Научная статья на тему 'Изучение этапов развития модели числа студентами машиностроительного колледжа'

Изучение этапов развития модели числа студентами машиностроительного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАТУРАЛЬНЫЕ / ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ / КОМПЛЕКСНЫЕ И ТРАНСФИНИТНЫЕ ЧИСЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Гайниярова Лира Рафиковна

Представлены в свете дидактических принципов историчности, научности и систематичности обучения студентов машиностроительного колледжа этапы развития модели числа от натурального числа до бесконечного множества трансфинитных чисел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение этапов развития модели числа студентами машиностроительного колледжа»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

деятельности, используя элементы технологий М. Монтессори, В. Воскобовича, Г. Альтшуллера. Внедрение данных элементов авторских технологий помогают найти правильное решение возникающих проблем, позволяют развивать воображение, фантазию детей, преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивать их прочное усвоение и систематизацию, стимулировать развитие мышления дошкольников. В данном случае творческая активность работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей. Творческий педагог поддерживает веру детей в свои силы и возможности, повышает интерес к познанию окружающего мира, дает основательную базу для формирования всестороннего развития. Педагогическое творчество, любовь к детям формирует сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию. Современный, творчески активный педагог совершенствует предметное пространство группового помещения, которое становится развивающим; оптимизирует процесс мотивирования воспитанников в процессе организации непосредственно образовательной деятельности детей, как самостоятельной, так и совместно с ним.

Систематическое самосовершенствование, творческая активность педагога в своей профессиональной деятельности и есть залог его успешности, а значит и даст результат в качественном развитии дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Питер, 2001.

2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. С. 78.

3. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник-2 изд. Стер./ С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. С.81.

5. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013.

© Иванникова А.А.,2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Гайниярова Лира Рафиковна

преподаватель математики НМК г. Нефтекамск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИ ЧИСЛА СТУДЕНТАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Представлены в свете дидактических принципов историчности, научности и систематичности обучения студентов машиностроительного колледжа этапы развития модели числа от натурального числа до бесконечного множества трансфинитных чисел.

Ключевые слова Натуральные, действительные, комплексные и трансфинитные числа.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

Утверждение о том, что теория функции комплексного переменного является основой современной гидродинамики, электродинамики и аэродинамики высказанное в студенческой аудитории машиностроительного колледжа является источником познавательного интереса учащихся к изучению этапов развития модели числа на обязательных и факультативных занятиях по элементарной и высшей математики.

Один из вариантов содержания процесса изучения этапов развития модели числа студентами машиностроительного колледжа на основе принципов историчности [1]. научности [2] и систематичности [3] включает в себя нижеследующие элементы.

1. Появление понятия натурального числа в эпоху первобытнообщинного строя древних людей.

2. Математика рациональных чисел античной научной школы Пифагора и обнаружение древними греками первых иррациональных чисел.

3. Возникновение понятия отрицательных чисел в Древнем Китае, Индии и Ближнем Востоке.

4. Создание теории действительных чисел учеными Европы шестнадцатого - девятнадцатого веков.

5. Необходимость использования комплексных чисел в математике, возникшая после формального решения кубических уравнений, когда в формуле Джероламо Кардано (1501, Павия - 1576, Рим) под знаком квадратного корня получалось отрицательное число.

6. Введение в науку Леонардом Эйлером (1707, Базель - 1783, Санкт-Петербург) обозначения i для мнимой единицы и получение им формулы, связывающей комплексную экспоненту, синус и косинус.

7. Общепризнанность математическим сообществом комплексных чисел после научных трудов Карла Фридриха Гаусса (1777 - 1855).

8. Алгебраическая, тригонометрическая, геометрическая и показательная формы представления комплексного числа.

9. Место комплексных чисел в современной алгебре, топологии, теории множеств, гидродинамике, теории упругости, теории колебаний, аэродинамике, электротехнике, электромагнетизме и квантовой механике.

10. Развитие алгебраической интерпретации комплексных чисел Уильямом Роуэном Гамильтоном (1805, Дублин - 1865, Дублин) привело к созданию теории кватернионов - системы гиперкомплексных чисел, образующих векторное пространство размерностью четыре над полем действительных чисел.

11. Использование числовой модели теории кватернионов Джеймсом Клерком Максвеллом (1831, Эдинбург - 1879, Кембридж) для компактной записи дифференциальных уравнений электромагнитного поля.

12. Применение кватернионов в вычислительной механике, теории управления и в современной компьютерной графике и программировании игр.

13. Матричная модель представления чисел, развитая Джеймсом Джозефом Сильвестром (1814, Лондон - 1897, Оксфорд) и Артуром Кэли (1821, Ричмонд - 1895, Кембридж), используется во многих разделах естественно-математических, инженерно-технологических и социально-экономических научных дисциплин.

14. Обобщение понятия порядковых чисел для бесконечных множеств в виде трансфинитных чисел, введенных в математическую науку Георгом Кантором (1845, Санкт-Петербург - 1918, Галле) играет ключевую роль в доказательстве многих теорем теории множеств.

15. За последние три тысячелетия направление синтеза арифметики привело к построению числовых моделей все возрастающей сложности и направление анализа этой же фундаментальной науки достигло многого в понимании сущности чисел посредством расчленения сложностей на простые элементы.

Дидактический опыт изучения этапов развития модели числа на обязательных и факультативных лекционных и практических занятиях по математичке студентами машиностроительного колледжа указывает на необходимость систематического и регулярного решения задач теории чисел для повышения уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся в среднем специальном учебном заведении молодежи.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

том, что освоение простых и сложных моделей числа на основе дидактических принципов историчности, научности и систематичности обучения студентов машиностроительного колледжа повышает качество среднего специального образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

3. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.

© Каримов М.Ф., Гайниярова Л.Р., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Исламова Елена Маратовна

преподаватель истории НМК г. Нефтекамск, РФ

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация

Выделены дидактические элементы исторического сопровождения учебного курса физики на лекционных, практических и лабораторных занятиях в машиностроительном колледже.

Ключевые слова

Принцип историчности, курс физики в машиностроительном колледже.

Среди дидактических принципов обучения учащейся молодежи в системе непрерывного образования своей эффективностью выделяется историчность изложения учебного материала по естественно-математической или инженерно-технологической дисциплине [1].

Выделим дидактические элементы исторического сопровождения проектируемого и реализуемого курса физики в машиностроительном колледже.

1. Античные представления о пространстве, времени и веществе в рудах Фалеса, Демокрита [2] и Анаксагора [3].

2 Элементы физики и химии средневековья [4].

3. Создание классической механики Г.Галилеем и И.Ньютоном [5].

4. Труды по физике и химии М.В.Ломоносова [6].

5. Исследования по электричеству и магнетизму А.М.Ампера [7].

6. Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева [8].

7. Становление и развитие учения о радиоактивности вещества в научных трудах М.Склодовской-Кюри [9].

8. Развитие учения о магнетизме вещества в Советском Союзе [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.