СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено в Таблице 2. Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень развития речи на десять процентов выше. Поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень речи детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что речевое развитие было нарушено у большинства детей, участвовавших в констатирующем эксперименте. 70% детей ЭГ и 30% детей КГ испытывают определенные трудности при выполнении заданий на связную речь и 20% детей ЭГ и 60% детей КГ владеют данными навыками на достаточном и высоком уровнях. Количество детей, имеющих существенные проблемы с различными сторонами связной речи - 12 человек из 20 обследуемых детей, что составляет 60%.
На этапе констатирующего эксперимента качественный анализ показал, что выполненные задания детей схожи по результатам, связная речь развита средне, владение грамматическим строем речи у большинства не соответствует норме. Самая большая по численности группа детей в ЭГ и КГ с низким уровнем развития.
Таким образом, были выявлены уровни речи у детей старшего дошкольного возраста на основе различных заданий и упражнений в ЭГ и КГ на этапе констатирующего эксперимента, получены следующие результаты:
- выявлен контингент детей, показавших низкий уровень; данный контингент требует индивидуально-дифференцированного подхода педагогов и тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
Также встает вопрос о необходимости работы, которая поможет родителям осознать проблемы в развитии речи своего ребенка, понять и проанализировать свои возможности в вопросе решения данных проблем.
Результаты диагностики позволяют утверждать, что необходима комплексная работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы средствами различных игр и упражнений.
Список использованной литературы:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогового общения.: Методическое пособие. - 2-е изд. перераб и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 128с.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика -Синтез, 2006. - 56 с.
3. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010. - 287 с.
© Ракич А.М., 2019
УДК 378
Салимьянова З.Р.
зам. директора НМК по воспитательной работе
г. Нефтекамск, РФ Каримов М.Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
Аннотация
Выделены возможности содержания, методов и форм обучения элементарной и высшей математике
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
для проектирования и реализации воспитательной работы со студентами машиностроительного колледжа.
Ключевые слова
Воспитание, обучение, математическое моделирование действительности.
Постановка и решение задач обучения и воспитания молодого поколения является одной из основных направлений деятельности российского государства в течение последних трех столетий.
Целью этой многогранной деятельности государства является достижение того, чтобы молодой человек воспитывался в нашей стране не только как носитель определенной суммы знаний в области естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин, но и как гражданин общества с высокой культурой труда и поведения.
В этой связи перед преподавателями математики машиностроительного колледжа возникает важная задача проектирования и реализации возможностей своего учебного предмета в развитии личности студентов среднего специального учебного заведения.
Учебный курс элементарной и высшей математики машиностроительного колледжа, на изучение которого студентам отводится почти шестая часть учебного аудиторного времени, в основном содержит разнообразный научный материал, который может быть использован в воспитании российского гражданина [1].
Патриотическому и интернациональному воспитанию студентов машиностроительного колледжа способствует постановка и решение задач с историческими краткими фрагментами методом математического моделирования действительности с такими этапами - элементами, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].
Выделенная воспитательная задача студентов машиностроительного колледжа актуализируется ещё и тем, что выпускники основной и полной средней общеобразовательной школы почти не знают выдающихся математиков прошлых веков, коме имен Пифагора, Евклида и Виета, теоремы которых входят в современный школьный курс математики.
Периодическое раскрытие преподавателем математики на лекционных и практических занятиях, проектируемых и реализуемых в машиностроительном колледже, роли отечественных и зарубежных ученых в развитии математической науки, ознакомление студентов с их мировоззрением и общественной деятельностью, что способствует воспитанию трудолюбия, нравственности, патриотизма и интернационализма у учащейся молодежи.
Дидактический опыт преподавания элементарной и высшей математики в машиностроительном колледже показывает, что в качестве авторитетных «отсутствующих преподавателей» для студентов успешно выступают различные выдающиеся деятели науки и культуры, в том числе и ученые-математики. Поэтому исторический материал по математике , действуя на сознание, на чувства и помыслы студентов, формирует их нравственные идеалы и играет первостепенную роль в патриотическом и интернациональном воспитании учащейся молодежи [3].
Замечено, что эмоциональность подачи на занятиях математического материала с историческим содержанием способствует лучшему его усвоению студентами машиностроительного колледжа. Если студент колледжа глубоко переживает события, изложенные в рассказе преподавателя математики, представляющего новый учебный материал, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становлении как личность.
Не оставляют равнодушными студентов среднего специального учебного заведения гениальность и исключительное трудолюбие работавшего в Российской академии наук Леонарда Эйлера (1707, Базель -1783, Санкт-Петербург) и ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792, Нижний Новгород - 1856, Казань), главным делом жизни которых было стремление увеличить свой творческий вклад в развитие математики и расширение её познавательных возможностей.
Педагогический опыт усиления воспитательной направленности обучения элементарной и высшей математике студентов колледжа показывает его положительное влияние на развитие высоких личностных
-( « )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
качеств обучающихся в среднем специальном учебном заведении и на повышение уровня их интеллектуального и творческого потенциалов [4].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что системное проектирование и регулярная реализация воспитательной направленности обучения элементарной и высшей математике студентов машиностроительного колледжа способствует развитию у них высоких личностных качеств, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности и жизни.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38..
3. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
4. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. -Т.15. -№ 3.-С.133-136.
© Салимьянова З.Р., Каримов М.Ф., 2019
УДК 373
Файзуллин В.В.
студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
Каримов М. Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru
ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделена и охарактеризована научная, прикладная и дидактическая значимость учебных тем по солнечной энергетике, проектируемых и реализуемых на занятиях по физике в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова
Учебное физико-математическое моделирование, солнечная энергетика.
На наш взгляд [1], информационное моделирование объектов, процессов и явлений действительности, состоящее из этапов постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулировки выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи, выделяется основным методом научного и учебного познания и преобразования фрагментов окружающего нас мира.
Солнечная энергия, обусловленная слиянием атомов водорода и рождением при этом атомов гелия под действием огромного давления в недрах ближайшей к Земле звезды, обеспечивает существование жизни на нашей планете.