ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 796/ 799: 362.45
К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© Н. В. АНИСИМОВА, г. А. СУГРОБОВА, Г. И. СЕРГЕЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека e-mail: [email protected]
Анисимова Н. В., Сугробова Г. А., Сергеева Г. И. - К вопросу адаптации, социализации и физической реабилитации воспитанников коррекционных образовательных учреждений // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.
2011. № 24. С. 531-534. - Физическая культура и спорт являются мощным фактором оздоровления и повышения защитных сил организма детей и подростков, имеющих сниженный потенциал здоровья из-за врожденных или приобретенных аномалий и пороков развития. Организация физкультурно-массовых мероприятий разного уровня способствует реализации идеи социализации и физической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инвалиды, адаптация, социализация, физическая культура и спорт.
Anisimova N. V., Sugrobova G. A., Sergeeva G. I. - On the question of adaptation, socialization and physical rehabilitation of children of correctional educational institution // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Be-linskogo. 2011. № 24. P. 531-534. - Physical education and sport are a powerful factor of rehabilitation and the increase of host defenses of children and adolescents, who have reduced potential of health due to congenital or acquired anomalies and malformations. Organization of mass sports events on different levels contributes to the idea of socialization and physical rehabilitation of children with physically challenged.
Key words: the disabled, adaptation, socialization, physical education and sport.
В основополагающем документе - конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989 году, сформулированы основные права и гарантии в области со-храненияздоровьяподрастающегопоколения.Задача обеспечения жизни и нормального развития детей определяется как первоочередная, и решать её в приоритетном порядке общество должно независимо от политической и экономической ситуации [6].
К сожалению, на фоне роста хронической и общей заболеваемости детей и подростков в настоящее время большую тревогу вызывает динамика инвали-дизации детского населения [2]. Численность детей с врожденными или приобретенными аномалиями морфофункционального, физического и психического развития увеличивается ежегодно. Медицинская статистика свидетельствует: десятая часть населения РФ (13 млн.) относятся к категории «инвалидов» [8]. Следовательно, здоровье инвалидов следует рассматривать как здоровье конкретной социальной группы, т. е. групповое здоровье [9].
В Пензенской области по сведениям отделения Пенсионного фонда РФ в настоящее время на учете состоит 3625 семей, воспитывающих 3775 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Ведущим направлени-
ем работы органов и учреждений системы социальной защиты (а их в Пензенской области действует 8) является оказание социальной помощи и организация реабилитации особых детей. Основным учреждением, оказывающим комплексную персональную реабилитацию лиц с анатомо-функциональными нарушениями, является Областной реабилитационный центр г. Пензы. Работа Центра организованав стационарном режиме (отделение дневного пребывания рассчитано на 50 мест, стационарное отделение в загородной зоне - на 35 мест). Особое место в деятельности Центра отводится оказанию социально-психологической и социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями и их родителям по направлениям: «Психология», «Социальная педагогика», «Дефектология». Квалифицированными специалистами проводится индивидуальная и групповая работа, способствующая социальной адаптации ребенка в обществе: коррекция поведения и самооценки, снятие тревожности, замкнутости, улучшение детско-родительских взаимоотношений, развитие навыков общения, самообслуживания и др. Разнообразен спектр оказания социально-медицинских услуг по направлениям: офтальмология, неврология, педиатрия.
За год реабилитационные мероприятия, оздоровительные процедуры в центре получают более 900 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В2010годуродители,имеющиедетей-инвалидов с заболеванием «Детский церебральный паралич» получили возможность проходить обучение в «Школе родителей детей-инвалидов», функционирующей в режиме круглосуточного пребывания.
Как видим, своевременное психолого-медико-педагогическое воздействие является эффективным средством,позволяющимсоциальноадаптироватьиин-тегрировать в обществе детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями, развивать у них чувство защищенности и необходимости самореализации.
В отечественной практике, к сожалению, отсут-ствуеткомплекснаястратегияформированияздорово-го образа жизни детей с выраженными нарушениями здоровья (слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отстающих в развитии). Считаем, что реализация здравоохранительных проектов, касающихся особых детей, должна стать одной из стратегических сфер социальной политики. Недаром президентом Д.А. Медведевым одобрена и вступает в силу новая программа «Доступная среда»дляинвалидов.Актуальность проблемы вполне очевидна: Конвенция о правах инвалидов, принятая в 2007 году Генеральной Ассамблеей ОНН констатирует, что, несмотря на различные документы и начинания, инвалиды детства и лица с ограниченными возможностями состояния здоровья продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных её членов. Отмечается и то обстоятельство, что непосредственно сами инвалиды должны быть активно вовлечены в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, касающихся их. Содействие полному осуществлению инвалидами своих прав и свобод, позволит укрепить у них ощущение всеобщей причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества.
В рамках многочисленных исследований, посвященных выявлению факторов, влияющих на популяционное здоровье, помимо социальных условий жиз-ни,характератруда,жилищно-бытовыхособенностей, питания,условийокружающейсреды,особовыделяет-ся образ жизни человека, его комплексное поведение, общий психо-эмоциональный настрой и отношение к собственному здоровью [4, 5, 7].
Характерной чертой практически всех групп инвалидов является то обстоятельство, что они находятся в замкнутом помещении большую часть суточного времени (особенно в холодный период года). Их суточная двигательная активность, как правило, снижена на 70-80 %. Эта негативная тенденция вызывает необходимость поиска действенных мер, направленных на оптимизацию физического состояния таких лиц (детей и взрослых). Так, например, разработана и успешно применяется методика реабилитации детей с синдромом Дауна танцами под музыку. Причём, чем
раньше с ребенком начинают целенаправленно заниматься, тем большего суммарного эффекта коррекционной работы можно добиться. Максимальная нагрузка по реабилитации детей с явными отклонениями здоровья ложится на общеобразовательные учреждения коррекционного типа.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует: недостаточное методическое обеспечение государственной системы мониторинга и коррекции физической и функциональной подготовленности учащихся с ограниченными возможностями приводит к снижению управляемости, прежде всего, процесса физического воспитания, играющего важную роль в социализации учащихся данной категории [3]. Среди средствпедагогическойкоррекции,нанашвзгляд,осо-бое место должна занятьадаптивная физическая культура и спорт. Объясняется это тем, что занятия адаптивной физической культурой и спортом являются важным источником «мышечной радости», средством физического развития, коррекции и компенсации двигательных нарушений детей-инвалидов. Физическая культура и спорт являются мощным фактором оздоровления и повышения защитных сил организма детей, имеющих сниженный потенциал здоровья из-за врожденных или приобретенных аномалий и пороков развития. Оптимизировать процесс их физической подготовки возможно путём организации занятий в спортивных кружках и секциях под руководством тренеров-преподавателей.
Взаимодействие педагогов, психологов, медиков, спортивных тренеров должно быть направлено, в первуюочередь,напредотвращениеопасностивозник-новенияспецифическогокомплексанеполноценности у таких детей и подростков, оказание им неоценимой помощи в организации полноценной жизнедеятельности в обществе, несмотря на наличие физического или психического дефекта.
В России в настоящее время значительно воз-рослоколичествостудентов-инвалидов,обучающихся в средних и высших учебных заведениях. Хорошо известно, что интеллектуальный труд без физического отрицательно сказывается на работоспособности организма, приводя к снижению его функциональных возможностей и неудовлетворительному уровню психофизического состояния в целом [1]. Для инвалидов должны создаваться все необходимые условия, способствующие успешности их адаптации, получению профессионального образования, занятию спортом. Только через общение со сверстниками и участие в «обычной жизни» происходит социальная и психологическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Усилиями администрации, сотрудников Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского и специалистов Межвузовского центра содействия сохранению здоровья учащихся в декабре 2010 г. в Пензенской области (г. Заречный) была организована и проведена Всероссийская Спартакиада детей-инвалидов и подростков
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
с ограниченными возможностями здоровья. Главной целью проведения Спартакиады, по мнению организаторов, явилось:
• привлечение внимания государственных, общественных и других организаций к проблеме воспитания и обучения детей-инвалидов;
• активизация деятельности таких организаций по реабилитации, адаптации к жизни и интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной культуры и спорта.
К числу задач, выдвигаемых организаторами спартакиады, отнесены:
1) создание благоприятных условий реабилитации детей и подростков с нарушениями физического и психическогоразвития,способствующихболееуспеш-ному их развитию, раскрытию и реализации индивидуальных возможностей;
2) пропаганда коллективных мероприятий по физической культуре и спорту с целью дальнейшего физического, психического и социального совершенствования учащихся с врожденными или приобретенными аномалиями и пороками развития;
3) формирование у воспитанников коррекционных образовательных учреждений мотивации на здоровый образ жизни и активный досуг.
К участию во Всероссийской спартакиаде были допущены дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 9 до 16 лет включительно, которые занимаются спортом по программам Специальной Олимпиады не менее 6 месяцев и являются победителями и призерами внутришколь-ных или территориальных Специальных Олимпийских соревнований. В Мандатную комиссию заранее предоставляются: копия паспорта или свидетельства о рождении, справки, выданные ВТЭК и администрацией специальной (коррекционной) школы. Участники обследуются педиатром и психиатром с целью исключения сопутствующих психопатологических расстройств. Заявка на участие заверяется печатью медицинского учреждения, в котором спортсмен проходил диспансеризацию.
Командирующие организации, по замыслу Оргкомитета, формировали команды двух возрастных групп: 9-12 и 13-16 лет.
Каждая команда-участница состояла из 9 человек и включала:
• три слабовидящих спортсмена (2 юноши и 1девушка)-учащихсякоррекционногообразователь-ного учреждения III и IV вида;
• три спортсмена (2 юноши и 1 девушка) с нарушением опорно-двигательного аппарата - учащихся коррекционногообразовательногоучрежденияVIвида;
• три спортсмена (2 юноши и 1 девушка) с задержкой психического развития и умственной отсталостью- учащихся коррекционного образовательного учреждения VII и VIII вида.
Программа соревнований (по трем видам спорта) составлена с учетом типа коррекционных образовательных учреждений, приславших спортсменов:
-дляслабовидящихлиц,обучающихсявкоррек-ционных образовательных учреждениях III и IV вида:
легкая атлетика (бег 30 м, прыжки в длину с места, метание набивного мяча), русские шашки, настольный теннис;
- для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях VI вида: легкая атлетика (ходьба 100 м, прыжки в длину с места, метание теннисного мяча на дальность), русские шашки, дартс;
- для лиц с задержкой психического развития и умственной отсталостью, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях VII и VIII вида: легкая атлетика (бег 30 м, прыжки в длину с места, метание набивногомяча), настольный теннис, дартс.
В соответствии с Госконтрактом финансирование Спартакиады (питание, размещение спортсменов в дни соревнований, награждение) обеспечивалось за счёт средств Федерального бюджета. В то же время, расходы по командированию участников Спартакиады (проезд, суточные в пути), оплату медицинской страховки, всех командировочных расходов дополнительных членов команды (из расчета 750 руб. в день за проживание и питание на 1 чел.) обеспечивали командирующие организации.
Во время проведения спортивных состязаний для тренеров, преподавателей, родителей был организован Круглый стол с интересной тематической программой. Организаторы тщательно продумали план активного отдыха и досуга всех участников и гостей Спартакиады. Экскурсии по городам и районам Пензенской области познакомили приезжих с достопримечательностями края, для них целенаправленно была подобранаинформация ожизни замечательных людей (художниках, поэтах).
Подводя итоги проведения Всероссийской спартакиады следует отметить, что организация физкультурно-массовых мероприятий такого уровня обеспечивает реализацию идеи социализации и физической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, претворяя в жизнь положение Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Благодарности: работа выполнена при поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект 3.1.2/13542).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаев Н.Ф. Оптимизация физической подготовки студентов вуза средствами бокса // Роль социальных, медико-биологических и гигиенических факторов в формировании здоровья населения. Сб. статей VIII Межд. научн.-практ. конф. Пенза: ПДЗ, 2010. С. 6-8.
2. Бедный М.С. Медико-демографическое изучение народонаселения. М.: Статистика, 1979. С. 69-75.
3. Бондарев И.П., Греховодов В.А. Методика оптимиза-циимониторинга физическойподготовленностидетей с ПОДА // Роль социальных, медико-биологических
и гигиенических факторов в формировании здоровья населения. Сб. статей VIII Межд. научн.-практ. конф. Пенза: ПДЗ, 2010. С. 15-17.
4. Дерябин В.В. Здоровье как социальная проблема субъекта эволюционного процесса // Роль социальных, гигиенических и биологических факторов в становлении возрастных особенностей здоровья населения. Сб. мат. Всерос. научн.-практ. конф. Пенза, 2003. С. 3-5.
5. Димов В.М. Здоровье как социальная проблема // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6. С. 180.
6. Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. Мурманск: Мурманский областной институт развития регионального образования, повышения квалификации педагогических кадров, 1996.
7. Римашевская Н. Здоровье человека - здоровье общества // Свободная мысль. 1992. № 11. С. 58.
8. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. Госкомстат России. М., 2009. С. 245.
9. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. СПб: Изд-во «Петрополис», 2000. С. 12.