Для выявления педагогических условий разработки программы физкультурно-спортивных занятий был проведен пилотажный эксперимент, основной задачей которого являлся сравнительный анализ показателей физического здоровья, физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма неслышащих и слышащих детей.
Сравнительный эксперимент был проведен на 30 детях 12-13 лет школы-интерната 1-го вида для неслышащих детей и учениках общеобразовательной школы №30. Выявлены достоверные различия в росте тела среди здоровых и глухих мальчиков (рис. 1).
Рост, см
150' 145' 140' 135' 130'
►+++++' И АП -?Ш
>+++++ 146,7 \
138,9 : ------1\
^ ■■
ЖЕЛ, л
3.0
2.5
2.0
1.5 1,0
- Г лухие дети
ЧСС, уд/мин
Глухие
Слышащие
- Слышащие дети
Коффициент здоровья, баллы
Рис. 1. Сравнительный анализ физического развития мальчиков 12-13 лет на начало эксперимента
Рост тела у мальчиков школы №30 составил 146,7±1,9, у глухих 138,9±2,2 см (1=2,68; р<0,05). В то же время отсутствуют существенные различия у мальчиков в весе тела. У глухих мальчиков вес тела составил 38,0±0,95, у их сверстников из общеобразовательной школы 40,3±1,2 кг (1=1,53; р > 0,05).
Различия в показателях ЖЕЛ свидетельствуют о более низком уровне функциональных возможностей дыхательной системы у неслышащих детей по сравнению с их здоровыми сверстниками. Это также находит свое подтверждение и в низком показателе коэффициента здоровья (КЗ) у детей с нарушением слуха. Функциональные возможности внешнего дыхания по показа-
телям ЖЕЛ у мальчиков школы-интерната составили 2,0±0,11, у их здоровых сверстников из школы №30 - 2,41±0,09 л (1=2,93; р<0,05), в частоте сердечных сокращений достоверных различий не выявлено. КЗ у неслышащих мальчиков 1,933±0,015 и 1,88±0,014 балла у их сверстников из школы №30 (1=2,93; р<0,05), что свидетельствует о достоверном различии в состоянии здоровья между неслышащими и слышащими детьми.
Значительные достоверные различия зарегистрированы в скоростно-силовых качествах (прыжках в длину с места) и динамометрии кисти (рис. 2).
- - 2
Проба Ромберга, с
18,0
« і,»
___________________________ 14,0
✓ Х 12,0
_____^_____________________
4^ 3,6 10,0
8,0
--------------------------- 6,0
___________________________ 4,0
2,0
0,0
Динамическое равновесие, с
Частота переноса руки, в баллах
130
125
120
115
110
105
глухие дети
слышащие дети
Рис. 2. Показатели скоростно-силовых, координационных способностей и оценка нейромоторики у детей 12-13 лет
8
7
6
5
4
3
1
0
■
Выявлено, что у неслышащих детей показатели координационных способностей, статического и динамического равновесия, сложных координационных движений значительно ниже, чем показатели у их сверстников из общеобразовательной школы. Это отставание составляет от 6 до 50%, что свидетельствует о значительных нарушениях в функции вестибулярного анализатора и ослабленной координации движений у глухих детей.
Любые изменения сенсорных потоков в центральную нервную систему приводят к изменению ее функционального состояния, что
отражается и на вариабельности сердечного ритма. Комплексная оценка вариабельности сердечного ритма может осуществляться по показателю активности регуляторных систем. Он вычисляется в баллах (от 1 до 10) по специальному алгоритму, учитывающему статистические показатели, показатели гистограммы и данные спектрального анализа кардиоинтервалов. Показатель активности регуляторных систем позволяет дифференцировать различные степени напряжения регуляторных систем и оценивать адаптационные возможности организма (рис. 3).
Немынов Валера - 12 лет (школа №30)
Кожевников Юрий - 12 лет (школа-интернат)
Рис. 3. Показатель активности регуляторных систем у слышащего и неслышащего мальчиков
Для каждой ступени «лестницы состояний» предусмотрен «диагноз» функционального состояния по степени выраженности напряжения регуляторных систем. Кроме того, имеется возможность отнесения обследуемого к одному из 4 функциональных состояний по принятой в до-нозологической диагностике классификации [1]: состояние нормы или состояние удовлетворительной адаптации (от 1 до 3 баллов); состояние функционального напряжения (от 4 до 5 баллов); состояние перенапряжения или состояние неудовлетворительной адаптации (от 6 до 7 баллов); состояние истощения регуляторных систем или срыв адаптации (от 8 до 10 баллов).
У здоровых и глухих детей выявлены определенные различия в структуре сердечного ритма, при этом наибольшие изменения АМо и ИН были выявлены у глухих детей по сравнению со здоровыми. Так, АМо у здоровых детей 30,0 ± 4,7; у глухих 39,0 ± 6,2,%. ИН - у здоровых 79,6 ± 5,3; у глухих 142,4 ± 9,3, усл.ед.
Проведенный сравнительный эксперимент и анализ результатов физического развития, физической подготовленности, координационных способностей глухих и здоровых детей позволил выявить педагогические условия разработки содержания физического воспитания в специализированных школах-интернатах:
1. У глухих детей по сравнению с их сверстниками имеются более низкие показатели в физическом развитии - жизненной емкости легких, окружности грудной клетки, уровня здоровья,
что требует привлечения воспитанников школы-интерната к дополнительным занятиям физической культурой.
2. Выявлено, что дети с нарушением слуха имеют значительно низкие показатели физической подготовленности, что диктует необходимость разработки оздоровительно-коррекционной программы, основанной на баскетболе с игровой и соревновательной деятельностью, что будет содействовать повышению двигательной активности и моторной плотности урока.
3. Низкий уровень координационных способ-
ностей у глухих детей требует применения упражнений на повышение уровня функциональных возможностей вестибулярного аппарата и его коррекции с использованием спортивной тренировки, специализированных учебно-
тренировочных модулей и через игровые виды -баскетбол.
Основным направлением дополнительных занятий по физическому воспитанию (68 часов во второй половине дня) является повышение функциональных возможностей организма на основе использования специализированных учебно-тренировочных модулей, направленных на развитие физических качеств в течение четверти. В связи с этим первая четверть планируется как специализированный учебно-тренировочный модуль «Выносливость», вторая четверть - «Сила», третья - «Координация», четвертая - «Быстрота» (рис. 4).
Тестир.;4ч.
“Выносливость" 1 модулы
1дч.-21%
“Сила“
2 модуль;
14ч.-21%
Рис. 4. Соотношение времени на учебно-тренировочные модули в течение учебного года,%
Первостепенное значение в повышении эффективности уроков, особенно у неслышащих детей, имеет контроль интенсивности по ЧСС в регулировании физических нагрузок. Уроки спортивных игр имеют определенные особенности. Регулирование физической нагрузки
во время обучения и совершенствования приемов игры, в учебных упражнениях, эстафетах, игровых упражнениях и учебных играх затруднено. В то же время высокая эмоциональность уроков спортивных игр способствует привлечению к занятиям тех учеников, у которых не
сформирован устойчивый интерес к регулярным занятиям физической культурой [1].
Непрерывную регистрацию ЧСС во время урока производили с использованием пульсового монитора фирмы «Polar S610» (Финляндия).
Запись пульса с монитора вводили в компьютер посредством инфракрасного интерфейса. Расчет пульсовой стоимости упражнения позволяет с достаточной точностью нормировать нагрузки с учетом индивидуальных особенностей (рис. 5).
Person an Cate 20.12.05 Heart rate average 122 bpm
Exercise 20.12.05 10:07 Time 10:07:45 Heart rate max 168 bpm
Sport Running Djration 0:22:51.0
Note Selection 0:00:00 - 0:22:50(0:22:50.0)
Рис. 5. Непрерывная регистрация частоты сердечных сокращений во время урока физической культуры
В заключение необходимо отметить, что проведенные предварительные исследования по изучению физического состояния организма детей позволили нам разработать программу и специализированные учебно-тренировочные
модули, направленные на физическую реабилитацию и социальную адаптацию неслышащих детей. Разработка и внедрение в образовательный процесс комплексной оздоровительнокоррекционной программы физического воспитания с координационной и тренировочной направленностью будут способствовать более существенному приросту физического развития, физической подготовленности, координационных, соматических и вегетативных способностей организма у неслышащих детей.
Литература
1. Баевский P.M., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) // Вестник аритмологии. -
2001. - Т. 24. - С. 69.
2. Бессарабов Н.С., Горбуля В.Б. Особенности проведения уроков по баскетболу с глухими детьми в возрасте 11-12 лет // Теория и практика физической культуры. -2007.- №5. - С. 50.
3. Вучева В.В., Мещерякова О.Н. Технология обучения игровой деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 15-18.
4. Лубышева Л.И. Здоровье нации и массовый спорт // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 11. -С.79-80.
5. Магин В.А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры. -М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006. - 264 с.
6. Осколкова Е.Л., Рубцова И.О. Социальнопедагогические аспекты профессиональной адаптации глухих учащихся специальных (коррекционных) школ средствами адаптивного физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2007.-№5.- С. 50.
7. Павлова В.И., Мамылина Н.В., Иголкина Е.И. и др. Психофизиологические особенности организма глухонемых детей и их коррекция физическим воспитанием // Новые исследования. - М.: Вердана, 2004. №1-2(6-7) - С. 290291.
8. Туркунов Б.И. Физическая нагрузка на уроках спортивных игр // Физическая культура в школе. - 2010.- №1.-С.25-26.
9. Физическая культура и спорт инвалидов в Российской Федерации: материалы к заседанию государственного совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» //Аналитические материалы к докладу. - М.: Советский спорт, 2002. - С.63-67.
10. Хода Л.Д. Основные положения социальной интеграции неслышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 7. - С. 7.
11. Шапкова Л.В. Культурологическая составляющая адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 12. - С. 9-12.
Кузнецов Виталий Иванович - канд. биол. наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ физического вос-
питания, Забайкальский государственный гуманитарнопедагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
Прокофьева Валентина Николаевна - канд. биол. наук, доцент, профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского.
Kuznetsov Vitaliy Ivanovich - candidate of biological science, professor of department of theory of physical culture basis, N.G. Chernyshevskiy Zabaikalian State Humanitarian and Pedagogical University.
Prokofyeva Valentina Nikolaevna - candidate of biological science, professor of department of medical and biological basis of physical culture, N.G. Chernyshevskiy Zabaikalian State Humanitarian and Pedagogical University
Факс: (302-2) 26-73-17 Тел.: (302-2) 26-73-17, 32-42-45 e-mail: [email protected]
УДК 378.016:796
О.А. Куликова
Формирование мотивации к физкультурной деятельности студенток 1-2 курсов средствами психофизических упражнений ушу
В статье рассматривается проблема повышения мотивации к занятиям физической культурой у студенток 1-2 курсов вуза. Психофизические упражнения ушу рассматриваются как эффективное средство мотивации.
Ключевые слова: мотив, мотивация, физическая культура, психофизические упражнения ушу, учебная деятельность, студент, анкетирование, опрос.
О.А. КиШога
The formation of motivation to physical activity of the first and second-year female students by means of u-shu psychophysical exercises
The article deals with the problem of motivation to physical activity of the first and second-year female students of university. U-shu psychophysical exercises are considered as effective means of such motivation.
Key words: motive, motivation, physical training, u-shu psychophysical exercises, educational activity, student, questioning, survey.
Студенчество как социальная группа функционирует в системе высшего образования и выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек. Главной функцией такого производства является обучающе-образовательная деятельность, а характер труда студентов заключается в систематическом овладении научными знаниями в определенной области науки, в накоплении специальных навыков для конкретной профессии. Сколько бы других видов деятельности ни осуществляли студенты и как бы они ни были важны для них, с точки зрения общества учеба остается центральным звеном данной социальной группы. Общество заинтересовано в том, чтобы процесс учения был максимально эффективным. Однако добиться этого одними лишь
организационными мерами невозможно, поскольку обучается всегда личность со специфической, присущей именно ей системой ценностей. Эффективность учения в каждом конкретном случае в очень большой степени зависит от содержания и силы мотивации учения. Вопрос о развитии и формировании мотивации учебной деятельности студентов - одна из ведущих проблем современной педагогической науки. В контексте ее изучения обратимся к учебной деятельности студентов, которая представляет собой «активную, целостную структуру в единстве ее компонентов: учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки и изменений, происходящих в психическом развитии учащихся, в характеристиках его личности» (Маркова А.К., 1983).