Научная статья на тему 'Критерии и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста'

Критерии и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8661
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЕТОДИКИ В.П. ГЛУХОВА / А ТАКЖЕ УШАКОВОЙ О.С. И СТРУНИНОЙ Е.М

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ракич А. М.

Определяющим при разработке эксперимента стало понимание ведущей роли семьи в развитии речи ребенка дошкольного возраста, больших возможностей использования педагогических возможностей семьи и готовности родителей к рефлексивной деятельности по вопросу развития речи их детей. Цель: выявить уровень речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Методы: 1. Эмпирические (беседа, метод наблюдения, метод эксперимента); 2.Анализ документов; 3.Количественный и качественный анализ экспериментальных данных; 4.Изучение продуктов деятельности детей. Результат: речевое развитие было нарушено у большинства детей, участвовавших в констатирующем эксперименте. 70% детей ЭГ и 30% детей КГ испытывают определенные трудности при выполнении заданий на связную речь и 20% детей ЭГ и 60% детей КГ владеют данными навыками на достаточном и высоком уровнях. Количество детей, имеющих существенные проблемы с различными сторонами связной речи 12 человек из 20 обследуемых детей, что составляет 60%. Вывод: выявлен контингент детей, показавших низкий уровень; данный контингент требует индивидуально-дифференцированного подхода педагогов и тесного взаимодействия с родителями воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ракич А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

УДК 373.2

А.М.Ракич

Студентка-магистрант ЛГПУ, г.Липецк, РФ E-mail: [email protected]

КРИТЕРИИ И УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Определяющим при разработке эксперимента стало понимание ведущей роли семьи в развитии речи ребенка дошкольного возраста, больших возможностей использования педагогических возможностей семьи и готовности родителей к рефлексивной деятельности по вопросу развития речи их детей.

Цель: выявить уровень речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Методы:

1. Эмпирические (беседа, метод наблюдения, метод эксперимента);

2.Анализ документов;

3.Количественный и качественный анализ экспериментальных данных;

4.Изучение продуктов деятельности детей.

Результат: речевое развитие было нарушено у большинства детей, участвовавших в констатирующем эксперименте. 70% детей ЭГ и 30% детей КГ испытывают определенные трудности при выполнении заданий на связную речь и 20% детей ЭГ и 60% детей КГ владеют данными навыками на достаточном и высоком уровнях. Количество детей, имеющих существенные проблемы с различными сторонами связной речи - 12 человек из 20 обследуемых детей, что составляет 60%.

Вывод: выявлен контингент детей, показавших низкий уровень; данный контингент требует индивидуально-дифференцированного подхода педагогов и тесного взаимодействия с родителями воспитанников.

Ключевые слова

Речевое развитие, дети старшего дошкольного возраста, методики В.П. Глухова, а также Ушаковой О.С. и Струниной Е.М

С целью выявления уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование в сентябре 2017 года в старшей дошкольной группе ДОО № 59.

В диагностике приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (1 экспериментальная группа - 10 детей и 1 контрольная группа - 10 детей).

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для проведения констатирующего эксперимента использовались 2 методики обследования речи для детей старшего дошкольного возраста, первая из которых была направлена на изучение грамматического строя речи и словаря, звуковой культуры речи и связной речи. Данная методика разработана Ушаковой О.С. и Струниной Е.М., а также использовалась адаптированная методика В.Т. Глухова, включающая исследование связной речи ребенка (диалогической и монологической форм) с помощью серии заданий и наблюдение за детьми в условиях детского сада.

Первое направление исследования - определение уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста. За основу эксперимента были взяты методики В.П. Глухова, а также Ушаковой О.С. и Струниной Е.М.

На основе данных методик были выделены критерии и показатели уровня развития речи детей.

Цель методики:

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

- оценить способность ребенка построить речевое высказывание;

- оценить умение сформулировать вопрос, его задать и способность на него ответить;

- оцепить способность сохранить цельность беседы, связность речи,

- грамотное использование лексико-грамматических средств, отсутствие ошибок;

- оценить способность вести диалог;

- оценить навык пересказа и рассказа.

Уровень развития речи детей оценивался по мере выраженности по возрастающей шкале от 0 до 3 баллов. Результаты работы ребенка, соответствующие 0 баллов относятся к самому низкому уровню развития, т.е. если ребенок совсем не справился с заданием, соответствующие 1 балл - низкому уровню развития, 2 балла - среднему уровню развития, 3 балла - высокому уровню развития. По общему количеству баллов определялся соответствующий уровень развития речи у детей: низкий, средний, высокий.

Рассмотрим диагностику развития речи по Ушаковой О.С. и Струниной Е.М у детей на основе различных серий заданий.

Для выявления уровня развития речи детей были проведены задания и упражнения, направленные на исследование связной речи, уровня развития словаря и грамматики, звуковой культуры речи, которые в свою очередь в системе показывают уровень развития речи детей в целом.

Обработка результатов ответов детей: 0 баллов - ребенок не справляется с заданием; 1 балл - ребенок затрудняется в выполнении задания; 2 балла - выполняет задание с помощью педагога; 3 балла - правильно выполняет задание.

По количеству баллов определялся уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

I уровень - высокий. Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа. Правильно объясняет значения слов и называет отдельные признаки, действия. Составляет грамматически правильные предложения из 3-х слов. Может самостоятельно подбирать по 3 синонима и антонима к слову. Ребенок говорит отчетливо меняет темп речи, регулирует силу голоса.

II уровень - средний. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом. Недостаточно четко произносит речи, передает не все интонации предложения. Может составлять только простые предложения.

III уровень - низкий. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний. Не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

Общий результат по проведенным методикам представлен в Таблице 1.

Таблица 1

«Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Имя ребенка Овладение Овладение Овладение Количество Уровень

словарем и звуковой связной речи баллов

грамматикой культурой речи

Контрольная Ангелина Ч. 42 14 7 63 Средний

Александра Ч. 48 18 9 75 Высокий

Анастасия С. 48 17 9 74 Высокий

Глеб Л. 34 12 6 52 Низкий

Владимир С. 32 10 6 48 Низкий

Алиса Н. 43 14 7 64 Средний

Егор А. 33 12 6 51 Низкий

Анна В. 42 14 6 62 Средний

Василиса Т. 37 12 6 55 Низкий

Егор Б. 44 14 7 65 Средний

i '4 У

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

Имя ребенка Овладение Овладение Овладение Количество Уровень

словарем и звуковой связной речи баллов

грамматикой культурой речи

Экспериментальная Екатерина Б. 35 13 7 55 Низкий

Иван Ч. 36 14 6 55 Низкий

Ксения М. 35 14 6 54 Низкий

Михаил Б. 48 17 7 72 Высокий

Мария Р. 38 11 6 55 Низкий

Михаил С. 37 11 6 54 Низкий

Оля Ч. 44 14 7 65 Средний

Семен К. 30 8 5 43 Низкий

Тихон Б. 44 14 7 65 Средний

Елизавета Ш. 42 15 7 64 Средний

Результаты диагностики по баллам и уровням представлены в виде Диаграммы 1.

Диаграмма 1

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

60%

40% 40%

Высокий Средний Низкий

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Рисунок 1 - Результаты диагностики развития речи детей ЭГ и КГ.

Практически у всех детей некоторые задания из серии 1 (словарь и грамматика) вызвали затруднение, в них было сказано придумать синонимы к слову, закончить правильно предложение, назвать всех детенышей в правильной грамматической форме, большинство детей не справились с этим заданием -многие называли либо один синоним, либо называли только одно слово в правильной грамматической форме. Многим детям было легко находить несколько значений одного слова.

Что касается 2 серии заданий (звуковая культура речи), то около 30% детей из ЭГ и КГ не могут передавать разные интонации предложения, затрудняются замедлять и убыстрять темп речи. Примерно 30% детей с затруднением различают твердые и мягкие звуки. Около 50% дошкольников не могут ритмично закончить фразу, чаще всего ритм нарушен.

Также у ребят вызвали затруднения задания из серии 3 (связная речь), где нужно было составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему, лишь 20% детей из двух групп смогли самостоятельно придумать рассказ и дать ему свое название, 60% составили рассказ с помощью взрослого и 20% совсем не справились с заданием. 40% дошкольников отличаются не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом. И лишь 10% детей из ЭГ и КГ активны в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли.

Таблица 2

Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Уровень Группа

Контрольная Экспериментальная

Высокий 20% 10%

Средний 40% 30%

Низкий 40% 60%

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено в Таблице 2. Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень развития речи на десять процентов выше. Поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень речи детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что речевое развитие было нарушено у большинства детей, участвовавших в констатирующем эксперименте. 70% детей ЭГ и 30% детей КГ испытывают определенные трудности при выполнении заданий на связную речь и 20% детей ЭГ и 60% детей КГ владеют данными навыками на достаточном и высоком уровнях. Количество детей, имеющих существенные проблемы с различными сторонами связной речи - 12 человек из 20 обследуемых детей, что составляет 60%.

На этапе констатирующего эксперимента качественный анализ показал, что выполненные задания детей схожи по результатам, связная речь развита средне, владение грамматическим строем речи у большинства не соответствует норме. Самая большая по численности группа детей в ЭГ и КГ с низким уровнем развития.

Таким образом, были выявлены уровни речи у детей старшего дошкольного возраста на основе различных заданий и упражнений в ЭГ и КГ на этапе констатирующего эксперимента, получены следующие результаты:

- выявлен контингент детей, показавших низкий уровень; данный контингент требует индивидуально-дифференцированного подхода педагогов и тесного взаимодействия с родителями воспитанников.

Также встает вопрос о необходимости работы, которая поможет родителям осознать проблемы в развитии речи своего ребенка, понять и проанализировать свои возможности в вопросе решения данных проблем.

Результаты диагностики позволяют утверждать, что необходима комплексная работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы средствами различных игр и упражнений.

Список использованной литературы:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогового общения.: Методическое пособие. - 2-е изд. перераб и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 128с.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика -Синтез, 2006. - 56 с.

3. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010. - 287 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Ракич А.М., 2019

УДК 378

Салимьянова З.Р.

зам. директора НМК по воспитательной работе

г. Нефтекамск, РФ Каримов М.Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Выделены возможности содержания, методов и форм обучения элементарной и высшей математике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.