УДК 371.014
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
И.В. Латыпова, М.С. Майданова
Тренировочное тестирование обучающихся общеобразовательных организаций организовано ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» совместно с ФГБУ «Федеральный центр тестирования» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Тренировочное тестирование обучающихся 9-х и 11-х классов осуществляется с использованием современных информационных технологий. Участие в тренировочном тестировании является действенным механизмом управления качеством проведения государственной итоговой аттестации как в организационном аспекте, так и в аспектах методического и технологического сопровождения.
Ключевые слова: итоговая аттестация, тренировочное тестирование, единый государственный экзамен, основной государственный экзамен, контрольные измерительные материалы.
Современному педагогу необходимо реагировать на изменения в сфере образования, оперативно находить векторы развития своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Учитель несет ответственность за подготовку обучающихся к итоговой аттестации, соответственно одним из профессиональных качеств учителя становится умение учиться.
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. В статье 59 Федерального закона «Об образовании в Российс-
кой Федерации» сказано, что итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Следует обратить внимание и на то, что итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся [6]. Итоговая аттестация - объективная проверка освоения основной образовательной программы.
Для объективной проверки освоения основной образовательной программы необходимо учитывать подготовку обучающихся, позволяющую успешно пройти государственную итоговую аттестацию:
- информационная подготовка: знакомство с основными правилами поведения на экзамене, заполнения бланков и т.д.;
- предметная подготовка: сформирован-ность умений выполнять тестовые задания;
- психологическая подготовка: ориентированность на рациональные действия, актуализация возможностей для успешных действий в ситуации прохождения тренировочного тестирования.
С целью качественной подготовки к проведению государственной итоговой аттестации обучающихся в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее -ОГЭ), ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ дПо РЦОКИО) совместно с ФГБУ «Федеральный центр тестирования» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - ФЦТ) организует подготовку и проведение тренировочного тестирования обучающихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций.
Тренировочное тестирование обучающихся классов проводится по технологиям ЕГЭ/ОГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, разработанных ФЦТ согласно спецификациям текущего
учебного года, с целью оценки качества учебных достижений обучающихся по учебным предметам для обучающихся 11-х классов: русский язык, математика базовая, математика профильная, литература, физика, химия, биология, география, история, обще-ствознание, английский язык, (письменный), информатика и информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ). Для обучающихся 9-х классов по следующим учебным предметам: русский язык, математика, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика и ИКТ.
Тренировочное тестирование проводится в целях получения достоверной информации и информирования всех участников образовательного процесса о состоянии и динамике качества образования обучающихся 11 -х и 9-х классов общеобразовательных организаций Челябинской области, а также формирования умения работать с бланками.
Цель тренировочного тестирования в 20162017 учебном году - отработка технологии организации и проведения государственной итоговой аттестации, в том числе, ознакомление обучающихся 11 -х и 9-х классов общеобразовательных организаций с процедурой проведения ЕГЭ/ ОГЭ.
Основанием для проведения тренировочного тестирования на территории Челябинской области стали договоры между ГБУ ДПО РЦОКИО и ФЦТ на оказание услуг для проведения тренировочного тестирования.
Документальными основаниями реализации тренировочного тестирования в общеобразовательных организациях Челябинской области являлись договоры на оказание услуг тренировочного тестирования.
Информационное сопровождение участников проекта в территориях осуществлялось посредством:
- письма ГБУ ДПО РЦОКИО «О проведении тренировочного тестирования обучающихся 9-х и 11-х классов в общеобразовательных учреждениях в 2016-2017 учебном году» (от 22.08.2016 года № 674);
- информационного совещания, организованного ГБУ ДПО РЦОКИО 03.11.2016г. Письмо «Об информационном совещании по
вопросам организации тренировочного тестирования по технологии ЕГЭ/ОГЭ в 20162017 учебном году (от 25.10.2016г. № 881).
Базой проведения тренировочного тестирования в 2016-2017 учебном году стали пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) в муниципалитетах, и общеобразовательных организаций Челябинской области.
В числе обязательных условий реализации тренировочного тестирования 2016 -2017 учебного года необходимо выделить следующие:
- при проведении тренировочного тестирования по технологии ЕГЭ/ ОГЭ использовались контрольные измерительные материалы, разработанные согласно спецификациям 2017 года;
- проверка работ участников тренировочного тестирования осуществлялась председателями и членами предметных экзаменационных комиссий при строгом соблюдении всех технологических процессов на базе ГБУ ДПО РЦОКИО;
- для обработки результатов тренировочного тестирования использовался программный комплекс, предоставленный в рамках договора между ГБУ ДПО РЦОКИО и ФЦТ;
— выдача результатов тестирования осуществлялась через защищенный канал связи (йр-сервер), построенный на основе у1рпе1;-координаторов;
— контрольные измерительные материалы после прохождения тестирования переданы участникам для дальнейшей подготовки к государственной итоговой аттестации;
— для участников и организаторов тренировочного тестирования в 39 территориях Челябинской области было организовано консультационное сопровождение.
Тренировочное тестирование в 2016-2017 учебном году проводилось в несколько этапов: организационно-заявительный, этап проведения тестирования и этап подведения итогов.
В 2016-2017 учебном году в тренировочном тестировании приняли участие 3 540 обучающихся 11-х классов из 31 территории Челябинской области и 13 802 обучающихся 9-х классов из 39 территорий Челябинской области.
И.В. Латыпова, М.С. Майданова
В целом, созданные ГБУ ДПО РЦОКИО организационно-технологические условия проведения тренировочного тестирования, обеспечили возможность обучающимся 11 -х и 9-х классов общеобразовательных организаций Челябинской области, а также их родителям в деятельностной форме ознакомиться с процедурой ГИА, сознательно осуществить выбор предметов для экзаменов.
По итогам проведения тренировочного тестирования в 2016-2017 учебном году руководителями предметных экспертных комиссий были подготовлены
аналитические материалы о результатах тестовых процедур и типичных ошибках в содержании работ обучающихся по предметам.
Заключительным этапом тренировочного тестирования в 2016-2017 учебном году стали методические семинары для всех муниципальных районов и городских округов Челябинской области, которые проводились в режиме
видеоконференцсвязи, что позволило организовать открытый диалог между всеми участниками тренировочного тестирования от организаторов в территориях до председателей предметных комиссий. В методических семинарах приняли участие 5 359 педагогов Челябинской области.
В целом, анализ результатов участия Челябинской области в проекте ФЦТ «Тренировочное тестирование обучающихся по технологии ЕГЭ/ОГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, разработанных согласно спецификациям 2017 года» позволяет констатировать, что участие общеобразовательных организаций Челябинской области в данном проекте является действенным механизмом управления качеством подготовки и проведения ЕГЭ/ОГЭ как в организационном аспекте, так и в аспектах методического и технологического сопровождения. Это позволяет
сформулировать рекомендации по использованию технологий и результатов проекта в мероприятиях ЕГЭ/ОГЭ.
На уровне Министерства образования и науки Челябинской области:
- информировать органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, о результатах участия Челябинской области в тренировочном тестировании по технологии ЕГЭ/ОГЭ, в том числе о выводах и замечаниях предметных комиссий по результатам проверки работ обучающихся;
- рекомендовать предметным комиссиям при проведении анализа результатов ГИА 2017 года по предметам учесть аналитические материалы по тренировочному тестированию для выявления тенденций;
- включить в методические рекомендации по преподаванию предметов в 2017-2018 учебном году представленные материалы;
- инициировать участие органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, общеобразовательных организаций области, обучающихся, родителей в тренировочном тестировании в 2017-2018 учебном году.
На уровне органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
- информировать общеобразовательные организации о результатах участия Челябинской области и подведомственных общеобразовательных организаций (при участии) в тренировочном тестировании по технологии ЕГЭ/ОГЭ, в том числе о выводах и замечаниях предметных комиссий по результатам проверки работ обучающихся;
- инициировать более широкое участие общеобразовательных организаций области, обучающихся, родителей в проекте в 20172018 учебном году;
- организовать методическое и технологическое сопровождение ГИА с учетом замечаний и рекомендаций по результатам тренировочного тестирования.
- уточнить полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в части оценки качества общего образования при проведении тренировочного тестирования [6]
На уровне общеобразовательных организа-
ций:
— ознакомить педагогов, обучающихся, родителей с результатами тренировочного тестирования с целью принятия эффективных управленческих решений при более качественной подготовке к ГИА;
— инициировать более широкое участие обучающихся в тренировочном тестировании в 2017-2018 учебном году;
— использовать представленные материалы во внутриорганизационном повышении квалификации учителей;
— использовать представленные материалы для работы с родителями в рамках подготовки к ГИА;
— использовать представленные материалы при проведении консультаций с обучающимися в ходе подготовки к ГИА по предметам.
На уровне ГБУ ДПО РЦОКИО:
— обеспечить использование результатов тренировочного тестирования при реализации программ повышения квалификации;
— создать условия для расширения количества участников тренировочного тестирования от территорий и общеобразовательных организаций.
На уровне учителя - предметника:
— использовать материалы сайта Федерального института педагогических измерений в части применения документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ (кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);
— использовать учебно-методические материалы для председателей, членов региональных предметных комиссий и руководителей экспертных групп по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ/ОГЭ, расположенных на сайте Федерального института педагогических измерений;
— использовать методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ/ОГЭ 2016/2017 учебного года.
Список литературы
1. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования [Текст]: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова ; под. ред. Е. А. Тюриной. - Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 163 с.
2. Письмо Рособрнадзора от 02.12.16 № 10-835 «Об уточненной редакции методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году» [Электронный ресурс] - Режим доступа : Ьйр8://,^^^§оо§1е.ги/иг1?8а=1&гс1=]&д=&е8 гс= s&source=web&cd=2&cad=rja&uact=8&v её^аШКЕ-^фдГУд^ХАШдОроКНШиК-CUgQFggvMAE&ur1=http%3A%2F%2Fege.ci ur.ru%2Fege%2Fnorm%2Fnew-documents%2 F%3 FELEMENT_ID%3D33079&usg=AOv-Vaw0XkBHD9O0sqrn5sE7EtEBu (дата обращения: 20.09.2017).
3.Письмо Рособрнадзора от 23.12.16 № 02411 «Об уточненной редакции Методических рекомендаций на 2017 год» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ru stest.ru/docs/service-for-supervision/ (дата обращения: 22.09.2017).
4. Полный комплект методических материалов ГИА 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs /documents/index.php?id_4=21224 (дата обращения: 23.09.2017).
5. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область): (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г.№03-02/11974) [Текст] - Челябинск, 2017. -140 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/document/cons _doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.09.2017).
И.В. Латыпова, М.С. Майданова
References
1. Municipal'naja sistema ocenki kachestva obshhego obrazovanija: tehnologija so-vershenstvovanija v kontekste vnedrenija re-gional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija [Tekst]: metodicheskie re-komendacii dlja organov mestnogo samouprav-lenija, osushhestvljajushhih upravlenie v sfere obrazovanija, po sovershenstvovaniju munici-pal'nyh sistem ocenki kachestva obshhego obrazovanija na osnove regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija / A. A. Ba-rabas, Ju. Ju. Baranova, I. V. Latypova ; pod. red. E. A. Tjurinoj. - Cheljabinsk : RCOKIO, 2017. - 163 s.
2. Pis'mo Rosobrnadzora ot 02.12.16 № 10835 «Ob utochnennoj redakcii metodicheskih dokumentov, rekomenduemyh k ispol'zovaniju pri organizacii i provedenii GIA-9 i GIA-11 v 2017 godu» [Jelek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa : https://www.google.ru/url?sa=t&rct= j&q=&esrc= s&source=web&cd=2&cad=rj a& uact=8&ved=0ahUKEwjqjqfVqKzXAhUqOpo KHWuK-CUgQFggvMAE&url=http%3A%2F %2Fege.ciur.ru%2Fege%2Fnorm%2Fnewdocu ments%2F%3FELEMENT_ID%3D33079&us g=AOvVaw0XkBHD9O0sqrn5sE7EtEBu (data obrashhenija: 20.09.2017).
3. Pis'mo Rosobrnadzora ot 23.12.16 № 02411 «Ob utochnennoj redakcii Metodicheskih rekomendacij na 2017 god» [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.rust-est.ru/docs/service-for-supervision/ (data obrashhenija: 22.09.2017).
4. Polnyj komplekt metodicheskih materialov GIA 2017 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs/docu-ments/index.php?id_4=21224 (data obrashhen-
ija: 23.09.2017).
5. Regional'naja model' ocenki kachestva obshhego obrazovanija (Cheljabinskaja oblast'): (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 22.12.2016g. №03-02/11974) [Tekst] - Cheljabinsk, 2017. -140 s.
6. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jel-ektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashhenija:20.09.2017).
Сведения об авторах
Латыпова Ирина Владимировна - Почетный работник общего образования РФ, начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Майданова Мария Сергеевна - редактор организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Latypova I.V. - Honourable worker of the general education of the Russian Federation, Head of the Organizational and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Maydanova M.S. - Editor of the Organizational and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk