Научная статья на тему 'Проблема реализации управленческой компетентности педагога на примере программного обеспечения воспитательной деятельности'

Проблема реализации управленческой компетентности педагога на примере программного обеспечения воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческая компетентность / педагогическая деятельность / педагогическое управление / ученический коллектив / профессиональный стандарт / managerial competence / teaching activities / pedagogical management / a team of students / professional standard

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Лариса Николаевна

В статье рассматривается вопрос выполнения управленческих задач педагога относительно его профессионального стандарта и трудовых функций. Описан опыт реализации управленческой компетентности педагога посредством программного обеспечения воспитательной профессиональной деятельности. Представлен анализ проектирования профессиональной воспитательной деятельности педагогов в виде программы, которая является средством управления ученическим коллективом и может характеризоваться как одно из условий управления качеством образования организации. Также дана оценка методической подготовки педагога по проектированию и описанию воспитательной деятельности в ученическом коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF IMPLEMENTATION OF THE MANAGEMENT COMPETENCE OF THE TEACHER THROUGH THE TEACHWARE OF EDUCATING ACTIVITY

The article discusses the implementation of management tasks of the teacher concerning his professional standards and labor functions. The experience of the implementation of the management competence of teachers through educational software professional activities. The analysis of the projection professional educational activities of teachers in the form of a program, which is a tool for managing pupils group and may be characterized as one of the conditions of education quality management organization. Also assessed the methodological preparation of the teacher to projection and description of the educational activities in pupils group.

Текст научной работы на тему «Проблема реализации управленческой компетентности педагога на примере программного обеспечения воспитательной деятельности»

УДК 378

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Н. Павлова

Аннотация. В статье рассматривается вопрос выполнения управленческих задач педагога относительно его профессионального стандарта и трудовых функций. Описан опыт реализации управленческой компетентности педагога посредством программного обеспечения воспитательной профессиональной деятельности. Представлен анализ проектирования профессиональной воспитательной деятельности педагогов в виде программы, которая является средством управления ученическим коллективом и может характеризоваться как одно из условий управления качеством образования организации. Также дана оценка методической подготовки педагога по проектированию и описанию воспитательной деятельности в ученическом коллективе.

Ключевые слова: управленческая компетентность, педагогическая деятельность, педагогическое

управление, ученический коллектив, профессиональный стандарт.

THE PROBLEM OF IMPLEMENTATION OF THE MANAGEMENT COMPETENCE OF THE TEACHER THROUGH THE TEACHWARE OF EDUCATING ACTIVITY

L. Pavlova

Abstract. The article discusses the implementation of management tasks of the teacher concerning his professional standards and labor functions. The experience of the implementation of the management competence of teachers through educational software professional activities. The analysis of the projection professional educational activities of teachers in the form of a program, which is a tool for managing pupils group and may be characterized as one of the conditions of education quality management organization. Also assessed the methodological preparation of the teacher to projection and description of the educational activities in pupils group.

Keywords: managerial competence, teaching activities, pedagogical management, a team of students, professional standard.

Проявление управленческой педагогической компетентности прослеживается в теме педагогического управления ученическим коллективом. Актуальность исследования обусловлена появлением профессионального стандарта и современной потребностью преобразования педагогической деятельности педагога в систему управления ученическим коллективом, способную эффективно реализовывать идеи по формированию у обучающихся затребованных компетенций [7, 9].

Целью статьи является описание педагогического опыта по реализации управленческой компетентности педагога на примере программного обеспечения

воспитательной деятельности. Задачи статьи обусловлены следующими положениями: определить нормативные основания

управленческой компетентности педагога; описать форму выражения данной компетентности на практике.

Занимаясь исследованием проблемы педагогического управления ученическим коллективом, мы пришли к заключению, что

управленческая компетентность педагога представляет собой совокупность двух профессиональных компетенций:

организаторской и специальной управленческой (собственно управленческой). Деятельность педагога по управлению ученическим коллективом определяется пониманием

сущности и содержанием управленческой компетентности педагога. Понимание сущности управленческой деятельности подразумевает

наполнение смыслом педагогического процесса, направленного на организацию и развитие ученического коллектива. Это означает, что специалист реализует практику управления исходя из собственного представления о педагогическом управлении на основе уровня его профессиональной подготовленности к управлению ученическим коллективом, опыта и условий педагогической деятельности. Данные теоретические заключения нами были

опубликованы в периодической печати [1, 2, 3,

4].

Каковы нормативные основания

управленческой компетентности педагога?

39

Компетентность педагога, выражена

характеристикой профессиональной

квалификации, представленной в форме профессионального стандарта посредством

описания трудовых функций [8].

Трудовые функции в профессиональном стандарте педагога и в компетенции обучающихся, обусловленные Федеральными государственными образовательными

стандартами, взаимообусловлены:

управленческая компетентность педагога, управленческая деятельность ученического коллектива, самоуправление обучающегося. Профессиональная деятельность педагога

характеризуется управлением ученического коллектива с целью формирования заявленных компетенций у обучающихся.

Педагогическая деятельность обеспечивается в том числе и программным содержанием работы: учебной, воспитательной, развивающей. Рассмотрим практику реализации

управленческой компетентности педагога в аспекте качества выполнения трудовой функции по воспитательной деятельности в части ее программного обеспечения.

Нами рассматривается программное обеспечение воспитательной профессиональной деятельности. Обратимся к рассмотрению трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, так называемой функциональной карты вида профессиональной деятельности, избирательно, соответственно нашей задачи поставим акценты [8]. Среди трудовых функций выбираем воспитательную деятельность, в которую входит трудовое действие в виде проектирования и реализации воспитательных программ. По стандарту педагог должен обладать таким необходимым умением, как управление «учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебнопознавательную деятельность» [8].

Необходимыми знаниями в данном аспекте являются «основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий. Основы

психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики» [8]. Следовательно, уместно говорить о профессиональной готовности к такому роду деятельности.

Практика реализации управленческой компетентности педагога представляется в форме проектирования и реализации воспитательных программ. Нами изучены сорок три программы педагогов города Челябинска, представленные в виде концепции воспитательной системы, качественной

характеристики воспитательной системы, комбинированного описания представления воспитательной системы ученического

коллектива (концепции и качественной характеристики).

Во всех программных документах отражены цели и задачи воспитательной системы, актуальность, социальная и педагогическая целесообразность, реальность, описаны конкретные педагогические, социальные, культурные условия данного учреждения; сделана попытка описать системообразующую деятельность; уровень и структуру социальных связей; характер отношений в воспитательной системе; информационное, методическое, материально-техническое обеспечение

функционирование воспитательной системы ученического коллектива.

Сложность отражения в документальном виде у авторов вызвали позиции описания механизмов интеграции учебной и внеучебной деятельности, результативность

функционирования воспитательной системы, ресурсное обеспечение и популяризация опыта.

Результативность функционирования

воспитательной системы ученического

коллектива описана в виде показателей развития, критериев, результатов, циклограмм,

мониторингов разного вида и различных уровней представлена в 47% программ воспитательной деятельности педагога.

Анализ документов показал, что описание качественных характеристик воспитательной системы сделать труднее, следовательно, выбрать показатели качества тоже составляет трудность. Нами предложена следующая позиция. Результатом реализации

управленческой компетентности является переход объекта образования - ученического коллектива, в субъект образования, выраженный в самоуправленческой деятельности

ученического коллектива [5].

Суждения о ресурсном обеспечении воспитательной системы, к сожалению, сопряжены только с возможным развитием форм и содержания воспитательной деятельности (58%), нет отражения расширения или преобразования информационного поля за счет сайтов образовательных учреждений, развития проектной деятельности всех субъектов

40

образовательного процесса как эффективной формы формирования и мониторинга компетентности и пр.

Особо стоит сказать о видении популяризации личного педагогического опыта: только 2,5% педагогов из числа участников исследования представляли свой

профессиональный опыт в форме тезисов, статей, мастер-классов, участия в конкурсах мастерства на разном профессиональном уровне.

В результате анализа программ воспитательной работы педагогов, деятельности классного руководителя, авторских

педагогических проектов сделан вывод о том, что программа воспитательной деятельности, как инструмент педагогического управления ученическим коллективом в профессиональной практике, позволяет решать следующие взаимосвязанные задачи: выявлять и

фиксировать достигнутый уровень

воспитательной системы ученического

коллектива, актуальные проблемы этой системы и пути их решении на основе Программы развития образовательного учреждения; строить и описывать в виде некоего концептуального проекта образ желаемого будущего

Литература:

1. Павлова Л.Н. Профессиональная

деятельность педагога: содержательный и

организационно-временной аспекты

педагогического управления ученическим

коллективом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. - № 5 (Часть 3). - С. 502-505.

2. Павлова Л.Н. Характеристика различий положений в исследовании педагогической деятельности и педагогического управления // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов VII Международной научнопрактической конференция, 24 февраля / НИЦ «Апробация». - Махачкала: ООО «Апробация», 2015. - С. 13-15.

3. Павлова Л.Н., Каратаева Т.Ю. Критерии оценки реализации педагогического управления ученическим коллективом // Теория и практика общественного развития, 2015. - № 1. - С. 108-111.

4. Павлова Л.Н. Педагогическое управление ученическим коллективом как аспект управления образовательным учреждением. / Научное мнение. - 2012. - № 5. - С.86-91.

5. Павлова Л.Н. Профессиональная деятельность педагога по управлению ученическим коллективом // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. -2014. - № 1(28). - С. 89-96.

6. Павлова Л.Н. Характеристики управления и менеджмента в аспекте профессиональной

ученического коллектива; определить стратегию действий по реализации концептуального проекта, т.е. установить приоритеты в инновациях; сформировать план реализации действий, необходимых и достаточных для перехода воспитательной системы ученического коллектива из сегодняшнего состояния в желаемое.

Педагоги затрудняются в оформлении концептуальных идей своей деятельности, путают графическое представление модели со структурой системы (31%). Данный методический аспект требует серьёзной проработки в практике осуществления оформления программного продукта.

Подытоживая вышесказанное, основанием практики реализации управленческой компетентности педагога должен быть профессиональный стандарт педагога; трудовая деятельность педагога сопряжена с осуществлением написания и выполнения программного документа профессиональной работы. Программа как средство реализации управленческой компетентности педагога может рассматриваться как одно из условий управления качеством образования.

деятельности педагога / Л.Н.Павлова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 142-146.

7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N

544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL:

http ://www. consultant.ru/law/hotdocs/30085. html

8. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общим образовании) (воспитатель, учитель). URL: http://www.ug.ru/uploads/ (дата обращения 6.05.2015).

9. Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ

«О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в РФ». URL:

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/

References:

1. Pavlova L.N. Professional'naja dejatel'nost' pedagoga: soderzhatel'nyj i organizacionno-vremennoj aspekty pedagogicheskogo upravlenija uchenicheskim kollektivom // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. - 2015. - № 5 (Chast' 3). - S. 502-505.

2. Pavlova L.N. Harakteristika razlichij polozhenij v issledovanii pedagogicheskoj dejatel'nosti i pedagogicheskogo upravlenija // Pedagogika i psihologija v kontekste sovremennyh issledovanij

41

problem razvitija lichnosti: sbomik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencija, 24 fevralja. / NIC «Aprobacija» — Mahachkala: OOO «Aprobacija», 2015. - S. 13-15.

3. Pavlova L.N., Karataeva T.Ju. Kriterii ocenki

realizacii pedagogicheskogo upravlenija

uchenicheskim kollektivom // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija, 2015. - № 1. - S. 108-111.

4. Pavlova L.N. Pedagogicheskoe upravlenie

uchenicheskim kollektivom kak aspekt upravlenija obrazovatel'nym uchrezhdeniem / Nauchnoe mnenie. -2012. - № 5. - S. 86-91.

5. Pavlova L.N. Professional'naja dejatel'nost'

pedagoga po upravleniju uchenicheskim kollektivom // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo

pedagogicheskogo universiteta. - 2014. - № 1(28). - S. 89-96.

6. Pavlova L.N. Harakteristiki upravlenija i

menedzhmenta v aspekte professional'noj dejatel'nosti

pedagoga / L.N.Pavlova // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. - № 3. - S. 142-146.

7. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')». URL: http ://www. co nsultant. ru/law/hotdocs/30085. html

8. Professional'nyj standart pedagoga (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhim obrazovanii) (vospitatel', uchitel'). URL: http://www.ug.ru/uploads

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Federal'nyj zakon ot 02.05.2015 N 122-FZ «O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks RF i stat'i 11 i 73 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v RF». URL: http ://www. consultant. ru/law/hotdocs/

Сведения об авторе:

Павлова Лариса Николаевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected]

Data about the author:

Pavlova L. (Chelyabinsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, assistant professor of teacher training vocational training and substantive procedures of Chelyabinsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected]

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.