ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 371:004
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОГРАММНО-
ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕДУР АТТЕСТАЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВСЕСТОРОННЕГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
О.А. Ильясова, Р.Ф. Аристова, О.О. Ташкинова
Проведен анализ возможностей информационной системы программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогов в обслуживании деятельности субъектов принятия управленческих решений. Показаны ее конкурентные преимущества в аккумулировании информации о педагоге и его профессиональной деятельности. Охарактеризованы возможности информационной системы для принятия управленческих решений, выходящих за рамки аттестации педагогических работников.
Ключевые слова: информационная система, информация, аттестация, педагог, профессиональная деятельность, образовательная организация, управленческие решения, принятие решений.
Система общего образования в современном ее понимании находится в фокусе интересов государства и общества. Она вовлечена в процессы интенсивного развития, направленность и смысловая основа которых находит воплощение в положениях Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [5] и текстах профессиональных стандартов [9; 10; 11]. Данные и некоторые другие правительственные инициативы естественным образом отразились на характере и содержании профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций, требованиях к уровню их профессиональных знаний и способов деятельности.
От профессионализма педагогов зависит то, насколько успешно обучающиеся смогут
решать учебно-познавательные задачи, понимать и осваивать новые знания, принимать эффективные решения, формулировать потребности и определять результативные способы их реализации. Иными словами, от уровня профессиональных знаний и умений педагогов общеобразовательных организаций в прямой зависимости находится достижение современного качества общего образования, которое, по мнению ведущих ученых и практических работников, представляет собой сложную системную проблему. Подтверждением тому является не столько многочисленные указания профессионалов на приоритетность качества образования, сколько те реальные преимущества, которыми оно обладает для повышения уровня жизни как всего общества, так и отдельного человека.
Понимание важности обеспечения качества общего образования ставят перед исследователями и практиками задачи по определению эффективных механизмов его достижения. Педагогическая теория и практика характеризуется многообразием решений достижения современного качества общего образования. Они достаточно широко представлены в научной литературе [1; 3; 13 и др.]. В последние годы для обеспечения качества общего образования стали активно использовать управленческие механизмы [2; 6 и др.]. Появляются интересные предложения относительно использования конкретных технологических решений для обеспечения современного качества общего образования [7; 12 и др.].
Есть основания утверждать, что достиже-
ние планируемого уровня качества общего образования определяется эффективностью управленческих решений, прежде всего, решений, которые принимаются в кадровом сегменте в образовательных организациях. Эффективность управленческих решений в свою очередь определяется качеством используемой при этом информации [8; 14 и др.]. Это в полной мере относится к управленческим решениям, которые относятся к педагогическим работникам и направлены на повышение их профессиональных конкурентных преимуществ. При этом качество таких решения определяется тем, насколько полно и всесторонне они информационно обеспечены.
Вместе с тем современная практика характеризуется тем, что образовательным организациям приходится работать с колоссальными объемами информации, неструктурированными данными, количество которых неуклонно увеличивается. Многие отечественные и зарубежные эксперты сходятся во мнении, что стремительное увеличение объемов информации приводит к снижению способности человека в управлении ею. При этом субъекты принятия управленческих решений в образовательных организациях не могут отказаться от использования информации, пусть даже и представленной в неструктурированном виде. В результате им приходится анализировать огромные массивы информации, испытывая при этом значительные информационные перегрузки, что, как известно, сказывается негативно на качестве принимаемых решений. Собственно, поэтому актуализируется задача представления информации в форматах, дающих возможность принимать своевременные и эффективные управленческие решения. Особую значимость такая задача имеет для решений, которые принимаются в условиях неопределенности и (или) высокой ответственности. Одним из примеров таких условий является аттестация педагогических работников, поскольку качественные решения относительно соответствия (или несоответствия) педагога заявленной квалификационной категории существенным образом сказываются на характере профессиональной деятельности и карьеры педагогов.
Одним из перспективных инструментов обеспечения субъектов принятия управленческих решений качественной информацией о педагогических работниках является программно-технический комплекс обеспечения процедуры аттестации, назначение которого изложено в одноименной региональной Концепции [4]. Находящаяся в его основе информационная система настроена на накопление, хранение, обработку и получение сведений о педагогических работниках, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области, а также педагогических работниках, заявившихся в аттестационную комиссию для установления квалификационных категорий, а также на формирование аналитической и статистической информации по результатам аттестации.
Информационная система может быть определена в качестве инновационного механизма поддержки управленческих решений, касающихся кадрового сегмента. Она обладает возможностью влиять на преодоление информационных перегрузок субъектов, принятия управленческих решений и позволяет сместить фокус внимания с собственно накопления массивов данных к их преобразованию в информативно полезные сведения.
Способность влиять на преодоление информационных перегрузок является одним из важнейших преимуществ информационной системы программно-технического комплекса обеспечения процедур аттестации. В подтверждении тому сошлемся на исследования B. Tuttle и F.G. Burton, которые экспериментально показали, что информационные перегрузки могут привести к трансформации стратегии поиска информации, допускающей сокращение количества учитываемых данных и источников информации [15]. Это, как нетрудно предположить, неизменно может негативно сказаться на точности и качестве принятия управленческих решений, что в принципе недопустимо в тех случаях, когда речь идет об обеспечении информацией процедуры аттестации педагогических работников.
Отметим также, что в качестве ведущей функции анализируемая информационная
Возможности информационной системы программно-технического комплекса обеспечения процедур аттестации в осуществлении всестороннего анализа профессиональной деятельности педагога образовательной организации_
система имеет проведение всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника. В Концепции регионального программно-технического комплекса эта функция выделена в качестве самостоятельного этапа процедуры аттестации педагогических работников [4]. По сути, это означает, что функции информационной системы не замыкаются на формировании массивов полезной информации, необходимой для принятия решения экспертами. Они способны давать субъектам принятия решений дополнительную информацию, ценную с точки зрения развития кадрового потенциала образования на различных его уровнях, институциональном уровне в частности.
Чтобы подтвердить данный вывод обратимся к тому модулю информационной системы, который раскрывает структуру и состав сведений о педагогическом работнике и его профессиональной деятельности. Уже тот факт, что соответствующие сведения структурированы в виде двух блоков («сведения о педагогическом работнике», «сведения о профессиональной деятельности педагогического работника»), позволяет говорить о соответствии информационной системы общепринятым научным подходам, сложившимся в теории оценивания профессиональной деятельности педагога (учителя). Данные подходы сформировались, как известно, в качестве попытки нивелировать стереотипные и упрощенные представления о профессиональной деятельности педагога. Упрощение заключалось в том, что в информационных массивах доминировали данные из статистических отчетов и показатели результативности деятельности. Они не давали полного и, тем более, исчерпывающего представления о профессиональном моменте развития педагога, что, естественно, снижало качество принимаемых соответствующих решений. Вместе с тем буквальная минимизация статистических данных также недопустима, поскольку статистическая информация дает первоначальное представление о педагоге и его намерениях. Качественная информация, раскрывающая момент профессионального развития педагога, дает возмож-
ность экспертам (или субъектам принятия решений) получить дополнительную информацию о педагоге, его возможностях и перспективах осуществления профессиональной деятельности. В информационной системе данная информация может быть аккумулирована в таких ячейках, как «использование педагогом образовательных технологий», «участие в работе методических объединений», «публикационная активность педагога», «инновационная деятельность педагога», «экспертная деятельность педагога», «участие в профессиональных конкурсах».
Также отметим, что информационная система предполагает сбор информации о рейтингах педагогов среди различных участников образовательных отношений: обучающихся, родителей, педагогических работников. На наш взгляд, эта позиция сильна в том плане, что также позволяет преодолеть упрощенные представления о профессиональной деятельности педагога, поскольку расширяет перечень источников получения информации. В данном случае такие источники определяются вовлечением участников образовательных отношений в оценку профессиональной деятельности педагога. Это опять же является целесообразным дополнением к общей системе оценки его деятельности.
Позицию о наличии настроек в информационной системе, позволяющих получить всестороннее представление о моменте профессионального развития педагога, считаем необходимым охарактеризовать более подробно. Это связано с тем, что такие настройки позволяют информационной системе выйти далеко за пределы функций по обслуживанию процедур аттестации педагогов. Наличие в массивах информационной системы качественной и всесторонней информации о профессиональной деятельности педагога позволяет видеть в ней потенциальные возможности для принятия решений, ценных с точки зрения развития кадрового сегмента на различных уровнях образования. Приведем в связи с этим несколько направлений принятия решений на уровне образовательной организации, которые выходят за рамки аттестации педагогических кадров.
Например, содержавшиеся в информационной системе сведения о педагоге и его профессиональной деятельности могут стать достаточным основанием для принятия управленческих отношений, касающихся совершенствования системы внутриорганизаци-онного обучения персонала. В частности, сведения об использовании педагогами образовательных технологий, а также участии в инновационной деятельности могут быть полезны для осуществления деятельности по обновлению содержания, форм, методов и средств повышения квалификации кадров внутри образовательной организации. Могут быть приняты решения относительно разработки и поддержки персонифицированных программ повышения квалификации для отдельных педагогов или их групп. Допустимы варианты управленческих решений, связанных с осуществлением в образовательной организации проектных сессий, которые направлены на развитие инновационной деятельности педагогов.
Сведения о публикационной активности педагогов, а также содержании и качестве опубликованных работ могут инициировать решения, касающиеся совершенствования умений педагогов концептуализировать собственный опыт, обобщать и представлять его в научных и учебно-методических работах. Может быть организована работа по регистрации педагогов в наукометрических и библиографических базах данных (типа РИНЦ), что принципиально важно с точки зрения распространения и популяризации своего педагогического опыта.
Отметим также возможности информационной системы в содействии в принятии субъектами управления решений, касающихся: а) перемещения кадров (в том числе, выдвижение на вышестоящую должность, назначение на новую должность); б) расстановки кадров в соответствии с их подготовленностью и социально-психологическими качествами; в) делегирования педагогам дополнительных полномочий; г) представления педагогов к отраслевым и государственным наградам.
Таким образом, информационная система программно-технического комплекса включает в себя программные и аппаратные сред-
ства, приспособленные для сбора, соответствующей фильтрации, обработки, создания и передачи информации для обеспечения процедур аттестации педагогических работников. Потенциал информационной системы заключается не только в грамотной интерпретации сведений о педагоге и его профессиональной деятельности, но и возможности обслуживать деятельность специалистов, принимающих решения на различных уровнях управления образованием. В статье определены направления использования информационных массивов системы для принятия управленческих решений, выходящих за рамки аттестации педагогических работников.
Список литературы
1. Барбер, М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах [Текст] / М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. - 2008. - № 3.- С. 7-60.
2. Голосов, О. В. Парадигма общественного участия в управлении и оценке качества образования [Текст] / О. В. Голосов, В. В. Смагина // Вестник Тамбовского университета. - Вып. 12. - 2011. - С. 529-532.
3. Горемыко, М. В. Управление качеством общего образования региона на основе кластерного подхода [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. В. Горемыко. - М., 2010. - 250 с..
4. Концепция регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников: (рабочие материалы) / Министерство образования и науки Челябинской области, Коллегия Министерства образования и науки Челябинской области; отв. ред.: М. С. Майданова- Челябинск: РЦОКИО, 2017. -47 с.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р; Режим доступа: http://www.consulta nt.ru /document /cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения: 07.10.2017).
6. Кускова, Е. Н. Общественное управление в контексте устойчивого развития дея-
Возможности информационной системы программно-технического комплекса обеспечения процедур аттестации в осуществлении всестороннего анализа профессиональной деятельности педагога образовательной организации_
тельности образовательного учреждения / Е. Н. Кускова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. - 2007.
- № 7. - С. 28-31.
7. Масликова, Э. Ф. Проектирование и реализация региональной модели управления качеством общего образования [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Э.Ф. Масликова. -Оренбург, 2017. - 253 с.
8. Пиявский, С. А. Принятие решений [Текст]: учебник / С.А. Пиявский. - Самара: СГАСУ, 2015. - 177 с.
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/30085.html/ (дата обращения: 07.10.2017).
10. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 N 514н - Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/ 15864 (дата обращения: 07.10.2017).
11. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс] // Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_199498/ (дата обращения: 07.10.2017).
12. Современный образовательный менеджмент. Модель государственно-общественного управления образованием, обеспечивающая достижение современного качества общего образования на региональном уровне [Текст] / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 197 с.
13. Фомицкая, Г.Н. Проектирование региональной модели системы внешней оценки качества общего образования / Г.Н. Фомицкая, C.B. Калмыков // Вектор науки Тольят-тинского гос. ун-та. - Тольятти, 2012. - № 1.
- С. 187-190.
14. Эффективное принятие решений /
Под ред. Е. Харитонова; пер. с англ. С. Дружченко. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 182 с.
15. Tuttle B., Burton F.G. The effects of a modest incentive on information overload in an investment analysis task //Accounting, Organizations and Society. - 1999. - Vol. 24. - P. 673687.
References
1. Barber, M. Kak dobit'sja stabil'no vysokogo kachestva obuchenija v shkolah [Tekst] / M. Barber, M. Murshed // Voprosy obrazovanija. - 2008. - № 3.- S. 7-60.
2. Golosov, O. V. Paradigma obshhestven-nogo uchastija v upravlenii i ocenke kachestva obrazovanija [Tekst] / O. V. Golosov, V. V. Smagina // Vestnik Tambovskogo universiteta.
- Vyp. 12. - 2011. - S. 529-532.
3. Goremyko, M. V. Upravlenie kache-stvom obshhego obrazovanija regiona na osno-ve klasternogo podhoda [Tekst]: dis. kand. ped. nauk: 13.00.01 / M. V. Goremyko. - M., 2010.
- 250 s.
4. Koncepcija regional'nogo programmno-tehnicheskogo kompleksa obespechenija proce-dury attestacii pedagogicheskih rabotnikov: (rabochie materialy) / Ministerstvo obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti, Kollegija Min-isterstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti; otv. red.: M. S. Majdanova- Cheljabinsk: RCOKIO, 2017. - 47 s.
5. Koncepcija Federal'noj celevoj pro-grammy razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody [Jelektronnyj resurs] // Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrja 2014 g. № 2765-r; Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru /document /cons_doc_LAW_173677/ (data obrashhenija: 07.10.2017).
6. Kuskova, E. N. Obshhestvennoe uprav-lenie v kontekste ustojchivogo razvitija deja-tel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija / E. N. Kuskova // Izvestija Rossijskogo gos-udarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Nauchnyj zhurnal. - 2007. -№ 7. - S. 28-31.
7. Maslikova, Je. F. Proektirovanie i reali zacija regional'noj modeli upravlenija kachest-
vom obshhego obrazovanija [Tekst]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Je.F. Maslikova. -Orenburg, 2017. - 253 s.
8. Pijavskij, S. A. Prinjatie reshenij [Tekst]: uchebnik / S.A. Pijavskij. - Samara: SGASU, 2015. - 177 s.
9. Professional'nyj standart «Pedagog (peda-gogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, na-chal'nom obshhem, osnovnom obshhem, sred-nem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')» [Jelektronnyj resurs] // Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n. -Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/30085.html/ (data obrashhenija: 07.10.2017).
10. Professional'nyj standart «Pedagog-psi-holog (psiholog v sfere obrazovanija)» [Jelektronnyj resurs] // Prikaz Mintruda RF ot 24.07.2015 N 514n - Rezhim dostupa: https://minjust.consultant.ru/documents/15864 (data obrashhenija: 07.10.2017).
11. Professional'nyj standart «Specialist v oblasti vospitanija» [Jelektronnyj resurs] // Prikaz Mintruda Rossii ot 10.01.2017 N 10n. -URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_199498/ (data obrashhenija: 07.10.2017).
12. Sovremennyj obrazovatel'nyj me-nedzhment. Model' gosudarstvenno-ob-shhestvennogo upravlenija obrazovaniem, obespechivajushhaja dostizhenie sovremennogo kachestva obshhego obrazovanija na regional'-nom urovne [Tekst] / M. I. Solodkova, D. F. Il'jasov, Ju. Ju. Baranova i dr. - Cheljabinsk: ChlPPKRO, 2014. - 197 s.
13. Fomickaja, G.N. Proektirovanie region-al'noj modeli sistemy vneshnej ocenki kachestva obshhego obrazovanija / G.N. Fomickaja, C.B. Kalmykov // Vektor nauki Tol'jattinskogo gos. un-ta. - Tol'jatti, 2012. - № 1. - S. 187-190.
14. Jeffektivnoe prinjatie reshenij / Pod red. E. Haritonova; per. s angl. S. Druzhchenko. - 2-
e izd. - M.: Al'pina Biznes Buks, 2007. - 182 s.
15. Tuttle B., Burton F.G. The effects of a modest incentive on information overload in an investment analysis task //Accounting, Organizations and Society. - 1999. - Vol. 24. - P. 673687.
Сведения об авторах
Ильясова Ольга Анатольевна - канд. пед. наук, начальник отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Аристова Регина Фанисовна - методист отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Ташкинова Оксана Олеговна - методист отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Ilyasova O.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department « Assistance of pedagogical workers certification », Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Aristova R.F. - Methodist of the Department «Assistance of pedagogical workers certification», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Tashkinova O.O. - Methodist of the Department «Assistance of pedagogical workers certification», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk