Научные сообщения
УДК 378.091.398
Подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект)
Г. Ф. Магасумова, А. В. Коптелов
Preparations for adoption of professional standard "Teacher" in educational organization (administrative aspect)
G. F. Magasumova, A. V. Koptelov
Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки введения профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации. Обосновывается актуальность деятельности образовательных организаций по формированию организационно-управленческих условий, обеспечивающих успешное введение профессионального стандарта.
В статье дается характеристика возможных рисков при введении профессионального стандарта в образовательной организации.
На примере деятельности дошкольного отделения МБОУ СОШ № 22 г. Озёрска Челябинской области представлен опыт подготовки к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации. Дана характеристика деятельности по выявлению профессиональных затруднений педагогов в аспекте профессионального стандарта.
Представлена карта комплексной диагностики сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Показана система работы по созданию организационно-управленческих условий в образовательной организации на основе результатов диагностики профессиональных затруднений,
SWOT-анализа, а также метода «дорожной карты».
Abstract. The article is devoted to the preparation for adoption of professional standard "Teacher" in educational organization. The relevance of educational institutions activity of formation of organizational and administrative conditions to ensure the successful adoption of the professional standard is explained. This article describes the potential risks within adoption of professional standard in educational organizations. Based on example of activities of preschool department of Municipal Budget Educational Institution "Secondary school N 22" of Ozersk, Chelyabinsk region, the experience of preparations for adoption of professional standard "Teacher " in educational organization is presented. The characteristic of activity of professional difficulties detection of teachers in the professional standard aspect is provided. The map of complex diagnostics of formation of professional competence of pre-school teachers, within the requirements of the professional standard is presented. The work system of creation of organizational and administrative conditions in the educational organization on the basis of the diagnosis of occupational difficulties, the SWOT-analysis and also the method of the "road map" is provided.
ЧИППКРО
Ключевые слова: профессиональный стандарт «Педагог», риски введения профессионального стандарта «Педагог», диагностика профессиональных затруднений педагогов, SWOT-анализ, дорожная карта, организационно-управленческие условия подготовки введения профессионального стандарта.
Keywords: professional standard "Teacher", risks of adoption of professional standard "Teacher ", diagnosis professional difficulties of teachers, SWOT-analysis, roadmap, organizational and managerial conditions of preparation of adoption of professional standard.
Сегодня государством и обществом предъявляются принципиально новые требования к системе образования, призванной обеспечить достижение современного качество образования. Новое понимание образовательных результатов обучающихся легло в основу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), реализуемых в системе общего образования Российской Федерации. Изменение требований к образованию неизбежно влечет за собой и изменение требований к педагогу. Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога является условием и средством обеспечения нового качества образования: от компетентности педагога - к компетентности ученика. Решение этой проблемы будет осуществляться посредством введения профессиональных стандартов по всем должностям работников образования, в том числе профессионального стандарта «Педагог». Подготовку к введению, а затем и реализация профессиональных стандартов на сегодняшний день становится одним из приоритетных направлений дальнейшего развития системы общего образования в целом. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы отмечается, что необходимым условием внедрения нового содержания и технологий общего образования являются компетентные педагогические и руководящие кадры. Поэтому в рамках задачи 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» будут осуществлены меры по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе обеспечено сопровождение внедрения профес-
сиональных стандартов педагога и руководителя [1]. Профессиональный стандарт педагога -это документ, включающий перечень профессиональных и персональных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации [2]. В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н профессиональный стандарт будет одним из основополагающих нормативных правовых документов для работодателей при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда [3]. Этим определяется актуальность работы образовательных организаций по созданию организационно-управленческих условий, обеспечивающих успешное введение профессионального стандарта, а также нивелирование возможных рисков в управленческой деятельности руководителей образовательной организации в работе с педагогическим персоналом [4; 5; 6; 7].
Поскольку введение профессионального стандарта - это абсолютно новое явление для системы образования, то соответственно, как и любое нововведение, оно имеет риски, которые могут возникнуть сначала на этапе подготовки к введению, а затем и в процессе его реализации. Мы выделяем следующие риски, которые могут возникнуть при реализации требований профессионального стандарта «Педагог».
Во-первых, риск негативного отношения к стандарту педагогов. Для снижения этого риска необходима постоянная разъяснительная работа среди педагогов образовательных организаций, организация обучения (с использованием различны форм: семинары, конференции, круглые столы и т. д.) не только педагогов, но и руководителей образовательных организаций, которая позволит сформировать позитивное отношение к введению профессионального стандарта.
Во-вторых, риск неготовности педагогов образовательных организаций к введению профессионального стандарта. Избежать данного риска возможно через формирование системы специально созданных организационно-методических условий, в том числе мотивационных, в образовательной организации, позволяющих
обеспечить не только повышение уровня профессиональной компетентности педагогов максимально приближенного к требованиям профессионального стандарта, но и сформировать готовность педагогов к освоению новых профессиональных компетенций.
В-третьих, риск неэффективного управления процессом введения профессионального стандарта на уровне образовательной организации. Его снижение должно обеспечиваться через создание системы управления введением профессионального стандарта.
При этом должны быть четко и понятно сформулированы цели и задачи его введения в конкретной образовательной организации, разработаны содержание, последовательность и сроки проведения соответствующих мероприятий, показатели, позволяющие определить, насколько успешно проходит процесс введения профессионального стандарта.
Своевременная подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в конкретной образовательной организации, на наш взгляд, должна стать одной из приоритетных управленческих задач.
Так, например, на дошкольном отделении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» Озёрского городского округа Челябинской области спланирована работа по данному направлению деятельности. Мы выделили три этапа по подготовке к введению профессионального стандарта «Педагог» на период до 1 января 2017 г.
Первый этап - диагностический (апрель -май 2015 г.). На данном этапе основной целью стало выявление соответствия уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования требованиям профессионального стандарта «Педагог».
Определение уровня профессиональной компетентности осуществлялось посредством комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов дошкольного образования в условиях реализации профессионального стандарта «Педагог».
Для выявления уровня соответствия профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования требованиям профессионального стандарта «Педагог» была адаптирована комплексная диагностика профессиональ-
ных затруднений педагогов, использованная в методических рекомендациях по разработке и реализации персонифицированных программ повышения квалификации педагогических и управленческих работников [8].
Была разработана карта комплексной диагностики сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» (Приложение 1). Содержание карты определили профессиональные компетенции трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».
В структуре карты мы выделили три диагностических блока, соответствующие трудовым действиям, необходимым умениям, необходимым знаниям. Оценка уровня профессиональных затруднений с точки зрения профессионального стандарта «Педагог» осуществлялась по шкале от 0 до 3 баллов. Данная шкала предусматривает, что
- «0» баллов выставляется в том случае, когда показатель не проявляется или слабо выражен;
- «1» балл выставляется в том случае, когда показатель проявляется редко или недостаточно выражен;
- «2» балла выставляется в том случае, когда показатель проявляется часто и достаточно выражен;
- «3» балла выставляется в том случае, когда показатель проявляется всегда и ярко выражен.
На основе полученного суммарного количества баллов по результатам проведенной диагностики устанавливается уровень профессиональных затруднений педагогов, который может соответствовать:
- высокому уровню, когда затруднения ярко выражены;
- критическому уровню: затруднения проявляются часто, достаточно выражены;
- допустимому уровню: затруднения проявляются редко, недостаточно выражены;
- оптимальному уровню: затруднения не проявляются, слабо выражены.
Полученные данные о профессиональных затруднениях педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты профессиональных затруднений педагогов ДОУ МБОУ СОШ № 22 г. Озёрска в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог»
Уровень Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания
кол-во педагогов % педагогов кол-во педагогов % педагогов кол-во педагогов % педагогов
Высокий 0 0 1 9 1 9
Критический 3 27 2 18 2 18
Допустимый 6 55 8 73 5 46
Оптимальный 2 18 0 0 3 27
Высокий уровень профессиональных затруднений показал педагог, у которого ярко выражены затруднения по организации взаимодействия с обучающимися и родителями (законными представителями), объясняющиеся недостаточным уровнем владения необходимыми умениями и знаниями. Критический уровень профессиональных затруднений имеют педагогии с незначительным практическим опытом профессиональной деятельности. Наибольшие затруднения они испытывают при участии в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами). У данных педагогов наблюдаются фрагментарные представления о возможностях использования методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющих оценить результаты освоения детьми образовательных программ. Слабо владеют ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, не знают современные тенденции развития дошкольного образования, у них недостаточные знания об основах теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста. Допустимый уровень профессиональных затруднений показали педагоги, которые ориентированы на повышение своей профессиональной компетентности, которые стремятся «сделать еще лучше», организуют образова-
тельный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей, принимают нормы и готовы к постоянному самосовершенствованию, создают позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми. Оптимальный уровень показали педагоги, которые ориентированы на свое профессиональное развитие, но вместе с тем, требования профессионального стандарта для них являются затруднительными с точки зрения их реализации в своей практической деятельности.
Проведение данной диагностики позволило сделать выводы о реальном уровне сформиро-ванности профессиональной компетентности педагогов ДОУ требованиям профессионального стандарта «Педагог» накануне его введения и позволили выделить три обобщенных направления, по которым они испытывают затруднения:
1. Участие в разработке и реализации основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
2. Применение ИКТ-технологий, необход и-мых и достаточных для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
3. Применение методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющих оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
Помимо комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов нами был проведен SWOT-анализ по готовности введения
Таблица 2
SWOT-анализ готовности введения профессионального стандарта «Педагог»
Сильные стороны Слабые стороны
- имеется опыт и теоретическая подготовка кадров, из них: 100% имеют педагогическое образование, в т. ч.: 45% - высшее педагогическое образование, 36% имеют 1 квалификационную категорию, 9% имеют высшую квалификационную категорию; - благоприятный психологический климат в коллективе; - удовлетворенность родителями работой ДОУ; - результативность участия воспитанников и педагогов ДОУ в мероприятиях различного уровня - недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов с точки зрения соответствия требованиям профессионального стандарта (на основе результатов комплексной диагностики профессиональных затруднений); - недостаточный уровень владения ИКТ-компетентностью, необходимого для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; - несформированность мотивации к введению профессионального стандарта; - отток педагогических кадров в другие отрасли деятельности
Возможности Угрозы (риски)
- формирование системы мероприятий, направленных на внутриорганизационное повышение квалификации; - использование ресурсов организации для повышения квалификации педагогов в организациях дополнительного профессионального образования - сопротивления некоторых педагогов нововведениям; - эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных эмоциональных стрессов
профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации. Данные приведены в таблице 2.
Таким образом, результаты комплексной диагностики сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ для реализации требований профессионального стандарта «Педагог», SWOT-анализа готовности введения профессионального стандарта позволили предположить, что ДОУ располагает всеми ресурсами для подготовки к внедрения профессионального стандарта.
Вместе с тем, для успешной подготовки к введению профессионального стандарта и его реализации необходимо создание организационно-методических условий.
Основной задачей второго этапа - форми-рующе-преобразующего (июнь 2015 г. - октябрь 2016 г.) - становится создание организационно-управленческих условий для подготовки к введению профессионального стандарта в образовательной организации.
В основу планирования по создания организационно-управленческих условий был положен метод «дорожной карты». Как определяет М. Джемала, «дорожная карта» - это некий процесс обучения, посредством которого члены
какой-либо группы выявляют пробелы или новые возможности в отдельных интересующих их сферах [9, с. 150]. Разработанная дорожная карта по формированию системы организационно-управленческих условий для реализации требований профессионального стандарта «Педагог» определила перечень мероприятий по созданию этих условий (Приложение 2). Структура дорожной карты включила в себя шесть разделов, каждый из которых соответствует одному из видов организационно-управленческих условий. К ним нами были отнесены следующие условия:
1. Организационно-правовые условия, которые предполагают разработку, согласование и утверждение новых локальных нормативных актов и внесение изменений в действующие.
2. Информационные условия должны включить консультирование педагогов, ознакомление их с нормативно-правовыми основаниями введения профессионального стандарта, организацию доступа к информации через сеть Интернет.
3. Экспертно-аналитическое условие, позволяющее определить уровень профессионального развития педагогов с помощью комплекса диагностик, их затруднений с точки зрения
о соА'йс т,^
f \
ЧИППКРО
требований профессионального стандарта, созданных на основе разработанных показателей и критериев, оценку и определение стратегии научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов.
4. Научно-методические условия, способствующие использованию активных и интерактивных форм, методов, технологий научно -методического сопровождения профессионального развития педагогов, направленных на формирование и развитие актуальных профессиональных компетенций, личностных качеств, ценностей, способов взаимодействия и культуры общения, субъектной позиции педагога к профессиональному саморазвитию.
5. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие обустройство стиля жизнедеятельности и формирование уклада жизни в ДОУ, направленное на создание благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта в коллективе.
Данный комплекс условий предполагает также наличие мотивационных условий, позволяющих сформировать позитивное принятие профессионального стандарта «Педагог» всеми субъектами образования и формирование готовности педагогов к профессиональному развитию в условиях введения профессионального стандарта.
Реализация третьего этапа - аналитико-обобщающего будет осуществляться до 31.12.2016. На нем предполагается определение эффективности системы организационно-управленческих условий, обеспечивающих подготовку введения профессионального стандарта «Педагог» в ДОУ.
Мы полагаем, что реализация в полном объеме всех мероприятий дорожной карты позволит сформировать достаточный уровень компетентности педагогов дошкольного образования для реализации требований профессионального стандарта «Педагог».
Для оценки эффективности системы созданных организационно-управленческих условий, обеспечивающих подготовку введения профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации были определены показатели сформированности комплекса организационно-управленческих условий. К ним мы отнесли:
- Сформированность локальной базы (100%) соответствующей требованиям профессиональ-
ного стандарта. Предполагается, что к ноябрю 2016 г. будут разработаны новые редакции таких документов как должностные инструкции, трудовых договоров, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
- Степень готовности педагогов к реализации требований профессионального стандарта (80%). Данный показатель будет определяться путем повторного проведения диагностирования уровня соответствия профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования требованиям профессионального стандарта «Педагог».
- Сформированность мотивационных условий (80%), определение которых будет определяться на основе результатов тестирования с целью выявления уровня удовлетворенности трудом и тестирования мотивации профессиональной деятельности.
Таким образом, грамотно выстроенная система управления по созданию организационно-управленческих условий позволит максимально подготовиться в образовательной организации к реализации требований профессионального стандарта «Педагог», а также снизить риски его введения.
Библиографический список:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media /files/ uSB6wfRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf (дата обращения: 01.09.2015).
2. Забродин Ю. М. О разработке профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (пояснительная записка к профессиональному стандарту) / Ю. М. Забродин, Е. А. Ямбург, Л. А. Гаязова // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. - 2013. - № 2. - С. 5-21.
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального обще-
го, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmin trud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения: 01.09.2015).
4. Абрамовских Т. А. Управление рисками внедрения профессионального стандарта «Педагог» в деятельность образовательной организации / Т. А. Абрамовских // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 4 (20). -С. 84-92.
5. Обоскалов А. Г. Основные направления и особенности научно-методического сопровождения введения профессионального стандарта «Педагог» на региональном уровне (из опыта работы Челябинской области) / А. Г. Обоска-лов, А. В. Коптелов // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2015. - № 4. - С. 122-135.
6. Маркина Е. И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. -Челябинск, 2015. - № 1 (22). - С. 59-66.
7. Сваталова Т. А. Оценивание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях введения профессионального стандарта педагога / Т. А. Сваталова, Г. В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - Челябинск, 2015. -№ 1 (22). - С. 14-19.
8. Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации : методические рекомендации / под редакцией М. И. Солодковой. - Челябинск : Изд-во Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2011. - 199 с.
9. Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» - инновационный метод управления знаниями в корпорации / М. Джемала // Российский журнал менеджмента. - 2008. - Том 6 - № 4. -C. 149-168.
References:
1. Russian Federation Government Resolution dated 23.05.2015 N 497 "About the Federal target program of education development for 2016-2020" [Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot
23 maja 2015 g. N 497 "O Federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody"]/ [Web resource]. Access mode: http://government.ru/media/files/uSB6wfRbuDS4S TDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf (accessed date: 01.09.2015).
2. Zabrodin Y. M, Yamburg E. A., Gayazova L. A. About the development of professional teacher standards (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (tutor, teacher) (explanatory note to the professional standard) // Bulletin of Educational and Methodical Association of Higher Education Institutions of the Russian Federation of the psycho-pedagogical education [O razrabotke profes-sional'nogo standarta pedagoga (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazova-nii) (vospitatel', uchitel') (pojasnitel'naja zapiska k professional'nomu standartu) // Bjulleten' Ucheb-no-metodicheskogo ob'edinenija vuzov RF po psi-hologo-pedagogicheskomu obrazovaniju], 2013, N 2, pp. 5-21.
3. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 18.10.2013 N 544n "About approval of the professional standard "The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)" [Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n "Ob utverzhdenii professional'nogo stan-darta "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnov-nogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')"]. [Web resource]. Access mode: http: //www .ro smintrud.ru/ docs/mintrud/ orders/129/ (accessed date: 01.09.2015).
4. Abramovskikh T. A. Risk Management of adoption of Professional Standards "Teacher" in the activities of the educational organization // Education Management: Theory and Practice [Upravlenie riskami vnedrenija professional'nogo standarta "Pedagog" v dejatel'nost' obrazovatel'noj organizacii // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika], 2015, N 4 (20), pp. 84-92.
5. Oboskalov A. G., Koptelov A. V. Basic directions and features of scientific and methodological support for adoption of the professional standard "Teacher" at the regional level (from the experience of the Chelyabinsk region) // Modern additional professional teacher training [Osnovnye napravlenija i osobennosti nauchno-metodiches
о соА'йс т,^
f \
ЧИППКРО
kogo soprovozhdenija vvedenija professional'nogo standarta "Pedagog" na regional'nom urovne (iz opyta raboty Cheljabinskoj oblasti) // Sovremen-noe dopolnitel'noe professional'noe pedagogi-cheskoe obrazovanie], 2015, N 4, pp. 122-135.
6. Markina E. I. Designing scientific and methodical work of the system within adoption of the professional standard for teachers // Scientific support of a system of advanced training: scientific and theoretical periodical [Proektirovanie sistemy nauchno-metodicheskoj raboty v uslovijah vvedenija professional'nogo standarta pedagoga // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kva-lifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhurnal]. Chelyabinsk, 2015, N 1 (22), pp. 59-66.
7. Svatalova T. A., Yakovleva G. V. Evaluation of professional competence of preschool education teacher within adoption of the professional standard for teachers // Scientific support of a system of advanced training: scientific and theoretical periodical [Ocenivanie professional'noj kompetent-
nosti pedagoga doshkol'nogo obrazovanija v uslovijah vvedenija professional'nogo standarta pedagoga // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhurnal]. Chelyabinsk, 2015, N 1 (22), pp. 14-19.
8. Development management and realization of personal advanced training programs: guidelines / edited by M. I. Solodkova [Upravlenie razrabotkoj i realizaciej personificirovannyh programm povyshenija kvalifikacii : metodicheskie rekomendacii / pod redakciej M. I. Solodkovoj]. Chelyabinsk : Publishing House of Institute of Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, 2011. 199 p.
9. Jemala M. Corporate "road map" - innovative method of knowledge management in corporation // Russian Management Journal [Korporativnaja "dorozhnaja karta" - innovacionnyj metod upravlenija znanijami v korporacii // Ros-sijskij zhurnal menedzhmenta], 2008, Vol. 6, N 4, pp. 149-168.
Приложение l
Карта комплексной диагностики сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог»
Диагностические блоки Диагностические параметры Баллы
Области профессиональных затруднений педагогов Показатели оценки профессиональных затруднений педагогов
Трудовые действия 1. Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
2. Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации
3. Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
4. Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
5. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
6. Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
Диагностические блоки
Диагностические параметры
Баллы
7. Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития_
8. Формирование психологической готовности к школьному обучению
9. Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья_
10. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
11. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов_
12. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
13. Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей_
Средний арифметический балл
Необходимые умения
1. Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства
2. Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации_
3. Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения_
4. Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
5. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
6. Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Средний арифметический балл
Необходимые знания
1. Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста
2. Основные психологические подходы: культурно-исторический, дея-тельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
ЧИППКРО
Диагностические блоки Диагностические параметры Баллы
3. Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
4. Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
5. Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
6. Современные тенденции развития дошкольного образования
7. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Средний арифметический балл
Приложение 2
Дорожная карта по подготовке к введению профессионального стандарта «Педагог»
Мероприятие
Предполагаемый результат
Ответственный
Срок исполнения
1. Организационно-правовые условия
Создание рабочей группы по подготовке к введению профессионального стандарта Приказ о создании рабочей группы Администрация До 01.11.2015
Разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов школы в области формирования кадровой политики, трудовых отношений с учителями (воспитателями), нормирования, оценки качества труда учителей (воспитателей) Новые редакции документов: - должностные инструкции, - трудовой договор, - коллективный договор, - правила внутреннего трудового распорядка Администрация До 01.08.2016
Ознакомление педагогических работников ДОУ с вновь разработанными локальными нормативными актами, регламентирующими социально -трудовые отношения в организации, изменениями в ранее изданные нормативные акты Заключенные трудовые договоры, подписанные должностные инструкции Администрация До 01.10.16
Внесение изменений во внутреннюю систему оценки качества образования в части оценивания профессиональной компетентности педагогов на предмет соответствия требованиям профессионального стандарта Скорректированная внутренняя система оценки качества образования Администрация Ноябрь 2016 г.
2. Информационные условия
Организация ознакомления педагогов ДОУ с содержанием профессионального стандарта «Педагог»: Обновление новостной ленты сайта. Обновление материалов раздела сайта «Документы». Создание подрубрики Старший воспитатель Ежеквартально
Мероприятие Предполагаемый результат Ответственный Срок исполнения
- размещение информации на стендах в учреждении, сайте учреждения «Профессиональный стандарт педагога»
Обеспечение оперативного доступа педагогов к актуальной информации, в т.ч. в сети Интернет, в аспекте требований профессионального стандарта Наличие банка данных источников актуальной информации Администрация Весь период
3. Экспертно-аналитические условия
Отбор/разработка диагностического инструментария на определение уровня соответствия профессиональной компетентности педагога требованиям профессионального стандарта Наличие комплекса диагностического инструментария по определению уровня соответствия профессиональной компетентности педагога требованиям профессионального стандарта Рабочая группа по подготовке к введению профессионального стандарта Апрель 2015 г.
Проведение диагностики профессиональных затруднений педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта Объективная картина реального уровня сформированно-сти профессиональной компетентности педагогов ДОУ требованиям профессионального стандарта педагога Администрация Май 2015 г.
Организация и проведение процедуры самооценки педагогами своей квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога в учреждении Программы индивидуального профессионального развития педагогов ДОУ Администрация, старший воспитатель Май 2015 г.
Анализ результатов диагностики профессиональных затруднений педагогов и самооценки педагогов Аналитические материалы Старший воспитатель Май 2015 г.
4. Научно-методические условия
Проведение мониторинга образовательных услуг дополнительного профессионального образования в аспекте соответствия требованиям профессионального стандарта Перечень образовательных организаций и дополнительных профессиональных программ, отражающих требования профессионального стандарта Старший воспитатель Июнь - сентябрь 2015 г.
Разработка персонифицированных программ повышения квалификации педагогов ДОУ Персонифицированные программы Рабочая группа по подготовке к введению профессионального стандарта Сентябрь -октябрь 2015 г.
Формирование системы мероприятий внутриорганизаци-онного повышения квалификации по реализации требований профессионального стандарта План мероприятий методической работы по реализации требований профессионального стандарта Рабочая группа по подготовке к введению профессионального стандарта Сентябрь -октябрь 2015 г.
Разработка плана-графика дополнительного профессионального образования педагогов План-график Старший воспитатель Сентябрь -октябрь 2015 г.
ЧИППКРО
Мероприятие
Предполагаемый результат
Ответственный
Срок исполнения
Организация и проведение семинаров для педагогических работников учреждения по вопросам аттестации с учетом требований профессионального стандарта_
Полное и своевременное удовлетворение запросов целевой группы
Старший воспитатель
По отдельному плану
Разработка плана аттестации педагогов ДОУ на соответствие занимаемой должности в соответствии с требованиями профессионального стандарта_
План аттестации педагогических работников
Администрация
Декабрь 2016 г.
Организация и осуществление консультативно-методической поддержки педагогических работников ДОУ по вопросам введения требований профессионального стандарта_
Полное и своевременное удовлетворение запросов целевой группы
Рабочая группа по подготовке к введению профессионального стандарта
Весь период
5. Психолого-педагогические условия
Семинары, тренинги по формированию корпоративной культуры педагогов ДОУ. Работа по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Обустройство стиля жизнедеятельности и формирование уклада жизни в ДОУ, направленное на создание благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта в коллективе_
Администрация психолог
По отдельному плану
Формирование системы горизонтальной карьеры педагогов: создание рабочих групп, творческих групп и внутриор-ганизационных методических объединений
Участие педагогов в конкурсах: внутриорганизационных, городских
Администрация
Весь период
Разработка системы нематериального стимулирования педагогов
Система нематериального стимулирования педагогов
Администрация
Весь период
Совершенствование системы материального стимулирования
Скорректированные листы оценки эффективности педагогов для стимулирующих выплат в соответствии с требованиями профессионального стандарта_
Администрация, главный бухгалтер
До 01.10.2016