СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
спортивной, учебной и другой, полноценного общения со взрослым и сверстниками.
При организации внеурочной деятельности кадет главное помнить, что патриотизм носит деятельный характер, поэтому воспитательный процесс в кадетских классах осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.
Список использованной литературы: 1. Галанин, Ю. Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практический опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современных условиях: монография. - М., 2007. - 200 с.
© Козлов М.А. 2019
УДК 378
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Муратова Ч. З.
Преподаватель химии НМК г. Нефтекамск, РФ
ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ СТУДЕНТАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
Аннотация
Выделены особенности постановки и решения учебных задач студентами машиностроительного колледжа на лекционных, практических и лабораторных занятиях по неорганической и органической химии методом моделирования.
Ключевые слова
Моделирование химической действительности, проблемное обучение химии.
Дидактической эффективностью обладает учебное информационное моделирование объектов, процессов и явлений химической действительности с этапами - элементами постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма анализа результатов и формулировки выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
Особенности проектирования и реализации проблемного обучения химии студентов машиностроительного колледжа заключены в преодолении ими вышеперечисленных этапов учебного моделирования объектов, процессов и явлений природной и технологической действительности [2].
При постановке учебной химической задачи преподавателем колледжа проводится актуализация знаний и умений студентов, которые необходимы для того, чтобы обучающиеся могли начать решать проблему, так как при отсутствии необходимой интеллектуальной подготовки они не смогут приступить к решению учебной задачи.
При построении модели решения учебной химической задачи происходит создании проблемной ситуации потому, что студент колледжа не может решать задачу, поставленную перед ним преподавателем с помощью имеющихся у него химических, физических и математических знаний или моделей и он должен
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
дополнить их новыми. Студент колледжа обязан осознать учебную причину возникшего у него интеллектуального затруднения на занятии по химии. Преподаватель химии при этом следит за тем, чтобы учебная проблема должна быть посильной для студента колледжа. В противном случае развитие учебного процесса при постановке и решении задачи химии студентом не получится.
При разработке алгоритма решения учебной химической задачи возникшая проблемная ситуация указывает, на что студент колледжа должен направить свои интеллектуальные усилия для того, чтобы успешно составить план или последовательность химических, физических и математических действий, приводящих к решению задачи.
При исполнении разработанного под руководством преподавателя алгоритма решения химической задачи достижение цели учебной деятельности на занятии по химии быстрее происходит у тех студентов колледжа, которые систематически и регулярно участвуют при разрешении проблемных ситуаций учебного характера по всем естественно - математическим и технико-технологическим дисциплинам
При анализе результатов решения учебной химической задачи и формулировке соответствующих выводов проблемные ситуации возникают в процессе доказательства правильности избранного плана решения задачи и подтверждения его, если возможно, на практике в лабораторных условиях.
При возврате к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении учебной химической задачи большинство ошибок в действиях студентов машиностроительного колледжа устраняется посредством создания и разрешения проблемных ситуаций учебного характера.
К основным приемам создания проблемных ситуаций при постановке и решении учебных химических задач методом информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной и технологической действительности [3] со студентами колледжа относятся:
1. Своевременное сообщение преподавателем ряда химических, физических и математических фактов, которые студентам неизвестны и требуют для объяснения им дополнительной учебной естественно-математической или технико-технологической информации.
2. Систематическое использование противоречия между имеющимися у студентов знаниями -моделями и изучаемыми химическими, физическими и математическими фактами, когда на основании известных знаний студенты колледжа высказывают неправильные суждения.
3. Регулярное объяснение на каждом занятии по химии изучаемых законов, правил, приемов и их приложений на основании изученных ранее теорий.
4. Последовательное нахождение рационального или оптимального алгоритма решения химической задачи , когда заданы условия и указана конечная цель учебной деятельности студентов колледжа.
5. Частое применение принципа историзма для демонстрации открытий ученых, которые создавали и разрешали проблемные ситуации в химии.
Вывод из изложенного выше краткого материала состоит в том, что учебное химическое моделирование с проблемными ситуациями обладает эффективностью при обучении студентов машиностроительного колледжа.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. -2006. -№3.- С.34-38.
2. Каримов М.Ф. Обоснование и выделение химии как самостоятельной учебной дисциплины профессором Р.Ф.Арендтом // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 1. - С. 30 - 33.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Муратова Ч.З., 2019