восстановления здоровья и творческого потенциала; компенсации — приобщения к тем личностно значимым социально-культурным ценностям, удовлетворение потребностей в период подготовки и проведения государственного праздника.
Примечания
1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М: Изд-во МГУК, 2007. - 600 с.
М. В. Салтыкова
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
В статье анализируется необходимость формирования ценностного отношения к родному языку в условиях модернизации российского образовательного пространства. Изложена теория языковой личности, представлена смена парадигмы коммуникационного акта, обоснована опасность денационализации и необходимость культурной и национальной самоидентификации в современных условиях распространения идей глобализма. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурный и политический контекст, ценности, концепты, тезаурус, языковая личность, национальная самоидентификация, стратегии в обучении.
The questions of understanding own culture through values, lingual treasury and concepts are considered in this article. The essence of the analysis of values in lingual training, capable to become a conceptual basis of transition to a new education paradigm is stated. Keywords: socio-cultural activity, discourse and Communication in their Social, Political and Cultural Contexts; an Analysis of Values in Social Interaction; Understanding Culture through Key Words; Treasury; Concepts; Cognitive Mapping and National Identity; Cognition Russia Concepts in Language and Culture.
Решением Организации Объединенных Наций 21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка. Данное решение принято не случайно, ибо современный этап культурно-исторического развития общества практически во всех его аспектах воспринимается людьми как глобальный кризис. Как следствие, ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются образами массовой культуры.
Англоязычная монополия в экономических и компьютерных системах, ориентация языкового сознания на субкультуры молодежи и криминалитета, снижение общей культуры нации - все это делает культуру речи проблемой сверхважной для нашего общества, поэтому формирование в обществе взгляда на родной язык как явление духовной культуры, воспитание ценностного отношения к языку как национальному феномену являются одной из приоритетных задач отечественной педагогики.
Практика освоения родного языка свидетельствует, что воспитание ценностного отношения теснейшим образом связано с процессом этнопсихологического развития человека, обуславливающего обязательное повторение последовательности стадий филогенеза в онтогенезе. Поэтому в развитии ребенка можно выделить определенные стадии его отношения к этнокультурной среде (сказочно-мифологическая (до 7 лет); религиозно-мистическая (до 11 лет); технотронно-сциентическая).
Например, если ребенок, родившийся в Подмосковье, был лишен сказочно-таинственных отношений с миром и вместо Бабы-Яги, Снегурочки, Колобка и Ивана-дурака родители с раннего возраста «обеспечили» ему компьютер, технотронные игрушки, Пикемонов, Гарри Поттера и фантазии Дж. Толкиена, то, таким
Социально-культурная деятельность
образом, были сформированы условия для этнофункционального психического дизонтогенеза, то есть нарушения проработки содержаний стадий онтогенеза. Нарушение этнической идентичности человека является частным случаем этнофункционального психического дизонтогенеза. Довольно часто в сложных жизненных ситуациях у людей с несформированной системой этнических ценностей возникают различные психосоматические расстройства, депривации, алкогольная и наркотическая зависимости. Таким образом, причиной дезадаптированности в относительно позднем возрасте является недостаточно сформированные в детстве сказочно-таинственные отношения к миру.
Проработка сказочно-мифологической стадии этнофункционального онтогенеза включает в себя, прежде всего, установление целостной связи всех сторон отношений ребенка к живой природе: двигательно-поведенческого, ощущений, чувств, представлений. Это и есть та основа, на которой осуществляется «эстетический» период развития ребенка, предшествующий полноценному становлению «этического» периода (1, с. 256). По мнению академика А. В. Сухарева, «...современная молодежь, формально воспитывающаяся в русской культурной среде (в особенности в больших городах), как правило, в своем развитии в значительной степени бывает лишена необходимой полноты сказочно-таинственных отношений с живой природой и целостного представления о чувстве добра и зла как устойчивых основ мировоззрения» (2, с. 24).
В современных исследованиях педагогики социально-культурной сферы наблюдается повышенный интерес к теме самоидентификации и этнической принадлежности как к форме культурной защищенности учащихся. Сегодня, после многолетних дискуссий, утвердилось определение социально-культурной деятельности как общественно ценной деятельности по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. В контексте нашего исследования, мы разделяем точку зрения В. В. Туева, утверждающего, что «социально-культурная деятельность — это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» (3, с. 359).
Как проявление самодеятельной творческой активности учащихся в освоении языка социально-культурная деятельность представляет собой процесс рефлексии по осознанию себя творцом и хранителем родного языка. Фактически, развивая традиции внешкольного образования, современная социально-культурная деятельность реализуется в обучающих и внешкольных сферах образовательных учреждений, объединяя усилия педагогической и родительской общественности в процессе создания культуротворческой среды и формирования познавательного интереса и любви к родному языку на основе развития творческих способностей личности, что позволяет носителям языка в дальнейшем бережно относиться к национальным традициям, заботиться о сохранении родного языка и культуры.
Воспитание ценностного отношения к родному языку учащихся формируется на основе процесса интериоризации языковых концептов, определяющих духовные ценности этноса, включающих понятийные, образные, поведенческие и культурные измерения; языковые концепты в виде концептуальной памяти, закрепленной в тезаурусе языковой личности, обеспечивают стабильность и преемственность духовной культуры этноса, а также устойчивое формирование языковой картины мира.
Данный тезис обуславливает необходимость инициации различных социально-культурных проектов на основе изучения языка, культуры, истории, традиций и т.д., организации досугового общения и развития межкультурной коммуникации
учащихся; расширения межкультурных связей движения клубов исторической реконструкции, способствующих самоидентификации учащихся.
Например, в рамках одного из социально-культурных проектов Подмосковья «Грамотное поколение» с 17 по24 мая 2009 года прошли Дни славянской письменности и культуры, в которых приняли участие более 120 химкинских и московских школьников. Учащиеся имели возможность участвовать в викторине и написать сочинения на конкурс «Наша кириллица — духовная кормилица». Им были предложены различные патриотические темы: о любви к родному языку, к семье, к корням своего рода. Дети с доминирующим правополушарным мышлением творили образы в картинах и стихах, рисовали генеалогическое древо своего рода, создавали коллажи и инсталляции. Участники клуба исторических реконструкций «Свентовит» представили театрализованный обряд древних славян «День земли», который праздновался нашими предками перед началом посевных работ и др.
Педагогические технологии воспитания ценностного отношения к родному языку на основе этнофункционального подхода базируются на единстве языкового тезауруса, лексикона, прагматикона и социально-культурной рефлексии. Методика предполагает целостность, обеспечение единства структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, педагогическое содействие, критерии, уровни сформированности ценностного отношения к родному языку), ориентирована на моделирование социально-культурных проектов, направленных на приобщение учащихся к культуре своего отечества посредством изучения фольклора, стилистики жанрового многообразия форм устного народного творчества, совершенствования исполнительских навыков и формирования устойчивого интереса к истории народной культуры на основе личностного интереса и самодеятельной активности.
Как следствие, в рамках культуротворческой направленности социально-культурных проектов реализуются многоаспектные функции воспитания, образования, просвещения; творческие функции духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда; коммуникативные функции досугового общения и рекреации в процессе языковой и творческой деятельности участников.
Идея материальной и духовной ценности родного языка для его носителей является созидающей, ведь развитие общества идет через развитие языка и наоборот. Определяя значение изучения родного языка, К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного языка» (4, с. 558). Поэтому, спустя столетия, мы вновь подтверждаем педагогическую истину великого ученого, создателя отечественной методики образования, что высшая цель воспитания — это духовно-нравственное становление личности учащихся, проявляющееся в совершенстве родной речи и внутренней гармонии души гражданина и патриота России. Язык — это средство выражения мысли, духовного общения. Сохранение единства и чистоты языка способствует сохранению единства нации, то есть народа в целом.
Примечания
1. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества (1830-1835) / В. Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию. - М., 1984.
2. Сухарев А. В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию / А. В. Сухарев. - М., 2003.
3. Туев В. В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ: дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Туев. - М., 1998.
4. Ушинский К. Д. Собр. соч. / К. Д. Ушинский; АПН РСФСР. - М., 1949. - Т. 2.