АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 376.1
ББК Ч424.46 ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.03
Брызгалова Светлана Олеговна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и специальной психологии, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 120; e-mail: [email protected].
Кубасов Александр Васильевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой методик преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 116; e-mail: [email protected].
РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИУМЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИКАЦИЙ)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интеграция; инклюзия; интегрированное обучение; инклюзивное образование; система специального образования; дети с ограниченными возможностями здоровья.
АННОТАЦИЯ. История системы оказания педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья демонстрирует длительный путь развития: от частных единичных специальных школ и учреждений до целостной государственной системы специального образования в большей части стран мира. Естественно, что этот процесс не завершился, да и не может завершиться. Вторая половина XX в. характеризуется критикой тех педагогических систем, которые представляют собой замкнутые и изолированные от общего образования институты. Преодолеть этот недостаток призвана система инклюзивного образования. На примере озвучиваемых в Интернете позиций показывается важность донесения актуальной информации об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья до родителей и педагогов. Непримиримую позицию по отношению к инклюзивному образованию занимают как родители, так и педагоги. Взвешенная позиция по этому вопросу в Интернете высказывается редко, хотя это не отражает реальный срез общественного мнения. Достаточно авторитетный Фонд общественного мнения летом 2012 года провел опрос по проблеме отношения россиян к инклюзивному образованию. Было опрошено 1500 респондентов из 43 регионов России. Результаты получились достаточно оптимистичными: 45% россиян одобряют идею обучения детей-инвалидов в обычной школе; против - 35%; 19% отвечавших затруднились с ответом. На вопрос о том, не приведет ли обучение детей-инвалидов в обычных школах к ухудшению качества образования, 52% опрошенных посчитали, что инклюзивное образование не отразится на качестве образования. Необходимо формировать инклюзивную культуру в обществе, выявляя «болевые точки» в этой области с помощью Интернета.
Bryzgalova Svetlana Olegovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Kubasov Aleksandr Vasilievich,
Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Methods of Teaching School Subjects in a Special (Correctional) School, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE ROLE OF MASS MEDIA IN FORMATION OF INCLUSIVE CULTURE IN SOCIETY (ON THE MATERIAL OF INTERNET PUBLICATIONS)
KEYWORDS: integration; inclusion; integrated education; inclusive education; system of special education; children with special educational needs.
ABSTRACT. The system of pedagogical assistance to children with special educational needs has a long history: from separate occasional special schools and institutions to a wholesome state system of special education in most countries of the world. It is only natural that this process has not been completed and cannot be actually completed at all. The second half of the 20th century is characterized by criticism of those systems which are closed and isolated from general education institutions. This drawback could be overcome by the system of inclusive education. The article illustrates the importance of bringing urgent information about inclusive education of children with special educational needs to parents and teachers by the examples of positions spread through the Internet. Both parents and teachers take an uncompromising position to inclusive education. A balanced position to this problem is found on the Internet very seldom, though it does not reflect the real public opinion in general. In the summer of 2012 a fairly authoritative public opinion fund conducted a poll on the problem of relation of the Russian people to inclusive education. 1500 people from 43 regions of Russia were interviewed. The results were rather optimistic: 45% of the Russian people approve of the idea of children with special educational needs studying in an ordinary school; 35% were against it and 19% could not make up their mind. The question about the possibility of a negative effect of inclusive education of children with special educational needs in an ordinary school upon the quality of education in general was answered by 52% of those interviewed in the negative. It is necessary to form inclusive culture in the society by influencing the "sore points" with the help of the Internet.
История системы оказания педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья демонстрирует длительный путь развития: от частных единичных специальных школ и учреждений до целостной государственной системы специального образования в большей части стран мира. Естественно, что этот процесс не завершился, да и не может завершиться. Вторая половина XX в. характеризуется критикой тех педагогических систем, которые представляют собой замкнутые и изолированные от общего образования институты. Преодолеть этот недостаток призвана система инклюзивного образования.
В современной философии все больше утверждается трактовка научного знания и его поисков как открытой, изменчивой системы, «при этом главной особенностью получаемой "картины" оказывается плюрали-стичность истинных утверждений» [3, с. 25]. Однако пока сохраняется различие между теоретическим, философским осознанием того, что возможны несколько верных подходов к проблеме, и практикой, в рамках которой выбирается только одно «истинное утверждение», а остальные отвергаются. Сказанное вполне справедливо и для инклюзивного образования.
В январе 2014 г. в Москве состоялся городской научно-практический семинар «Технологии инклюзивной культуры в образовательной организации» [6]. Думается, что не менее важно формировать инклюзивную культуру в обществе в целом. Для этого нужно уметь вести прямой разговор с родителями учащихся, с самими детьми. Ограничиваться внедрением инклюзивной культуры лишь в сферу образовательных организаций - значит создать дополнительные трудности. Совершенно очевидно, что успех внедрения инклюзивного образования связан в том числе и с просветительской деятельностью как среди родителей, так и среди учеников.
Официальная информация, касающаяся инклюзивного образования, скупа, и если отвлечься от самой проблемы, то можно сказать, что она распространяется так же, как и тридцать лет назад. Вот пример одного сообщения такого рода: «В Челябинском госуниверситете 21 и 22 ноября пройдет всероссийская научно-практическая конференция "Инклюзивное профессиональное образование". Доступность вузов и колледжей для людей с ограниченными возможностями здоровья обсудят представители Министерства образования и науки России, правительства Челябинской области, общественных организаций, инвалидов, руководители вузов и колледжей городов России.
На протяжении двух дней участники конференции планируют обменяться опытом в обеспечении условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, наладить информационный обмен с общественными организациями инвалидов, обсудить нормативно-методическую базу.
Челябинский государственный университет в 2014 году получил статус федеральной инновационной площадки по проекту "Инновационная модель инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации высшего образования". Таким образом, ЧелГУ признан методическим центром России по образованию инвалидов» [4].
Попытки вдумчивого, серьезного отношения к новой педагогической парадигме единичны [1; 5; 8; 9]. Показательна в этом отношении работа профессора Н. М. Назаровой под названием «Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях» [11]. Однако чаще всего дело ограничивается эмоциональными выступлениями. Мужества аргументированно дискутировать с какими-либо не всегда однозначными новациями, исходящими из министерских высот, в профессиональной среде меньше, чем в социуме в целом. Однако это не значит, что люди, далекие от профессионального понимания проблемы, не способны здраво рассуждать. В современном обществе дискуссионной площадкой, позволяющей высказаться всем заинтересованным лицам, стал Интернет. Показателен в этом отношении сайт «РВС», название которого расшифровывается как «Родительское всероссийское сопротивление». На этом сайте 22 ноября 2013 г. опубликована статья логопеда-дефектолога Анны Схемо-вой из Челябинска с провокативным заглавием: «Инклюзивное образование: благие намерения, ведущие... куда?». Радикальные взгляды логопеда-дефектолога явно выпадают из педагогического мейнстрима. Автор публикации, не прячась за оговорки и уступки, прямо называет инклюзивное образование «утопией»: «Прекрасная идея, несущая разочарование всем участникам образовательного процесса. И вопрос не в том, насколько внедрение инклюзивного образования реально, а в том, насколько реально сделать это качественно.» [14].
При этом не надо считать, что автор не приводит никаких аргументов в пользу своей позиции. Она знает нормативные акты, то, что создан и работает Институт инклюзивного образования при МГПГУ, и т. д.
© Брызгалова С. О., Кубасов А. В., 2015
Главную проблему автор статьи видит в том, что «очень затруднен сам процесс включения ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии, приведшими к инвалидности, в программу обучения массовой школы, крайне затруднена сама возможность организации образовательного процесса и аттестации, особенно на второй ступени обучения, когда добавляются сложности, связанные с предметным образованием» [14]. Автор указывает на то, что предметы, изучаемые в коррекционной школе и в массовой, существенно различаются. Один из выводов, к которому приходит логопед-дефектолог, таков: «...по всей стране расцветает формальная инклюзия. А это страшнее, чем отсутствие инклюзии вообще» [14]. Другая опасность, по ее мнению, - это то, что «под речи о защите прав детей-инвалидов постепенно, исподволь начинает разрушаться уникальная система коррекционной педагогики».
Вероятно, найдется не один автор, который возьмется привести оппонирующие контраргументы автору цитируемой статьи, потому что такого рода критические публикации не должны оставаться без квалифицированной полемики. Пока же в ней принимают участие читатели сайта, родители учеников. Дискуссия, вызванная А. Схемо-вой, оказалась не менее эмоциональной, чем сама статья. Так, читательница с ником «Баба Тая» пишет: «Великолепная статья! Ясно и конкретно указаны все проблемы. Я - бабушка, представительница детей с ограниченными возможностями. Знаю проблемы многих коррекционных школ, т. к. встречаюсь и с родителями из других специальных коррекционных школ» [14]. Заканчивается отзыв вполне революционным призывом Бабы Таи: «Уважаемые родители, не дадим разрушить равнодушным чиновникам систему образования, которую создавали десятилетиями!» [14].
Другой читатель (ник toshsun), соглашаясь с позицией автора статьи, завершает свой пост выводом: «Лично я иду размещать ссылку на эту статью на своих аккаунтах и в соцсетях и прошу максимальный перепост. Всех неравнодушных - приглашаю за мной» [14]. Другой автор, аттестовавший себя как «дед отличника», заключает свой сочувственный отзыв на статью выводом: «Мне жалко и тех и других детей!» [14].
Показательно, что был лишь один отзыв, в котором была представлена более взвешенная позиция. Автор с ником tisetim пишет: «Инклюзивное образование говорит о воспитательной справедливости, что является важным ориентиром для образования детей инвалидов, лиц с особыми потребностями. Современная система обра-
зования должна уважать, развивать, устранять различия между специальной и общеобразовательной школами, а также разнообразить мультикультурализм. Только таким образом все мы будем считаться цивилизованными» [14].
Если скептические настроения распространены не только среди непрофессионалов, но даже среди специалистов, то аргументированная позиция особенно важна. Значит ли это, что в Уральском регионе все однозначно настроены против инклюзивного образования? Цифры, полученные в ходе опросов общественного мнения, говорят о другом. Опросы - вещь коварная, требующая высокой квалификации тех, кто их проводит, умения проводить сложные расчеты и вносить в них необходимые корректирующие поправки. Однако даже в грубом приближении картина вырисовывается не столь отчаянная, как у Анны Схемовой. Приведем результаты двух опросов разного уровня. Достаточно авторитетный Фонд общественного мнения летом 2012 г. провел опрос по проблеме отношения россиян к инклюзивному образованию. Было опрошено 1500 респондентов из 43 регионов России. Результаты получились достаточно оптимистичными: 45% россиян одобряют идею обучения детей-инвалидов в обычной школе; против - 35%; 19% отвечавших затруднились с ответом. На вопрос о том, не приведет ли обучение детей-инвалидов в обычных школах к ухудшению качества образования, 52% опрошенных посчитали, что инклюзивное образование не отразится на качестве образования [12].
Телевизионные опросы - самые быстрые, но, пожалуй, и самые приблизительные, однако они тоже позволяют провести «экспресс-диагностику» общественного мнения. В начале текущего года телевидение Екатеринбурга провело свой опрос среди жителей города относительно их отношения к инклюзивному образованию. Был задан лишь один вопрос (не вполне корректно сформулированный): «Должны ли дети-инвалиды обучаться в обычных школах?» Думается, правильнее было бы заменить слово «должны» на слово «могут», которое предполагает вариативный подход к обучению детей-инвалидов в массовых школах. Респондентам было предложено три варианта ответов: а) зависит от диагноза - 45%; б) нет, наши школы и наши дети к этому не готовы - 24%; в) да, это будет полезно и для тех, и для других - 32% [13].
Приведем данные еще одного опроса, самого незначительного по охвату, но важного в аспекте темы нашей статьи. На сайте МАОУ СОШ № 48 г. Екатеринбурга размещено множество материалов. Один из
них посвящен проекту «Адаптивная модель инклюзивного образования». Школа с 2013/14 уч. г. реализует на практике инклюзивное образование. Форма деятельности, которая позволяет включить детей с проблемами в развитии в общий образовательный и воспитательный процесс, - эсте-тикотерапия. Показательны результаты опроса, проведенного в школе. Правда, они не напрямую, а лишь косвенно касаются инклюзии. В школе было проведено анкетирование обучающихся, родителей и педагогов. Образовательной деятельностью удовлетворены 72% учеников, 65% родителей и 40% педагогов. Организацией внеурочной деятельности и дополнительного образования удовлетворены 42% учащихся, 45% родителей и 55% педагогов [15].
Как бы то ни было, но инклюзивное образование на Урале набирает силу, о чем свидетельствует официальная хроника: «Юрий Биктуганов (министр образования Свердловской области - С. Б., А. К.) отметил, что сегодня уже более 700 общеобразовательных учреждений нашего региона имеют возможности для обучения детей-инвалидов, всего более 12 тысяч детей с ограниченными возможностями посещают сегодня как специализированные учреждения, так и общеобразовательные школы. Отметим, что решение о том, где обучаться, принимают сами дети и их родители. В 2014 году на развитие инклюзивного образования Средний Урал получил из федерального бюджета более 30 миллионов рублей. Благодаря этим средствам будут оснащены
32 образовательных учреждения в 26 муниципалитетах» [10].
Важно и то, что к пропаганде и формированию инклюзивной культуры подключаются самые разные слои населения, те люди, которые уже осознали важность успешной социализации детей-инвалидов. Приведем только один показательный факт: «Благодаря усилиям четырехкратной паралимпий-ской чемпионки Алены Кауфман и Благотворительного фонда олимпийского чемпиона по биатлону Антона Шипулина, в Екатеринбурге организуется первый в России Центр инклюзивного спорта "Олимп". На базе Уральского государственного лесотехнического университета будет создана спортбаза, где дети с ограниченными возможностями смогут заниматься рядом со здоровыми сверстниками» [7]. Принципы инклюзии и параолимпийское движение на различных уровнях тесно взаимосвязаны и продолжают развиваться [2; 8].
Формирование инклюзивной культуры в обществе - дело длительное и далеко не простое. Все приведенные материалы публикаций говорят о том, что инклюзивное образование вызывает противоречивое отношение. Есть и противники этой идеи, и те, кто принял и осознал ее и стремится к построению справедливого гуманного общества с равными правами как для здоровых детей, так и для детей с проблемами в развитии. Материалы, доступные в сети Интернет, помогают выявить «болевые точки» в подходах к проблеме, наметить тематику и проблематику просветительской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова И. В. Научно-теоретические основы подготовки тьютора инклюзивного образования // Специальное образование. 2014. № 4 (36). С. 81-87.
2. Белявский Б. В., Кокшунова Л. Е. Всероссийская спартакиада детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - путь в параолимпийский спорт / / Специальное образование. 2014. № 4 (36). С. 12-16.
3. Беляева Л. А., Летягин Л. И. Педагогическая теория и педагогическая идеология: взаимосвязи и взаимодействия / / Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 24-29.
4. В ЧелГУ пройдет всероссийская конференция по инклюзивному образованию. URL: http://mega-u.ru/node/36528 (дата обращения: 03.02.2015).
5. Гамаюнова А. Н., Пискайкина А. Е. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Специальное образование. 2013. № 4 (32). С. 20-27.
6. Городской научно-практический семинар «Технологии формирования инклюзивной культуры в образовательной организации». URL: http://sch1321uv.mskobr.ru/novosti/gorodskoj_nauchno-prakti cheskij_seminar_tehnologii_formirovaniya_inklyuzivnoj_kul_tury_v_obrazovatel_noj_organizacii/ (дата обращения: 06.05.2015).
7. Калинина Ирина. Коляска у школьных ворот. Когда их откроют для детей-инвалидов? URL: http://dislife.ru/articles/view/32598 (дата обращения: 03.02.2015).
8. Козырева В. П., Орлова О. С., Голубева В. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом в условиях летнего инклюзивного лагеря // Специальное образование. 2014. № 2 (34). С. 14-20.
9. Корнеева Н. Ю. Некоторые аспекты инклюзивного профессионального образования для людей с ограниченными физическими возможностями // Специальное образование. 2012. № 1. С. 15-23.
10. Муниципалитеты региона получат средства на инклюзивное образование. URL: http://www. midural.ru/news/list/document47877/ (дата обращения: 03.02.2015).
11. Назарова Н. М. Системные риски развития инклюзивного образования в современных условиях // Специальное образование. 2012. № 3 (27). С. 6-12.
12. Отрощенко Анастасия. Инклюзивное образование: не строиться под «норму». URL: http://www. miloserdie.ru/articles/inklyuzivnoe-obrazovanie-ne-stroitsya-pod-normu (дата обращения: 03.02.2015).
13. Программа «Сумма мнений». Инклюзивное образование. За и против. URL: http://www.youtube. com/watch?v=ATBkcLzAhVs (дата обращения: 03.02.2015).
14. Схемова Анна. Инклюзивное образование: благие намерения, ведущие. куда? URL: http://r-v-s.su/news/2013/inklyuzivnoe-obrazovanie-blagie-namereniya-vedushchie-kuda (дата обращения: 12.04.2015).
15. Школа № 48, МАОУ СОШ № 48, г. Екатеринбург. URL: http://school48ekb.jimdo.com/проект-адаптивная-модель-инклюзивного-образования/ (дата обращения: 03.02.2015).
LITERATURE
1. Abramova I. V. Nauchno-teoreticheskie osnovy podgotovki t'yutora inklyuzivnogo obrazovaniya // Spetsial'noe obrazovanie. 2014. № 4 (36). S. 81-87.
2. Belyavskiy B. V., Kokshunova L. E. Vserossiyskaya spartakiada detey-invalidov i detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya - put' v paraolimpiyskiy sport // Spetsial'noe obrazovanie. 2014. № 4 (36). S. 12-16.
3. Belyaeva L. A., Letyagin L. I. Pedagogicheskaya teoriya i pedagogicheskaya ideologiya: vzaimosvyazi i vzaimodeystviya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 11. S. 24-29.
4. V ChelGU proydet vserossiyskaya konferentsiya po inklyuzivnomu obrazovaniyu. URL: http://mega-u.ru/node/36528 (data obrashcheniya: 03.02.2015).
5. Gamayunova A. N., Piskaykina A. E. Osnovnye napravleniya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya // Spetsial'noe obrazovanie. 2013. № 4 (32). S. 20-27.
6. Gorodskoy nauchno-prakticheskiy seminar «Tekhnologii formirovaniya inklyuzivnoy kul'tury v obrazovatel'noy organizatsii». URL: http://sch1321uv.mskobr.ru/novosti/gorodskoj_nauchno-prakti cheskij_seminar_tehnologii_formirovaniya_inklyuzivnoj_kul_tury_v_obrazovatel_noj_organizacii/ (data obrashcheniya: 06.05.2015).
7. Kalinina Irina. Kolyaska u shkol'nykh vorot. Kogda ikh otkroyut dlya detey-invalidov? URL: http://dislife.ru/articles/view/32598 (data obrashcheniya: 03.02.2015).
8. Kozyreva V. P., Orlova O. S., Golubeva V. A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detey s rannim detskim autizmom v usloviyakh letnego inklyuzivnogo lagerya / / Spetsial'noe obrazovanie. 2014. № 2 (34). S. 14-20.
9. Korneeva N. Yu. Nekotorye aspekty inklyuzivnogo professional'nogo obrazovaniya dlya lyudey s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostyami / / Spetsial'noe obrazovanie. 2012. № 1. S. 15-23.
10. Munitsipalitety regiona poluchat sredstva na inklyuzivnoe obrazovanie. URL: http://www.midural.ru/news/list/document47877/ (data obrashcheniya: 03.02.2015).
11. Nazarova N. M. Sistemnye riski razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh // Spetsial'noe obrazovanie. 2012. № 3 (27). S. 6-12.
12. Otroshchenko Anastasiya. Inklyuzivnoe obrazovanie: ne stroit'sya pod «normu». URL: http://www. miloserdie.ru/ articles/inklyuzivnoe-obrazovanie-ne-stroitsya-pod-normu (data obrashcheniya: 03.02.2015).
13. Programma «Summa mneniy». Inklyuzivnoe obrazovanie. Za i protiv. URL: http://www.youtube.com/ watch?v=ATBkcLzAhVs (data obrashcheniya: 03.02.2015).
14. Skhemova Anna. Inklyuzivnoe obrazovanie: blagie namereniya, vedushchie... kuda? URL: http://r-v-s.su/news/2013/inklyuzivnoe-obrazovanie-blagie-namereniya-vedushchie-kuda (data obrashcheniya: 12.04.2015).
15. Shkola № 48, MAOU SOSh № 48, g. Ekaterinburg. URL: http://school48ekb.jimdo.com/proekt-adaptivnaya-model'-inklyuzivnogo-obrazovaniya/ (data obrashcheniya: 03.02.2015).
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.