СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
УДК 373.2
А.М.Ракич
Студентка-магистрант ЛГПУ, г.Липецк, РФ E-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ И УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Определяющим при разработке эксперимента стало понимание ведущей роли семьи в развитии речи ребенка дошкольного возраста, больших возможностей использования педагогических возможностей семьи и готовности родителей к рефлексивной деятельности по вопросу развития речи их детей.
Цель: выявить уровень речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Методы:
1. Эмпирические (беседа, метод наблюдения, метод эксперимента);
2.Анализ документов;
3.Количественный и качественный анализ экспериментальных данных;
4.Изучение продуктов деятельности детей.
Результат: речевое развитие было нарушено у большинства детей, участвовавших в констатирующем эксперименте. 70% детей ЭГ и 30% детей КГ испытывают определенные трудности при выполнении заданий на связную речь и 20% детей ЭГ и 60% детей КГ владеют данными навыками на достаточном и высоком уровнях. Количество детей, имеющих существенные проблемы с различными сторонами связной речи - 12 человек из 20 обследуемых детей, что составляет 60%.
Вывод: выявлен контингент детей, показавших низкий уровень; данный контингент требует индивидуально-дифференцированного подхода педагогов и тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
Ключевые слова
Речевое развитие, дети старшего дошкольного возраста, методики В.П. Глухова, а также Ушаковой О.С. и Струниной Е.М
С целью выявления уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование в сентябре 2017 года в старшей дошкольной группе ДОО № 59.
В диагностике приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (1 экспериментальная группа - 10 детей и 1 контрольная группа - 10 детей).
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались 2 методики обследования речи для детей старшего дошкольного возраста, первая из которых была направлена на изучение грамматического строя речи и словаря, звуковой культуры речи и связной речи. Данная методика разработана Ушаковой О.С. и Струниной Е.М., а также использовалась адаптированная методика В.Т. Глухова, включающая исследование связной речи ребенка (диалогической и монологической форм) с помощью серии заданий и наблюдение за детьми в условиях детского сада.
Первое направление исследования - определение уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста. За основу эксперимента были взяты методики В.П. Глухова, а также Ушаковой О.С. и Струниной Е.М.
На основе данных методик были выделены критерии и показатели уровня развития речи детей.
Цель методики:
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
- оценить способность ребенка построить речевое высказывание;
- оценить умение сформулировать вопрос, его задать и способность на него ответить;
- оцепить способность сохранить цельность беседы, связность речи,
- грамотное использование лексико-грамматических средств, отсутствие ошибок;
- оценить способность вести диалог;
- оценить навык пересказа и рассказа.
Уровень развития речи детей оценивался по мере выраженности по возрастающей шкале от 0 до 3 баллов. Результаты работы ребенка, соответствующие 0 баллов относятся к самому низкому уровню развития, т.е. если ребенок совсем не справился с заданием, соответствующие 1 балл - низкому уровню развития, 2 балла - среднему уровню развития, 3 балла - высокому уровню развития. По общему количеству баллов определялся соответствующий уровень развития речи у детей: низкий, средний, высокий.
Рассмотрим диагностику развития речи по Ушаковой О.С. и Струниной Е.М у детей на основе различных серий заданий.
Для выявления уровня развития речи детей были проведены задания и упражнения, направленные на исследование связной речи, уровня развития словаря и грамматики, звуковой культуры речи, которые в свою очередь в системе показывают уровень развития речи детей в целом.
Обработка результатов ответов детей: 0 баллов - ребенок не справляется с заданием; 1 балл - ребенок затрудняется в выполнении задания; 2 балла - выполняет задание с помощью педагога; 3 балла - правильно выполняет задание.
По количеству баллов определялся уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
I уровень - высокий. Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа. Правильно объясняет значения слов и называет отдельные признаки, действия. Составляет грамматически правильные предложения из 3-х слов. Может самостоятельно подбирать по 3 синонима и антонима к слову. Ребенок говорит отчетливо меняет темп речи, регулирует силу голоса.
II уровень - средний. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом. Недостаточно четко произносит речи, передает не все интонации предложения. Может составлять только простые предложения.
III уровень - низкий. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний. Не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
Общий результат по проведенным методикам представлен в Таблице 1.
Таблица 1
«Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Имя ребенка Овладение Овладение Овладение Количество Уровень
словарем и звуковой связной речи баллов
грамматикой культурой речи
Контрольная Ангелина Ч. 42 14 7 63 Средний
Александра Ч. 48 18 9 75 Высокий
Анастасия С. 48 17 9 74 Высокий
Глеб Л. 34 12 6 52 Низкий
Владимир С. 32 10 6 48 Низкий
Алиса Н. 43 14 7 64 Средний
Егор А. 33 12 6 51 Низкий
Анна В. 42 14 6 62 Средний
Василиса Т. 37 12 6 55 Низкий
Егор Б. 44 14 7 65 Средний
i '4 У
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
Имя ребенка Овладение Овладение Овладение Количество Уровень
словарем и звуковой связной речи баллов
грамматикой культурой речи
Экспериментальная Екатерина Б. 35 13 7 55 Низкий
Иван Ч. 36 14 6 55 Низкий
Ксения М. 35 14 6 54 Низкий
Михаил Б. 48 17 7 72 Высокий
Мария Р. 38 11 6 55 Низкий
Михаил С. 37 11 6 54 Низкий
Оля Ч. 44 14 7 65 Средний
Семен К. 30 8 5 43 Низкий
Тихон Б. 44 14 7 65 Средний
Елизавета Ш. 42 15 7 64 Средний
Результаты диагностики по баллам и уровням представлены в виде Диаграммы 1.
Диаграмма 1
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
60%
40% 40%
Высокий Средний Низкий
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Рисунок 1 - Результаты диагностики развития речи детей ЭГ и КГ.
Практически у всех детей некоторые задания из серии 1 (словарь и грамматика) вызвали затруднение, в них было сказано придумать синонимы к слову, закончить правильно предложение, назвать всех детенышей в правильной грамматической форме, большинство детей не справились с этим заданием -многие называли либо один синоним, либо называли только одно слово в правильной грамматической форме. Многим детям было легко находить несколько значений одного слова.
Что касается 2 серии заданий (звуковая культура речи), то около 30% детей из ЭГ и КГ не могут передавать разные интонации предложения, затрудняются замедлять и убыстрять темп речи. Примерно 30% детей с затруднением различают твердые и мягкие звуки. Около 50% дошкольников не могут ритмично закончить фразу, чаще всего ритм нарушен.
Также у ребят вызвали затруднения задания из серии 3 (связная речь), где нужно было составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему, лишь 20% детей из двух групп смогли самостоятельно придумать рассказ и дать ему свое название, 60% составили рассказ с помощью взрослого и 20% совсем не справились с заданием. 40% дошкольников отличаются не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом. И лишь 10% детей из ЭГ и КГ активны в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли.
Таблица 2
Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Уровень Группа
Контрольная Экспериментальная
Высокий 20% 10%
Средний 40% 30%
Низкий 40% 60%
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено в Таблице 2. Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень развития речи на десять процентов выше. Поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень речи детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что речевое развитие было нарушено у большинства детей, участвовавших в констатирующем эксперименте. 70% детей ЭГ и 30% детей КГ испытывают определенные трудности при выполнении заданий на связную речь и 20% детей ЭГ и 60% детей КГ владеют данными навыками на достаточном и высоком уровнях. Количество детей, имеющих существенные проблемы с различными сторонами связной речи - 12 человек из 20 обследуемых детей, что составляет 60%.
На этапе констатирующего эксперимента качественный анализ показал, что выполненные задания детей схожи по результатам, связная речь развита средне, владение грамматическим строем речи у большинства не соответствует норме. Самая большая по численности группа детей в ЭГ и КГ с низким уровнем развития.
Таким образом, были выявлены уровни речи у детей старшего дошкольного возраста на основе различных заданий и упражнений в ЭГ и КГ на этапе констатирующего эксперимента, получены следующие результаты:
- выявлен контингент детей, показавших низкий уровень; данный контингент требует индивидуально-дифференцированного подхода педагогов и тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
Также встает вопрос о необходимости работы, которая поможет родителям осознать проблемы в развитии речи своего ребенка, понять и проанализировать свои возможности в вопросе решения данных проблем.
Результаты диагностики позволяют утверждать, что необходима комплексная работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы средствами различных игр и упражнений.
Список использованной литературы:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогового общения.: Методическое пособие. - 2-е изд. перераб и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 128с.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика -Синтез, 2006. - 56 с.
3. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010. - 287 с.
© Ракич А.М., 2019
УДК 378
Салимьянова З.Р.
зам. директора НМК по воспитательной работе
г. Нефтекамск, РФ Каримов М.Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
Аннотация
Выделены возможности содержания, методов и форм обучения элементарной и высшей математике