УДК 371.13
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ» КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГОВ
О.А. Ильясова, Е.В. Еремина, О.Л. Бородулина
Приведены варианты управленческих решений, которые могут быть приняты на основании использования данных, полученных из Автоматизированной информационной системы «Аттестация педагогических работников». Охарактеризованы рекомендации для педагогов, которые могут найти свое применение при формировании индивидуальных образовательных программ педагогами образовательного учреждения.
Ключевые слова: аттестация, педагог, профессиональная деятельность, образовательная организация, управленческие решения, принятие решений.
Автоматизированная информационная система «Аттестация педагогических работников» (далее - АИС «Аттестация»), разработанная и вводимая в промышленную эксплуатацию в Челябинской области, является источником информации о педагогических работниках образовательных организаций. АИС «Аттестация», созданная как инструмент организации процедуры аттестации педагогических работников, является в то же время источником для выработки широкого круга управленческих решений.
Остановимся в нашей статье на одном из направлений управленческих решений, а именно на планировании индивидуальных образовательных программ педагогов. Индивидуальные образовательные программы педагогов позволяют учитывать ряд факторов, а именно выраженные потребности педагога, его индивидуальные особенности и потребности реального образовательного процесса.
Данное направление является особо актуальным, исходя из анализа нормативных документов, в которых имеются указания на несоответствие требований профессионального стандарта текущей профессиональной
деятельности значительного числа педагогов. Большинство педагогов не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления профессиональных действий, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся, формирование предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, на индивидуализацию профессиональной деятельности с учетом специальных образовательных потребностей учащихся, в т. ч. учащихся с ограниченными возможностями здоровья [3].
Кроме того, именно индивидуальные образовательные программы могут рассматриваться как определение вектора развития педагога, своевременное решение проблемы «качества учителей».
Сама разработка индивидуальной образовательной программы педагога должна осуществляться самим педагогом, но при этом должны учитываться предложения внешних методических служб, характер внутрикорпоративной культуры развития кадров, мероприятий Программы развития образовательной организации.
Для формирования предложений внешних методических служб вполне логично обращение к анализу данных, полученных из АИС «Аттестация». Выделенные в АИС «Аттестация» модули «Сведения о педагогическом работнике» и «Сведения о профессиональной деятельности педагога» являются самостоятельными, но, в то же время, взаимодополняющими. Опираясь на анализ данных из таких сегментов АИС «Аттестация», как «использование образовательных технологий», «участие в работе методических объединений», «публикационная активность», «выступления», «инновационная деятельность», «экспертная деятельность», «конкурсы профессионального мастерства», «курсы повышения квалификации» мы, мо-
жем говорить о конкретных рекомендациях для педагогов. Сформированные рекомендации в данной ситуации можно считать теми самыми управленческими решениями.
Продемонстрируем некоторые элементы таких управленческих решений с использованием анализа данных педагогов МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша Челябинской области. Проведенный анализ данных, полученных из АИС «Аттестация», показал своевременность прохождения педагогами курсов повышения квалификации. Однако рекомендации для педагогов при разработке индивидуальных образовательных программ могут касаться и вопросов обучения на курсах повышения квалификации. Тематика рекомендованных курсов повышения квалификации может быть подобранна исходя из направления инновационной деятельности педагога.
Задача руководства образовательной организации - помочь педагогу в выборе соответствующих курсов повышения квалификации. При всем многообразии предложений необходимо найти тот самый баланс качества и стоимости. Или же воспользоваться вариантами бюджетного обучения для педагогов.
Если рассмотреть вопрос бюджетного обучения педагогов на курсах повышения квалификации, то следует обратить внимание на краткосрочные курсы, которые предлагают учреждения дополнительного профессионального образования. Именно краткосрочные курсы повышения квалификации позволяют устранять локальные затруднения педагогов, являясь при этом неким катализатором их профессиональных достижений.
Еще одним ресурсом для выбора курсов повышения квалификации является использование возможностей сети Федеральных инновационных площадок, которые осуществляют свою деятельность по актуальным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации. В соответствии с техническими заданиями каждая Федеральная инновационная площадка должна провести повышение квалификации для руководящих и педагогических работников других субъектов Российской Федерации, тем самым у педагогов появляется возможность расширить географию изучаемого
опыта. Кроме того, это дает возможность посмотреть на одно и то же педагогическое направление с точки зрения разных регионов-участников, увидеть разные подходы.
Принимая во внимание такой немаловажный элемент как временные затраты на повышение квалификации и желание образовательной организации минимизировать время отсутствия педагога на рабочем месте, особенно актуальным становится повышение квалификации с применением дистанционных образовательных технологий. Но и здесь есть определенные риски, к которым можно отнести низкое качество предлагаемого для изучения материала, недостаточность предложенного материала, недостаточность практических знаний, формальность прохождения курсов, а именно произведя оплату обучения получаешь удостоверение о повышении квалификации.
Таким образом, используя повышение квалификации с применением дистанционных образовательных технологий, нужно учитывать уровень мотивации педагога на получение новых знаний и уровень его ответственности.
Продолжая анализ данных, полученных из АИС «Аттестация» педагогов МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша Челябинской области, было выявлено такое проблемное место как низкая публикационная активность педагогов. Только 15% педагогов имеют публикации. Был проведен анализ данной ситуации, который показал следующее: педагогов регулярно оповещают о возможностях опубликовать статьи, тезисы в различных изданиях, однако педагоги не используют эти возможности. В частности, взаимодействие с ГБУ ДПО РЦОКИО в рамках апробации АИС «Аттестация» в 206-2017 гг., предоставляло педагогам возможность участвовать в публикации статей в рамках конференции и публиковать статьи в научно-методическом журнале. Объяснить данную ситуацию можно следующим: либо педагоги не считают накопленный опыт ценным и пригодным к транслированию, либо педагоги не владеют данным видом деятельности.
Такие данные могут стать предпосылкой для принятия решений относительно совершенствования компетенций педагогов в час-
Автоматизированная информационная система «Аттестация педагогических работников» как источник информации для планирования индивидуальных образовательных программ педагогов
ти обобщения, обоснования и представления эффективного опыта работы, развития умений готовить научные и учебно-методические публикации. В рамках индивидуальных образовательных программ педагогов может быть рекомендовано педагогу освоить данную компетенцию.
В этом же аспекте может быть осуществлена специальная работа по регистрации педагогов образовательной организации в информационно-аналитических и поисковых системах (например, Российский индекс научного цитирования, Google Scholar, Ки-берЛенинка). Последнее является важным и с позиции популяризации эффективных практик педагогов образовательной организации.
Принятие управленческих решений на основании данных, полученных из АИС «Аттестация», требует от руководства образовательной организации серьезных аналитических умений. Увидеть проблему и предложить варианты ее решения в рамках индивидуальной образовательной программы педагога, учитывая при этом интересы самого педагога, это кропотливая и серьезная аналитическая деятельность руководства образовательной организации.
Список литературы
1. Андреев, Г.И. Основы теории принятия решений / Г.И. Андреев, П.А. Созинов, В.А. Тихомиров. - М.: Радиотехника, 2017. -643 с.
2. Концепция регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников: (рабочие материалы) / Министерство образования и науки Челябинской области, Коллегия Министерства образования и науки Челябинской области; отв. ред.: Май-данова М.С. - Челябинск: Региональный центр оценки качества и информатизации образования, 2017. - 47 с.
3. Подпрограмма 1. Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, сред-
него общего образования) (воспитатель, учитель)» Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8 [Электронный ресурс] -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_166654/ дата обращения 14.04.2018.
4. Шамалова, Е.В. Основы методологии принятия управленческих решений в организации / Е.В. Шамалова. - Казань: Бук, 2017.
- 99 с.
References
1. Andreev, G.I. Osnovy teorii prinyatiya resheniy / G.I. Andreev, P.A. Sozinov, V.A. Tihomirov. - M.: Radiotekhnika, 2017. - 643 s.
2. Kontseptsiya regional'nogo programmno-tekhnicheskogo kompleksa obespecheniya protsedury attestatsii pedagogicheskih rabotnikov: (rabochie materialy) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti, Kollegiya Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti; otv. red.: Maydanova M.S. - Chelyabinsk: Regional'niy tsentr otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya, 2017.
- 47 s.
3. Podprogramma 1. Vnedrenie professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» Kompleksnoy programmy povysheniya professional'nogo urovnya pedagogicheskih rabotnikov obshcheobrazovatel 'nyh organizatsiy, utv. Pravitel'stvom RF 28.05.2014 № 3241p-P8 [Elektronniy resurs] -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_166654/ data obrashcheniya 14.04.2018.
4. Shamalova, E.V. Osnovy metodologii prinyatiya upravlencheskih resheniy v organi-zatsii / E.V. Shamalova. - Kazan': Buk, 2017. -99 s.
Сведения об авторах Ильясова Ольга Анатольевна - канд.
пед. наук, доцент, начальник отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Еремина Елена Владимировна - директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Карабаша», Челябинская обл., г. Карабаш
Бородулина Ольга Леонидовна - учитель, координатор по работе в АИС «Аттестация педагогических работников», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Карабаша», Челябинская обл., г. Ка-рабаш
Information about authors
Ilyasova O.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department «Assistance of pedagogical workers certification», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Eremina E.V. - Director of the «Secondary school # 1», Chelyabinsk region, Karabash
Borodulina O.L. - Teacher, Coordinator for work in the automated information system «Performance assessment of teachers», Chelyabinsk region, Karabash