СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.
деятельности, используя элементы технологий М. Монтессори, В. Воскобовича, Г. Альтшуллера. Внедрение данных элементов авторских технологий помогают найти правильное решение возникающих проблем, позволяют развивать воображение, фантазию детей, преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивать их прочное усвоение и систематизацию, стимулировать развитие мышления дошкольников. В данном случае творческая активность работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей. Творческий педагог поддерживает веру детей в свои силы и возможности, повышает интерес к познанию окружающего мира, дает основательную базу для формирования всестороннего развития. Педагогическое творчество, любовь к детям формирует сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию. Современный, творчески активный педагог совершенствует предметное пространство группового помещения, которое становится развивающим; оптимизирует процесс мотивирования воспитанников в процессе организации непосредственно образовательной деятельности детей, как самостоятельной, так и совместно с ним.
Систематическое самосовершенствование, творческая активность педагога в своей профессиональной деятельности и есть залог его успешности, а значит и даст результат в качественном развитии дошкольников.
Список использованной литературы:
1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Питер, 2001.
2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. С. 78.
3. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
4. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник-2 изд. Стер./ С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. С.81.
5. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013.
© Иванникова А.А.,2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Гайниярова Лира Рафиковна
преподаватель математики НМК г. Нефтекамск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИ ЧИСЛА СТУДЕНТАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
Аннотация
Представлены в свете дидактических принципов историчности, научности и систематичности обучения студентов машиностроительного колледжа этапы развития модели числа от натурального числа до бесконечного множества трансфинитных чисел.
Ключевые слова Натуральные, действительные, комплексные и трансфинитные числа.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.
Утверждение о том, что теория функции комплексного переменного является основой современной гидродинамики, электродинамики и аэродинамики высказанное в студенческой аудитории машиностроительного колледжа является источником познавательного интереса учащихся к изучению этапов развития модели числа на обязательных и факультативных занятиях по элементарной и высшей математики.
Один из вариантов содержания процесса изучения этапов развития модели числа студентами машиностроительного колледжа на основе принципов историчности [1]. научности [2] и систематичности [3] включает в себя нижеследующие элементы.
1. Появление понятия натурального числа в эпоху первобытнообщинного строя древних людей.
2. Математика рациональных чисел античной научной школы Пифагора и обнаружение древними греками первых иррациональных чисел.
3. Возникновение понятия отрицательных чисел в Древнем Китае, Индии и Ближнем Востоке.
4. Создание теории действительных чисел учеными Европы шестнадцатого - девятнадцатого веков.
5. Необходимость использования комплексных чисел в математике, возникшая после формального решения кубических уравнений, когда в формуле Джероламо Кардано (1501, Павия - 1576, Рим) под знаком квадратного корня получалось отрицательное число.
6. Введение в науку Леонардом Эйлером (1707, Базель - 1783, Санкт-Петербург) обозначения i для мнимой единицы и получение им формулы, связывающей комплексную экспоненту, синус и косинус.
7. Общепризнанность математическим сообществом комплексных чисел после научных трудов Карла Фридриха Гаусса (1777 - 1855).
8. Алгебраическая, тригонометрическая, геометрическая и показательная формы представления комплексного числа.
9. Место комплексных чисел в современной алгебре, топологии, теории множеств, гидродинамике, теории упругости, теории колебаний, аэродинамике, электротехнике, электромагнетизме и квантовой механике.
10. Развитие алгебраической интерпретации комплексных чисел Уильямом Роуэном Гамильтоном (1805, Дублин - 1865, Дублин) привело к созданию теории кватернионов - системы гиперкомплексных чисел, образующих векторное пространство размерностью четыре над полем действительных чисел.
11. Использование числовой модели теории кватернионов Джеймсом Клерком Максвеллом (1831, Эдинбург - 1879, Кембридж) для компактной записи дифференциальных уравнений электромагнитного поля.
12. Применение кватернионов в вычислительной механике, теории управления и в современной компьютерной графике и программировании игр.
13. Матричная модель представления чисел, развитая Джеймсом Джозефом Сильвестром (1814, Лондон - 1897, Оксфорд) и Артуром Кэли (1821, Ричмонд - 1895, Кембридж), используется во многих разделах естественно-математических, инженерно-технологических и социально-экономических научных дисциплин.
14. Обобщение понятия порядковых чисел для бесконечных множеств в виде трансфинитных чисел, введенных в математическую науку Георгом Кантором (1845, Санкт-Петербург - 1918, Галле) играет ключевую роль в доказательстве многих теорем теории множеств.
15. За последние три тысячелетия направление синтеза арифметики привело к построению числовых моделей все возрастающей сложности и направление анализа этой же фундаментальной науки достигло многого в понимании сущности чисел посредством расчленения сложностей на простые элементы.
Дидактический опыт изучения этапов развития модели числа на обязательных и факультативных лекционных и практических занятиях по математичке студентами машиностроительного колледжа указывает на необходимость систематического и регулярного решения задач теории чисел для повышения уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся в среднем специальном учебном заведении молодежи.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.
том, что освоение простых и сложных моделей числа на основе дидактических принципов историчности, научности и систематичности обучения студентов машиностроительного колледжа повышает качество среднего специального образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
3. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
© Каримов М.Ф., Гайниярова Л.Р., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Исламова Елена Маратовна
преподаватель истории НМК г. Нефтекамск, РФ
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ
Аннотация
Выделены дидактические элементы исторического сопровождения учебного курса физики на лекционных, практических и лабораторных занятиях в машиностроительном колледже.
Ключевые слова
Принцип историчности, курс физики в машиностроительном колледже.
Среди дидактических принципов обучения учащейся молодежи в системе непрерывного образования своей эффективностью выделяется историчность изложения учебного материала по естественно-математической или инженерно-технологической дисциплине [1].
Выделим дидактические элементы исторического сопровождения проектируемого и реализуемого курса физики в машиностроительном колледже.
1. Античные представления о пространстве, времени и веществе в рудах Фалеса, Демокрита [2] и Анаксагора [3].
2 Элементы физики и химии средневековья [4].
3. Создание классической механики Г.Галилеем и И.Ньютоном [5].
4. Труды по физике и химии М.В.Ломоносова [6].
5. Исследования по электричеству и магнетизму А.М.Ампера [7].
6. Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева [8].
7. Становление и развитие учения о радиоактивности вещества в научных трудах М.Склодовской-Кюри [9].
8. Развитие учения о магнетизме вещества в Советском Союзе [10].